Эксклюзив

30 097 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Самойлов
    " Сразу за его(Григория) гибелью не стало ни императорской семьи ни России" -последнее из этой статьи, выделенное кур...Краденная история...
  • Юрий Ильинов
    Спасибо. Во многом согласен. Но вспомните религию Афанасия Никитина. Сначала правоверие раскололось, а то, что стало ...Украинцы и тюрки
  • Николай Кочергин
    Автор статьи, по меньшей мере провокатор: распространяет исторические небылицы и в очередной раз  нас пытаются страви...Украинцы и тюрки

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Коль заявляешь о своей вере под названием «атеизм» (а это тоже культ) — должен аргументировать. Выступать против многих искушенных великих умов, проверенных тысячелетиями книг, хитроумных арьергардных схваток под хоругвью: «На то была Воля Его, Промысел Божий» и т.д. … Это когда у противной стороны аргументация иссякает. Не осуждаю, и вам не советую.

Приемлемый ход. Учитывая, с какой Силой имеешь дело. С другой стороны, внутренние противоречия Первоисточника существуют. Вопрос: как к ним относиться? По просьбе Читателей, регулярно будем проходиться по самым странным и знаменитым отрывкам Ветхого Завета. Никаких сенсаций не будет. Просто взгляд дилетанта от теологии. С точки зрения здравого смысла — безобидные, без сарказма и подвоха, простые вопросы. На которые ответы никогда не получим. Но воду в ступе потолчем знатно.

Сотворение.

Десятки раз читал очень веские обоснования (и опровержения) противоречия одного. Итак, Бог создал сначала животных, потом … человека. На всё ушел один день, на календаре была современная суббота (шестой день) от Сотворения всего сущего. Следующая глава рассказывает немного другую историю: после создания человека и посажения пациента в Эдемский Сад, с запретом кушать запретный Фрукт Познания … Господь вспоминает: «не хорошо быть человеку одному».

Начинает творить «помощников».

«Господь бог образовал (создал) из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему».
Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Оставим за скобками ересь под названием «Эволюция видов». Вопрос зададим: так когда были созданы животные? В субботу или в Эдемском зоопарке? Какой из двух рассказов лишний? Про глубокие смыслы и метафоры наслышан, не утруждайте пальцы. Это простой вопрос.

Дальше, в первой главе «Книги Бытия» сказано: мужчина и женщина созданы богом одновременно, в виде обоеполого существа:

«И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Потом начинается введение в древнюю хирургию и клонирование: усыпление Адама, изъятие ребра, производства прекрасного пола под именем Ева. Вопрос: это для чего такие эксперименты, щелчком пальцев упражнение не делается, раньше предугадать ситуацию нельзя было? Обоснование патриархата, гендерной подчиненности необходимо Книге? Евреи-сектанты хоть честны в этом вопросе: «первую женщину» назвали Лилит, назначили дьявольской сутью человека. А Ева — она первая женщина, так и быть.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Дилетантский анализ

проведем, чтобы не быть обвиненным в крайне поверхностном подходе …ко всему святому. Фиксируемся на последовательности действий Господа. В 1-й главе Он творит сначала растения (на 3-й день), потом животных, итогом — человека (двуполого). Под «животными» здесь подразумеваются все остальные живые представители фауны, кроме человека. Хотя теологи уже сейчас начнут путать след. Но ваш покорный слуга профан, он постичь пытается. Прочитанное глазами.

Если быть взвешенным, противоречие можно объяснить так. Два рассказа происходят из двух источников. Разнесены по времени были серьезно. Но каждый считался истинным, поэтому первый «редактор» Завета не посмел исключить какое-то «слово божие». Или же просто механически включил несуразность в тексты, не подвергнув критическому осмыслению.

Второй вариант сразу исключаем: с такими вещами не шутили в лохматые времена. Особенно в важнейшем и краеугольном вопросе, как сотворение Мира и Человека. На этом догмате любое учение стоит. Шатается, если легенда неубедительна или недостаточно эпична.

Объяснения

для атеистов — очень многочисленны, тонны книг писаны, даже прогрессивные идеи проскакивают. Мол, теория Дарвина в этих двух эпизодах Сотворения зашифрована. Очень убедительно, чуть не уверовал, читая. Моё почтение богословам Московской Патриархии. С их классическими приемами, которые атеистов должны нокаутировать. Чаще всего, оправданием «несуразности» описания Сотворения Мира, являются танцы в двух номинациях.

Первая: «не точно перевели», изучайте древнееврейский, арамейский, древнегреческий — потом поспорим. Вторая: «вы неправильно понимаете скрытые смыслы». Хорошо. Очень может быть. Чтобы не впадать в беснование противоречий, стоит крепко подумать сначала: а правильно ли мы читаем Книгу? Как она строилась, по какому замыслу? Какие были принципы в основе построений повествований. Стоит ли скандалы устраивать, блох искать…

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Что говорят ученые?

Грусть всякую. Ересь. Но, по стилю написания, приемам и построению фраз выходит: рассказ из 1-й главы относится к «Жреческому кодексу». Он был составлен иудейским духовенством во времена вавилонского Плена (VI в. до н.э.). А вот рассказ из 2-й главы, судя по всем признакам — более древний на сотню лет минимум. Восходит к группе документов, называемым «Яхвиста» (от имени бога — Яхве).

Времена были разные, слом религиозных воззрений среди иудеев. Поэтому два источника и различались по стилю и мировоззрению. Месту бога в этой прогрессорской программе. Первая глава пишется человеком, представляющего Господа полной абстракцией. Он недоступен человеческому глазу, непостижим, его творчество глобально.

А вот более ранний автор облекает Господа в конкретную форму. Очень близкую человеку, «по облику и подобию своему». Строгое, но понятное существо: говорит и действует по-человечески, лепкой из глины занят, садовник отличный, любит насладиться среди деревьев прохладцей. Очень добродушен, внимателен. Пользуется глазами, а не телепатийным радаром. Приметив Адама и Еву, пугливо прячущихся среди деревьев, — призывает их к себе, ласково выдает им кожаную одежду… Наивный, доверчивый добряк, дед-очаровашка. Никак не вяжется с образом серьезного Творца из первой главы.

Вот с этих позиций и читайте Ветхий Завет, так… рекомендация для мыслительных упражнений. Не только эпизод с Сотворением и Эдемским Садом. Понимание должно быть. Не только книги «Бытия» касается. Всего «Моисеева Пятикнижия». С осознанием факта: произведение создавалось 500 лет. Многое перепутано, старые и новые иудейские религиозные воззрения.

Мы читаем известия от лица бога по имени Элоха (Элохим). Но вдруг его зовут — Яхве. Самые хитрые оказались православные иерархи: в русском синодальном переводе имена изящно переведены — «Бог» и «Господь». Но если тексты внимательно делить, с привязкой к конкретным именам разных традиций: выделяются два отдельных источника. Каждый обладает железной логикой повествования, они самодостаточны и цельны.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Защита от атеиста.

В которой, само собой, столь великое произведение не нуждается. Итак, Библия старается (именно старается), чтобы в ней преобладал некий хронологический принцип. Сразу возникает понимание: соблюсти его невозможно от слова «совсем». По целой сотне объективных причин. Человечество малограмотно и забывчиво, носители информации недолговечны, греховность великая процветает, еще диавол козни строит. Слово Бога затереть пытается. Без шуток.

Явно с этой проблемой столкнулись первые составители Ветхого Завета. Не зная, из какой эпохи сообщение то или иное. Значит, задача была переформулирована: пусть работает принцип приоритетности информации. А хронология будет условной, поддерживающей конструкцией.

Это действует всегда и везде. Даже в статье сегодняшней. Сначала сообщаю что-то интригующее, важное, провокационное. Не факт, что в повествовании придерживаться буду заявленной тематики. Или какой-то хронологии. Законам жанра. Могу перескакивать с пятое — на десятое. Это происходит и с Библией, в компоновке ее текстов. Книга Иова написана раньше Бытия, однако стоит позже.

Если обратиться к новозаветному Собранию Сочинений, в официальном изложении и последовательности: первым было Послание Павла. Потом вселенские послания Иоанна, Петра, Иакова и Иуды. Появились Евангелия, кое-кого вообще исключили. Совсем модерном (по датировкам) считаются — Откровения. Но в современной редакции Библии порядок совсем другой. Вывод: принцип значимости и приоритетности информации победил — стройную хронологию событий, настоящих или вымышленных, не суть.

Берем наш эпизод с Сотворением Мира, вооруженные принципом озвученным. Первая глава Бытия показывает порядок творения, что Бог последователен, венец его упражнений — Человек. Вторая глава целиком сосредоточена именно на нем. Появляются идеи Завета, разделения на два пола, соединение в браке. Столь ли важны «растения и животные»? Абсолютно вторичны, это повествовательный фончик такой. К Слову пришлось.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Да, есть «ляпы» в этой Легенде. Явное несоответствие порядка действий Творца. Возникает впечатление, что он привёл к Адаму животных, которых (уже) создал ранее. А не начал заново фокусы показывать в Эдемском Саду. О чем вообще спор… Что это принципиально меняет? Даже для махрового атеиста — ничего. Особенно, если еретик немного дружен с наукой. Знает, как книги пишутся, тем более древние, многократно переизданные рукой человека.

Так ли важно, творец создал животных — до или после человека. Вашему покорному слуге — по гулкому барабану сие. Аффтор почему-то уверен: творились они в Эдемском Саду. В качестве «помощников», среди которых Адам никого не выбрал. Нигде не говорится, что бог «привёл» к человеку животных, сотворённых ранее, даже в синодальных переводах. Но забавляют попытки «верующих» это переврать, запутать, нагрузить какими-то чудовищными по изощренности — смыслами, аллегориями.

Что раздражает.

Многие противоречия Ветхого Завета (явные и не очень) адепты Веры пытаются устранить с помощью другого смешного приёма. «Неточность перевода». Причем часто грешат этим не священники, они к синодальной Инструкции гвоздями приколочены, оттуда слов не выбросишь. Рисковать репутацией богослова в споре с учёным-атеистом… иногда большим конфузом может всё окончиться. Но упражнение крайне популярно у вольной богословской публики. С поводом и без оного, на всё крестящейся. Даже когда не просят.

Обязательно придут в комментарии статьи, на форум к атеистам… и начинают «проповедовать». Вы не понимаете значения слов, это в оригинале звучало иначе, понималось по-другому. «Ракия» — это «твердь», «пространство» — пустота; «хуг» — это круг, но и шар тоже. «Вечерняя прохлада» переводится … как «Дух». Это к чему такое? С атеистами лучше в слова не играть. Особенно с теми, кто научные степени имеет по профильным дисциплинам.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

А если такой тип начнет вгрызаться в самые первые Ваши Строки… где слово «сотворил» главное. Так сразу выяснится — оно имеет два смысла (как минимум). На древних языках всяко прочитать можно: «сделать из ничего» или «делать из наличного материала». Причем первый вариант никогда (!) с древнееврейского не переводился так, это богословские выдумки, подлог поздний. Потрясение основ? Нет, наука нашла логичное объяснение этому … недоразумению. Без всяких криков и шума.

Таких примеров сотни. Вопрос адептам: если считаете Слово истинным… какого рожна в нем разночтения возникли? Дьявол попутал пересказчиков и переписчиков, черти за язык тянули епископов и переводчиков? Тогда полная печаль, Слово многократно искажено. Переврано. Со времен Моисея уже не является Посланием Его. Так, мудрая публицистика. Да еще под редактурой нечестивого... Вай-вэй, шкандаль?

Игры в слова, особенно на древних языках — хлеб и удел очень узкого круга специалистов. Чаще всего, они носителями этих языков не являются. Зачем, когда исследователи (походя) указывают на несоответствие в Сотворении Мира, касаемо «растений» — начинается вакханалия? С каким-то обоснованием, разделением. На дикие и сельскохозяйственные культуры.

Мол, сначала первые созданы были… А в Эдемском Саду — вторые, злаковые. Это так… где написано? На каком «мертвом языке»? Почему особо не подчеркивалось, специальным стихом-разъяснением? Ответ: данная информация была для авторов вторична. Абсолютно не важна. Смысл был другим и задача. Одни переводчики считали — так, другие — этак. Не агрономы чай, священники. Выдумывать книжки по этому поводу, битвы устраивать? Глупо.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Выводы грустные.

Атеисты тоже хороши, часто пнуть подмывает. Если уж веруете, то последовательны будьте. Относитесь к Заветам так, как они задумывались. Это был Политический Манифест для мира, не более и не менее. Талантливый. Построенный по художественным канонам определенного временного отрезка. Доказано же тысячи раз: не Слово неведомого Творца читаем. А исторически сложившийся свод произведений древнееврейской монотеистической религиозной литературы. Почти все «концы» и первоисточники определены, Моисей отправлен на скамейку штрафников, умный спор только в датировках ведется. Откуда какой отрывок прикочевать мог.

Открывая «Ветхий Завет», как некий конспект, — изучаем множество древних книг, фрагменты которых относятся к XIV-XIII веку до нашей эры. По — II век до н.э. А первые записи — вообще IX-м в. до н.э. датированы. Это сборник исторических, нравственно-поучительных, церковно-ритуальных, юридических, мифологических, генеалогических, психологических, лирических… И иных текстов израильтян.

Они полно (для своего времени) обозначили место и назначение человека, нормы и правила жизни. Удачная конструкция Завета покорила мир, даже Коран не возражает против факта «передачи Богом писания Моисею». Хотите сохранить рассудок, считайте это памятником мысли Древнего Востока. С пониманием и уважением к тому, что многократно переизданное и сотни раз подправленное Слово — оказало огромное влияние на мировую культуру. С каким «знаком» получилось, тоже вопрос веры.

-

Доисторическая цивилизация: эпоха победившего матриархата

Доисторическая цивилизация: эпоха победившего матриархата

В 70-ых годах XIX столетия в малотиражной польской прессе появились публикации о какой-то древней археологической культуре. Ее очень характерной, раскрашенной керамике. Под статьями стояла подпись львовского энтузиаста, археолога и этнографа Антона Шнайдера, описывались результаты его раскопок на Галичине. В 1878 году он обнаружил поселение в урочище Обоз в Кошиловцах, ошибочно посчитав его местом античного римского лагеря, а найденную женскую фигурку — изображением богини Флоры.

Очень похожее поселение Шнайдер отыскал в селе Доригичевка Залещинского уезда. Не сумев правильно интерпретировать находки, правильно посчитать их приблизительный возраст, без покровителей в научном мире — очевидную научную сенсацию мир не заметил. А энтузиаст-археолог покончил жизнь самоубийством, отстраненный от любимого занятия интриганами Краковской Академии наук.

В 1884 году во время изысканий в румынской деревне Кукутень местный этнограф Теодор Бурад насторожился, найдя во время раскопок многочисленные фрагменты «рисованной керамики» и статуэтки, не похожие ни на что, известное ему доселе. Выяснилось, поднята на свет божий очень большая диковина, относящаяся к эпохе «энеолита» (медно-каменная эра, 4600-3500 до н. э. ).

Через год группа его друзей-энтузиастов начала помогать проводить широкомасштабные поиски, их результаты были торжественно представлены научному миру в 1889 году на международной конференции в Париже. Археологический круг рукоплескал, по названию деревни Кукутень — открытие стало самостоятельной культурой, «кукутенской».

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Независимо от румын работал еще один энтузиаст, уже на территории Малороссии. Несколько следов загадочных и странных поселений в 1893 году были найдены археологом-любителем Викентием Хвойкой. Сначала на улице Кириловская в Киеве, а в 1897 году похожие поселения были найдены рядом с городком Триполье Киевского повета. Теперь раскопано было полноценное городище. Тоже из времен «энеолита». Городок Триполье дал название вскрытой культуре. Сверив данные, ученые пришли к выводу: Триполье и Кукутень идентичны, принадлежат к единому археологическому пласту.

В наших краях и за бугром, по понятным политическим соображениям, используют «свои» названия. Порознь или в связке «Кукутень-Триполье». Но начав собирать единые базы данных, выяснилось: первые находки памятников трипольской культуры относятся к 1750 году (Галичина), туда же ложится знаменитая пещера Вертеба (1822 год), найденная случайно. Но, поскольку открытия не были должным образом обоснованы и систематизированы, лавры первооткрывателей остались за румыном Бурадом и малороссом Хвойкой.

Справка:

Трипольская культура — является археологической культурой эпохи энеолита и раннего бронзового века (середина 5-го тысячелетия до нашей эры — 2650-ые годы до нашей эры), хорошо очерченная от Восточного Прикарпатья до Среднего Поднепровья. В области Румынии граничит с родственной «культурой Кукутени». Наибольшая плотность поселений определена на территории Запрутской Молдовы, Молдавии, Правобережной Украины, последовательно развивалась на протяжении 1500 лет, тесно переплетаясь с балканскими земледельческими традициями, контролировала наиболее удобные черноземные территории.
Реконструкция женской одежды «трипольцев» (Иллюстрация из открытых источников)
Реконструкция женской одежды «трипольцев» 

Краткий забег

по легендарному Триполью проведем. Приношу извинения Читателю, совсем далекому от археологии. Подробно не буду останавливаться на всех находках, научных выкладках, гипотезах и предположениях. Как и на огромном недоуменном вопросе научного мира: что за люди этакое построили, так долго жили в этих землях, развили свою цивилизацию до уровня гигантских прото-городов. Публикаций в теме (только академических) можете найти под три тысячи штук. Надеюсь, после этой статьи заинтересуетесь, самостоятельно добавку глубоким черпаком накинете.

Итак, киевский энтузиаст Хвойка обнаружил несколько сгоревших сооружений. Их основой были мощные (рукотворные) глиняные площадки. Среди обрушившихся стен нашлись сотни образцов керамики самых причудливых форм, множество расписных узорчатых сосудов, произведения искусства. Особенно поразили статуэтки женщин с могучими бедрами, сидевших на крохотных креслах. Бонусом стали каменные, костяные, медные орудия труда, оружие.

Самым главным достоянием культуры «Триполья» считаются города-мегаполисы. В 70-х годах XX столетия непрерывным потом шли раскопки возле села Майданецкое, в Доброводах, Тальянке, Веселом Куте. Магнитной съемкой на местности и аэрофотосъемкой удалось точно устанавливать границы, привлекать лучшие археологические силы СССР. Сначала ученые не могли поверить в реальность таких огромных поселений. Особенно когда радиоуглеродный анализ показал: города «Триполья» процветали в IV - III тысячелетии до нашей эры.

Спустя два десятка лет была составлена полная карта исследований трипольской культуры. Она включала 40 поселений на территории Украины и Молдовы, семь из них были прото-городами с населением 10-15 тысяч человек (в каждом). Самый большой мегаполис находился подле села Тальянки Черкасской области. Площадью 450 га., овальной формы, три с половиной км в длину, полтора — в ширину. Насчитывал примерно 2700 домов и хозяйственных построек. В городе был храм.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Вывод: это самое крупное поселение Европы медно-каменной эры, многих последующих эпох тоже. Дома (двух- и трехэтажные) в городах «трипольцев» строились плотно, создавая концентрическую линию укреплений. Первая — вокруг центральной площади, вторая опоясывала город внешним радиусом, на расстоянии полета стрелы от центра. Планировка всех (!) городов одинакова.

Триполье не уникально. Имеет сходство с современными ему культурами других регионов. В эпоху энеолита на громадных просторах Западной Азии и Южной Европы, от Анатолии до Балкан и Карпат, обитали люди. С характерными отличиями, но делавшие «расписную керамику», глиняные статуэтки, имевшие сходные похоронные обряды. Такая керамическая посуда встречается даже в энеолитических слоях Китая, в так называемой «культуре Яншао» древних монголоидов.

Керамика Триполья (Украина) (Иллюстрация из открытых источников)
Керамика Триполья (Украина) 

Эпоха первых миграций?

Именно так можно назвать «энеолит». Роды и племена стали крупными, научились сбиваться в большие союзы. Организованно совершать «исходы», за десятилетия продвигаясь на огромные расстояния, в поисках хорошей земли. С изобретением керамики кардинально изменился тип питания, появились сложные блюда, молочные продукты. Мотыжное земледелие и скотоводство серьезно расшили границы выживания цивилизации, позволив начать осваивать первые металлы (медь и серебро).

Произошла и транспортная революция. Бродяги-собиратели стали более организованными, с удовольствием переходили к длительной оседлости в долговременных поселениях с добротными жилищами. В обиходе появились первые повозки, массивные и неуклюжие, но уже колесные. Трипольские памятники дали целую россыпь артефактов-возов, глиняных моделек этого транспортного средства.

Трипольцы не упали с неба, как любят пофантазировать …даже на Дзене. Они четко разделяются на «трипольцев типа А» и «тип Б». Первые недалече утопали от неолита, медленно эволюционировали в развитии оседлости. Их арсенал — каменные орудия труда, корявая керамика, мотыги. «Трипольцы Б» уже пользуются сохой, строят мастерские гончаров со специальными двухъярусными горнами для обжига посуды. Обрабатывают медь холодной или горячей ковкой.

Очень наглядно «тип Б» перескакивает в следующую эпоху «Возрождения», время настоящей металлургии. Когда появляются литейные мастерские («Триполье С I», начало III тысячелетия до н. э). Бесценный для науки клад обнаружен у села Карбуны (Молдавия), там компактно уложены 444 медных предмета, некоторые — сплав меди с серебром.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Религия и культы.

Вот тут резвятся такие стайки озорные, даже «долбославы» слезами зависти умываются от их полета фантазии. Дело в том, что ученый мир к Триполью подошел (в кои-то веки) очень серьезно, интернационально. Еще неизвестно, кто больше в общую копилку понимания занес: советские или зарубежные исследователи. Поскольку вопрос был принципиальный, массовое зарождение и оформление религий.

Итак, вся жизнь трипольцев была подчинена очень строгим, чрезвычайно сложным ритуалам. Дом был маленьким храмом, обязательным было наличие алтаря культа «матери плодородия», со статуэтками пышных, крутобедрых богинь. Потом они эволюционируют в ранне-античную версию Великой Матери. Маленькие фигурки глиняных животных не были детскими игрушками (как считалось изначально), а выполняли функцию идолов.

Самые популярные из них — быки и коровы, многократно повторенные в рисунках на сосудах, в окружении небесных светил и символов Земли. Бык явно считался божеством, судя по частоте употребления. И явно эволюционировал в египетского священного Аписа, минойского и древнегреческого Минотавра.

Но главенствовал в Триполье «культ плодородия», все орнаменты на их сосудах — это штриховки падающего дождя, хороводы солнца и луны (календари агрокультурные), сетки пашен и борозд, всякие священные змеи «животворной воды». Форма горшков тоже показательна, женоподобна, увеличенная копия трипольских богинь с лепниной, подчеркивающей именно женское начало и тело.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Каждый населенный пункт и прото-город имел общественный храм. Это были здания в центре поселения. С жертвенником, женскими статуэтками на тронах в виде быков, креслом для главной Жрицы. Тут немного поспорили, конечно, в научном мире. Но подгрузив в анализ патриархальные религиозные культуры древнейшего Востока, головой кивнули. Да, здесь господствовал матриархат.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Огромную область трипольской культуры никак не удавалось втиснуть в понятие «государство» или группу прото-государственных образований. От Дуная и Днепра археологи нашли ряд зон, отличных от соседей многими признаками. Но единым был религиозный культ. Нигде нет письменности (хотя адепты древних «укров» нашли, ага), и нет культа мужчины (царя и бога).

Никакого милитаризма, признаков военизированного социума. Трипольское же общество выглядит очень мирным, как и его религия. Но фортификационная планировка «мегаполисов» и больших поселений настораживает. Об этом в следующей статье будем рассуждать.

Главная загадка, дискутируемая почти полвека: отсутствие кладбищ в «городских анклавах» культуры. Если в небольших удаленных поселках хоронили частенько под домами своих покойников, то «городские» это делали крайне редко. Найденные покойники своей численностью никак не подходят под статистику смертности человеческого общества, живущего оседло.

Ветхий Завет: как правильно читать и понимать? (заметки атеиста)

Голову ломали до тех пор, пока не был обнаружен громадный сосуд. Это был доисторический «крематорий», понимания научного сразу стало больше. Получается, трипольцы сжигали покойников, пепел не паковали в урны, закапывали или хранили в алтарях. А попросту рассеивали, принося дар Земле. По другому взглянули ученые на два других загадочных аспекта бытия «трипольцев»: почитание священного огня и странное «бродяжничество» населения, сопровождавшееся сожжением своих поселений.

И сейчас господствует в академической среде одна смелая версия. «Мегаполисы» Триполья регулярно выгорали не во время вражеских нашествий или небрежности в обращении с огнем. Их жгли специально и намеренно. Уходя на новые плодородные территории, жители оставляли часть домашнего скарба и утвари, предавая жилища искупительному и священному пламени. В качестве жертвы богам или духам. Есть такие сохранившиеся и очень архаичные ритуалы, по всему миру разбросаны.

Сжигая поселение, люди приносят в жертву часть полученного с эксплуатируемой ими Земли. Пепел города должен возместить тот ущерб, что был нанесен. Удобрить почву, искромсанную за полсотни лет мотыгами, костяными ралами и сохами. Поводов для уходов было немало, первый — истощение плодородной земли подле поселения. Но… есть одна странность в миграциях. За Днепр, в сторону Дикого Поля трипольцы …не захотели выдвигаться. Прям граница незримая там пролегла. Враги? Какие именно? Степняки неведомые? А вот вопрос вопросов научный. Ссыпаем предположения в комментарии, ждем веселого развлечения следующей статьи: как трипольцы в древних «укров» превращены. Самой смелой научной мыслью XXI века.

Картина дня

наверх