Эксклюзив

30 071 подписчик

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Рудник «Мир» - это бывший алмазный рудник открытого типа, расположенный в Мирном, Восточная Сибирь. На момент закрыти...Посланница дьявол...
  • Юрий Ильинов
    Почему Сталин сменил фамилию? (еще одна версия) Многие считают, что псевдоним «Сталин» Иосиф Виссарионович Джугашвил...Ловец снов: как н...
  • Юрий Ильинов
    Охота призрака на души молодых. https://www.facebook.com/1000245...Фрэнсис Скотт Фиц...

Блудова Русь: как воеводы Киевских князей меняли…

Блудова Русь: как воеводы Киевских князей меняли…

Блудова Русь: как воеводы Киевских князей меняли…

Легендарный князь Святослав Игоревич мертв, убит на днепровских порогах печенегами весной 972 года. По факту — оставлен кочевникам на расправу главным воеводой Руси, его наставником — Свенгельдом. Что к княжьим титулам относился абсолютно равнодушно, трех сидельцев на престоле пережил… Воевода ушел с главной дружинной силой в Киев, стал подле нового князя Ярополка Святославича новым наставником в политике.

Интересные наблюдения. Поведение княжеское Ярополка определенно: на внешнем контуре Русь берет вектор, проводимый почти всё время княгиней Ольгой. С ориентацией на христианские страны. Ламперт Херсфельдский (70-е годы XI века) сообщает: на имперском съезде в Кведлинбурге, на Пасху 973 года,… присутствовало посольство русов. Тема была важная — публичное объявление о том, что германо-византийские противоречия урегулированы миром, все свободны и оповещены о последствиях. Кто, по старой разбойной памяти, начнет клевать одну из сторон (якобы в угоду второй) — получит проблем от всех.

Никоновская летопись XVI века извещает: накануне броска Владимира на Полоцк и Киев — к Ярополку прибыли послы из Византии и Рима.

С религиозными сладкими предложениями, надо думать. Тут уже тема другой статьи всплывает — в некоторых работах встречается утверждение, что Ярополк был христианином. Крещен в детстве Ольгой был, так сказать. Очень может быть, но мешает один факт. В 1044 году были крещены его кости, так что вопрос спорный. Будем разбираться, сегодня о другом…

Непонятно, когда, до или после гибели Святослава от рук печенегов, — Ярополк устанавливает с этими кочевниками хорошие отношения. Факт тоже особых доказательств не требует — во время усобицы с братом Владимиром приближенные советуют Ярополку бежать в Степь, там собрать армию.

Тугой узел противоречий завязывается, когда подле Ярополка оказывается внушительная фигура воеводы Свенельда. Самое время потормошить недобрым словом (столь «любимого» автором) Льва Николаевича Гумилева, что усмотрел в этом тандеме происки христиан, что облепили престол княжеский. Мол их звонкой монетой было оплачено убийство Святослава…, очень уж не хотелось им видеть в Киеве махрового язычника Святослава «с озверелой солдатней».

Блудова Русь: как воеводы Киевских князей меняли…
Разлад в высоком тереме. Сомнения гложут, что только религиозные танцы столь почитаемы были в то время на Руси, особенно в принятии судьбоносных решений. Хотя свое стойкое амбре, несомненно, оставляли. Но. Основной мотив поведения Ярополка и Свенельда не богомольный — политический. Они сознательно обрекли Святослава на гибель, просто боясь потерять свою власть. И проблема куда сложнее. Не завязана лишь в соперничестве нескольких человек или религиозных течений.

Святослав, ненадолго овладев (в конце 960-х годов) Киевом, политически разрушил союз князей. Зыбкое единство Руси. Что железной хваткой Государыни Ольги и мечами дружин Свенельда создано было, с тонкими дипломатическими уступками. Великий воин Святослав оказался вне Руси, это вполне устраивало большинство знатных «русов». Его возвращение в Киев… как бы лишним было для всей элиты. Слишком обожаем народом и простыми воями. Смерть его — абсолютна выгодна. Святослав погиб, но успел нарушить сложившийся уклад. Докрасна раскалил противоречия: в союзе князей, системе управления, договорах и обязательствах между славянами и русью. Сделав ставку на возжелавших независимости язычников-киевлян — подписал приговор себе… Элита дружин, возглавляемая Свенельдом (Ярополком), молчаливо приговорила Святослава к смерти. Исполнила тоже красиво — руками печенегов…

Если исходить из логики последующей драмы, поступок Ярополка и Свенельда вызвал возмущение у другого сына Святослава — Олега. Вспомним эпизод, когда этот древлянский наместник-князь убил сына Свенельда — Люта. Тот проезжал краем его земель с охотой на зверя… и был немедленно зарезан, как опознан Свенельдич. Тот самый… Очень показательный эпизод. Так Олег выразил свое отношение к предавшему его отца Великому Воеводе. И братцу Ярополку. Месть за трагедию Белобережья и днепровские пороги, в полный рост.

Убийство Люта Свенельдича (летописная миниатюра) (Иллюстрация из открытых источников)
Убийство Люта Свенельдича (летописная миниатюра) 

Какие выводы делаем? Кровавый конфликт Святослава с христианством, распря с «умеренными» Ольгиными воеводами, разочарование Свенельда в его воинской удаче, сохранение прочими князьями независимости от Киева, вынужденное наделение владениями сыновей … Это всё говорит: Святославу не удалось подчинить себе Киевскую Русь. Ни до смерти Ольги, ни после. Условия договора 971 года — пустой звук для всех. Был заключен Царьградом с изгоем-одиночкой. Без одобрения и согласования Съезда князей. Повинен смерти быть… Так это всегда называлось.

Дела Блудовы. Со смертью Святослава грызня бульдогов под половиками княжьих теремов закипела нешуточная. Земля от Днепра до Ладоги в полном раздрае, славянские племена прикидывают расклады — а не пора ли послать по Мокше-матушке этих русов с их объединительной государственной политикой. Города раскладывают свои пасьянсы, а не поступить ли им по-киевски, попытаться обособиться с наемными князьями, пересмотреть ряд да уклад.

Свои соображения имеют и главные воеводы руси. На их мечах все держится. Один из них — зовется Блуд. Имя ныне веселое, но в те времена задорного подтекста не несло. В древнерусском именослове документировано былиной о Хотене Блудовиче, названием Блудовой улицы в Новгороде. Мать «Хотинушки Блудовича» носит в былине прозвище «вдовы честно-Блудовой жены». Ничего скабрезного, отрицательного. Понималось оно тогда — не как «развратный человек», а «блуждать, странствовать».

Хотен Блудович — былинный богатырь (Иллюстрация из открытых источников)
Хотен Блудович — былинный богатырь 

Летопись определяет Блуда воеводой Ярополка. Потом он немного подвинут в сторонку Свенгельдом\Свенельдом, но подле князя остается прочно. Насколько предан этому явному христианину — большой вопрос. Но Ярополком уважаем по дедовой еще традиции. Русские князья обязаны были чтить «отчих мужей». Слушать советы «ближников»-дружинников умершего отца. Практика еще была живуча многие века после. В 1096 г. Великий князь Святополк Изяславич предложил черниговскому князю Олегу Святославичу положить «поряд о Русской земле пред епископы и пред игумены и пред мужи отец наших», есть немало других летописных свидетельств.

Первая кровь. Итак, какой узел завязался после гибели Святослава? С 972 года киевским князем по завещанию стал старший сын Ярополк. Братья Олег и Владимир (будущий Ясно Солнышко) тоже получили наследство: один в древлянской земле со столицей в Овруче, другой — в Новгороде на Ильмене.

Блудова Русь: как воеводы Киевских князей меняли…
Довольно скоро происходит эпизод с убийством Люта Свенельдича. Могущественный воевода требует кровной мести, он в своем праве полностью. Ярополк, с оглядкой на мечи языческих дружин, затевает распрю с братом Олегом. Любви там большой семейной было ни на понюх табака, ясно. Воспитывались Ярополк, Олег да Владимир разными людьми по-разному, отношения с отцом были нулевыми. Обширная география земель, собственные наушники и советчики… Всё плохо для лада в семье. В 977 году Ярополк пошёл войной на Олега. Летопись утверждает: он не хотел смерти брата. Вопрос — зачем тогда воевать? Город Овруч взять, земли древлянские подчинить… а Олега кудой отправить? В Совет Федерации, как в пыльную кладовку для вышедших в тираж политиков…? Так не было такого еще. Времена суровые — нет князя, нет и претендента на землицу и право повелевать. Брат он, просто рядышком проходил — жестокой исторической логике — безразлично.
Ярополк укоряет Свенельда за смерть Олега (Иллюстрация из открытых источников)
Ярополк укоряет Свенельда за смерть Олега 

Уверен, Олег должен был погибнуть. Свенельд не согласился принять «виру» за смерть сына. Упал ли тот с моста, был задавлен, получил ли стрелу, порублен — вторично. Месть свершилась. Сказки про рыдающего и сокрушающегося Ярополка сносим из анализа — это красивый, но бестолковый литературный трюк летописца. Политике слезы чужды. Тогда она крутенько заваривалась.

Владимир правильно понял ситуацию. Вполне резонно предположил: его черед следом. Он не готов к войне, покидает Новгород и отправляется «за море» собирать варяжские дружины. Ярополк на какое-то время становится полноправным правителем Руси. Ненадолго: уже в 978 году брат вернулся с войском, пошёл войной на Ярополка. Первая династическая межусобица в семейке Рюриковичей полыхнула. А что же воеводы Свенельд да Блуд? Первый после мести за сына со страниц летописей исчезает. Якобы изгнан Ярополком, который «не желал смерти брата Олега». Ага. Спихнуть на обочину такую глыбу, ну не знаю. Понятно, Свенельд из политики не ушел. Чем и где занимался в то время — непонятно. Может на пенсию вышел, пчел разводил на днепровском берегу. Но его соратник Блуд подле Ярополка начинает вести свою игру. Явно не сам придумал, уровень не его в последующих комбинациях. Варяги Владимира перевеса над дружинами Ярополка не имели. Даже близко. Киевский князь с самого начала похода ведет себя самоуверенно. Списать это на неопытность вряд ли можно: наследник прошел отличную военную подготовку (по-другому быть не могло), приобрел определённый опыт. Войско было еще закваски Святослава, головорезы и отчаюги. Ярополк не готовится к войне. Вполне довольствуется успокоительными рапортами. Если не самого Свенельда, то Блуда.

Блудова Русь: как воеводы Киевских князей меняли…
Дилемма. Уверенный в своих силах Ярополк пропускает первый удар варяжских сил Владимира. Пал союзник Киева — Полоцк. Князь Рогволд с семьей убит. Владимир насильно берет в жены просватанную уже за Ярополка — Рогнеду Рогволдовну. Варяги устремляются к Киеву, осаждают его. Ярополк все это время странно бездействует. Так логика Летописи говорит.

Владимир не намерен штурмовать Киев, это обернется очевидной резней. С ним не славяне или русы, что считают эту землю своей, обустроены и обросли немалым хозяйством. Варяги из другого теста, их интересует только добыча. Вегетарианская смена князей на тогдашних престолах редко заканчивается большой кровью, берется власть только. Но не имущество и жизни подданных. Победивший претендент вступал в Киев как законный правитель, вел себя соответствующим образом. Народу сперва кланялся, одобрения добивался перед Вечем.

Киевляне не спешат менять Ярополка на Владимира, крепко стоят за первого. Совершенно оправдано, как на мой взгляд. Еще свежи в памяти «языческие бесчинства» Святослава, Владимир же тот еще многобожец, неистовством папе не уступает. Армию привел соответствующих воззрений. «Христианская партия» города чует кровь, что будет пролита обязательно.

Вот тут на сцене появляется Блуд. В его подкуп не верю. Он выражает интересы язычников дружинной знати. Которым поперек горла — миролюбие Святополка, с его «христианским вектором». Настало время потолковать за «веру и походы», наверное. Препятствие — хранивший верность великому князю киевский «полк» (выборная рать из горожан), что служит киевскому князю на совесть. Оберегает от покушений.

Голодная беда. Чтобы извлечь Ярополка из симпатизирующей ему среды христиан-киевлян, Блуд якобы уговорил того бежать из Киева в город Родню, в устье реки Рось. И печенегов ожидать. Следом немедля прибыли варяги Владимира, обложили город. Внутри разразился страшный голод; «и есть поговорка и до сего дня: беда яко в Родне» — горюет летописец. В этот момент Блуд советует Ярополку сдаться на милость брата.

Ярополк в Родне (Иллюстрация из открытых источников)
Ярополк в Родне 

Тут летописи придется упрекнуть в изрядном лукавстве, если не крепче сказать. Или в полной безалаберности монастырских редакторов, что различные вариации «Родненской голодной беды» выдумали в очень поздние времена. Это видно по разнобою, царящему в различных списках «Повести временных лет».

В Архангелогородской летописи этого эпизода нет, в Хлебниковской и Погодинской — молчок про голод и «родненскую» поговорку. Некоторые летописи вообще обходятся без этого названия запоминающегося топонима. В Псковской — Ярополк бежит в «град иной». В Супрасльской — князь просто «затворися в граде». В Лаврентьевском Списке нет названия реки Роси, на которой стоит Родня. Другие редакции «Повести…» искажают гидроним на Урси.

Это коллективное монашеское помутнение в географии полностью «подвешивают» археологию. Исследователи не знают, чему верить, где Родню искать. После Ярополка она нигде больше не поминается в летописях. В устье речки Роси ничего не найдено, даже намека на городище малое Х века. Эпизод сомнительный, откуда почерпнут — Перун ведает…

Конец Ярополка, после того как он послушался предательского совета Блуда и вернулся в Киев, описан в «Повести временных лет» так:

«И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга пронзили его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк».
Убийство Ярополка (летописная миниатюра) (Иллюстрация из открытых источников)
Убийство Ярополка (летописная миниатюра) 

Случилось это 11 июня 979 г. Блуд, как передает пропавшая Иоакимовская летопись Татищева (историк-энтузиаст XVIII в.), а Блуд… ненадолго пережил своего бывшего господина. Вначале обласканный Владимиром, он вскоре навлек на себя гнев нового киевского князя. Был казнен. При этом Владимир (будто бы) помянул опальному воеводе его недавнее предательство:

«Я тебе по обещанию моему честь воздал, как приятелю, а сужу, как изменника государя своего».

Выводы. Они настораживающие. Сразу отсылают в событийную прореху Летописи Нестора. К пути Владимира от Полоцка к Киеву. И началу войны промеж братьев. «Повесть временных лет» уверена — Ярополк побоялся выйти на битву против варягов Владимира, спрятался в Киеве. Дальше выдается откровенно фольклорное устное предание об изменнике Блуде. Оно, и только оно обусловило «перенос» всех действий под Киев. Немедленно вручило жизнь Ярополка в руки поганца-воеводы. Литературная драматургия такая, к истории мало относящаяся…

Блудова Русь: как воеводы Киевских князей меняли…
Иоакимовская летопись Татищева, хоть и не признана академической наукой, но объясняет все события, что предваряли трагедию Ярополка. Их ход телетайпно:
  • Ярополк шлет к брату Владимиру послов «увесчевати», предлагает миром решить дело. Но готов биться. Посылает к северной границе «во кривичи» (междуречье Днепра и Западной Двины) войско с воеводами.
  • Владимир не уверен в военных раскладах, но его наставник, воевода Добрыня подсказывает рецепт победы:
«но вуй (дядя) его Добрыня», ведавший, что Ярополк «не любим есть у людей (Киева), зане христианом даде волю велику».
  • Очевиден заход на диалог с «языческой партией» Киева, что особенна сильна среди дружинной руси. Владимир посылает:
«в полки Ярополчи з дары к воеводам, водя (приваживая, привлекая) их ко Владимиру».
  • Свершается предательство, воеводы Ярополка обещают перейти на сторону Владимира. Это происходит в момент битвы, когда варяги двинулись с войском…
«На полки Ярополчи и, сшедшися на реке Дручи в трех днях от Смоленска, победиша полки Ярополчи не силою, ни храбростию, но предательством воевод Ярополчих…».

Ситуация абсолютно читаема. Свенельд никуда не пропал, не отправлен в отставку Ярополком. Или добровольно ее покинул, как заварилась каша с прибытием в Новгород варягов. Только он имел достаточно власти-влияния, чтобы провернуть такое массовое предательство дружин. Скорее всего, в задачу воевод Ярополка (читаем — Блуда и Свенельда) входила охрана верховьев Днепра. Перекрывали реку в Смоленске или Гнездове — привычных форпостах северной границы Киевской Руси. А поход Владимира на Полоцк тогда логичен с географической точки зрения. Это был осторожный обходной маневр по дублирующему маршруту Пути «из варяг в греки».

Блудова Русь: как воеводы Киевских князей меняли…
Воеводы Ярополка успели преградить путь Владимиру, могли преспокойно развеять его две-три тысяч вояк по ветру. Но не затем они пришли. Выдвинулись навстречу, чтобы совместными усилиями вытряхнуть из Киева «христианскую партию» с покровителем ее Ярополком. Свенельдовы и Блудовы дружины были той средой, где христианство встречало обостренное неприятие. Особенно в тот момент, когда замаячило реальное переустройство многовекового уклада древнерусского общества.

Воеводы были могущественны не только воинскими талантами, но как хранители древних традиций. Годами в походах исполняя роль жрецов. Всплески языческого протеста при Ольге, временное торжество языческой реакции при Святославе — это проявления мучительного раскола внутри дружинной «руси». Обострил всё Ярополк, своей «христианской» внешней политикой. То, что русь видела в долгих походах на Дунае и в Византии, — ей явно не нравилось. Воинствующее киевское язычество, загнанное в подпол после смерти лидера Святослава, увидело во Владимире «кальку» отца. Он мог вернуть «русским богам» их пошатнувшееся величие. Что и сделал в первые годы своего княжения — с явным перевыполнением плана.

Картина дня

наверх