Физики все еще надеются примирить ОТО, гравитацию и квантовую механику

Социальные революции придают жизненные силы и науке. Кипящие токи недовольства бурлят до тех пор, пока кто-то, более прогрессивный и отчаянный, не захватывает власть. В результате чего все переключаются на свержение нового правителя. И так до бесконечности. Король мертв, да здравствует король!

Революции и категории

В истории физики и астрономии такая ситуация возникала множество раз. Сначала мы думали, что Земля расположена в центре Солнечной системы, и эта идея продержалась более 1500 лет. Затем Коперник заявил, что система была бы намного проще, если бы мы жили на планете, вращающейся вокруг Солнца.

Должны ли мы отказаться от понятия "пространство-время"?

Несмотря на первоначальную оппозицию, новая картина мира, в конце концов, превратилась в доминирующую идею, особенно когда изобрели телескоп, а доказательства правоты Коперника посыпались на головы церковников и ученых-ортодоксов с неимоверной скоростью.

Затем появился Ньютон, который объяснил, что именно из-за гравитации планеты вращаются вокруг Солнца. Он доказал, что все объекты, обладающие большой массой, взаимно притягиваются друг к другу. Согласно его идеям, мы бегаем вокруг Солнца, потому что оно притягивает нас, а Луна вращается вокруг Земли, потому что мы притягиваем наш спутник.

Ньютон правил в течение двух с половиной столетий, пока в 1915 году не появился Альберт Эйнштейн и не отменил его своей Общей теорией относительности. Новая картина аккуратно описала несоответствия в орбите Меркурия и была подтверждена наблюдениями солнечного затмения 1919 года у берегов Африки.

Сменился и понятийный аппарат. Вместо притяжения - гравитация как результат искривления пространства. Эйнштейн утверждал, что все объекты во Вселенной находятся в пределах «гладкой» четырехмерной ткани, называемой пространством-временем. Массивные объекты, такие как Солнце, искривляют пространство-время вокруг себя, и поэтому орбита Земли - это просто результат того, что наша планета следует за этим искривлением. Хотя для земного наблюдателя все выглядит как обычное ньютоновское притяжение.

Фундаментальная несовместимость

ОТО господствует уже 100 лет, и открытие гравитационных волн в 2015 году стало одновременно решающей победой и памятником саморазрушения. Из-за фундаментальной несовместимости с другим большим зверем в зоопарке физики - квантовой теорией.

Как массивные объекты деформируют пространство-время

Квантовый мир, деликатно говоря, странен. Например, отдельные частицы могут находиться в двух местах одновременно. Только сделав наблюдение, мы заставляем ее "выбирать" свое местоположение. В 1930-х годах Эрвин Шредингер придумал сказку про кошку в запечатанной коробке с пузырьком яда, прикрепленным к молотку. Молоток подключен к прибору, измеряющему квантовое состояние частицы. Разбивает ли молоток пузырек и убивает ли он кошку, зависит от того, как и когда мы измеряем: пока само измерение не произведено, частица одновременно находится в обоих состояниях, то есть пузырек разбит и не разбит, а кошка жива и мертва одновременно.

Такая картина мира математически не совпадает с представлением о непрерывности ткани пространства-времени.

"Гравитационное поле не может находиться в двух местах одновременно", - говорит Сабина Хоссенфельдер, физик-теоретик из Франкфуртского института перспективных исследований.

Согласно Эйнштейну, пространство-время искривляется материей, но квантовая физика утверждает, что материя и энергия существуют в нескольких состояниях одновременно.

"Так где же находится гравитационное поле? - спрашивает Хоссенфельдер. - Ни у кого нет ответа на этот вопрос. Это даже как-то неловко".

Попробуйте совместить общую теорию относительности и квантовую теорию, - и вы получите вероятности больше единицы. Но единица - это максимально допустимая вероятность; она означает, что результат определен. Однако иногда расчеты показывают Разумные альтернативы

Таким образом, эти две теории математически несовместимы. Но, подобно большинству монархов, физики стремятся заключить брак между соперничающими фракциями, чтобы обеспечить научный (кафедральный?) мир. Они ищут теорию квантовой гравитации — своего рода дипломатический компромисс, замораживающий конфликт между условными «релятивистами» и «ядерщиками».

Наиболее известная компромиссная идея - теория струн, согласно которой субатомные частицы на самом деле представляют собой крошечные вибрирующие струны. Теоретики утверждают, что различные комбинации струн создают различные частицы.

Привлекательность теории заключается в том, что она примиряет общую теорию относительности и квантовую физику, по крайней мере, на бумаге. Однако для того, чтобы вытащить кролика из шляпы, струны должны вибрировать в одиннадцати измерениях - на семь больше, чем в пространстве-времени Эйнштейна. Пока нет экспериментальных доказательств того, что эти дополнительные измерения действительно существуют.

Петлевая структура пространства

Отчасти вдохновленные предполагаемыми недостатками теории струн, другие физики обратились к альтернативе под названием "Петлевая квантовая гравитация". Но проблема в том, что совместимость двух враждующих теорий если и возможна, то только в случае отказа от о «тканевой» интерпретации пространства-времени. Вместо него возникает серия переплетенных петель - даже малые масштабы имеют свою структуру. Как рисунок на компьютере: при его увеличении картинка распадается на отдельные пиксели.

Проблема в том, что когда сторонники петлевой гравитации говорят "малый", они имеют в виду ну очень «крохотный» размер. Дефекты в пространстве-времени если и будут заметны, то только в планковском масштабе - около триллионной доли триллионной доли триллионной доли метра. Это настолько мало, что в кубическом сантиметре пространства будет больше петель, чем кубических сантиметров во всей наблюдаемой Вселенной.

Если пространство-время различается только в масштабах Планка, то концепцию трудно проверить на любом ускорителе частиц. Понадобится нечто, в триллионы раз более мощное, чем Большой адронный коллайдер. Как же тогда обнаружить столь малые дефекты пространства-времени?

Артефакт квантового мира

Свет из самых дальних уголков Вселенной приходит к нам через миллиарды световых лет пространства-времени. Хотя влияние каждого дефекта пространства-времени будет ничтожно мало, на таких расстояниях взаимодействие нескольких дефектов может привести к потенциально наблюдаемому эффекту. В течение последнего десятилетия астрономы использовали свет от далеких гамма-всплесков для поиска доказательств теории петлевой квантовой гравитации. Считается, что космические вспышки представляют собой наблюдаемый результат коллапс массивных звезд, и в этих детонациях несть нечто, что мы в настоящее время не можем объяснить. Слишком велики искажения, чтобы сделать однозначный вывод из текущих астрономических данных.

Нам придется пойти дальше, чем просто сказать, что пространство-время не является гладкой, непрерывной тканью, как предполагал Эйнштейн. Согласно великому физику, пространство-время всегда остается на своем месте. Однако такие теоретики, как Лоран Фрейдель, Роберт Лей и Джордже Минич считают, что подобная трактовка мироздания сдерживает нас. Они полагают, что пространство-время не существует независимо от объектов, которые в нем находятся. Оно определяется тем, как взаимодействуют объекты. То есть пространство-время — это артефакт квантового мира, а не то, что может быть объединено с ним.

Мы живем в квантовом мире

Привлекательность этой концепции, называемой модульной теорией пространства-времени, заключается в том, что она решает давние проблемы еоретической физики, - скажем, локальности и запутанности.

В лабораторных условиях можно создать ситуацию, при которой «объединяются» две частицы, но связываются их квантовые свойства. Затем они разделяются на большое расстояние, а физики обнаруживают, что частицы по-прежнему взаимосвязаны. Измените свойства одного кварка, другой мгновенно трансформируется, как если бы информация переходила от одной частицы к другой быстрее скорости света. Эйнштейн был настолько возмущен данным явлением, что назвал его "жутким действием на расстоянии".

Модульная теория пространства-времени переопределяет категорию «разделение». Если пространство-время возникает из квантового мира, то в нем «быть ближе» означает наличие более фундаментальных связей, чем в «обычном» физическом мире.

Тем самым возникают разные представления о локальности — все зависит от исходного контекста. Напоминает отношения с другими людьми. К примеру, мы ощущаем близость к человеку, который находится физически «далеко», но одновременно абсолютно удалены от незнакомца, живущего на соседней улице.

Фрайдель, Лей и Миник работали над своей идеей в течение последних пяти лет, и они считают, что постепенно добиваются прогресса.

"Мы хотим быть консервативными и действовать шаг за шагом, - говорит Миник, - но это маняще и захватывающе".

Новый подход, безусловно, направлен на "гравитационализацию" квантового мира, а не на квантование гравитации, как в случае «квантовой гравитации». Однако, как и любая научная теория, она нуждается в проверке. В настоящее время троица работает над тем, как вписать время в свою модель.

Все это может показаться невероятно эзотерическим, о чем должны заботиться только ученые, но их взгляды способны повлиять на нашу повседневную жизнь.

"Мы сидим в пространстве, путешествуем во времени, и если что-то изменится в нашем понимании пространства-времени, это повлияет не только на наше понимание гравитации, но и на квантовую теорию в целом, - утверждает Хоссенфельдер. - Все нынешние устройства работают только благодаря квантовой теории. Если мы лучше поймем квантовую структуру пространства-времени, это окажет влияние на будущие технологии - может быть, не через 50 или 100, а через 200 лет".

=0=0=

Кого русские хоронили лицом вниз

Физики все еще надеются примирить ОТО, гравитацию и квантовую механику

Страх темноты и неизведанного преследует человечество с момента его появления. За порогом дома, во тьме жили ужасные существа, злые духи и восставшие мертвецы, порожденные фантазией человека. Люди всеми силами старались обезопасить себя от зла, используя подчас весьма необычные методы.
Археологи часто обнаруживают захоронения, в которых кости древних людей переломаны, черепа отделены от скелета, а в челюсти вставлен камень.

Зловещие мертвецы в контексте мировой культуры

Вера в то, что мертвый может восстать из могилы и начать портить жизнь живым, оказалась на удивление живучей. Подобные мотивы характерны для всех человеческих цивилизаций. Кроме, пожалуй, самых диких племен Амазонии, вроде невероятно архаичной народности пирахан, у представителей которой вообще нет оформленного представления о загробной жизни.

И африканские шаманы, и колдуны Австралии, и волхвы древних славян – все наперебой твердили о том, какое страшное зло может просочиться из мира мертвых. Судя по данным археологов, такие предрассудки были присущи даже самым передовым цивилизациям древности. Так, например, ученым известны очень странные захоронения римской культуры, в которых тела были либо каким-то образом искалечены, либо же им в рот помещали какие-то сакральные, магические предметы, которые должны были помешать мертвому телу восстать. В разных культурах эту нечисть называли по-разному и наделяли различными свойствами и силами.

Древним скандинавам ожившие мертвецы были известны под названием «драуги». Скандинавские ожившие покойники часто сторожат погребальные курганы, бывают очень рослыми и сильными, умеют оборачиваться животными и путешествовать под землей. Вера в них была очень крепкой в Средние века, для спасения от их нашествий скандинавы носили специальные заговоренные амулеты, а на могилах своих родственников начертали тайные заклинания, которые должны были удерживать мертвых вдали от мира живых. Вообще такие мотивы всегда были сильны в германских народах. По археологическим раскопкам известно, например, что варварские племена бастарнов насквозь пробивали копьями захоронения своих мужчин.

У румын и молдаван похожая нечисть называется словом «стригой». Представители этих народов верили, что в стригоя чаще всего после смерти превращается висельник, но, потенциально, им может стать всякий злобный человек, умерший загадочной смертью. У таких чудовищ в груди расположено два сердца, волосы огненно рыжие, а глаза принимают синий цвет. Лучше всего захоронение стригоя искать с помощью лошади, если она откажется переступать через какую-либо могилу – то это верный признак того, что внутри лежит оживший мертвец.

Впрочем, вера в оживших покойников характерна не только для медвежьих углов Европы во времена темного средневековья, этим же промышляли и американские колонисты в просвещенном XIX веке. Так, например, по поселениям Новой Англии в 1892 году прошла опустошительная эпидемия туберкулеза. Местные колонисты, отчаявшись справиться со смертельной болезнью усилиями довольно несовершенной в ту пору медицины, пришли к однозначному выводу – людей губит злой мертвец. Обвинить во всем почему-то решили девятнадцатилетнюю девушку по имени Мерси Браун, умершую двумя месяцами ранее от того же туберкулеза. Ее могилу вскрыли, вырезали сердце, а потом сожгли. Надо ли говорить, что это никак не способствовало прекращению эпидемии?

Однако больше других народов в борьбе с неживым противником преуспели именно славяне.

«Заложные покойники» славянской культуры

Вампиры. Сколько всего про них успели снять и написать! Часто в современной массовой культуре их появление связывают с библейскими временами, якобы это потомки Каина и все такое. Хотя, на самом деле, вера в вампиров в том виде, как мы их знаем, это исключительно славянская традиция. Применимо к русскому языку, правда, само слово «вампир» является заимствованием, так как в массовой культуре закрепился именно балканский южнославянский вариант названия. А на Руси же в ходу было слово «упырь».

Такая славянская нежить, правда, по ряду черт заметно отличалась от закрепившегося в кинематографе образа. Во-первых, – у исконных славянских упырей была какая-то странная тяга к подсчетам. Поэтому в могилы к подозрительным мертвецам часто подкладывали множество мелких однообразных предметов (например – горошин). Считалось, что такое чудовище, пробудившись ото сна, обязательно возьмется пересчитывать все эти предметы и, если не успеет сделать этого до восхода солнца, то непременно погибнет. И, в сущности, это еще один очень простой способ «обезвредить» такого покойника. А во-вторых – славянские вампиры совсем необязательно должны были быть бледны. В некоторых случаях им предписывают очень румяную кожу, либо же наоборот – серо-коричневую.

По общим славянским представлениям такой нежитью могли стать те люди, которые умерли противоестественной смертью. Жертвы жестоких убийств, самоубийцы, сгоревшие от выпивки, ведьмы и колдуны. В этнографической науке к таким жертвам применяется исключительно искусственно выведенный термин «заложные покойники». Своим названием они обязаны специфическим ритуалам, которые сопровождали захоронение. Их, как правило, хоронили лицом вниз, а на сам могильный холм складывали большое количество различных тяжелых предметов. Иной раз, прямо как в римские времена, им вкладывали во рты камни и кирпичи. Этот странный ритуал обусловлен следующим: верили, что перед тем, как покинуть свою могилу, такой усопший был обязан съесть похоронный саван, а ориентация тела лицом вниз с закрытым ртом существенно этому препятствовала. Их редко хоронили на общих кладбищах на освященной земле, чаще такие люди находили свой последний приют на обочинах дорог, перекрестках, межах.

Даже будучи надежно закопанными в землю, такие покойники все равно представляли угрозу в глазах общества. Так, например, в глуши Симбирской губернии бытовал очень странный обычай. Если летом долгое время держалась жаркая и засушливая погода, то тогда крестьяне откапывали недавно умершего пьяницу и бросали его тело в болото. Считалось, что такой обряд – верный способ призвать дождь.

В Белоруссии и некоторых западных регионах России (например – Псковской области) было принято всем прохожим возлагать на могилы заложных покойников какие-либо предметы. Люди верили, что в противном случае разгневанный дух будет долго преследовать странника.

В целом, как бы ни была сильна вера в нечистых мертвецов, она почти полностью угасла в наши дни. В северных регионах страны этот процесс шел заметно быстрее, чем на юге. Но дольше всего из всех славянских земель убежденность в могуществе разгневанных мертвых продержалась на Балканах. Недаром ведь и само слово «вампир» стало известно мировому сообществу именно из сербских легенд.

=0=0=

Нераскрытые тайны — Башня дьявола

Башня Дьявола (Devil’s Tower) – загадочный монумент в самом сердце Великих Равнин (США, штат Вайоминг) не далеко от национального парка Йеллоустоун. Над ее происхождением спорят ученые, а местные жители сочиняют легенды. Некоторые считают, что это площадка для приземления НЛО. Откуда могла взяться эта огромная скала посреди равнины?

Но обо всем по порядку.

Чёртова башня расположена на высоте 1556 метров над уровнем моря и возвышается над окружающей ее местностью на 386 метров. Она является первым «национальным монументом» США, получившим свой статус от президента Рузвельта в 1906 году. Каждый год Башню Дьявола посещает 400 000 туристов.

Нераскрытые тайны- Башня дьяволаЛинии на башне настолько прямые, что сложно поверить, что ее создал не человек.Нераскрытые тайны- Башня дьяволаЗимой снег, практически, не задерживается на склонах из-за их отвесности.Нераскрытые тайны- Башня дьяволаБашню укутал туман и кажется, что она висит в воздухе.Нераскрытые тайны- Башня дьяволаЦвет сильно зависит от освещения и изменяется от оранжевого до белого.

Нераскрытые тайны- Башня дьявола

Нераскрытые тайны- Башня дьяволаКажется, что пришельцы из других миров где-то недалеко.Нераскрытые тайны- Башня дьяволаИз окна самолета открывается очень красивый вид.

Нераскрытые тайны- Башня дьяволаНераскрытые тайны- Башня дьявола

Нераскрытые тайны- Башня дьяволаПри таком освещении башня стала белого цвета.Нераскрытые тайны- Башня дьяволаНочью она выглядит еще загадочнее и мистичнее.

Нераскрытые тайны- Башня дьяволаНераскрытые тайны- Башня дьявола

Нераскрытые тайны- Башня дьявола

На языке племени Лакота монумент называется Mato Tipila, что значит Дом Медведя или Медвежья берлога. Современное название он получил по ошибке. В 1875, во время экспедиции возглавляемой полковником Ричардом Доджем, переводчик не так перевел слова индейцев. В результате, монумент получил название сначала Дом Плохого Бога, а в последствии — Башня Дьявола. В 2005 году несколько индейских племен предложили переименовать монолит на Дом Медведя (Bear Lodge), но их предложение было отклонено.

Геологи соглашаются с тем, что башня сформирована из вулканического материала. Но они не могут прийти к единому мнению насчет того, как она сформировалась.

По одной из версий когда-то территорию Великих Равнин была покрыта морем и на дне его сформировались осадочные слои. На месте, где сейчас Башня Дьявола, в осадочные породы проникла из недр земли расплавленная магма. Раздвинув песчаники, сланцы и известняки, из которых состояло морское дно, магма застыла, не дойдя до поверхности, в виде столбообразного базальтового тела. Через миллионы лет море уступило место суше и дождь с ветром начали разрушать более мягкие осадочные породы. А более твердый вулканический шток стал понемногу подниматься вверх. Базальты, из которых он сложен, в ходе остывания превратились в живописные вертикальные образования, похожие на шестигранные столбы. За счет этого гора кажется созданной человеческими руками, или же руками дьявола, но уж никак не природой.

Другие ученые считают, что Башня Дьявола это все, что осталось от вулканического извержения. Процессы эрозии продолжаются и по сей день, так что часть башни скрытая под землей все еще ждет своего часа.

У индейцев есть своя версия происхождения Башни Дьявола. Согласно легенде, семь девочек гуляли в лесу и на них набросились огромные злые медведи. Девочки долго бежали от разъяренных животных, но медведи не отставали. Дети из последних сил взобрались на небольшой камень и стали произносить мольбы о спасении Великому духу. Дух услышал мольбы девочек и камень начал стремительно расти. Таким образом, девочки начали удаляться от медведей. В ярости звери попытались взобраться на скалу, однако, им это не удалось. А на скале на веки остались следы их огромных когтей. При этом, гора все росла и росла вверх пока девочки не смогли перешагнуть на небо, где и превратились в звезды Плеяды.

Нераскрытые тайны- Башня дьявола

В наши дни люди продолжают заниматься мифотворчеством. Согласно верованиям некоторой части местных жителей вершина скалы является площадкой для приземления НЛО. Для этого есть весомые причины. В окрестностях горы неоднократно замечали неопознанные летающие объекты, а на вершине скалы странные световые явления. Молнии очень часто попадают в верхушку Башни Дьявола. И то, что эта чертова скала, единственный объект возвышающийся над местностью для них не аргумент.

Нераскрытые тайны- Башня дьявола

Башня Дьявола долгое время считалась неприступной. Первый раз на нее залезли двое местных фермеров в конце 19-ого века. Они использовали для восхождения не альпинистское снаряжение, а лестницы. Восхождение альпиниста состоялось лишь в 1938 г. Это был Джек Дюранс. Третьим, кто забрался на неприступную скалу, был профессиональный парашютист Джордж Хопкинс, попавший на вершину горы сверху, в 1941 году. Он выпрыгнул из самолета с парашютом. Приземление прошло удачно, но спуститься с Башни оказалось не так легко как Хопкинс думал. Веревки, которые сбрасывали ему с самолетов, падали мимо или портились от удара о камни. Воспользоваться же вертолетом или дирижаблем не получалось из-за плохих погодных условий. Парашютист оказался плененным на скале.

Нераскрытые тайны- Башня дьяволаДжек Дюранс перед прыжком на Башню Дьявола.Нераскрытые тайны- Башня дьяволаПо моему, в 41-ом у американцев таких еще не было. )))

Об этой новости говорила вся Америка. Как оказалось, никто из альпинистов не может залезть на вершину скалы. Пришлось разыскивать Джека Дюранса. В итоге он и спас Хопкинса, взобравшись на гору еще раз.

На сегодняшний момент Башня пользуется большой популярностью у альпинистов и скалолазов. И интерес к ней продолжает расти. Немалое количество маршрутов уже проложено на вершину Башни. По своей структере рельеф скалы очень необычен, а потому, техника лазания также требует дополнительных навыков. Например, умение перемещаться по рельефу в распор и щелевое лазание.

Из 400 000 туристов посещающих ежегодно Башню Дьявола только один процент решается забраться на вершину. Вот только индейцы против того чтобы толпы туристов залазили на вершину скалы, так как она для них священна. Поэтому, большинство альпинистов не занимаются здесь скалолазанием в июне. В это время индейцы проводят свои церемонии.

Добраться до Башни Дьявола можно: в США любым (авто, авиа, железнодорожным) видом транспорта до города Рапид-Сити (или Джиллетт на северо-востоке штата Вайоминг); далее только на автомобиле до самой возвышенности.

Напоследок хочу еще сказать, что эта гора фигурирует в фильмах про пришельцев. Таких как: «Близкие контакты третьей степени»(1977г.) — Стивена Спилберга и «Пол» (2011 г.) — Грега Моттолы.

Вот теперь точно всё!!! И чёрт с ней, с этой башней!