Эксклюзив

30 080 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    ЛУЧИ и РЕЛИГИИ Из "Эзотерическая психология", т.1, стр. 167 "Любая великая религия зарождается под влиянием того или ...Сету (сето) — кра...
  • Наталья Мирная Бэкеи
    Ндаа себе! Стоило 60 лет развивать цифру и компъютер, чтоб сделать мультик с таким же качеством и с тем же содержанием😃Русский царь Баты...
  • Юрий Ильинов
    https://www.youtube.com/watch?v=zjQIoOgz2P4Артефакты Ики: уд...

Фрэнсис Скотт Фицджеральд: от «Великого Гэтсби» до запойного дна

Фрэнсис Скотт Фицджеральд: от «Великого Гэтсби» до запойного дна

Источник фото https://crescina.bit.ua/2017/08/writers-alcohol/

Первым поднявший в литературе тему «потерянного поколения» Фрэнсис Скотт Фицджеральд посмотрел на неё совсем иначе, чем большинство из тех, кто немногим позже будет говорить об этом же. Его вдохновляли бурный рост промышленности, развитие новых направлений в культуре, яркая мирная жизнь, противопоставленная мрачным будням войны. Его творчество — это новый век. «Век джаза», Фицджеральд сам его так окрестил. Да и жил писатель так же «джазово», как и писал.

Его романами «По эту сторону рая», «Прекрасные и проклятые», «Великий Гэтсби», «Ночь нежна» зачитывался весь мир. Однако славы ему добавляла и личная жизнь, выставленная на всеобщее обозрение. О его любви с Зельдой Сейр говорили тогда, говорят не меньше и сейчас. Многие, в том числе и Хемингуэй, утверждают, что жена лишь вредила карьере писателя, причём умышленно, и в результате свела его в могилу. Другие уверены, что Зельда была музой Скотта.

Фото с сайта https://woman-project.com/post/25987

Они познакомились в одном из баров штата Алабама. Фицджеральд встречался там со своими сослуживцами, Зельда же, как обычно, куролесила в обществе своих поклонников. Типичная представительница золотой молодёжи, она всё время проводила в развлечениях в надежде найти того, кто подарит ей праздник длиною в жизнь и не будет считать при этом копейки.

Скотт, пока ещё обычный пехотинец, хоть и офицер, влюбился с первого взгляда. Зельда же всего лишь заинтересовалась им и согласия на его предложение давать не спешила. Замуж обещала выйти только после успешного издания его первой книги.

Между ними километры. Фицджеральд, демобилизовавшись, старательно пишет роман, но издатель его отвергает. Ревность — а Скотт знает всё о похождениях своей ненаглядной — подстёгивает его к работе. И вот переработанную книгу издают. Половина тиража расходится в первые же дни. На гонорар писатель покупает бриллиантовые часы и отправляется к возлюбленной.

Фото с сайта https://femmie.ru/zel-da-i-skott-fitsdzheral-d-tak-legko-by-t-lyubimy-m-tak-slozhno-lyubit-47050/

Зельда понимает, что и литературный труд неплохо оплачивается, да к тому же главная героиня списана с неё, что льстит, и выходит за Скотта замуж. Он на седьмом небе от счастья, и всем рассказывает, что женился на героине собственного произведения.

Фото с сайта http://politika-v-rashke.ru/5-velikih-knig-che-avtorstvo-pod-somneniem/skott-i-zelda-vsegda-shagali-v-nogu-i-v-zhizni-i-v-literature/

Началась сказочная жизнь. Они гуляли и веселились, а светские хроники пестрили их фотоснимками. Но временами жизнь в ритме джаза прекращалась — Скотт с головой уходил в работу. И тогда Зельда начинала скучать. Сначала лёгкие интрижки, потом скандалы, и даже зависть.

Друзья семьи отмечали, что Зельда тоже пыталась что-то писать, однако ничего из этого не выходило. И тогда жена, как некоторые утверждают, начала понемногу спаивать и так любящего выпить Скотта. Насколько можно доверять такой информации, трудно сказать. Возможно, всё это было и без умысла, но было. Трезвым Фицджеральда друзья заставали всё реже, и это мешало ему творить.

Хемингуэй, видя, что происходит с его товарищем, пытался урезонить Зельду, просил не губить светоч американской литературы, на что та отвечала шипением. Так он её и назвал: «хитрая кошка с пустыми глазами».

А потом Зельда начала слышать голоса. В итоге — «шизофрения, как и было сказано». Скотт пытается лечить жену, но безуспешно. И от этого ещё больше пьёт. Несчастья обрушиваются на него одно за другим: он ломает руку, умирает его мать, дочь бросает учёбу…

Фицджеральд не выдерживает — обширный инфаркт и смерть в 44 года. Зельда переживёт его на восемь лет, даже немного поправится. А за несколько дней до страшной гибели в пожаре скажет:

«Я не боюсь умереть. Скотт говорит, это совсем не страшно».

 

Ричард III: коварный убийца или жертва интриг

Фрэнсис Скотт Фицджеральд: от «Великого Гэтсби» до запойного дна

 

Август 1485 года. Англия. Болотистое поле неподалёку от местечка Босворт. В это время и в этом месте закончилась усобица, которую со школьных времён мы знаем как войну Алой и Белой Розы. Около тридцати лет две ветви династии Плантагенетов — Ланкастеры и Йорки — делили английский престол, который в итоге по причине гибели последнего Плантагенета достался Тюдорам.

Этим последним был Ричард III. Он правил страной около двух лет — срок весьма незначительный. Однако благодаря стараниям литераторов он вошёл в историю как самый зловещий английский король, преступлениям которого нет и не может быть оправдания.

Философ и писатель-гуманист Томас Мор спустя почти 30 лет после гибели Ричарда (Йорка) написал его биографию. В её основу легли рассказы архиепископа Кентерберийского, который был приверженцем Ланкастеров, а после воцарения Тюдоров получил немало бонусов, в частности, сан кардинала. Поэтому и неудивительно, что в «Истории Ричарда III» Мор, осуждая королевский деспотизм, делал это на примере Ричарда, признанного «официальным» злодеем.

Через сто лет уже Мор становится источником вдохновения — теперь для Шекспира. По версии английского драматурга хромой, горбатый, в общем, сильно уродливый Ричард пачками убивает своих родичей, которые, по его мнению, мешают ему занять престол. Среди его жертв названы убитый в Тауэре Генрих VI, казнённый принц Эдуард, утопленный в бочке с вином его брат Джордж. И это только из одной ветви династии!

Однако историки уверены, что всё это измышления Тюдоров, которые за счёт очернения предыдущей власти укрепляли свою.

Как известно, историю пишут победители. Тем не менее у потомков никто не отбирает права попытаться установить истину. И, прежде всего, она заключается в том, что Ричард не был так уродлив, как описывают его Мор и Шекспир. Он не был хромым или горбатым. Да — невысок. Да — хрупок. Да — не красавец, по сравнению со старшим братом Эдуардом, которого называли «шесть футов мужской красоты». Но при этом Ричард был ловким наездником и отличным бойцом.

Единственное, что, скорее всего, было правдой, — уставшее от страданий лицо монарха. Ибо есть версия, что Генриха VI ему действительно пришлось устранить, однако сделал он это по непосредственному приказу брата Эдуарда.

Малолетнего племянника, тоже Эдуарда, взошедшего на трон после внезапной смерти отца, Ричард, вероятно, тоже не убивал. У него для этого просто не было причин: юного принца объявили незаконнорождённым и лишили прав на престол. Он не представлял угрозы для Ричарда.

А вот сам «кровавый» король буквально сразу по восшествии на трон стал неугоден тем, кто его к нему и привёл. Ведь Ричард резво взялся за реформы, в том числе армии и судов, что очень не понравилось и его недругам, и друзьям.

Поэтому накануне решающей битвы король оказался предан верными, как он считал, соратниками — они перешли на сторону Тюдоров. Изначально превосходящие врага по силе войска Ричарда в последний момент оказались малочисленными. Вступая в бой, король уже, вероятно, предполагал, чем он закончится, однако бесстрашно бросился на неприятеля в надежде дотянуться до Генриха первым. Но в спину ему ударили предавшие его рыцари.

А затем стали появляться легенды, рассказывающие о кровавых злодеяниях последнего короля из династии Плантагенетов.

 

Сергей Есенин глазами кинематографистов

Фрэнсис Скотт Фицджеральд: от «Великого Гэтсби» до запойного дна

 

Жизнеописания людей всегда популярны в любом виде, будь то книги или фильмы. Безусловно, если речь идёт о художественном произведении, а не документальном, то некоторого вымысла не избежать. Но публика готова прощать неточности, лишь бы побольше узнать о жизни своих кумиров. У российского зрителя особой любовью пользуются биографии поэтов Серебряного века — вероятно, потому, что жизнь их порою интереснее, чем сочинения.

Большой интерес у нашего зрителя всегда вызывал Сергей Есенин. Короткая, насыщенная яркими событиями жизнь и загадочная смерть, которую как только ни пытались объяснить.

О поэте снято множество документальных фильмов, одним из первых стал киноочерк «На родине Сергея Есенина». Это была дипломная работа оператора Юрия Тунтуева и режиссёра Александра Муратова, сценарий к которой написал Геннадий Шпаликов. Затем появился хронико-документальная лента «Сергей Есенин», а уже в 1971 году вышла художественная картина «Пой песню, поэт...»

Сергея Александровича в ней сыграл Сергей Никоненко, большой поклонник творчества поэта, и, что самое удивительное, невероятно на него похожий. Соавтором сценария вновь выступил Геннадий Шпаликов. Фильм разбит на новеллы, в которых события из жизни поэта переплетаются с его произведениями, а образ Есенина-поэта неразрывно связан с образом лирического героя.

Сергей Никоненко в роли Сергея Есенина в фильме «Пой песню, поэт...»
Сергей Никоненко в роли Сергея Есенина в фильме «Пой песню, поэт...»

 

Эта работа настолько впечатлила С. Никоненко, что в 90-х годах в московской квартире Есенина он основал музей поэта, ставший впоследствии Есенинским культурным центром. Причём сделал это на личные средства. Артист признаётся, что поэт ему духовно близок, а его произведения и по сей день звучат актуально.

Уже в начале нынешнего столетия режиссёр Семён Рябиков снял картину «Золотая голова на плахе». В ней роль поэта исполнил Дмитрий Муляр.

Кадр из фильма  «Золотая голова на плахе».
Кадр из фильма «Золотая голова на плахе».

 

Рябиков — большой поклонник творчества Есенина — долго искал сценарий, и в итоге из пяти предложенных собрал свой собственный, шестой. В «Золотой голове на плахе» режиссёр рассказывает о двух последних годах жизни поэта. Напряжение, надрыв, тяжёлый, но неизбежный выбор и... Убийство или самоубийство? Создатели оставляют этот вопрос без ответа, однако подталкивают к нужной им версии.

Но этот фильм затерялся на фоне другой премьеры — сериала «Есенин», главную роль в котором сыграл Сергей Безруков. Действие в телефильме развивается в двух временных отрезках: начало двадцатого века и его завершение. Фотография из прошлого понуждает советского милиционера 80-х годов заняться странным расследованием гибели поэта, произошедшей 60 лет назад.

Фото с сайта woman.ru

Для Безрукова эта роль стала одной из знаковых, артист проникся к творчеству Есенина особым трепетом:

«Есенин — самый исповедальный поэт Серебряного века. Когда читаешь его строчки, то понимаешь, что он чувствовал в конкретный момент. Каждое его слово, каждая строка пропитана болью. Тем же ощущением восторга от любви».

Сериал получил немало лестных отзывов, но и критики было достаточно. Мол, слишком Есенин получился «лёгким». Но художественный фильм ведь не претендует на историческую достоверность. А благодаря любимому артисту фильм смотрит молодёжь, проникается и начинает читать. Это ведь важнее неправильно указанной даты или неточно произнесённого слова?

 

Необузданный и гениальный Караваджо

Фото https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%BE

Не каждый разбирается в живописном искусстве. Однако картины Микеланджело Меризи, которого весь мир знает под именем Караваджо, поражают воображение любого. Специалисты считают, что такого впечатления художник добивался за счёт техники «кьяроскуро», которую он сам же и придумал. Это резкий контраст света и теней, который придаёт объём переживаниям героев.

А герои полотен Караваджо переживают. Причём все. Причём очень сильные чувства. Но это вполне объяснимо, ведь сам автор прожил короткую, но очень насыщенную сильными по эмоциям событиями жизнь.

Родился он в Милане или неподалёку от него. Возможно, в маленьком городишке Караваджо, отчего и получил прозвище. Он рано потерял отца — его забрала бушевавшая в Италии эпидемия чумы. Мать осталась одна с оравой детей. Об этом этапе жизни художника больше ничего неизвестно.

Вновь мы видим его уже в мастерской Симоне Петерцано, известного в то время художника, жившего в Милане. Караваджо 13 лет, и он — ученик Симоне. Пройдя обучение, он по всем правилам должен был получить звание художника, однако свидетельств этому нет.

Караваджо -  Вакх
Караваджо - Вакх

 

Вновь временной пробел. Умирает мать, а Микеланджело в спешке убегает из Милана в Рим. Почему — доподлинно неизвестно, но биографы считают, что он оказался замешан в драке с убийством. Это вполне может быть правдой, ведь то, что известно о художнике, говорит о его скверном характере, вспыльчивости и резкости, а также о любви к возлияниям в трактирах и карточным играм.

В Риме Караваджо становится подмастерьем у одного из лучших живописцев Италии — Джузеппе Чезаре, но вскоре начинает работать самостоятельно. В это время его замечает кардинал Мойте и предлагает работу с неплохим жалованьем. Караваджо пишет на религиозную тематику, но все его картины — это мученичество, распятие, раскаяние… Изображаемые им эмоции слишком реальны, драматизм полотен буквально поглощает того, кто на них смотрит, и современники художника понимают — это не просто талант, это гений.

Работы Караваджо ценятся ещё при его жизни, что достаточно нечастое явление, и он становится самым знаменитым живописцем Италии. Но слава скандалиста и правонарушителя, а то и преступника, неотступно следует за ним. Он хулиганит в трактирах и на улицах, носит оружие без разрешения, и однажды доходит до того, что художник убивает человека. Это происходит в мае 1606 года и официально задокументировано. Караваджо вновь подаётся в бега.

Надеясь на помилование, он ненадолго задерживается в Италии, а потом всё-таки переселяется на Мальту. Но и здесь проявляется его буйный нрав — после очередной драки он оказывается в тюрьме, из которой сбегает на Сицилию. Там ему тоже достаётся, но умирает Караваджо от малярии в 38 лет.

Караваджо - Жертвоприношение Исаака
Караваджо - Жертвоприношение Исаака

 

Его творчество не относят к какому-либо определённому направлению. Но его картины всегда можно отличить по нескольким, характерным только Караваджо чертам: помимо контраста это ещё лаконизм композиции, насыщенный колорит, драматический эффект. Реалистичность его картин потрясает — фигуры на них почти что осязаемы!

Караваджо - Воскрешение Лазаря
Караваджо - Воскрешение Лазаря

 

Говорят, чтобы создать эффект трёхмерности, художник даже использовал систему зеркал. После смерти живописца в изобразительном искусстве появился стиль с названием караваджизм, который оказал влияние на таких мастеров холста и кисти, как Рембрандт, Веласкес, Рубенс и других.

 

Острые грани Ильи Кормильцева

Фото с сайта https://24smi.org/celebrity/photo/30913-ilia-kormiltsev/497584/

В нынешнем году Илье Кормильцеву исполнилось бы 60. Он был талантливой и многогранной личностью: в зоне его интересов были музыка и поэзия, литература и философия, наука и религия. Однако своё имя Илья Валерьевич обессмертил песнями группы «Наутилус Помпилиус», автором текстов которых он был.

Илья родился в тогда ещё Свердловске и с детства увлёкся изучением иностранных языков, так что родители определили его в английскую спецшколу. Тем не менее, когда пришло время получать высшее образование, Кормильцев выбрал химический факультет и отправился за этим в Ленинград.

Но Илья быстро соскучился по дому и со второго курса перевёлся на ту же специальность в родной Свердловск. Здесь он погружается в литературу, пишет стихи и сводит дружбу с творческой интеллигенцией, в основном рок-музыкантами, с которыми начинает плодотворное сотрудничество. Его первые песенные опыты связаны с композитором и лидером группы «Урфин Джюс» Александром Пантыкиным.

Судьбоносная встреча двух гениальных людей, во многом определившая культурную жизнь поколения 70-90-х годов, Ильи Кормильцева и Вячеслава Бутусова, произошла на комсомольском семинаре, организованном для деятелей молодёжной культуры.

Как вспоминал позже сам Илья Валерьевич, они стали «назначать друг другу свидания», и в итоге знакомство обернулось тесным и долговременным сотрудничеством. Альбомом «Невидимка» началась новая история доселе не очень известной группы «Наутилус Помпилиус». Кстати, второе слово в названии, по слухам, придумал тоже Кормильцев.

Песни «Нау» на стихи Кормильцева наизусть знала вся страна. Особенно популярными были «Эта музыка будет вечной», «Взгляд с экрана» (это про Алена Делона, который «не пьёт одеколон»), «Скованные одной цепью», «Я хочу быть с тобой».

Причём, как рассказывал Илья Валерьевич, с Бутусовым у них была договорённость: Кормильцев даёт ему стихи, а тот выбирает те, что ему нравятся, и пишет на них музыку. И никто не спрашивает, почему так, а не иначе.

Итогом совместного творчества стали девять альбомов, написанные примерно за десять лет. Затем дороги разошлись.

Кормильцев, владевший тремя языками, занялся переводами. Благодаря ему впервые на русском языке вышли «На игле» Уэлша, «Каникулы в коме» Бегбедера, «Бойцовский клуб» Паланика. Также он переводит Толкиена, Уэльбека, Керуака и многих других для «Иностранной литературы».

Вскоре И.В. Кормильцев приходит к мысли заняться издательской деятельностью. Его «Ультра. Культура» занималась публикацией исключительно радикальных произведений. Кормильцев считал, что только достаточно радикальные книги заслуживают быть изданными. Среди его авторов Эдуард Лимонов, Александр Проханов, Борис Кагарлицкий.

Однако это направление деятельности Кормильцева часто подвергалось нападкам и, возможно, вполне заслуженной критике за публикацию книг в том числе и экстремистского толка. «Ультра. Культура» перестала существовать как отдельное издательство после смерти своего основателя в 2007 году, поглощённая более крупной компанией.

Картина дня

наверх