Эксклюзив

30 080 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    ЛУЧИ и РЕЛИГИИ Из "Эзотерическая психология", т.1, стр. 167 "Любая великая религия зарождается под влиянием того или ...Сету (сето) — кра...
  • Наталья Мирная Бэкеи
    Ндаа себе! Стоило 60 лет развивать цифру и компъютер, чтоб сделать мультик с таким же качеством и с тем же содержанием😃Русский царь Баты...
  • Юрий Ильинов
    https://www.youtube.com/watch?v=zjQIoOgz2P4Артефакты Ики: уд...

Чапаев. Командир на лихом коне

Чапаев. Командир на лихом коне

Чапаев. Командир на лихом коне

 

Нет, пожалуй, человека периода Гражданской войны знаменитее, чем комдив Чапаев. Личность его, обросшая легендами, из реальной жизни перешла в литературу, оттуда в кино, а потом и анекдоты появились в огромных количествах. Но что из известного нам правда, а что позднейший вымысел? Попробуем разобраться.

Дмитрий Фурманов, первым описавший подвиги комдива, назвал своего героя Чапаевым. А ведь настоящая фамилия Василия Ивановича Чепаев: под ней он проходит по всем документам, ею командир и подписывался. Ошибка ли это Дмитрия Андреевича или умышленное искажение, неизвестно. Но ведь в своё время и Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» изменил лишь одну букву в фамилии лётчика. Но с лёгкой руки Фурманова герой Гражданской войны вошёл в историю именно как Чапаев.

Его биография нетипична для красного командира. Дело в том, что Василий Иванович не был пламенным революционером, не состоял в подполье. Наоборот, он был мирным плотником, а с началом Первой мировой войны ушёл на фронт в составе царской армии и проявил себя как храбрый и благонадёжный солдат, о чём свидетельствуют четыре его награды, из которых три Георгиевских креста, и полученное звание унтер-офицера.

Это был максимум для Чапаева, учившегося лишь в церковно-приходской школе; для дальнейшей карьеры требовалось образование.

В революцию Василий Иванович окунулся лишь перед самым октябрём. Он примкнул к большевикам, после чего был назначен командовать запасным пехотным полком, а спустя некоторое стал военкомом Николаевского уезда, в задачи которого входило формирование отрядов Красной армии.

Тут стоит обратить внимание на то, что привычный образ командира «на лихом коне», который всегда впереди, не соответствует реальному Чапаеву. Причину он сам объяснял в письме к командарму Т. Хвесину: «Товарищ Хвесин! Вы приказ мне даёте и требуете его выполнить, но пешком по всему фронту я ходить не могу, верхом мне ездить невозможно… у меня вышиблена рука и порваны жилы, управлять лошадью не могу». Поэтому для дела революции легендарный комдив просил, вернее, даже требовал «мотоциклет с коляской, 2 легковых автомобиля, 4 грузовика». И, скорее всего, просьба его была удовлетворена.

Полководческий талант Чапаева был отмечен на высшем уровне, и его направили на учёбу в Академию Генерального штаба. Однако лекции по древней военной истории ему быстро наскучили, пользы в них Василий Иванович не видел, да и сокурсники, среди которых были К. Мерецков, В. Соколовский, репрессированный впоследствии С. Урицкий, насмехались над малограмотным коллегой.

«Томится понапрасно в стенах я несогласен ето мне кажется тюрмой и прошу еще покорно не морить меня в такой неволи», — написал Василий Иванович члену РВС Г. Линдову, и самовольно уехал на малую родину.

Вскоре он познакомился с Михаилом Фрунзе, который понял, как можно использовать в борьбе сильные стороны Чапаева. Михаил Васильевич доверил ему командование Особой группой, в задачи которой входило уничтожение сопротивляющихся отрядов белых, и Василий Иванович немало удивил их генералов, признавших его истинный военный талант.

Летом 1919 года он громил врага по всем фронтам в районе Лбищенска (Уральская область). В занятом городе Чапаев расположил штаб, остальные части были размещены в посёлках вокруг.

Этим и воспользовалась белая Уральская отдельная армия: в большой секретности подобравшись к городу, её бойцы напали на почти не охраняемый штаб. Однако Чапаеву удалось скрыться, собрать разбегающихся красноармейцев и организовать сопротивление. Но силы белых были явно превосходящими, а части РККА на помощь Василию Ивановичу не успевали. Он получил два ранения и...

Вдогонку палят: недолёт, перелёт...

И, раненный в руку, Чапаев плывёт, —

люди постарше помнят слова этой «Песни о Чапаеве». Но как на самом деле погиб герой, есть несколько версий. Утонул в реке, умер от потери крови и был похоронен на берегу Урала, выжил и добрался до своего командира Фрунзе. У каждой из этих версий есть и сторонники, и противники. И те, и другие приводят аргументы в пользу своей позиции; и те, и другие опровергают своих оппонентов. Канонической считается версия о гибели Чапаева в водах реки. Но это нам известно лишь со слов Фурманова. Другие предположения также не подтверждаются документально.

 

«Всё могут короли», — вероятно, думала Анна Иоанновна, взойдя на российский престол...

Чапаев. Командир на лихом коне

 

И так обладающая не очень мирным характером, почувствовав вседозволенность, государыня перестала сдерживать души не очень прекрасные порывы. Государственными делами она практически не занималась, предоставив решение важных вопросов своему фавориту Эрнсту Бирону. Сама же предпочитала проводить время в развлечениях, только носили они как минимум странный характер.

Во-первых, Анна Иоанновна очень любила пиры. Но этим-то никого не удивишь, и до неё государи не прочь были хорошо выпить и плотно закусить. Но в том-то и отличие её от многих предшественников — не любила императрица выпивку. Мало того, что ей самой бывало наутро после гулянки с излишествами не очень комфортно, так ещё и супруг её умер вскоре после свадьбы от чрезмерного употребления алкоголя. Так что бокал венгерского вина государыня позволяла себе только в годовщину коронации. И подданных своих в этом отношении блюла.

Но это самое безобидное развлечение Анны Иоанновны. Есть «во-вторых», и это её любовь к шутам и людям с разного рода увечьями и внешними недостатками.

У императрицы было шесть официальных шутов, трое из которых — Михаил Голицын, Никита Волконский и Алексей Апраксин — были знатными дворянами. Причём Голицына она невзлюбила и издевалась над ним больше всех. Так, у него было своё «лукошко», в котором он в прямом смысле должен был, как наседка, высиживать яйца. Кроме того, другие подданные по приказу государыни тоже должны были оскорблять князя, а он не имел права никому ответить. Приветствовались и бои между шутами, причём не шуточные, а до крови.

В-третьих, Анна Иоанновна была, говоря современным языком, снайпером. Она очень любила пострелять с балкона дворца, но не по банкам, а по живым мишеням. Конечно, это были не люди, как, возможно, некоторые уже подумали, а кролики, утки и прочая живность. Современники отмечали меткость императрицы, а трофеи её исчислялись сотнями.

К фрейлинам своим государыня тоже была достаточно жестока. Когда ей по ночам не спалось, она, по словам историка С.Н. Шубинского, «отворяла к ним дверь: «Ну, девки, пойте!». И девки пели до тех пор, пока государыня не командовала: «Довольно!» Больше всего Анна Иоанновна ценила статс-даму Авдотью Чернышёву за то, что она мастерски умела рассказывать анекдоты и сплетни. Однако, как отмечает всё тот же Шубинский, «несмотря на это никогда не позволяла ей садиться при себе.

Однажды Чернышёва, разговаривая с императрицей, почувствовала себя не хорошо и едва могла стоять на ногах. Анна Иоанновна, заметив это, сказала своей собеседнице: „Ты можешь опереться на стол, служанка заслонит тебя и, таким образом, я не буду видеть твоей позы“».

Но самой зрелищной и жестокой забавой императрицы стала «Ледяная свадьба». Была при дворе Анны Иоанновны карлица Авдотья. Очень её государыня любила за удачные шутки, но однажды та загрустила, чем вызвала гнев императрицы. Причиной грусти стало отсутствие мужа. И тогда Анна Иоанновна решила подобрать ей жениха на своё усмотрение. Им оказался такой же опальный шут — вышеозначенный князь Голицын.

Чапаев. Командир на лихом коне

 

Для их «свадьбы» посреди зимы на Неве был построен ледяной дворец со множеством ледяных фигур, организовано шутовское шествие в различных национальных нарядах и такой же шутовской обряд венчания. Попавшего в немилость поэта Василия Тредиаковского заставили сочинить «срамное», по выражению самого Василия Кирилловича, приветствие для «молодых» и прочесть его им непосредственно на «свадьбе».

После всех церемоний Авдотью и Голицына на всю ночь оставили в Ледяном дворце, а на выходе поставили стражу, чтобы шуты не сбежали. Наутро их вывели из «морозилки» едва живых.

«Ледяная свадьба» стала последним развлечением Анны Иоанновны — спустя полгода она умерла.

 

«Костёр тщеславия»: что сгорало в огне Реформации

Чапаев. Командир на лихом коне

 

На центральной площади Флоренции 7 февраля 1497 года запылал огромный костёр. В нём полыхали книги, музыкальные инструменты, картины, дорогая одежда и прочие предметы роскоши. Этот своеобразный флешмоб, в котором приняли участие многие жители города, получил в истории название «Костёр тщеславия».

Его идейным вдохновителем и неподкупным контролёром стал Джироламо Савонарола, возмущённый нравственным падением сограждан в эпоху Ренессанса. И по сей день деятельность этого человека оценивают по-разному: одни считают его первой ласточкой Реформации, другие — сумасшедшим фанатиком, третьи — великим святым. Сам Савонарола своё предназначение видел в духовном исцелении человеческих душ и создании «града Божьего» ещё в этом бренном мире. Для своего эксперимента он выбрал Флоренцию.

Савонарола происходил из старинного рода, его семья была обеспеченной и благочестивой, с детства мальчику прививали стремление учиться и веру в Бога. Родители предполагали, что их сын станет врачом, однако он выбрал путь монаха. О том, что именно его подтолкнуло к такому выбору, есть разные версии.

Согласно одной из них Джироламо захотел жениться на соседской девушке, но она его отвергла в достаточно грубой форме. Он разозлился, разочаровался в людях и ушёл в монастырь.

Другая версия очень походит на клише агиографической литературы: якобы, услышав в церкви евангельские слова о том, что нужно оставить дом и родителей и идти вслед за Христом, Савонарола тайком сбежал из дому. А накануне вечером он так проникновенно играл на лютне, что матери показалось, будто он исполняет прощальную песню.

Так что доподлинно причины его поступка неизвестны. Однако, судя по письму к отцу, Джироламо сильно скучал по родным: «Скажу только, что настолько велика была моя боль и страдание моё, терзавшее сердце при одной только мысли о том, как мне предстоит вас покинуть, что если бы я обнаружил это чувство перед вами, то тогда и в самом деле сердце моё разорвалось бы на части прежде, чем я переступил бы порог отчего дома...»

Оказавшись в доминиканском монастыре, Савонарола плотно занялся науками и сочинительством благочестивых гимнов. Однако форма произведений его мало интересовала, он делал основной упор на содержание, что высоко оценили его образованные современники. Тем не менее первая попытка проповеди провалилась, дослушать его до конца смогли лишь самые стойкие прихожане. После этого случая он совершенствовал своё ораторское мастерство в небольшом городке и вскоре преуспел в этом деле.

Как пламенный обличитель пороков Савонарола прославился на всю Италию: он искренне считал, что его миссия — пророческое служение, и уверял слушателей, что темы проповедей ему подсказываем Бог.

В конце концов монах оказывается во Флоренции, где ратует за обновление Церкви и пророчествует о страшных карах в случае, если обновление не свершится. Но город, в тот момент раздираемый дрязгами и политической борьбой, возглавляемыми семейством Медичи не был готов к выступлениям Савонаролы. И у него стали возникать конфликты с властвующей семьёй.

Сначала монах, избранный настоятелем обители Сан-Марко, обличал Лоренцо Медичи, а потом и от простых горожан стал требовать отказа от всего суетного. Савонарола утверждал, что ему было божественное видение, после чего многие уверовали в его святость и стали верными последователями.

Апофеозом его деятельности во Флоренции стал «Костёр тщеславия», состоявшийся в Жирный вторник, последний день перед Великим постом. Из светских книг, в частности, произведений Боккаччо, Петрарки, Вергилия, Горация, музыкальных инструментов, шелков, зеркал и многого другого на площади была сооружена огромная пирамида. После того как её подожгли, вокруг костра плясали девушки в лавровых венках и призывали горожан избавляться от драгоценностей, духов, нарядной одежды.

Говорят, что даже Сандро Боттичелли оказался под влиянием Савонаролы и бросил в пламя несколько своих картин на мифологические сюжеты.

Это безумство продолжалось недолго. Папа отлучил Савонаролу от церкви, после чего его арестовали и подвергли пыткам. На допросах он сознался, что его пророчества — ложь, а потому его повесили, а тело сожгли. Однако через несколько десятилетий Савонарола был полностью оправдан и сегодня считается видным деятелем западной Церкви.

 

Вячеслав Тихонов. Он же Штирлиц

Чапаев. Командир на лихом коне

 

Шутки и анекдоты про Штирлица популярны до сих пор, хотя фильму «17 мгновений весны» скоро уже полвека. И нет, пожалуй, ни одного человека, который не знал бы великого актёра Вячеслава Тихонова, исполнившего роль советского разведчика. Из простого парня с рабочей окраины он стал всенародным любимцем и даже считался эталоном мужественности и красоты.

Будущий актёр появился на свет в небольшом городке Павловский посад Московской области. Город этот и по сей день славится своей текстильной промышленностью, а потому отец Вячеслава хоть и был механиком, трудился на ткацкой фабрике, мама же работала в детском саду.

Детство Тихонова было обычным для советского ребёнка из рабочей среды: много времени он проводил на улице, а на досуге учился у отца мастерить. Занятия в школе Славе нравились, особенно он любил историю и точные науки. Когда ему исполнилось 13, на нашу землю пришла война.

Родная школа Вячеслава стала госпиталем, так что на время об уроках пришлось забыть. Сам же он хотел быть полезным стране в это нелёгкое время, поэтому, получив в ремесленном училище специальность токаря, устроился на военный завод, таким образом внося свою лепту в дело Великой Победы.

Родители видели сына образованным человеком: отец мечтал, чтобы Слава поступил на инженера, мать хотела, чтобы он получил сельскохозяйственное образование. Но у Тихонова уже были совершенно другие мечты. После трудовой смены на заводе он бежал в кинотеатр, где с замиранием сердца смотрел фильмы о Чапаеве и Александре Невском. В нём постепенно росло желание быть артистом.

И хотя под напором родителей Вячеслав всё же поступил в автомеханический институт, на следующий год он пошёл сдавать экзамены во ВГИК. Испытания он провалил, однако следует помнить, что был 1945 год, и практически все абитуриенты были девушками — мужчин не хватало. Тогда знаменитый педагог Борис Бибиков дал ему шанс, взяв к себе на курс с испытательным сроком.

«Сначала сказали, что я не фотогеничен. Спасло то, что в послевоенное время среди абитуриентов были в основном девочки, ребята ещё не демобилизовались. Поэтому меня взяли пробно — на один семестр. Я очень старался, чувствовал большую ответственность, и, хорошо сдав экзамен по актёрскому мастерству, стал настоящим студентом», —

позже говорил Вячеслав Васильевич.

И первые роли не заставили долго себя ждать. Он был на третьем курсе, когда режиссёр Сергей Герасимов позвал Тихонова на роль Володи Осьмухина в «Молодой гвардии». Во время съёмок Вячеслав сблизился с однокурсницей Нонной Мордюковой, сыгравшей Ульяну Громову. Молодые поженились, но, как выяснилось, оба были ещё не готовы к серьёзным семейным отношениям, поэтому через 13 лет их брак распался, причём они настолько были обижены друг на друга, что не разговаривали практически до самой смерти.

Следующей значимой работой в карьере Тихонова стала роль тракториста Морозова в фильме «Дело было в Пенькове». «Станислав Ростоцкий дал мне путёвку и в большое кино, и, можно сказать, в жизнь», — признавался позже актёр.

Но мировую известность Вячеслав Тихонов получил благодаря роли Андрея Болконского в картине С. Бондарчука «Война и мир», удостоенной премии «Оскар». А вот всенародная любовь накрыла артиста после воплощения на экране советского разведчика Максима Исаева, он же штандартенфюрер Штирлиц, в многосерийной ленте Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны».

Вячеслав Васильевич гордился этой ролью, хоть и относился к ней с определённой иронией. Его родные вспоминают случай, когда артисту внезапно стало плохо на даче, а поблизости располагался только военный госпиталь. Делать нечего, чтобы экстренно оказать помощь, Тихонова доставили именно туда. Врач, заполняя карточку, помимо стандартных вопросов по инерции поинтересовался званием пациента. «Штандартенфюрер», — совершенно серьёзно ответил актёр.

Последние годы Вячеслав Васильевич вёл уединённый образ жизни, болел. Ему оказывали квалифицированную медицинскую помощь, однако артиста это не спасло. Он умер в декабре 2009 года.

 

Кровавая Мэри на английском престоле

Чапаев. Командир на лихом коне

 

Первым самостоятельным монархом-женщиной в Англии стала Мария Тюдор. Когда она была маленькой, отец, Генрих VIII, говорил о ней как о «самой прекрасной жемчужине в короне». Она получила великолепное образование и была любима родителями. Но почему же англичане предпочитают не вспоминать о ней, а уж если пришлось, то называют её Кровавой Мэри?

Отцом Марии был, как сказано выше, английский король Генрих VIII, матерью — его первая жена, испанка Екатерина Арагонская. Дочь родители крестили в католической вере и назвали в честь сестры короля. Генрих радовался долгожданному рождению здорового ребёнка, ведь до этого Екатерина либо не вынашивала детей, либо рождала мёртвых.

Монарх был немного расстроен тем, что на свет появился не сын, тем не менее очень полюбил девочку и всячески её оберегал и опекал. Только за раскачивание её колыбели отвечали четыре человека! Когда Мария немного подросла, её стали обучать наукам, языкам, танцам и музыке. Но главное внимание мать-католичка уделяла религиозному воспитанию дочери.

Тем временем французский король Франциск I, желая заручиться дружественной поддержкой Англии, предложил Генриху в будущем сочетать их детей браком. Договор был заключён, однако с условием, что Мария наследует английский трон, если у Генриха не появится наследник мужского пола.

Когда принцессе исполнилось шесть лет, Англию посетил император Священной Римской империи Карл V. По этому поводу в столице были организованы пышные торжества, а с самим Карлом Генрих подписал договор о его помолвке с Марией, расторгнув при этом договорённости с Францией.

Так в любви и роскоши воспитывалась королевская дочь, пока её отец не встретил Анну Болейн. Генрих потерял голову от любви и начал бракоразводный процесс с Екатериной. Чтобы она не могла использовать против него дочь, король отправил Марию в Уэльс, наделив титулом вице-королевы.

Екатерина пыталась сопротивляться мужу, но он объявил их брак незаконным и женился на Анне. С тех пор Мария с матерью не виделась ни разу. Зато с мачехой Генрих их пытался «подружить», и вроде бы Анна была не против, однако принцесса категорически не хотела её принимать.

Судьба Анны Болейн, родившей королю дочь Елизавету, в будущем королеву Англии, оказалась незавидной. Генрих обвинил супругу в измене и казнил. А затем женился на Джейн Сеймур, которая наконец-то подарила ему наследника. Вскоре после родов Джейн умерла, да и новорождённый принц Эдуард не отличался крепким здоровьем.

И тут, как говорится, Генриха понесло. Жёны менялись быстрее, чем перчатки: с некоторыми он разводился, а одна из них, Екатерина Говард, так же, как и Анна Болейн, была казнена.

Но пришёл черёд и самого короля. После его смерти престол наследовал девятилетний Эдуард. Юный монарх правил недолго: у него обнаружился туберкулёз, и на смертном одре мальчика заставили подписать завещание, согласно которому ему наследовала Джейн Грей, правнучка короля Генриха VII.

Короновать её не успели: Мария подняла за собой армию и флот и низложила Джейн, которую впоследствии прозвали «королевой девяти дней» — именно столько она успела побыть на английском троне. 17-летняя Джейн и её молодой супруг были заключены в Тауэр, а спустя несколько месяцев казнены. Это были первые жертвы Кровавой Мэри.

Оказавшись на троне, Мария первым делом восстановила легальность брака своих родителей, а затем взялась насаждать протестантской Англии католицизм. И если законодательно в этом плане проблем не возникало, то вот практически это реализовывалось с трудом — английские протестанты не хотели переходить в католичество.

И началось религиозное преследование. Вначале были казнены духовные лидеры протестантов — епископы и архиепископы, — а затем в мясорубку репрессий попали и люди, не связанные с церковью напрямую. По скромным подсчётам за свою веру были уничтожены 284 человека, и королева Мэри стала Кровавой.

Как и брату, ей не удалось долго поцарствовать. В Англии разразилась эпидемия вирусной болезни, которая оказалась фатальной для Марии. Чувствуя приближение смерти, она назначила своей преемницей сестру Елизавету, которая войдёт в историю Англии как Добрая королева Бесс.

 

Парочка советов детям и их родителям от современной писательницы Дарьи Ткачук

Чапаев. Командир на лихом коне

 

Рецензия на книжную новинку

«Не расстраивайся, Вася! У тебя прекрасная и весёлая фамилия, а все, кто над тобой смеётся, этого просто не понимают!»

Скольким детям по всему миру приходится сталкиваться с насмешками? Поводом для этого может стать всё что угодно, имя или фамилия, какая-то необычная черта лица или характера, некая привычка, от которой сложно избавиться.

А иногда и вовсе повода нет, а от насмешек никуда не деться. В такой ситуации поможет хороший друг рядом, готовый подставить крепкое плечо и поддержать. Вместе с ним можно отправиться навстречу приключениям, сделать какое-нибудь удивительное открытие, понять, как устроен мир, и, наконец, став сильным и смелым, перестать обращать внимание на тех, кто пытается утвердиться за счёт других.


Доброта, способная сделать жизнь интереснее, стала ключом, который открывает дверь в мир на страницах книги Дарьи Ткачук «Вася Пупик, Добрый Арсений и другие истории». Ну
жно быть более чутким и тактичным, не обижать других – вот главная аксиома, заложенная в произведении. Она не требует доказательств, однако Дарья Ткачук считает своим долгом проиллюстрировать её всеми возможными способами.

«А на улице, когда мальчишки уселись на лавочке под цветущей черёмухой, Вася достал пёструю бабочку из кармана и приложил её к уху. И стал рассказывать, что бабочка горько плачет и просит помочь, но очень сложно понять, что же именно за беда с ней приключилась... Вася тоже расстроился, что кто-то обидел такую малышку, и тем более тому, что он не может понять крошку».


Герои, которых автор поставила в центр сюжета – обычные пареньки, может быть, ровесники читателей, которые учатся в рядовой школе и не могут похвастаться популярностью среди сверстников. Однако они не унывают и не отчаиваются.

Преодолев собственные комплексы и не позволив своему сердцу озлобиться, они живут, наслаждаясь каждым моментом. А на их примере учится поступать так и читатель, который, возможно, имеет те же проблемы.

Впрочем, даже если ребёнок, который держит книгу в руках, в реальности оказался по другую сторону импровизированных баррикад, он останется доволен чтением. Урок, который он получит, заглянув в душу так называемых аутсайдеров, будет полезен для выстраивания правильных, гармоничных отношений с окружающими.

Книга «Вася Пупик, Добрый Арсений и другие истории» отличается увлекательными сюжетами, жизненными ситуациями и правильным посылом без намёка на двойные стандарты. В этом её отличие от многих современных литературных произведений и фильмов, а также большое достоинство, что не станут отрицать ни взрослые, ни дети.

Картина дня

наверх