Эксклюзив

30 103 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Жить. Мы жили, когда было намного хуже. Тогда мы этого не знали, Путин сейчас об этом говорит: "Все ядерные объекты к...Сверхпустота Эрид...
  • Валерий Протасов
    Военная аналитика просто обескураживает. Что делать?Сверхпустота Эрид...
  • Юрий Ильинов
    "Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почёт и бесчестье, холод и жару, счастье и ст...Уравнения Фридман...

Полховско-майданская роспись

https://artsgtu

 

Полховско-майданская роспись


Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

 

Полховско-майданская роспись

 

Особенности росписи

С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х годов, видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х годов анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Полховско-майданская роспись

 

Артель «Красная заря»

В 1928—1930 годах в Полх-Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приёмы местной росписи.

Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с обводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без обводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

Полховско-майданская роспись

 

Крутецкие мастера

В 1960 году артель преобразуется в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.

Полховско-майданская роспись

 

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980-х годов начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись

Женский головной убор «сорока»


Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Данный тип головного убора русских женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.

Женский головной убор сорока

Женский головной убор сорока

Сорока представляет собой вытканное длинное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи. В разложенном виде он напоминает птицу. Позатылень — ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник — расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки часто завязывался платок.

Женский головной убор сорока

Сороку женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор: чепец, повойник. Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Сороки разных губерний отличались друг от друга. Наиболее известными являются каргопольская и воронежская сороки.

Женский головной убор сорока

 

Женский головной убор сорока

 

Каргопольскую сороку можно сразу отличить от любой другой по своеобразной форме очелья, нависающего надо лбом острым выступом . Такой выступ создается за счет заостренного донышка.

Женский головной убор сорока

 

Женский головной убор сорока

 

Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым «копытцем» надо лбом, называется «сдерихой».

Женский головной убор сорока

Каргопольская сорока состоит из 4-х деталей: очелья (1 дет.), крыльев (2 дет.) и затылочной части (1 дет.). Крылья, пришитые к очелью, закрывают виски и завязываются сзади, затылочная часть закрывает голову сверху и переходит в хвост.

Женский головной убор сорока

Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером.

Женский головной убор сорока

Женский головной убор сорока

Свадебный головной убор «сорока» Воронежской губернии состоит из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом.

Женский головной убор сорока

К ней крепится кусок холста, края которого собираются на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.

Женский головной убор сорока

Развертка самой сороки состоит из 3-х основных частей: очелья, позатыльня и специальной нашивки из основной ткани, которая удлиняет позатылень.

Женский головной убор сорока

Позатылень — прямоугольная полоса расшитого золотыми нитями бархата, который закреплен для жесткости на кусочке бересты необходима для того, чтобы прикрыть затылок. К верхней части и боковым сторонам позатыльня пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям . Их перекрещивают на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем.

Женский головной убор сорока

И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.

Женский головной убор сорока

Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую берестяную (картонную в современном исполнении) полосу высотой двадцать сантиметров. Завязки шириной пять сантиметров из ситцевой ткани, крепятся к очелью.

Картина дня

наверх