Эксклюзив

30 076 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов3 марта, 18:10
    Почему ничего получается, а у других получается У вас ничего не получается? Вы стараетесь, прикладываете усилия, вы н...Физики обсуждают ...
  • Юрий Ильинов3 марта, 18:09
    Сон 😴 - самый лучший вид релакса! Доброй ночи!Жуткий проект над...
  • Юрий Ильинов3 марта, 18:08
    📆 04.03.2021 . Карта дня - Шут . . Хорошо проснуться с утра и пошутить над собой, это освободит вас от груза серьезн...Законы кармы. Рез...

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ - 1 Общая часть

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ - 1 Общая часть

Читайте первоисточники!
... ибо там или не совсем то, что пишут историки, или совсем не то!
РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ ЛЕТОПИСЬ
ПЕРЕВОД С ПЕРСИДСКОГО л. а. Хетагурова РЕДАКЦИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ ПРОФ. А.А. СЕМЕНОВА ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР МОСКВА • 1952 • ЛЕНИНГРАД

Несколько комментариев главным образом к комментариям очень важным для понимания сути событий!

стр. 25 о численности войска: у Джучи было 4000 воинов в Улуче Джучи!!!!!!

В. В. Бартольд основывался на показании Рашид-ад-дина о том, что из общего числа 129000 монгольских воинов 101000 Чингиз-хан оставил в наследство своему младшему сыну Тулуй-хану (в коренной Монголии), а старшие сыновья Джучи и Чагатай, ханы [30] западных улусов, получили всего по 4000 воинов. 1 Но при этом не было принято во внимание сообщение Рашид-ад-дина, что позднее, в 50-х годах XIII в., по приказу великого хана Менгу-каана, все улусные ханы и их вассалы должны были выделить из своих ополчений от каждых 10 человек по 2 человека (без сомнения, как обычно у монголов, с семьями) для похода Хулагу-хана в Иран и "передать их в инджу Хулагухана, чтобы они отправились вместе с ним и служили бы здесь",2

стр 40 очень важный комментарий о том, что у государя было много имён, посему не надо чрезмерно множить число исторических прототипов, как людей с разными именами!
у его величества, Улджэйту-хана
об имени государя Харбандэ … и он же Николай! В крещении! Упс!
ком. 1 1 Для уяснения смысла этих стихов следует сказать, что в арабской азбуке каждая буква имеет числовое значение, поэтому слова "Шах Харбандэ",
Таким образом, смысловое значение персидского имени ильхана Улджэйту "Шах Харбандэ" есть (по этой оде) "Особенная, или специальная, тень творца".
К этому следует добавить, что, как известно, у этого государя была масса различных имен. Его мать Урук-хатун, христианка, велела назвать его при крещении Николаем; позднее мы встречаем прозвище его Харбандэ "Слуга осла", которое он сам изменил при обращении в ислам на Худабандэ "Слуга бога".

стр 49 ком. 1 к вопросу о продвинутых знаниях мусульманских: арабских и персидских учёных в 13-14 веках:
1 По мусульманским средневековым воззрениям, земля держится на рогах исполинской коровы, стоящей на спине гигантской рыбы; когда муха или другое насекомое заберется в ноздри коровы и та начнет трясти головой, происходит землетрясение.

1. Рашид-ад-Дин писал свою летопись по-персидски (не по-монгольски, не по-арабски и неп-....)
Он писал её в Иране(Персии) и про Иран (Персию) ( не про Монголию), хотя иногда и попадаются названия Хитай-Хатай и даже Могулистан.

РАШИД-АД-ДИН И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД. [7] Для средневековой исторической литературы на персидском языке1 период второй половины XIII -- первой половины XIV в. был временем роста и больших достижений, когда были созданы самые выдающиеся памятники этой литературы. Среди исторических трудов данного периода на персидском языке единственным в своем роде по замыслу и выполнению является "Сборник летописей" ("Джами' аттаварих") Рашид-ад-дина Фазлуллаха Хамадани. 2
ком. 1 Мы не имеем здесь в виду всей огромной персоязычной исторической литературы, создававшейся в позднее средневековье (с XI в.) в разных странах Ближнего и Среднего Востока (Малая Азия, Азербайджан, страны Средней Азии, Афганистан, мусульманские государства Индии). В названных странах новоперсидский язык (фарси) был литературным языком для господствующего класса,...
6 Сводный персидский текст, на основании 7 старейших рукописей и фотокопий их (среди них 2 наиболее старых и лучших рукописи -- Ташкентская и Стамбульская).

3 Государство Хулагуидов он именует обычно "Иранской империей" (мамалик-и Иран).4
4 Там же, лл. 57б--58а (N 26). -- Лахорск. изд., стр. 144

стр. 79-80 и переводчики и издатели данной летописи также, как и я поняли смысл и употребление термина «тюрки» не как название народа по языку, не-этнически и не-лингвистически, но я его понял, как географическое название «турки-северный», а они — как социально-бытовой, то есть кочевники!

1 Тюрками Рашид-ад-дин называет кочевые племена Центральной Азии самого различного происхождения, говорившие не только на тюркских языках, но и на языках монгольском, тангутском и тунгусо-манчжурских. Таким образом, "тюрки" у нашего историка -- не этнический и лингвистический, а социально-бытовой тер- мин: "кочевники". Следовательно, терминология Рашид-ад-дина не может служить основанием для установления происхождения тех или иных племен

стр. 84 Говорят, что в то время, как племя меркит, воспользовавшись удобным случаем, разграбило дом Чингиз-хана, меркиты отослали его жену, которая была беременна Джочием, к [Он]-хану13

Всё как водится во главе христиан и всей Восточной Монголии - стоит Иван — Хан!

13 Т.е. разумеется известный глава христиан-кераитов, Ван-хан, бывший в годы молодости Чингиз-хана "первым лицом в восточной Монголии" (В. Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, II, стр. 410) и союзником Чингиза;
Ван-хан у Марко Поло -- Aung-khan, Unc Can, священник Иоанн или поп Иван. Китайский титул вана, т. е. царя, этот хан получил от правительства джурдженей (вышеназванное государство Джурджэ) за помощь, которую он оказал этому правительству против татар. (См. Путешествие М. Поло. Перев. И. П. Минаева, под ред. В. В. Бартольда, стр. 82--86; The Trav. of Marco Polo, ed. By Frampton and Penzer, pp. XIII, 51, 52, 58, 87, 187, 188).

стр. 90 Соркуктани-беги4 послала с тысячью людей на корабле [в ту страну] трех эмиров:
4 Старшая жена Тулуй-хана, мать Менгу-каана, племянница Ван-хана кераитского, христианка.

 

Стр 166 Чингиз — хан не есть глава, ни основатель Золотой династии , не есть Алтын — Хан!
Алтын-хан сидел в Пекине! Золотая династия — не монгольская!

В то время, когда осаждали город Джун-ду, 6 который был местопребыванием Алтанхана, тот покинул его, а его казнохранилища и эмиры остались там; по взятии города послали Кутуку-ной- она и этого Унгуза-стольника вместе с нукерами привезти казну. Заместители Алтан-хана дали [им] из казны ценный подарок [хидмати]. Кутуку-нойон не взял, а Унгуз-стольник взял. Прибывши к Чингиз-хану, [рассказали об этом], он не одобрил [этого поступка] и разгневался7 на Унгуза и его нукеров, как то записано в летописи.

6 В тексте -- джунгду, что соответствует китайскому Чжун-ду, т. е. Пекину {см.: Е. Bretschneider, op. cit., I, p. 26).

 

Чётко, ясно и доходчиво у Рашид-ад-дина, кто есть кто:

Золотая Династия - Цзинь — Алтын, государи Хитая, Кара-Хитая и Джурджэ, Манзи — это не чинцы, не хитайцы, не китайцы, не монголы, не ойраты, но джурджени-манчжуры!

При этом, mans — это готско-латинское люди, а gens — это люди — по-французски! А джуры — по кипчакски — татарски — бояре!

ЛЕТОПИСЬ государей Хитая, Кара-Хитая и Джурджэ, бывших в это упомянутое время, [а равно] *государей Мачина, который хитаи называют Манзи, а монголы – Нангяс, кои [государи] в это время были современниками Чингиз-хана 436
Лица, правившие в эту эпоху теми областями, были не из рода древних государей тех царств. В месяцы двести восемьдесят девятого [77] года [901-902 гг. н.э.] государем Хитая, Кара-Хитая 437, Джурджэ 438 и [страны] Манзи 439, которую называют Чин-у Мачин, а [также] Нангяс 440, был человек из рода древних государей, по имени Лиан Тайзу 441. В его правление восстал один из эмиров кочевников [сахранишин], по имени Джуланчи Амаки 442. Он прибрал к рукам владения [мулк] Хитая, Кара-Хитая и Джурджэ. После того как круговорот времени дошел до его девятого поколения, восстал государь Джурджэ и отобрал из рук кара-хитаев это государство [мамлакат], а их свергнул. В четыреста девятнадцатом году хиджры [1028 г.

н.э.] и в 522 году [1128 г. н.э.] этот названный государь Джурджэ завладел всем владением [мулк] Хитая; государь Хитая, по имени Гау-зун 443, укрылся от него во владении Мачин, и до [самого] последнего времени он и его потомки [фарзанд] остаются там, довольствуясь этим владением. Этот государь, завладев областью Кара-Хитая и Джурджэ, нарек себя Дай-Лиу 444, т.е. государь мира. Когда Чингиз-хан захватил государства [мамалик], население [ахл] Хитая назвало его соответственно этому термину Дай-ван 445, т.е. великий государь, приказ которого объемлет [весь] мир. Летопись и рассказы о государях Хитая и Мачина, начиная с древних времен, в том виде, как они приводятся в их книгах, подробно год за годом и государь за государем, обстоятельно мы изложили в приложении к этой благословенной Газановой истории.
437. Здесь допущено небольшое изменение общепринятого в нашей исторической литературе слова «кара-хитаи» (как народ) в «Кара-Хитай» (как страна), т.е. «Черный Хитай», в отличие от Хитая в собственном смысле (т.е. от Сев. Китая).
438. Джурджэ – джурджэни – народность, говорившая на языке, близком к манчжурскому, и обитавшая в северо-восточной Манчжурии. Первоначально джурджэни находились под властью киданей, но в начале XII в. они восстали под предводительством Агуда, который, нанеся киданям тяжелые поражения, в 1115 г. объявил себя императором и дал своей династии название *** Цзинь (т.е. «золото, золотой»). Наследник Агуда, Укимай, завершил разгром киданьского царства и расширил свои владения на юг за счет земель Сунской династии. Территория джурдженских владений на юге доходила до р. Хуай. Цзиньская династия владычествовала в Северном Китае свыше столетия (1115-1234 гг.), после чего была свергнута монголами.

И никаких татаро-монгол!

В тексте нет и не было монгол, но более точное написание названия народа — мугул — mughul!
Глава вторая -- о тюркских племенах, которых в данное время называют монголами [мугул],
Глава четвертая -- о тех тюркских племенах, которые в древности назывались монгол [мугул];

И ещё раз об общеизвестном и сведениях первоисточников в сравнении!

Золота́я Орда́ (Улус Джучи, тюрк. Улу Улус — «Великое государство»[15]) — средневековое государство в Евразии.

В 1224—1266 годах находилась в составе Монгольской империи[16]

Улус Джучи, который так обожают монголофилы и тюркофилы, название, которым, якобы, называлась Русь, как часть государства....

Читаем наше всё, так сказать Рашид-ад-Дина, и удивляемся!!!!

Сокращенное повествование о делах Джучи-хана. Так как Джучи-хан умер раньше отца, то рассказ, относящийся исключительно к нему (Джучи), нечего излагать совершенно особо. По этой причине (здесь) описывается лишь краткий свод известий о делах его, подробно приведенных (ужа) в истории Чингиз хана, и излагается описание обстоятельств болезни и смерти его. Происходило (все) это так: Джучи-хан по повелению Чингиз-хана постоянно находился в военных походах и завоевал и покорил много областей и стран. В то время когда Чингиз-хан, направляясь в области таджиков, прибыл в местность Отрара, он назначил его (Джучи) на завоевание Отрара и оставил (его) там. Джучи, как было сказано в истории Чингиз-хана, 418 взял Отрар, овладел крепостью его, разрушил ее, отправился обратно и покорил те области, которые оказались на его пути, пока не прибыл к пределам Самарканда, |132| к отцу. Оттуда Чингиз-хан снова отрядил его, с братьями Чагатаем и Угетаем, для завоевания Хорезма. Когда они обложили его 419 (Хорезм), то по причине несогласия, (возникшего) между ним (Джучи) и Чагатаем, взятие его (Хорезма) не удавалось. Чингиз-хан приказал, чтобы начальство в этом походе принял на себя Угетай. Этот сумел установить согласие между братьями, и они сообща овладели Хорезмом. 420 Чагатай и Угетай отправились к отцу и у крепости Талькан явились (к нему), а Джучи прямо из Хорезма двинулся к Ирдышу, где находились его обозы (угрук) и присоединился к своим ордам. 421 Перед тем Чингиз-хан приказал Джучи двинуться в поход на завоевание и покорить северные области, как то: Келар, 422 Башгирд, Урус, Черкес, Дешт-и-Кипчак и другие области тех краев, а так как он (Джучи), уклонившись от этого дела, отправился во-свояси, 423 то Чингиз-хан чрезвычайно разгневался и сказал: «Не видать ему милости, 424 я предам его казни». Джучи приключилась болезнь, и когда отец, возвратившись из областей таджиков, прибыл в свои орды, то он (Джучи) вследствие этого не мог явиться (к отцу), а отправил (к нему в подарок) несколько харваров охотничьей добычи и просил извинения (за неприбытие). После этого Чингиз-хан несколько раз приказывал вызвать его к себе, но он (Джучи), вследствие болезни, не являлся и приносил извинения. Затем какой-то человек из племени [65] мангкут направлялся (к Чингиз-хану) из пределов Джучиевых юртов. Джучи, перекочевывая и переходя из юрта на юрт, таким больным прибыл к горе» которая была местом его охоты. Так как (Джучи) чувствовал в себе слабость, то он отправил охотничьих эмиров, чтобы они «охотились. Увидев такое сборище людей, занимавшихся охотою, тот человек (мангкут) вообразил, что это (сам) Джучи. Когда он прибыл к Чингиз-хану и (последний) спросил его о положении болезни Джучи, то он (мангкут) ответил: «О болезни (его) сведений не имею, но он на такой-то |133| горе занимался охотой». По этой причине вспыхнуло пламя гнева Чингиз-хана, который вообразил, что он (Джучи) возмутился и потому не обращает внимания на слова отца. Он сказал: «Джучи сошел с ума, что выделывает такие вещи» и приказал, чтобы войско выступило в поход в его сторону и чтобы в авангарде отправились Чагатай и Угетай, а сам собирался выступить в поход вслед (за ними). В это время пришло известие о смерти Джучи в ... 425 году.

425. Пропуск в рукописях. Позднейшие авторы (начиная с Хамдаллаха Казвини, ниже, стр. 91) говорят, что Джучи умер за 6 месяцев до смерти Чингиз-хана, т. е. в феврале 1227 г. О дате смерти Чингиз-хана см.: Бартольд, Туркестан, 496.

Чингиз-хан от этого обстоятельства очень опечалился и загрустил и произвел расследование. Слова того человека оказались ложью и выяснилось с несомненностью, что Джучи в то время был болен и на охоту не ходил. Стали искать того человека, из мангкутов, чтобы казнить, но не нашли его. Важные эмиры, равно как послы, во всякое время приходившие (в Иран) из улуса Джучи, сообщили, что смерть его последовала между 30-м и 40-м годами (его жизни), и эти слова близки к истине; другие же говорят, что он скончался в 20-летнем возрасте, но это чистейшая ошибка. После смерти его и Чингиз-хана, когда на престол вступил Угетай-каан, последний, во исполнение состоявшегося перед тем указа, данного Чингиз-ханом на имя Джучи-хана, поручил завоевание северных стран (членам) его (Джучи) рода, и они, при помощи других царевичей, занялись этим.

Таким образом, ничего Джучи не завоевал и не создавал, прохалявничал, проболел или на охоте прогулял!
Вот такая она история!!!!!


Золотая Орда - это не государство!
это знал, кажется Рашид-ад-Дин его переводчики и издатели, да и наши тоже...
1440
В тексте урду-и заррин-и бузург – Большая Золотая Ставка. В (***) Хэй-да ши-люэ, т.е. «Заметках о черных татарах» – китайском источнике XIII в. (1237 г.), описывающем быт и нравы монголов того времени, сообщается о «золотом шатре» ((***) цзинь-чжан). Согласно этому источнику, «золотой шатер» представлял собою большую монгольскую юрту, вмещавшую несколько сот человек и ставившуюся ханом в особо торжественных случаях. Так как столбы и порог в ней были обернуты золотом, то ей и было присвоено название «золотой шатер». Описание аналогичного шатра дано и у Тамима ибн Бахр’а, путешественника X в., проезжавшего через страну уйгуров. (О нем см. статью: Минорский. Tamim ibn Bahr’s. Journey to the Uyghurs, BSOAS University of London, 1948, v. XII, p. 283). В нашем тексте речь, видимо, идет об аналогичной царской ставке.

Золотая ставка-палатка - это как раз и есть легендарная Золотая Орда!
как видим Рашид-ад-Дин вполне точно и конкретно описывает её создание по приказу Газан-хана в 1302 году в Уджане недалеко от столицы Иранского государства - Тебриза - Таурусь

РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ

|A 254b, S 558| Рассказ о приказе государя ислама начать устроение дел войска и владений после благословенного восшествия на престол

Рассказ о соизволении государя ислама на всеобщее торжество в Золотой ставке 649 (урлу-и зарин) в местности Баг-и Уджан, чтении там от начала до конца Корана и всеобщем пожаловании подарков

Государь ислама раньше приказал знаменитым мастерам и искусным зодчим построить золотую палатку и золотой престол из подходящих материалов и средств. В течение трех лет большая толпа была занята устройством их и теперь, когда [Газан-хан] прибыл в стольный город Тебриз, они были закончены. В конце месяца зи-л-ка’дэ лета 701 [кон. VI 1302] [Газан-хан] из Тебриза переехал в Уджан. Для благословенного местопребывания там оградили валом луг очень цветущий и прелестный. Там имеются речки и ручьи с проточной водой и [там] устроили большие пруды и водоемы, [в которых] поселились разного рода птицы. Тот прямоугольник разделили на равные части и по двум сторонам его обозначили рубежи ивами и белыми тополями, чтобы народ ходил вдоль [190] этих рубежей и ни одна душа не проходила посредине луга. [Была указана] дорога каждому определенному разряду людей, откуда им входить и куда выходить. В середине построили кушки, башни, баню и прекрасные здания. [Газан-хан] повелел, чтобы золотую палатку разбили в середине этого сада с приемным шатром и навесами, которые особливо для него предназначены. Собрались все фарраши и зодчие и смогли разбить [палатки] из-за чрезвычайной [их] величины лишь в течение одного месяца. Затем они установили престол, усыпанный жемчугом и яхонтами.

Прежде чем приступить к торжеству, [Газан-хан] из уважения к исламу призвал сейидов, имамов, шейхов, казиев и благочестивых людей и пригласил заодно и прочую братию [разных] общин. Он обратился к собравшимся и повел тонкую речь красноречивым языком и в изящном изложении о непостижимых путях истины и о знании, увещевал и убеждал людские общины и возблагодарил за великие божеские благодеяния. Между прочим, он сказал: «Я, немощный раб, сознаюсь в слабости, недостатках и многочисленных грехах и не заслуживаю того дара и не достоин этой милости. Однако излияние божеского милосердия и сострадания и следы любви и щедрости творца, ‛да будет он могущественным и всевеликим’, по отношению к своим рабам беспредельны. Величина его благодеяния больше того, что сын человеческий и даже весь род людской может отблагодарить. Я не упускаю из виду, что благодарность за то, что весь 650 народ Иранской земли, который отдан [мне]

 

То же самое свидетельствует Татищиев в своём Лексиконе со ссылкой на других авторов известных:
Золотая орда, у мунгал издавна называли ханской шатер или кибитку, которое, по сказанию Карпеина и Рубрика, якобы от того произошло, что Чингисхану подарил китайской хан шатер богатой, золотыми парчами подбитой, от котораго то звание произошло, и после у всех ханов хотя и простыя, но большие кибитки для приема знатных людей, послов и прочая называли тако. Наши же писатели, не прилежа подлинно знать большаго или главнаго по Волге хана, всю его область называли Золотая орда. Но понеже они преходя обитали, иногда к Бухарии, иногда к Персии около Баки и дале, иногда при Волге находились, и для того оной Золотой орды, как более думают город сего имяни, места не знают, однако ж построенной Батыем великой каменной дом ниже Царицына около 30 верст на луговой стороне Шери-Сарай, или Золотой дом, был довольно знатен, котораго знак немалой в развалинах доднесь видим. Кто же его разорил, о том подлинно никто не знают, но мнят, что по победе Тахтамыша Темир Аксаковым воеводою, иныя мнят, что от запустения развалился и кирпич развезен в Астрахань и другие места.

В. Н. Татищев
Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской

ЛЕТОПИСЬ
о Чингис-хане от начала года кулугинэ, 979 являющегося годом мыши, начинающегося с джумада II 600 г. х [апрель – май 1204 г.], до самого конца года морин, бывшего годом лошади, начинающегося с месяца шабана 606 г. х. [дек. 1209 – янв. 1210 г.], что составляет промежуток времени в шесть лет. В этот последний год Чингиз-хану исполнилось пятьдесят шесть лет.
Летопись меликов и атабеков.

Нур-ад-дин услышал [об этом], он отправился в Нисибин, 1077 захватил город и осадил крепость. Пришло известие, что Музаффар-ад-дин, владетель Ирбиля, напал на округа [а’мал] Мавсиля и разграбил город Ниневэ 1078; [160] вследствие этого [Нур-ад-дин] вернулся назад, намереваясь пойти на Ирбиль.

1078. Может быть, здесь, как и ниже, речь идет о древней Ниневии, развалины которой лежат против Мосула, иа противоположном берегу Тигра,

Таким образом Рашид-ад-Дин упоминает в 13-14 веке город который, датировали 8 веком до н.э.

Нине́ви́я[2] или Нин[3] (аккад. Ninwe; новоарам. ܢܸܢܘܵܐ; ивр. ‏נינוה‏‎, Nīnewē; греч. Νινευη; лат. Nineve; араб. نَيْنَوَى‎, 'naj na wa) — с VIII—VII веков до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик

В 612 году до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян, державшим её в осаде два года[1].

Ниневия упоминается как место главной битвы Ирано-византийской войны в 627 году н. э.

Местонахождение Ниневии определил Рич в 1820 году[5]. В 1842 году холм Куюнджик, под которым были скрыты руины Ниневии, начал раскапывать французский консул Поль-Эмиль Ботта, но ничего не обнаружил и перенёс раскопки к Хорсабаду, возникшему на месте Дур-Шаррукин, столицы Саргона II[1].

Первым руины Ниневии исследовал в 1847 году британец Остин Генри Лэйард[1]. В результате раскопок Лэйард нашел дворец Синаххериба. Благодаря раскопкам Лэйард стал знаменит, его двухтомник «Ниневия и её руины», а затем книга «Ниневия и Вавилон» стали крайне популярны в Европе. Однако он заболел и был вынужден покинуть Месопотамию, став английским политиком. Методы раскопок Лэйарда не были научными: он так спешил поделиться своими находками с миром, что часто разбивал найденные скульптуры на части или брал только часть их, оставляя остальные в земле. С 1852 года раскопки продолжил работник Лэйарда, айсор Рассам. Он нашел дворец Ашшурбанипала, а в 1854 году — Куюнджикскую библиотеку, содержавшую более 30 000 глиняных клинописных табличек[6].

The Monuments of Nineveh. From drawings made on the spot (1853)
A Second Series of the Monuments of Nineveh (1853)
A Popular Account of Discoveries at Nineveh (1854)
Ninevah and its Remains (1849)

 

Закон - премудрость Чингизхана из Летописей Рашид-ад-Дина!
ну, ясно, что не для мусульман, и не для буддистов, и не для монгол, и не для тюрок! но для русских!

ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ
Его назидательный рассказ.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Еще он сказал: «Когда человек, пьющий вино и водку, напьется, он становится слеп, – ничего не в состоянии видеть; он становится глух – не слышит, когда его зовут; он становится нем, – когда с ним говорят, – не в состоянии ответить. Когда он напьется, то похож на человека при смерти: если он захочет сесть прямо, то не будет в состоянии [этого сделать], точно так, как оцепенел бы и обалдел человек, которого хватили по голове. В вине и водке нет ни пользы, ни разума, ни доблестей, и нет также доброго поведения и доброго нрава: [в хмелю люди] совершают дурные дела, убивают и ссорятся. [Вино] удерживает человека от того, что он знает, и от искусств, которыми он обладает, оно становится завесою [или преградою] на его пути и для его дела. И он бывает таким, что теряет определенный путь и, [как помешаный], внеся пищу и скатерть 1517 в огонь, [потом погружает] их в воду. Государь, который пристрастен к вину и водке, не в состоянии вершить 1518 великих дел и издавать билики и [устанавливать] важные обычаи [йусун]; эмир, пристрастный к вину и водке, не в состоянии держать в порядке ни дела тысячи, ни сотни, ни десятка [своего войска] и не в состоянии завершить их [благополучно]. Телохранителю, который пристрастен к вину, строжайше воздастся, его постигнет великая кара. 1519

|A 98б, S 251| «Люди карачу, иначе говоря, простонародье [‘аммэ], пристрастные к хмельным напиткам, пропивают полностью коня, стадо и все, что [263] у них есть, и становятся нищими; служилых людей [хидматкар], пристрастных к винопитию, судьба непрерывно мучает и тревожит. Эти хмельные напитки не смотрят на лицо и на сердце: они [одинаково] дурманят и добрых и злых и не спрашивают: плох [человек] или хорош. Они дурманят руки, так что те лишаются способности схватить и искусности [в своих действиях]; они дурманят ноги, и те перестают двигаться и ходить; они дурманят сердце, и оно не в состоянии здраво мыслить, они выводят из строя все чувства и орудия мышления.

«Если уж нет средства против питья, то человеку нужно напиться три раза в месяц. Как только [он] перейдет за три раза, – совершит [наказуемый] проступок. Если же в течение месяца он напьется [только] дважды, – это лучше, а если один раз, – еще похвальнее, если же он совсем не будет пить, что может быть лучше этого?! Но где же найти такого человека, который [совсем] бы не пил, а если уж таковой найдется, то он должен быть ценим!».

Картина дня

наверх