Эксклюзив

30 068 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иван Ильенко
    Бог не летает на бочке с порохом, и это так. Но тот кто ползает, считает летающего, богом.Биологи: фотоны с...
  • Юрий Ильинов
    Простой рецепт ужина- Баттернат тыква и Башкирский мёд. Приятного аппетита 👌🙌 ...Пророчества о нас...
  • Юрий Ильинов
    🗓 18.05.2021 Карта дня - 3 чаши Ваша проблема решится. Острая ситуация наладится, и компромисс будет найден. Подде...Что нашли ученые,...

«Persona Grata» или как создать литературный персонаж?

«Persona Grata» или как создать литературный персонаж?

«Persona Grata» или как создать литературный персонаж?

Часть первая

Сам термин персонаж пришёл к нам из французского языка, и обозначает он действующее лицо не только в литературном произведении, но и в фильме или компьютерной игре. Иногда в качестве синонима используют слово «герой». Но у этого слова есть ещё одно значение: героем называют человека, совершившего какой-то подвиг, в связи с чем фраза «отрицательный герой» звучит абсурдно. Персонаж – понятие нейтральное, поэтому оно подходит для обозначения любого действующего лица, как главного, так и второстепенного.

Итак, давайте разберёмся, из чего же состоит литературный персонаж? В идеале он должен быть таким же объёмным и красочным как живой человек. А первое, что мы видим в человеке при знакомстве с ним, это его

Внешность

Некоторые читатели не любят чересчур красивых персонажей. Но книга - это отражение жизни через призму авторского восприятия. Стало быть, если в жизни пусть редко, но встречаются очень красивые люди, то и на страницах книг найдётся место для красавцев и красавиц. Вообще при описании персонажей (людей, а не каких-нибудь пришельцев-жукоглазых) лучше отталкиваться от того, что (точнее кого) вы видите вокруг себя.

Если вам кажется некорректным описывать знакомых-родственников, попытайтесь запомнить внешность прохожих в толпе. Или представьте, что по вашей книге собираются снимать кино, и вы подбираете актёров на главные роли. Кстати, некоторые актёры и актрисы официально считаются эталонами красоты. Впрочем, красота - понятие относительное. И то, что одному покажется красивым, другой сочтёт заурядным. Абсолютной же красоты не бывает. Как говорил один из персонажей фильма «Двухсотлетний человек», «секрет совершенства в несовершенствах», иными словами у каждого человека имеются недостатки, в том числе и внешние.

Но какой бы внешность персонажа ни была, её надо ещё и суметь описать. Лучше всего дать портрет персонажа сразу после того, как он появится на страницах. Потому что когда читатель видит описание какого-либо действия, он сразу же рисует в голове определённую картинку. И если он представил себе высокого брюнета, например, а через пару страниц обнаружил, что герой оказывается коренастый блондин, перестраиваться будет трудно. Вредна и обратная крайность: чересчур подробное описание персонажа вплоть до пуговиц на одежде. Иногда пресловутые пуговицы могут играть важную роль в характеристике персонажа, как вросший ноготь у гоголевского портного Петровича, но таких особо значимых деталей не должно быть слишком много. В противном случае читатель просто не увидит леса за деревьями. Также надо учитывать, что один и тот же человек в различных обстоятельствах и выглядеть может по-разному. К примеру, утром после пробуждения персонаж, скорее всего, будет несколько помятым, в особенности, если ночь была «весёлой» или, наоборот, кошмарной (в прямом смысле). А вечером посещая, скажем, ресторан или театр тот же персонаж будет смотреться торжественно и солидно. Если же вы описываете одного персонажа глазами другого, необходимо учитывать, кто и кого описывает (например, мужчина женщину или наоборот), а также отношения между этими персонажами, потому что если один человек другому неприятен, то он и видит в нём сплошные недостатки. И, наоборот, в любимых видятся одни достоинства. Ну а после того, как мы рассмотрели персонажа со всех сторон, настало время узнать его

Имя

Некоторые утверждают, что имя определяет судьбу человека. Не могу сказать, насколько это верно относительно реальной жизни, а вот в судьбе литературных персонажей имена играют весьма значимую роль. Как правило, имя указывает если не на страну, где происходит действие, то, по крайней мере, на национальность персонажа. Есть, конечно, международные имена, чаще, они англоязычные. К примеру, Маргаритой могут звать и продавщицу из супермаркета, и королеву квазисредневековой страны. Некоторые авторы изобретают какие-то необычные имена. Иногда это действительно имеет смысл, особенно если ваш персонаж – уроженец каких-нибудь иных миров. Правда, некоторые читатели и критики считают, что необычное имя – это один из признаков Мэри Сью. Хотя тут как со внешностью: и в жизни встречаются необычные имена. Встречала на бейджика сотрудников одной солидной организации такие нетривиальные имена как Октябрина и Аниса, отчества тоже необычные попадались, например Якуповна и Дереникович. А ведь их носители – это реальные люди, а не придуманные кем-то персонажи. Тем более, что в последнее время вошло в моду давать детям редкие имена. Читала в Интернете, что одна женщина назвала сыновей-близнецов Тигр и Ягуар. Звучно, конечно, но возникает вопрос: а какие же отчества будут у детей этих мальчишек? ТигрОвич и ТигрОвна или ТИгрович и ТИгровна? По той же причине лично мне не нравится, когда мальчиков называют европейскими или американскими именами. Ведь за границей отчества не предусмотрены. Я уж не говорю о том, что в православных святцах таких имён нет. Впрочем, в вымышленном мире точно также может не быть отчеств. Да и религия там может быть своя. А многие имена, которые сейчас считают «русскими» (даже традиционные сказочные Иван да Марья) давным-давно пришли на Русь из заграницы. Кстати, знание происхождения имён и их значения может помочь подобрать герою имя, связанное с его судьбой или характером. Но с говорящими именами надо быть осторожными, равно как и с аналогичными фамилиями. Особенно, если характер персонажа планируется выстраивать ходу дела. Вдруг вам в голову придёт фамилия, допустим, Доброцветов, а персонаж в итоге выйдет отрицательным? Хотя характер персонажа не обязательно должен имени и фамилии соответствовать. Он вполне может оказаться полной противоположностью того, каким должен быть согласно толкователям имён.

Ну и желательно, чтобы имя и фамилия персонажа легко читались и запоминалась. Если вы всё-таки выбираете для героя какое-то необычное имя, неплохо бы обосновать, почему родители его назвали так, а не иначе. К примеру, один из персонажей повести Бориса Раевского «Поединок с самим собой» носил довольно заковыристое имя Гоэлрон и объяснял это тем, что папаша его был фанатом ГОЭЛРО, то есть плана Государственной Электрофикации России, разработанного после Революции 17-года. Имя своё персонаж не любил и предлагал новым знакомым называть его Григорием. И это в принципе естественно. Ведь носители необычных имён в реальной жизни часто подвергаются насмешкам. Так что прежде чем, назвать главную героиню какой-нибудь Даздрапермой (это, кстати, аббревиатура от «да здравствует первое мая» и вполне реальное женское имя, возникшее после 1917 года), подумайте, как бы на это имя отреагировали дети во дворе и школе. Современные школьники с трудом удерживаются от фырканья, когда читая пушкинского «Медного всадника», видят женское имя Параша (сокращение от имени Прасковья, его носила, в частности, графиня Шереметьева). Нет, если подколы сверстников предполагаются сюжетом, как одно из испытаний персонажа, тогда флаг вам в руки. В остальных случаях лучше выбрать имя пусть и необычное, но благозвучное.

Впрочем, вы вполне можете дать герою возможность отказаться от неблагозвучного и нелюбимого имени в пользу прозвища. Чаще всего прозвища образуются от фамилий. Скажем, человека по фамилии Трофимов, вполне могут звать Трофимом. Так, собственно, и называют одного известного певца. Или допустим ещё одного персонажа повести уже упомянутого Бориса Раевского прозвали Щука, потому что у него были мелкие острые зубы и хулиганские повадки. Это прозвище возникло на основе черт характера и внешности. Ещё прозвище может возникнуть как какое-то забавное происшествие. К примеру, главный герой повести Бориса Алмазова «Самый красивый конь» Игорь Понамарёв откликается на прозвище Панама. Только образовано оно не от фамилии, как может показаться, а как реакция одноклассников на множество нелепых ситуаций, в которые все время попадает этот мальчик. Автор так и объясняет в названии первой главы «Панама – потому что шляпа».

Кстати, если в произведении фигурируют родители или иные родственники персонажа неплохо бы помнить о том, что члены одной семьи часто похожи друг на друга внешне. Генетику ещё не никто не отменял.

Но о семье персонажа и ещё кое о чем мы поговорим в одной из следующих статей.

Олеся Шмакович

=0=0=

«Секреты нашего двора» – книга, написанная с любовью

«Persona Grata» или как создать литературный персонаж?

В каждой книге хранится частичка души её автора. В каждой истории отражается его опыт, его отношение к жизни, его мечты и надежды на будущее. Остаётся на страницах место и для красивой фантазии, и для суровой правды жизни. Его жизни, писательской. Понимая это, становится особенно интересно проникнуть в тайну создания современных произведений. Здесь, сейчас, пока мы можем спросить напрямую, как рождались те или иные истории, как возникла идея их написания. Потому что потом, спустя десятилетия или столетия, потомкам придётся гадать, изучая книги, некоторые из которых, без сомнения, будут однажды причислены к классике, и додумывать ответы на эти простые вопросы.

Сегодня разговор пойдёт о сборнике «Секреты нашего двора», который вышел из-под пера Валерия Екимова и был опубликован в новокузнецком издательстве «Союз писателей» по гранту «Новые имена». Книга посвящена детям семидесятым – смелым, гордым, свободным, жаждущим приключений и открытий. Тем детям, которые сегодня стали историей, затерявшись на просторах Интернета.

«Первоначально «Секреты нашего двора», как, впрочем, и все мои книги представляли собой серию рассказов о совершенно разных событиях, местах и персонажах, связанных меж собой лишь временем и местом происходящего: в данном случае это, безусловно, семидесятые годы, пригороды Ленинграда, – вспоминает писатель. – Какой из тех рассказов был первый, когда, а главное, что послужило толчком для его написания – достоверно уже и не вспомню. Вероятней всего, это была повесть «Илики», написанная тогда в пяти рассказах: помнится, меня сильно поразило преобразование этих высот в десятые годы, когда нам с семьёй неожиданно пришлось оказаться там вновь (у подножия бывшей горы – городское кладбище). Уж больно хотелось оставить память о том, что здесь было раньше… И не только в наше время: место-то, прямо, надо сказать, историческое, героическое, о том знал каждый житель Ломоносова, а для пацанов семидесятых оно было не просто знаковое, – культовое, главное!»

И вот появились на свет рассказы. Рассказы, в которых речь идёт о простых ребятах, некогда живших недалеко от северной столицы, изучавших её окрестности, мечтавших о героических деяниях, верящих в настоящую дружбу. Ребятах, которые сегодня стали взрослыми, но едва ли утратили склонность к романтике – главной основе, том, на чём строились их личности. Однако разрозненные рассказы, которые автор складывает в стол – это ещё не книга, представшая на суд миллионов читателей. Любопытно выяснить, как и почему родилась идея явить свои мысли.

«Идея создать из тех рассказов, добавив в них повесть «Мухтар», полноценную, связанную воедино книгу «Секреты нашего двора» пришла как-то сама собой в прошлом году, когда количество этих рассказов превысило два десятка, а мысли различных их героев многократно повторялись в разных, иногда совершенно непохожих ситуациях. В результате на основе многих персонажей тех рассказов появились пять основных, наиболее часто встречающихся и дорогих мне человека, которые вобрали в себя многие и совершенно не связанные между ситуации», – улыбается Валерий.

Конечно, чтобы выпустить книгу, требуется время. Кто-то потратит на целый роман в трёх томах месяц, а кто-то один-единственный рассказ будет переделывать, дописывать, проверять и перепроверять целую жизнь. Как складывалась судьба «Секретов нашего двора», рассказывает Валерий Екимов:

«Сложить книгу из готовых рассказов, с учётом высокопрофессиональной и действительно неравнодушной команды «Союза писателей» г. Новокузнецка (Ирине Суховейко, Екатерине Кузнецовой, Нины Каркавиной, Марины Дьяченко, Алисы Дьяченко, Юлии Василенко), фамилии которых в том числе указаны в конце текста, не представило большого труда. Огромное спасибо им (Вам!) за это, приятно было работать. Это действительно и их идея в том числе! Мы вместе работали около двух месяцев».

Как уже упоминалось выше, сюжет всех рассказов вращается вокруг обычных мальчишек, таких, какими были наши отцы и старшие братья, а, может быть, и мы сами. Но что же думает о своих героях сам писатель? Кем они являются для него? Откуда появились? Наверное, именно эти вопросы прежде всего задаёт себе читатель, когда знакомится с интересными персонажами.

«Пятеро смелых – это, безусловно, собирательные, ни в коем случае не автобиографические персонажи-образы (в том числе и персонаж, ведущий рассказ от первого лица). Но, вместе с тем, не могу не оговориться, что, как и любой настоящий автор, стараюсь не говорить, а уж тем более не писать о том, чего не видел или не прочувствовал лично. Поэтому повторю слова Даниила Александровича Гранина в ответ на заданный ему в отношении его, на мой взгляд, лучшего и, кажется, очень искреннего романа «Мой лейтенант» вопрос:

– Вы пишете про себя?

– Что вы, этого человека уже давно нет!

И в случае «Секретов...» эти слова подходят как нельзя лучше, тем более что одного из наших товарищей, Тараса-Амбала, действительно не стало в начале девяностых», – отвечает Валерий.

И, конечно, у каждого писателя есть свой любимчик. Возможно, прочитав сборник от корки до корки, читатель сам догадается, кто же этот счастливчик. Но мы не стали гадать на кофейной гуще, а предпочли узнать наверняка, обратившись к самому надёжному источнику:

«Безусловно, самый любимый персонаж в моих «Секретах...» – это, по понятным, думаю, причинам, маленькая хозяйка грозного Мухтара, трагическая история которого, увы, подлинна, – жаль, что редакция упросила меня несколько сгладить картину его боя с «собачей свадьбой», целой сворой!» – делает неожиданное признание Валерий, отвлекая нас от мыслей о шебутной компании пареньков.

Столь же откровенно автор говорит о своей любимой сцене – о том моменте, который вызывает в его душе наибольший отклик. Интересно, о чём в нём идёт речь? Тогда давайте послушаем:

«Не знаю, как у кого, думаю, так у всякого творца, но любимый момент – это то, что называется: «Здесь и сейчас»! Потому как, цитирую: «…прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано…» Ну, то есть, тот момент, который описываешь именно сейчас, или тот, который только что закончил, и он ещё живёт в тебе, мучит, по-настоящему беспокоит. Так уж выходит, что когда пытаешься записать вдруг пришедшую мысль, воспоминание, удивление, то совершенно не знаешь, что же из этого выйдет, к чему оно приведёт. А когда уже записал, то искренне удивляешься тому, что получилось: чаще радуешься, но иногда огорчаешься. Самым большим удивлением, к примеру, в «Секретах…» лично для меня стал пятый эпизод «Вавка». Он, кстати, написан на основе вполне реальной мальчишеской ситуации, которую полностью удалось разрешить в этом «Секрете…», додумать, понять… лишь теперь, благодаря убежавшей из-под контроля мысли во время переложения её на бумагу. Может быть, благодаря этому свойству – полёту мысли! – все герои (и взрослые, и дети) в книге «Секреты нашего двора» получились яркие, положительные.
Ну, и как в них не влюбиться?..
Причём во всех сразу! Так или иначе, они (может, лишь слегка меняя имена) остаются практически во всех следующих моих книгах, рассказах, сюжетах».

Без сомнения, читателю и, возможно, будущему автору собственной книги хотелось бы, чтобы опытный коллега поведал, какие трудности ждут человека, который решится взять в руки перо и изложить на бумаге свои мысли. А заодно появится шанс ненароком узнать, в чём бонус писательского ремесла. Валерий Екимов не делает тайны из своих эмоций:

«Трудностей не было – лишь большое творческое наслаждение! – признаётся он. – Но хочу здесь вот что ещё добавить: не успели «Секреты…» выйти из печати, как уже новые сюжеты тех лет вдруг настигают меня, – теперь, читая книгу, то время вспоминают многие! Пока я публикую свои заметки просто для памяти в виде рукописей на сайтах «Проза.ру», «Пиши.ру» и в своём блоке «Союза писателей», в разделе «Забытый разговор». Там их уже за сорок! Кто знает? Может быть, мы вместе снова и превратим их в новые «Секреты…»

=0=0=

«Добрые соседи»: путь от мысли до книги

«Persona Grata» или как создать литературный персонаж?

Написать книгу – большое дело. Есть романы, которые авторы создавали, без преувеличения, всю жизнь. Опубликовать готовую историю – это уже квест, пройти который иногда по силам только самым упорным. Продвижение своего детища на широкий рынок – настоящее испытание, требующее запаса сил, времени и энергии. Эти вещи более или менее очевидны. Но все ли это трудности, которые ждут писателя? На самом деле подводных камней очень много. И далеко не каждый из них виден невооружённым взглядом со стороны. Например, мало кто говорит или даже думает ещё об одном препятствии, которое встаёт перед поэтами и теми, кто предпочитает короткую прозу многотомным сагам. По какому принципу составить сборник? Что включить в него? А что оставить для другого издания или вообще положить в стол?

Сегодня мы поговорим о сборниках стихов и о том, из каких этапов состоит работа над ними. Со своими вопросами корреспондент издательства «Союз писателей» обратился к современному поэту Аркадию Млынашу. Его перу принадлежит сборник «Страна Ясами», некоторое время назад опубликованный по гранту «Новые имена». А недавно свет увидела новая книга автора «Добрые соседи». В неё вошли коротенькие, забавные, в меру поучительные истории, посвящённые братьям нашим меньшим и рассказанные в стихах. Как родилась идея этого сборника?

«После получения гранта на издательство моей первой книги «Страна Ясами» по программе «Новые имена» было большое желание, не откладывая в долгий ящик, подготовить к издательству ещё одну книгу, – вспоминает Аркадий. – Но желание желанием, а как это осуществить? Материал, в виде написанных стихотворений, в определённом количестве имелся. Но большое «НО», а как подбирать стихотворения для сборника? Если в первом случае всё было более-менее ясно, и выбор обуславливался правом маленького человека на самостоятельные поступки, то со второй книгой ясности не было. Опыта в этом деле у меня никакого не имелось. Вспомнился старый анекдот, где на вопрос одного из авторов о том, как назвать книгу, состоялся следующий диалог:
«– Трубы в книге описаны?
– Нет.
– А барабаны?
– Тоже нет.
– Тогда назови «Без труб и барабанов».

И вот, есть большое желание поговорить с читателем. Есть уже написанные стихотворения и идеи новых произведений. Как же определить концепцию будущей книги? О том, как проходила работа над книгой на первых этапах, Аркадий говорит:

«Перебирая свои произведения, отыскал стихотворение «Добрые соседи», написанное мною одним из первых и после многократно редактированное. Размышляя над сборником, я решил, что это стихотворение и будет той «печкой», от которой «надо плясать». Захотелось рассказать не только о дружбе и взаимовыручке, но и о тех, кто живёт рядом с нами, а мы их зачастую не замечаем. О разных взглядах на природу, как в стихотворении «У каждого – свой вкус».  Рассказать о том, что и лягушки тоже хотят быть моделями, и рыбалка может доставить большое удовольствие, не нанеся вреда ни одной рыбке. А улитки – они такие беззащитные! А что, если научить улитку бодаться? А кто это лучше всего может сделать? Ну, конечно, корова! Так увлёкся, что написал целую серию стихотворений об улитках. Не все вошли в сборник. Достал из заветной коробочки листики с набросками неоконченных стихотворений. Знаете, как это бывает? Появляется идея, начинаешь писать и вдруг понимаешь, что не знаешь, как закончить. В других случаях всё наоборот – знаешь, как закончить, но никак не получается логически, легко и весело добраться до этого окончания (улыбается). Тогда листики складываются в коробочку до лучших времён. Так нашло своё логическое завершение стихотворение «Незабудка», было отредактировано стихотворение «Щенок и я», выяснилось, почему мухи не улетают зимою на юг, в стихотворении «Домовитая муха» (улыбается). В процессе подготовки сборника узнал, что не только «богатые», но и тараканы тоже плачут, о причинах этого «феномена» поведал в стихотворении «Тараканье горе». Закончив каждое такое стихотворение, каждый раз сидел перед монитором с довольной улыбкой. Наверное, со стороны это  выглядело немного странно (улыбается). Жена, увидев мою улыбку, неизменно спрашивала: «Получилось?» И получала в ответ: «Ага». Потому что, когда не получалось, выражение лица было совсем другое».

Слушая эту историю, понимаешь, что отправиться в издательство с готовой рукописью через неделю после того, как первая мысль о книге возникла в голове, однозначно не удастся. Сколько же времени занимает создание сборника от момента рождения идеи до публикации? Конечно, каждый писатель даст свой ответ на этот вопрос, руководствуясь личным опытом. Аркадий Млынаш с готовностью рассказывает о сборнике «Добрые соседи» и о том, как долго шли подготовительные работы:

«В общей сложности, на составление сборника, написание новых стихотворений и редактирование старых у меня ушло почти два года. Предпечатная подготовка была недолгой. Во время подготовки мне помогли скомпоновать стихотворения по разделам, что тоже, на мой взгляд, очень важно. Составить сборник я составил. А что за чем должно идти и как правильно это сделать – увы, такими знаниями я не обладал. Поэтому очень благодарен редакции за оказанную помощь. Понравились иллюстрации художника Алисы Дьяченко, уловившей в своих работах эмоции героев стихотворений».

=0=0=

Как воспитать мальчика хозяином?

Как воспитать мальчика хозяином?

И мамы, и папы закономерно хотят воспитать хозяйственного сына. Чтобы он мог прикрутить колесо, повесить полку, вставить замок... Ведь совсем скоро нынешний мальчик станет мужчиной, возьмёт на себя обязанности главы семьи. Нужно будет и ремонт в квартире сделать, и машину починить, и помочь собрать конструктор уже собственному сыну.

Но как дать в руки ребёнку молоток и гвозди, а тем более кусачки или дрель? Начинать надо с инструктажа, с объяснения принципов действия инструментов и правил безопасности. Однако до чего это скучно!

На помощь родителям придёт написанная педагогом Ларисой Назаровой «Большая книга инструментов». В ней живым языком, очень подробно, а главное, увлекательно объясняется принцип действия отвёртки, гаечного ключа, плоскогубцев, перфоратора, штангенциркуля, рашпиля… Кстати, сколько инструментов вы сейчас сможете вспомнить? Двадцать, а может быть, тридцать? В «Большой книге инструментов» их 53! Особое внимание уделяется крепежу: болту, шурупу, саморезу, винту, различным видам гаек… Из книги будущий хозяин узнает не только о том, какими возможностями обладает тот или иной инструмент, но также научится правилам безопасности при обращении с ним.

Материал подаётся с четырёх ракурсов: заинтересовывающее стихотворение, ёмкая теоретическая часть, игровой тест по каждому инструменту и иллюстрация, которую при желании можно использовать как раскраску.

Книга инструментов большая во всех смыслах: альбомный формат, количество инструментов, разнообразие материала. Всё это пойдёт на пользу и маленькому хозяину, и его родителям. Папы вспомнят то, что уже подзабыли, качественно проведут время с сыновьями, а мамы получат удовлетворение от созерцания их совместной деятельности и новых навыков своих помощников!

=0=0=

Влияние фантазии на реальность через творчество Елены Чурсиновой

Влияние фантазии на реальность через творчество Елены Чурсиновой

Мы встаём по утрам каждый день в одно и то же время. Идём на кухню, включаем чайник. Пока он кипит, чистим зубы, умываемся. Потом пьём кофе, одеваемся и выходим из дома. Пробки, работа, снова пробки, пара часов перед телевизором или компьютером и... пора спать. Это настоящий замкнутый круг. Одни стремятся разорвать его всеми возможными способами. Другие застревают в «дне сурка» и даже не мечтают что-то изменить.

Книги становятся порталами, которые переносят обывателя в иную реальность и показывают, какой могла бы быть их жизнь. Немало тех, кто именно на страницах находит заветный ключик из своего замкнутого мирка и, воспользовавшись советами писателя, начинает с чистого листа строить красивую сказку. Одним из самых ярких и востребованных жанров в современной литературе можно назвать фэнтези, гарантирующий полный отрыв от серой повседневности.

Скептики не устают критиковать фэнтези, а тех, кто зачитывается подобными романами, называют эскапистами. Но что, если именно так, расширив границы возможного, глотнув свежего воздуха из мира фантазий, можно не только выбраться из скорлупы, но и запастись яркими, креативными идеями для творчества и созидания в реальности? Ведь никто не станет отрицать – то, что ещё полвека назад было фантастикой и встречалось лишь в книгах, сегодня – обыденная действительность.

«Жанр фэнтези мне очень близок, поскольку он волнует взрослых, которые остались детьми, несмотря на то, что выросли и уже обзавелись своими детьми. И он также интересен юным читателям. Он увлекателен и многообразен. Полёт фантазии здесь не имеет границ, – о своём выборе литературного направления говорит современная писательница Елена Чурсинова. – Фэнтези заставляет человека думать и рассуждать. Вытаскивает его из состояния овоща и превращает в думающую творческую личность, постоянно стимулирующую себя искать ответы».

Произведения Елены отличаются красотой и яркими красками. Автор обращает свой взор к фольклору и старинным мифам, которые служат базой для её историй. В то же время книги не лишены философии и психологизма. Писательница ставит перед героями вопросы, ответы на которые хотели бы узнать читатели. При этом она избегает грубости, напористости, агрессии, так как не склонна навязывать своё мнение ни взрослым, ни детям. Ей ближе манера диалога, во время которого рождаются новые идеи и, возможно, истина.

Творческий путь Елены Чурсиновой начался ещё в детские годы. Литература привлекала её своей образностью, сказочностью, волшебством. Сперва девочка слушала чудесные истории, а потом начала писать сама.

«С детства очень люблю сказки, когда была маленькой, мне читали различные сказки мама и бабушка, – вспоминает писательница. – В доме была огромная библиотека, которая содержала различные жанры литературы. Примерно с одиннадцати лет у меня проснулся интерес самой почитать, перечитала всё, что было. Как и любого ребёнка, захватывали приключения, остросюжетный стиль изложения. До сих пор люблю именно такие жанры. Любовный роман не по мне. Всегда тянуло на что-то волшебное, не проявленное в нашем мире. Поэтому, когда стала писать, окунулась в мир волшебства и сказки. Также люблю писать небольшие рассказы. Рассуждать о простых вещах с совершенно иной точки зрения, описывать жизненные ситуации с грустинкой и лёгким налётом юмора. С возрастом изменился взгляд на жизнь и восприятие. Можно сказать, что посмотрела на обычные вещи под другим углом. После 30 лет моё мировоззрение перевернулось. Я стала совершенно другим человеком. Воспринимаю жизнь философски и с юмором».

Конечно, у каждого автора имеются запретные темы, которые он никогда не будет поднимать в своём творчестве. Елена Чурсинова откровенно рассказывает, чего никогда не появится на страницах её книг:

«Никогда не писала о политике, социальной жизни, в жанре научной фантастики, исторического и любовного романа.

Почему никогда не буду писать о политике и социальной жизни? Считаю, у меня нет такой редкой способности в полной мере раскрывать в нашей действительности данные темы.

Почему никогда не буду писать в жанре фантастики? У меня нет той полноты информации. Здесь нужен технарь, который бы разбирался в механизмах, мог бы их придумать и описать. Я гуманитарий. И многие стороны технического прогресса не понимаю.

Почему никогда не буду писать в жанре истории? Мы не знаем своей истории, у нас нет корней. При моей жизни историю переписывали несколько раз. Как можно писать, не зная фактов? Мы живём в жанре фэнтези.

Почему никогда не буду писать в жанре любовного романа? Чтобы описать любовную сцену, надо не только её придумать, но и прочувствовать. А я не романтик. Поэтому для моего восприятия это очень сложно. Когда читаешь плохо описанную сцену, внутри возникает ощущение комка смятой бумаги, или звук пенопласта по стеклу. А мне хочется держать читателя в напряжённой динамичности».

Среди своих наиболее удачных произведений Елена Чурсинова выделяет рассказы «Реальность. А что это такое?»; «Время»; «Каменная река»; «Красный зонт» и один роман из цикла «Драконы Гобелена» – «Вуаль Забвения». Конечно, самостоятельно оценить своё творчество непросто. Но можно сделать выводы на основе отзывов читателей и рецензий критиков, а также попытаться посмотреть сторонним взглядом на избранные произведения. Именно это и старается делать писательница, чтобы оставаться на одной волне со своей аудиторией.

Несмотря на то, что в копилке Елены уже много интересных рассказов и даже романов, останавливаться на достигнутом она не собирается:

«Меня сейчас интересуют такие темы, как истинная история Руси, тема цифр, тема пространства и всё, что связано с волшебством (не путайте с магией – это кардинально разные направления). Думаю, что из жанра фэнтези я не уйду. Ведь он позволяет любые знания донести до человека в виде сказки. Ведь недаром все наши сказки несут сакральные знания до сих пор».

=0=0=

Книга для настоящих Человеков

Книга для настоящих Человеков

Литература – не конфетка, которой можно перебить аппетит в поисках более острых ощущений и сладострастных утех. Литература – это почва, на которой процветает настоящее и произрастает будущее. Это сокровищница знаний и свежих идей, передающаяся от поколения к поколению. Понимание этой истины стало основой для книги Равиля Каримова «Если долго мучиться – что-нибудь получится».


Человек выбрался из пещеры, стал хозяином природы, победил собственные предрассудки, прошёл через огненные горнила множества войн. И вот он тут, в цивилизованном двадцать первом веке, взирает на мир с высоты роскошных пентхаузов, наслаждается мирным небом над головой, предаётся порокам, холит и лелеет свои слабости, считая, что заслужил это благополучие, это царство лени и праздности.


Но в тенях таится всё ещё много призраков. Всё ещё много ужасов кроется под пологом ночи. Немало демонов раздирают души хозяев планеты, ибо не научились они жить в гармонии с самими собой.


Словно потакая страстям и слабостям, современная литература кормит обывателя приторными сказочками, призванными увести его подальше от проблем, в некую иную реальность. Поэтому так приятно увидеть книгу, которая разрушает осточертевшие стереотипы, идёт против установленных канонов, говорит о важном и актуальном не таясь, проводя чёткие границы между светом и тьмой, создавая базу для построения новой ментальности читателя и подготавливая почву для формирования глубокой, целостной личности.


Равиль Каримов – человек, который не боится теней. Давайте вместе с талантливым писателем заглянем в их призрачный сумрак и раз и навсегда изгоним из своей жизни!

=0=0=

Азбука доброты и человечности на страницах книг Татьяны Лило

Азбука доброты и человечности на страницах книг Татьяны Лило

Детство – это удивительная страна, в которой краски очень яркие, время течёт медленно, любая мелочь может удивить и развеселить, а приключения поджидают за каждым поворотом. Как узнать все тайны этой чудесной вселенной и насладиться ими в полной мере, заодно получив важные жизненные уроки и заряд позитива на день грядущий и ближайшие пару лет? На помощь придут талантливые книги современных писателей, не утративших способности видеть мир детскими глазами, чувствовать и думать, как девчонки и мальчишки, но приобретших неоценимый опыт взрослого. «Вообще-то, бывают люди вроде и большие, а как маленькие... Они, понимаешь, тоже видят всё. Даже замечают, что ты грустишь! Но таких мало».

Обратить внимание имеет смысл на творчество Татьяны Лило – писательницы, стихи и сказки которой несут в себе добро и наполнены любовью. Яркие краски и смешные шутки в совокупности с неординарностью, верой в чудеса и захватывающими приключениями оставляют сладкое послевкусие. А мораль, заложенная на страницах, дарит понимание основополагающих вещей, без которых очень трудно стать по-настоящему хорошим Человеком.

Рассеянный туман

Был туман с утра рассеян:
Где присел, а где висел он –
Над домами всеми-всеми
И над улицею всею.

Он проснулся очень рано.
Захотелось почему-то
Стройку, башенные краны,
Фонари плотней укутать,
Магазины, школу, садик,
Светофор, фонтан со сквером...
Не во вред, а пользы ради
Скрыть дома в уюте сером.  
Проявить хотел заботу,        
Чтобы город спал, как ночью,
Ведь туман решил – суббота,
Только день-то был рабочий!

Люди встали, смотрят:
– Странно!
Где же улица, скажите?..
И кричит, грозит туману
В каждом доме
Каждый житель.

Тот опомнился:
– Ну да!
Так чего ж расселся я?!
Не суббота, а среда!..
...И туман рассеялся!

Среди книг Татьяны Лило необходимо выделить сборники «Подарите зонтик рыбке!» и «Осторожно, Окрашено». Давайте посмотрим, о чём там написано и что особенного ждёт на страницах.

«Подарите зонтик рыбке!» – это умилительный сборник стихотворений, каждое из которых по сути является законченной сказкой со своим вступлением, кульминацией и непременным заключением с практически полезным выводом. Все персонажи невероятно милые, ситуации – добрые и волшебные, а картины, которые писательница рисует перед мысленным взором читателей, полнятся яркими красками.

Главная отличительная черта книги – её очарование:

Подарите зонтик рыбке!
Ах, как рыбка будет рада:
Расплывётся вся в улыбке,
Ведь подарок – то, что надо!
Вопреки молве народной,
Всяким сплетникам досужим,
Утверждаю:
Новый,
Модный,
Яркий зонтик
Рыбке нужен!

Как видно из строк, приведённых выше, Татьяне Лило присуще нестандартное мышление, которое вырывает её творения из узких шаблонов, характерных для современной литературы. Чувство юмора автора добавляет изюминку и обязательно вызывает улыбку, что следует отнести к достоинствам сборника.

Произведения, ставшие частью книги, легко запоминаются и остаются с малышами на долгое время. Они воспитывают любовь к чтению и при этом не требуют большого количества времени на ознакомление и осмысление, так как автор выбирает простую стилистику, использует короткие фразы и грамотно рифмует между собой строки, чтобы мальчишки и девчонки не спотыкались, не путались в чересчур длинных, сложно сочленённых предложениях, не блуждали по лабиринтам взрослого разума, а получали удовольствие, незаметно для себя учась новому и делая открытия.

Сборник «Осторожно, Окрашено» – это книга, в которую вошли авторские сказки. В них ребят ждут необычные герои. Само название родилось не из воздуха. А «Осторожно» и «Окрашено» – не банальные слова, которые пишут на скамейках в весеннюю пору, а персонажи историй, с которыми непременно произойдёт много любопытного. Неодушевлённые предметы обретают разум и чувства на страницах и, подобно сосулькам, висящим на крышах, начинают задаваться разными вопросами. А ходячие дома? Это же целая вселенная, полная новых образов! «Что же осталось нам в память о ходячих домах? Избушка на курьих ножках. Приветствие с поклоном и обыкновение любезно снимать шляпу при встрече. Да сказка – в подтверждение того, что всё это чистая правда!..»

Очень много доброты в сказках Татьяны Лило. Герои готовы помогать друг другу и дарить улыбку, чему автор учит и детей, готовых открыть своё сердце миру. Проникновенной получилась повесть «Ластик»в финале книги. В ней раскрываются такие важные и одновременно сложные понятия, как дружба, одиночество, счастье («А главное, я увидел, как из обычной игрушки превращаются в счастливую. И обнаружил, что счастье – удивительная вещь: оно вроде бы чужое – лично поросёнка, но осчастливило и нас!»). Ставятся вопросы философского толка, которые ребята уже могут попробовать обмозговать на досуге: «Ну почему так получается, что если есть огромное счастье, и оно, кажется, заполняет всё внутри, то обязательно где-то в уголке остаётся место для грусти?»

Важная тема сборника «Осторожно, Окрашено» – любовь и бережное отношение к природе. «Лес – их дом. Звери в нём хозяева, и, стало быть, мы с тобой – гости. А гость должен быть вежливым, чтобы потом его пустили по-доброму», – говорит Татьяна Лило. Она оживляет природу, наполняя её волшебством. Знакомые явления обретают материальную форму и, превратившись в одушевлённое существо, становятся друзьями читателя: «Мама, Дождливая Осень, и папа, Золотой Листопад, только вздыхали, глядя, как их дочь мучается над такой, по сути, простой наукой. Легче лёгкого освоить «сбор зелёной краски с листьев и травы», а уж позолотить их после этого – не работа – песня! А вызов дождей, ветров и простая расстановка туч – детская игра, да и только! Надо всего-навсего выучить тридцать три последовательных заклинания и двенадцать с половиной формул. Каждый юный волшебник это может!»

Книги Татьяны Лило – это азбука жизни, учиться по которой доброте, человечности и хорошим манерам, расширять кругозор и раздвигать границы возможного невероятно приятно и увлекательно. 

Картина дня

наверх