Эксклюзив

30 080 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    ЛУЧИ и РЕЛИГИИ Из "Эзотерическая психология", т.1, стр. 167 "Любая великая религия зарождается под влиянием того или ...Сету (сето) — кра...
  • Наталья Мирная Бэкеи
    Ндаа себе! Стоило 60 лет развивать цифру и компъютер, чтоб сделать мультик с таким же качеством и с тем же содержанием😃Русский царь Баты...
  • Юрий Ильинов
    https://www.youtube.com/watch?v=zjQIoOgz2P4Артефакты Ики: уд...

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Для многих людей, которые родились в сложное, но по-своему счастливое время СССР, это время - самое лучшее.

Сегодня мы предлагаем вам немного поностальгировать и вспомнить, как это - жить в СССР.

1. Октябрь 1985 года, детвора играет во дворе

Ностальгические фотографии эпохи СССР

2. 1965 год. Фасовщицы. Иркутск

Ностальгические фотографии эпохи СССР

3. Создание новой ячейки общества

Ностальгические фотографии эпохи СССР

4. 1 раз в первый класс в Иркутске, 1965

Ностальгические фотографии эпохи СССР

5. Самый вкусный советский квас

Ностальгические фотографии эпохи СССР

6. Октябрь 1981 года, Тбилиси. Фотография Сталина была на многих автомобилях под лобовым стеклом

Ностальгические фотографии эпохи СССР

7. Отдыхаем за городом

Ностальгические фотографии эпохи СССР

8. 1983 год, Москва, Васильевский спуск. Автомобили милиции марки Мерседес

Ностальгические фотографии эпохи СССР

9. В очереди за молоком, 1970-е

Ностальгические фотографии эпохи СССР

10. Праздничная демонстрация в Киеве

Ностальгические фотографии эпохи СССР

12. Семейный мини-заводик по производству пельменей

Ностальгические фотографии эпохи СССР

13. Семейный мини-заводик по производству пельменей

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Самые секретные города СССР

Под грифом «секретно»

Секретные городе на обозначались на картах, они не имели уникальных названий, о них нигде нельзя было услышать. Нумерация домов, зданий и сооружений в таких городах была уникальной, а жители таких мест были "засекречены" и никогда не могли покидать пределов города.

Загорск-6 и Загорск-7

Сергиев Посад, который до 1991 года назывался Загорском, стал популярным не только за счет большого количества храмов и церквей. В нем располагался Вирусологический центр НИИ микробиологии, а в Загорске-7 Центральный физико-технический институт МО СССР.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

В первом городе - Загорске-6 занимались созданием бактериологического оружия, в Загорске-7 - радиоактивного.

Когда в 1959 году гости из Индии завезли в страну оспу, ученые решили такое горе перевернуть в благо для страны. Так, они создали оружие на основе этого виду, а его штамп как раз хранили в Загорске-6.

Также там создавалось оружие, в основу которого лег вирус Эбола.

Устроиться на работу в секретные города было практически нереально - ваша биография должна быть идеально, и не только ваша, но и ваших родственников, вплоть до 7-го поколения.

С Загорска-7 статус закрытого города был снят 1 января 2001 года, а Загорск-6 закрыт до сих пор.

Арзамас-16

Как только американцы придумали первое атомное оружие, в СССР должны были дать ответ. Именно разработка КБ-11 проводилась в секретном городе Арзамас-16.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

В городе практически моментально был введен режим усиленной охраны, а периметр был окружен колючей проволокой. Жители и сотрудники не могли выходить за территорию, исключение - командировки.

Только после того, как город начал разрастаться, жители моги на специальных автобусах ездить в областной центр. А вот чтобы попасть в гости к жителю Арзамас-16, нужно было получить специальный пропуск.

В среднем, зарплата работников составляла 200 рублей, а полки магазинов всегда ломились от разнообразия продуктов.

Как и раньше, сейчас Арзамас-16 - полностью закрытый город.

Свердловск-45

Этот город образовался вокруг завода №814, который специализировался на обогащении урана. Здесь работали заключенные ГУЛАГа.

Характерные черты для города - упорядоченность и рациональность. В нем буквально невозможно потеряться.

«Маленький Питер», — выразился как-то один их гостей города, хотя другим его душевная провинциальность напоминала патриархальную Москву.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Жили люди в секретном городе очень хорошо, но все же уровень жизни уступал другому секретному городу - Арзамасу-16. Жители соседнего города - Нижняя Тура - всегда завидовали населению секретного города, из-за этого у них часто возникали конфликты.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Если кто-то в городе совершал преступление, его выгоняли из города, даже если там жила его семья.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Сведловск-45, ныне Лесной, и сейчас закрыт для случайных посетителей.

 

Коренные народы Сибири и Дальнего Востока - кто они?

Роль природных факторов в заселении Сибири

Естественным фактором, определившим развитие первичного поселения, являются климатические условия. Именно суровость сибирского климата на протяжении тысячелетий препятствовала развитию поселений в таких масштабах, как во многих других регионах земного шара.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Климат Сибири в основном состоит из продолжительной и чрезвычайно суровой зимы. К востоку от Урала относительно непрерывно заселена лишь узкая полоса на южной окраине равнин и плато у подножия горы. С другой стороны, влияние климатических условий становится решающим там, где плотность населения падает ниже 10,5 или даже 1 жителя на квадратный километр.

Почвы Сибири кислые, сильно увлажненные, покрытые тундрой или тайгой. Возможность обработки почвы крайне ограничена. Огромные территории занимают горы, болота или торфяники, что делает большую часть Сибири классической пустыней с точки зрения населения. Следовательно, коренное население Сибири могло вести только натуральное хозяйство, основанное на «богатстве» тайги, тундры или прибрежных вод Мирового океана. Исключение составляет южная окраина с более мягким климатом и плодородной почвой, которую коренные жители Сибири использовали для земледелия (Георгий, 1965).

Истоки заселения Сибири.

Есть свидетельства того, что огромные просторы этой земли были заселены человеком еще в позднем палеолите. Самые древние поселения этой эпохи были обнаружены в бассейнах верхней Ангары и Лены. Вероятно, они были заселены выходцами из восточной части Украины, племенами охотников с европеоидными чертами.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Сибирь тогда была безлесной тундрой. Отсутствие лесов заставляло жителей использовать кости и бивни мамонтов, носорогов и северных оленей, живших в то время, для строительства домов. Только с потеплением климата и полным исчезновением ледникового покрова на континенте первые поселенцы смогли двинуться дальше на север (Азатжан, Белов, 1979).

Переселение коренных народов Сибири в момент начала притока русских в 17 веке

С приходом населения в Сибирь, помимо изменения климата, там произошли и другие существенные изменения. Происходили миграционные процессы, формировались и пересекались культурные круги, происходили языковые и антропогенные изменения. Отдельные части Сибири входили в различные государственно-племенные союзы, значительная часть которых явилась результатом экспансии тюркских и монгольских племен на север (правление гуннов, Золотая Орда). Однако точно неизвестно, как происходили эти процессы и каковы были их масштабы. У нас будет больше информации с момента появления там русских (Базилов, 1975).

На момент начала колонизации Сибири (17 век) русскими поселения коренных народов были редкими и разбросанными. Они были сосредоточены в основном вблизи пастбищ, рек, морских побережий и небольших участков. Доминировали пастухи, многие племена занимались собирательством, охотой, рыболовством и примитивным земледелием. Остальные тундровые и таежные земли веками оставались нетронутыми. (Кучинский, 1972).

Народы Западной Сибири

Между Тоболом и Иртышой жили татары, связанные в государственные организации. Они занимались земледелием, скотоводством и рыболовством. К северу от них, в тайге (между Иртышем и Обью), простирались ареалы чантов и маннов. Чанты были рыбаками, а манси в основном охотниками.

Еще одним народом, населявшим тайгу и тундру до Енисея, были ненцы, называемые самоедами. Основой их существования были охота и оленеводство (Kuczyński, 1972).

Народы Восточной Сибири

Западная часть этой земли вдоль Енисея была заселена енисейскими остинами (кетами). К востоку от них, от Енисея до берегов М. Очоцкого, в тайге жили тунгусские племена: эвенки и эвены. Доминирующей формой хозяйства эвенков были охота и рыболовство, а у эвенков - оленеводство. Юкаги (охотники и рыбаки) жили к северо-востоку от них.

В горах и высокогорьях юга Восточной Сибири проживали многочисленные тюркские племена, в том числе: шоровые, тувинчицы, чакасы и карагасы. Они были частично охотниками-собирателями, частично пастухами (пасли скот, олени).

Буряты жили к востоку от Байкала. Заселенные ими районы характеризовались достаточно хорошими почвами (черноземами), поэтому часть бурят занималась земледелием.

В средней Ленской и Алданской долинах якуты жили, разводили скот и лошадей, паслись на лугах у дна долин (Kuczyński, 1972).

Некоторые из коренных народов Сибири упомянуты в тексте. Источник: www.museum.state.il.us
Некоторые из коренных народов Сибири упомянуты в тексте. 

Народы Дальнего Востока

На юге области, вдоль Амура и его притоков, располагались поселения маньчжурских племен: дуцеров и натников. Они жили в постоянных поселениях и выращивали урожай. Охотились и на пушных зверей в тайге. В их окрестностях, в устье Амура и в районе Уссури, жили предки сегодняшних: Нанайув, Ульчув, Орочонов, Удехейчик, а также нивхи и айновцы (на Сахалине). В основном это были рыболовные и охотничьи народы.

Север Дальнего Востока населяли первобытные чукчи и эскимосские племена. Чукчи разводили северных оленей, ловили рыбу и морских млекопитающих. Эскимосы в основном питались богатствами моря (рыбой и морскими млекопитающими).

К югу от них, в основном на Камчатке, жили коряцы и ительмени - народы охотников, рыбаков и собирателей (Kuczyński, 1972).

Влияние великих завоеваний на жизнь первых жителей Сибири

На современной территории Сибири проживает более 30 миллионов человек, что очень мало на 12,8 миллиона км2 площади региона (2,3 человека / км2). В настоящее время в Сибири преобладают русские. Сибирские автохтоны - коренные жители этих земель, составляют небольшой процент жителей этой части России - менее 1 миллиона человек (Hess, Rychłowski, 1967; Kuczyński, 1972).

Сложность этнической проблемы Сибири характеризуется разнообразием культур и языков. В его состав входят многие народы, из которых около тридцати являются коренными народами (народами) Сибири (Kuczyński, 1989).

Коренные жители Сибири во времена царской России

Есть много сомнений относительно истории сибирских народов до XVI века. Однако письменная история Сибири началась с приходом сюда первых русских колонизаторов. Он предоставляет обширную информацию об этническом составе этого района. Большой вклад в эту область внес русский этнограф Б. Долгич, издавший книгу «Родовой и племенной строй Сибири XVII века». Эта работа показывает, среди прочего Дело в том, что места проживания коренных народов Сибири в начале 17 века в общих чертах соответствуют современному состоянию расселения. Здесь следует отметить, что за три столетия, прошедшие с момента включения всей Сибири в состав Московского государства, произошли некоторые изменения в перемещении, но это не были крупные переселительные действия. Эти изменения, в основном это результат колонизационного влияния, а не свободного от насилия, который значительно ускорил экономическое развитие Сибири.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

С другой стороны, это повлияло на количество проживающих там аборигенов. Русское поселение, интенсивная эксплуатация местных рыбных ресурсов и необходимость платить чрезвычайно обременительную дань значительно ограничивали жизнь коренных жителей. По этим причинам иногда меняли места проживания целые племена. Однако эти путешествия не изменили этническую карту Сибири (Kuczyński, 1989).

Интенсивная эксплуатация местных промыслов и необходимость платить чрезвычайно обременительную дань значительно ограничивали жизнь коренных жителей. По этим причинам иногда меняли места проживания целые племена. Однако эти путешествия не изменили этническую карту Сибири (Kuczyński, 1989). Интенсивная эксплуатация местных промыслов и необходимость платить чрезвычайно обременительную дань значительно ограничивали жизнь коренных жителей. По этим причинам иногда меняли места проживания целые племена. Однако эти путешествия не изменили этническую карту Сибири (Kuczyński, 1989).
В этническом «плавильном котле» Сибири одни народности распадались, теряли свою численность, а другие росли, интегрируясь внутри. Новые нации возникали как своеобразное слияние различных этнических групп. Примером может служить долган, который сформировал нацию в 17 веке и в настоящее время насчитывает около 10 000 жителей.

Население огромных сибирских территорий во время их подчинения России было неравномерным. Помимо русских, в Сибирь (Дальний Восток) проникли китайские, японские и даже американские колонисты, имевшие влияние на Алеутских островах, Камчатке и Чукотке (Kuczyński, 1989).

Когда они вступили в контакт с иммигрантским населением, коренное население было немногочисленным; есть предположения, что их было не более 250 тысяч. С тех пор произошло множество демографических колебаний. Некоторые этносы прекратили свое существование, а некоторые сейчас представлены несколькими десятками представителей. Непосредственными причинами такого положения вещей были политика царизма, эпидемические болезни, голод и алкоголизм, многократно истреблявшие население. Более того, уменьшилось количество рождений и усилились ассимиляционные процессы. Более частая ассимиляция происходила в регионах с более мягкими климатическими условиями. Все это сделало север Сибири относительно «нетронутым» регионом, где сохранились старые верования и обычаи.

До наших дней между народами Сибири существуют довольно строгие правила относительно родства предков. Культура энцев, ненцев или чукчей более прозрачна, чем культура Дальнего Востока или Приморского края под влиянием Тунгуско-маньчжурского и соседнего Китая. Китайское государство также участвовало в процессе депопуляции, который затронул живущие там народы, в том числе нивхов, ороков, орочонов и нанахов.

Поэтому можно утверждать, что многие современные народы являются потомками самых разных этнических групп семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков. Большинство их имен дожили до наших дней, а народ как таковой прекратил свое существование или живы лишь некоторые из их представителей. Некоторые народы (буряты и якуты) не испытали такой разрухи, как палеоазиаты (в том числе ительмени, юкагирзы). В конце XIX века в Сибири проживало около 822 000 человек. коренные жители. Некоторые народы в этом веке полностью вымерли. Вымирание некоторых из них было лишь вопросом времени. Нивчому, Кету и Ульчому грозило полное уничтожение или, в лучшем случае, полная ассимиляция. В «чужой» Сибири продолжался поступательный процесс исчезновения, лишь несколько народов успешно противостояли трагической судьбе и даже увеличились в численности. Кроме якутов и бурят.

 

Три мифа о войне в Нагорном Карабахе. Чья на самом деле территория

Продолжающиеся бои в спорном нагорно-карабахском регионе, несмотря на перемирие, снова привлекли внимание к Южному Кавказу. Азербайджано-армянский конфликт вызывает большие эмоции не только из-за своей неразрешимости (в этом плане его легко сравнить с израильско-палестинским конфликтом), но и из-за участия третьих сторон, прежде всего Турции и России.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Во-первых, нагорно-карабахский конфликт отнюдь не является религиозной войной. Конечно, армяне - христиане (древняя Армения первой в мире приняла христианство в начале IV века), а азербайджанцы исповедуют ислам (как сунниты, так и шииты).

Тем не менее религиозные различия никогда не были источником напряженности между двумя странами. Конфликт, истоки которого можно найти 200 лет назад, носит строго территориальный характер. Начиная с XIX века, Нагорный Карабах претерпел динамичные изменения в своей демографической структуре.

Территории, изначально заселенные азербайджанцами, успешно сосуществовавшими с армянами, в течение нескольких десятилетий заселялись русскими, в основном армянским населением.

Административные изменения в соответствии с принципом «разделяй и властвуй» и развивающимся национализмом. Именно эти факторы, в той или иной степени присутствовавшие в царские и советские времена, стали причиной того, что с распадом СССР разразилась очередная война за Нагорный Карабах, продолжением которой являются сегодняшние столкновения.

Во-вторых, продолжающиеся бои вряд ли можно назвать неожиданными. Вопреки неоднократно повторяемому нарративу, конфликт вокруг Нагорного Карабаха никогда не носил типично замороженного характера. Несмотря на официально обязывающее прекращение огня 1990-х годов, каждый год на границе гибли люди (солдаты и гражданские лица), а политики обеих стран традиционно жонглировали военной риторикой.

Все это особенно заметно, если учесть динамику событий последних месяцев. После относительно спокойного 2019 года (после Армянской бархатной революции 2018 года стороны вновь подключились к мирному процессу, и количество вооруженных инцидентов уменьшилось) ситуация вокруг Нагорного Карабаха стала постепенно ухудшаться. Только за первые шесть месяцев 2020 года по меньшей мере восемь человек погибли на передовой (более чем в два раза больше, чем за предыдущие шесть месяцев), и политики снова начали угрожать возобновлением боевых действий.

Вскоре в середине июля 2020 года произошла внезапная эскалация, самая серьезная за четыре года. В результате нескольких дней боев на границе Армении и Азербайджана (не в самом Нагорном Карабахе, а примерно в 300 км к северу) погибло даже несколько десятков солдат. В свою очередь, лица, принимающие решения, и простые граждане обеих стран в очередной раз убедились в невозможности достижения мира.

И наконец, в-третьих, нынешние столкновения нельзя автоматически назвать войной по доверенности, которую ведут армяне и азербайджанцы со стороны России и Турции. Да, обе страны по-своему вовлечены в продолжающийся конфликт, преследуя свои интересы. Тем не менее, не следует ожидать, что текущая ситуация может легко эволюционировать в сторону той, что наблюдается в Сирии или Ливии, о чем иногда можно было догадаться, используя неточный, но в СМИ термин «прокси-война». С точки зрения Москвы, было бы выгодно относительно быстро вернуться к шаткому статус-кво, в котором Россия остается незаменимым элементом архитектуры безопасности в регионе. Нетрудно заметить, что россияне избегают открытой поддержки со стороны Армении, являющейся главным союзником Армении в «российском НАТО»

 

Как русские стали кацапами, а украинцы — хохлами

Еещ в 17 веке жители Украины стали называть россиян "кацапами" и "москалями". За русскими не постояло - в ответ они придумали прозвище братскому народу - хохлы.

Однако, для многих история появления таких прозвищ до сих пор остается в загадке. Так, придумали такие названия, опираясь на внешний вид и поведение каждого народа. Отдельную роль сыграли представители русской национальности, которые оказались на территории Украины.

Сегодня вы узнаете, откуда взялись для некоторые такие обидные прозвища.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

Кто такие кацапы и почему так стали называть русских

На территории Украины всегда в достатке было представителей других наций. Особенно это касается восточной ее части. Так, в 17 веке там появились турки, которые и принесли слово "касап". Оно значило мясники, которые работают большими топорами. И как раз во время русско-турецкой войны войны нашей армии орудовали большими секирами. Заприметив это, запорожские казаки стали называть русских кацапами.

Более того, в таких языках, как тюрский и татарский, существовало такое слово, как "кассаб", которое очень созвучно с турецким. В восточных странах таким понятием обозначали головорезов. Татары, которые оказались на территории Украины, с ужасом говорили местным о виртуозно орудовавших топорами русских стрельцах. Вполне реально, вероятно, что такое обозначение они взяли и от татарского языка.

Есть еще одна версия - более обидная для русских. Слово "кацап" состоит из двух частей - "как" и "цап". Последнее в украинском языке обозначает козел. Согласно этой версии, украинцы сравнивают русских с козлами.

Почему украинцев называют хохлами

Как только русские узнали о наличии обидного прозвища, они сразу же нанесли ответный удар. Они придумали для украинцев свое обозначение - "хохлы". Истоки этого названия просты - хохол - это чуб, который во времена казаков носили многие мужчины, которые доказали свои воинские доблести.

Однако, когда русские называют украинцев хохлами, они вкладывают в это название уничижительный смысл. Часто можно услышать даже ругательный подтекст

 

Вредные привычки Арины Родионовны и другие неизвестные факты о няне Пушкина

Крепостная Арина Родионовна, воспитавшая великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, родилась 10 апреля 1758 г. Сегодня вы узнаете до сих пор неизвестные факты о женщине, без которой многие поколения никогда не узнали бы царя Салтана и золотой рыбки.

Ностальгические фотографии эпохи СССР

УТРАЧЕННАЯ ВНЕШНОСТЬ

Удивительно, что миллионы советских и российских студентов легко скажут, кем была Арина Родионовна, но мало кто сможет описать ее внешние черты. О них мало что известно.

Портрет Арины Родионовны неизвестного художника. Фото: общественное достояние
Портрет Арины Родионовны неизвестного художника. 

Широко воспроизводится портрет няни неизвестного художника, который можно найти во многих учебниках. Однако это вряд ли может соответствовать реальным внешним данным.

Более того, портрет противоречит описанию Арины Родионовны, которое сохранилось до наших дней. Его сочинила дочь статского советника Мария Ивановна Осипова, познакомившаяся с Пушкиным в ссылке в Михайловском: «Старуха очень уважаема - лицо у нее пухлое, все седое, страстно влюбленная в своего воспитанника...». На портрете изображена пожилая и худая женщина.

БЕЗ ФАМИЛИИ

Няня Пушкина родилась в селе Воскресенское 21 апреля 1758 года. В семье крепостных крестьян Родиона Яковлева и Лукери Кирилловой - об этом мы читаем в метрической книге храма Воскресения Христова в Суйде. Родители назвали девочку Ириной или Ириней. История сохранила разговорную форму имени - Арина.

Уже в 20 веке об Арине Родионовне были опубликованы архивные документы, после чего некоторые авторы стали давать ей фамилию Матвеева - от мужа, или Яковлева - от отца. Однако это обстоятельство подверглось критике со стороны пушкинских ученых, которые указали, что у няни, как у крепостного крестьянина, нет фамилии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОТТЕДЖ

Известно, что по старым меркам Арина Родионовна вышла замуж довольно поздно - в 23 года. Избранником стал Федор Матвеев. От этого брака у нее было четверо детей, но семейную жизнь няни Пушкина нельзя назвать счастливой. К тому же муж Арины Родионовны любил прикладываться алкоголю, что в итоге свело его в могилу.

Самой няне поэта пришлось взять всю семью на свои женские руки. В 1792 году бабушка Александра Пушкина Мария Ганнибал забрала к себе Арину Родионовну, чтобы она воспитывала ее племянника Алексея. Марии Алексеевне настолько понравилась работа новой няни, что она, восхищенная, подарила Арине Родионовне отдельную избушку, что, конечно, стало большим подспорьем для крепостной семьи.

Образ Арины Родионовны, эмигрировавшей из Пскова в Италию, а оттуда обратно в Россию. Фото: Commons.wikimedia.org
Образ Арины Родионовны, эмигрировавшей из Пскова в Италию, а оттуда обратно в Россию. 

ВЕСЕЛАЯ «ПЬЯНАЯ ДАМА»

Арина Родионовна жила рядом с Пушкиным под одной крышей, пока он не поступил в Царскосельский лицей - это было в 1811 году. Впоследствии поэт часто называл ее «мамой». Когда все ученики подросли, няня уехала в Псковскую губернию. В 1818 году умерла бабушка писателя Мария Ганнибал.

Мария Ганнибал
Мария Ганнибал

После ее смерти Арина Родионовна жила с Пушкиными в Петербурге, а летом вернулась с ним в село Михайловское. Там поэт в изгнании в 1825 году написал знаменитые стихи:

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла..

Арина Родионовна фактически разделила ссылку с любимым воспитанником. Она была ему близка и смогла вдохновить Пушкина. Ему удалось заново открыть для себя сказки для детей, взяв их за основу своих произведений.

Возможно, если бы не няня, многие сегодня не знали бы удивительных историй о царе Салтане или золотой рыбке. Поэт сделал Арину Родионовну прообразом няни Татьяны из Евгения Онегина, а также мамы Ксении из Бориса Годунова. Несколько женских образов были скопированы с нее и в «Арапе Петр Великий».

Друзья, побывавшие в то время у Пушкина в Михайловском, называли Арину Родионовну «счастливым пьющим другом», хотя, конечно, очень трудно заподозрить в злоупотреблении алкоголем преданную няню, безупречно выполняющую свою работу.

ПУШКИН НЕ ПОПРОЩАЛСЯ

В последний раз поэт встретил любимую няню в селе Михайловское в сентябре 1827 года. На тот момент Арине Родионовне было уже 69 лет. В январе 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга решила выйти замуж. Родители были против брака дочери с Николаем Павлищевым. Супруги поселились в Петербурге, и родители, переступая через себя, должны были назначить подданных для управления домом. Среди них была Арина Родионовна. В марте ей пришлось уехать в столицу. Тихая зимняя, холодная дорога отняла у нее много сил - няня начала болеть. Она умерла в доме Павлищева 12 августа 1828 года.

Похоронена Арина Родионовна на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Через два года Александр Пушкин попытался найти ее могилу, но не смог - потерялся навсегда. Только в 1977 году на Смоленском кладбище появилась мемориальная доска, посвященная няне поэта.

Нет сомнений в том, что Арина Родионовна сыграла свою роль в восстании поэта Александра Пушкина, однако весьма вероятно, что она не была такой значимой, как ее потом изображали.

Образ няни писателя стал использоваться особенно рьяно во времена правления Иосифа Сталина. Арина Родионовна, по советскому мнению, была связующим звеном поэта с народом, несмотря на его аристократическое происхождение.

Сам поэт, несмотря на неоднократное использование Арины Радионовны в качестве прототипа для героинь, особо не говорил о ее влиянии на его формирование.

Дуэль Пушкина с Дантесом. Художник А. Наумов 1884. Фото: репродукция.
Дуэль Пушкина с Дантесом. Художник А. Наумов 1884. 

ДОМ БЕЗ ХОЗЯЙКИ

В селе Кобрино Ленинградской области появился «Домик няни А.С. Пушкина». Здание не является первоначальным домом Арины Родионовны. В июле 1974 г. здесь открыли музей крестьянского быта.

Единственная оригинальная вещь, которая, по легенде, принадлежала няне поэта, - это мешок из домашнего полотна. Остальную часть выставки завершили местные жители.

Дом няни Александра Пушкина, вход в музей. Фото: Commons.wikimedia.org
Дом няни Александра Пушкина, вход в музей. 

Первоначальный дом Арины Родионовны, как и ее могила, исчез.

До сих пор неизвестно, как выглядела и кем была самая известная няня России, имя которой уже стало широко известно.

Арина Родионовна, поднявшая «солнце русской поэзии», родилась 21 апреля (10 по старому стилю) 1758 года, ровно 260 лет назад. Историки и ученые Пушкина и сегодня размышляют, пытаясь выяснить, насколько близка была Арина Родионовна и насколько сильно она повлияла на его творчество. А заодно - как она выглядела, с кем соревновалась, чтобы воспитать поэта, от какой разрушительной зависимости страдала и была ли счастлива как женщина.

Картина дня

наверх