Эксклюзив

30 076 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов3 марта, 18:10
    Почему ничего получается, а у других получается У вас ничего не получается? Вы стараетесь, прикладываете усилия, вы н...Физики обсуждают ...
  • Юрий Ильинов3 марта, 18:09
    Сон 😴 - самый лучший вид релакса! Доброй ночи!Жуткий проект над...
  • Юрий Ильинов3 марта, 18:08
    📆 04.03.2021 . Карта дня - Шут . . Хорошо проснуться с утра и пошутить над собой, это освободит вас от груза серьезн...Законы кармы. Рез...

Эхо войны: пропавшая 80 лет назад подводная лодка

https://www.popmech

 

Эхо войны: пропавшая 80 лет назад подводная лодка

10 апреля 1940 года британская субмарина HMS Tarpon была отправлена в Норвегию, чтобы перехватить немецкие торговые суда, но бесследно исчезла. Теперь, спустя почти восемь десятков лет, подводная лодка была внезапно обнаружена.
Эхо войны: пропавшая 80 лет назад подводная лодка
Британская 84-метровая субмарина времён Второй мировой войны нашлась в прибрежных водах Дании, на расстоянии 80 километров от порта города Тиборон. HMS Tarpon состояла на службе Королевского военно-морского флота Великобритании с 8 марта 1940 года, но успела прослужить лишь чуть более месяца.

Связь с подводной лодкой была потеряна 10 апреля после того, как она выдвинулась на боевое задание к берегам Норвегии. По данным немецких архивных документов, британцы попытались атаковать немецкое судно Schiff 40, но торпеды не достигли цели. Немцы тем временем заметили HMS Tarpon и сбросили несколько мощных глубинных бомб, в результате чего субмарина пропала. На борту судна было как минимум 50 человек экипажа.

Датские водолазы, исследовавшие подводную лодку, выяснили, что её корпус довольно сильно повреждён, стёкла перископов разбиты, а многие люки открыты. Судя по характеру разрушений, HMS Tarpon была затоплена почти мгновенно.

Сейчас субмарина лежит на глубине около 40 метров, а место исторической находки тщательно охраняется.

Александр Пономарёв

Как Китай догоняет США в деле вооружения авианосцев

Авианосец — как много в этом слове скрыто для любителей флота! Мощь, колоссальные размеры, слаженная работа тысяч людей в команде, широчайшие возможности по выполнению самых разных задач и, конечно же, почетная роль флагмана любой современной «непобедимой армады». Однако, что такое авианосец без его авиакрыла? Правильный вопрос! И китайские военные, судя по всему, прекрасно знают на него ответ — новые свидетельства показывают, что в Поднебесной вовсю идет работа над самыми важными самолетами для следующего поколения плавучих аэродромов.
Как Китай догоняет США в деле вооружения авианосцев

Несомненно, для авианосца базирующиеся на нем летательные аппараты являются и оружием, и «органами чувств» для изучения обстановки на сотни миль вокруг и «руками» для переброски самых разных грузов: от топлива и боеприпасов, до личного состава и провизии. Причем если кто-то скажет, что самые важные из самолетов и вертолетов на борту — ударные, то он глубоко ошибается. Даже без единого истребителя в строю современные авианосцы могут защитить себя от ракет и торпед, а если надо, так попросту убегут от противника благодаря мощнейшим силовым установкам и мореходности, практически недоступной для любых других кораблей. А вот если плавучий аэродром не знает, где враг и куда бежать — он на войне обречен.

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух
Northrop Grumman E-2 Hawkeye. В своей последней модификации D способен обнаруживать практически любые цели (включая истребители пятого поколения) и координировать работу десятков самолетов, а также осуществлять наведение крылатых ракет и целеуказание для нескольких эскадрилий одновременно. Без него возможности всего авиакрыла авианосца существенно снижаются.

Именно своими самолетами дальней радиолокационной разведки и целеуказания (ДРЛОиУ) сильны американские «суперкэрриэры». Да, на первый взгляд «Хоукай» не выглядит, как представляющий хоть малейшую угрозу: маленький турбовинтовой тихоходный самолетик с большим «зонтиком» сверху. Но в этом диске находится радар AN/APS-145, способный отслеживать до двух тысяч целей в радиусе порядка 550 километров (точное значение не раскрывается). Таким образом, учитывая боевой радиус самой распространенной модификации E-2C Hawkeye (около 350 километров при патрулировании в течение 3-4 часов), запустив всего пару подобных самолетов, авианосец видит любое судно и каждую единицу техники в воздухе и на земле на расстоянии порядка тысячи километров.

Shenyang J-15
Основа авиакрыла “Ляонина” и “Шаньдуна” — истребители Shenyang J-15, являющиеся “развитием” российского Су-33

Россия и Китай в качестве ДРЛОиУ на авианосцах используют вертолеты, но их радиус действия, время патрулирования и возможности бортового оборудования сильно ограничены по сравнению с грузоподъемным и выносливым турбовинтовым самолетом. И проблема не в том, что промышленность не может предложить аналог, их просто запускать нет возможности. Американские авианосцы имеют на борту катапульты, разгоняющие авиацию до взлетных скоростей, а на российских и китайских кораблях их нет и поставить некуда. «Своим ходом» турбовинтовой самолет необходимой массы на палубе разогнаться и взлететь не сможет.

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух
"Ляонин" (Type 001)

Однако, следующее поколение авианосцев, которые разрабатываются в Поднебесной (Type 003), уже будет иметь заветный ускоритель для истребителей. Поэтому китайская оборонная промышленность не сидит сложа руки. В августе 2020 появилось сразу два свидетельства того, что для будущих плавучих аэродромов активно разрабатывается самолет ДРЛОиУ. Во-первых, на спутниковых снимках пользователи соцсетей разглядели то, что очень похоже на первый летный прототип самолета Xi'an KJ-600. А во-вторых, совсем недавно китайские споттеры смогли сфотографировать его в полете.

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

Разумеется, никаких официальных подтверждений, что это именно KJ-600 нет и наверняка сказать, действительно ли он совершил первый полет нельзя. Но о том, что в Китае ведется разработка данного самолета известно давно и даже были опубликованы снимки его макета. Очертания совпадают, потребность у страны в подобной технике острая, так что вывод напрашивается сам собой: почти наверняка произошло одно из самых важных событий для баланса сил на море в будущем — перспективные китайские авианосцы получили «глаза и уши».

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

Бесспорно, эти «органы чувств» еще в зачаточном состоянии. Инженерам и конструкторам предстоит очень много работы по доводке техники. Да и непонятно, что у Китая с военными радарами — одно дело самолет поднять в воздух (сложно, но можно), а совсем другое — аккумулировать весь мировой опыт в разработке мощных компактных РЛС и «родить» что-то конкурентоспособное и обладающее запасом для модернизации в будущем. Время покажет, насколько быстро этот проект будет развиваться, но даже если функционал окажется ограничен, китайские авианосцы станут настоящими флагманами флота и Поднебесная окончательно опередит Россию в деле технологического развития своего флота.

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух
Очертаниями KJ-600 невероятно похож на E-2. Но китайские инженеры никогда не стеснялись частично или полностью копировать зарубежную технику. По неподтвержденным данным, самолет будет оснащаться двумя турбовинтовыми двигателями Zhuzhou WoJiang-6C (развитие советско-украинского АИ-20) мощностью 5 103 л.с., его боевой радиус составит 1 250 километров, а кроме того, помимо модификации ДРЛОиУ создадут и грузовую версию.

Первый авианосец Китай построил на основе купленного у Украины корпуса недостроенного советского «Варяга» (изначально — «Рига»), который с грехом пополам два года добирался до нового порта приписки. В 2012 году его ввели в строй под именем «Ляонин», и с тех пор Поднебесная активно тренирует экипажи, разрабатывает самолеты и отрабатывает применение палубной авиации. Почти сразу начались работы по созданию на основе конструкции бывшего «Варяга» собственного проекта. Его ввели в строй флота совсем недавно — в декабре 2019 года под названием «Шаньдун» (изначально упоминался как Type 001A, но позднее получил код 002).

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух

В ближайшие годы военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) получат еще два подобных корабля (Type 003). В отличие от «Ляонина» и «Шаньдуна», они будут иметь полностью оригинальную конструкцию и ряд технологических новшеств, которые приблизят китайские авианосцы по возможностям к американским. Среди прочего, радикальные изменения в дизайне включают в себя паровые катапульты и более мощную силовую установку. Насколько известно, по финансовым причинам больше Китай закладывать корабли этого класса пока не собирается.

Китай ускорил разработки самолета дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания палубного базирования Xi'an KJ-600 — первый прототип поднялся в воздух
Василий Парфенов

Картина дня

наверх