Эксклюзив

30 068 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    --ö-ö-Лилит - первая же...
  • Юрий Ильинов
    Обладательница самых длинных ног Адриана Скленарикова. Рост – 185 см, ноги – 124 см.Что скрывают запр...
  • Юрий Ильинов
    Гибралтарский банкнот, на оборотной стороне которой можно увидеть мусульманского военоначальника. Эта денежная купю...Почему музыка из ...

Железный всадник апокалипсиса. Набожный пуританин вырезал треть населения Ирландии

Военная история

 

Железный всадник апокалипсиса. Набожный пуританин вырезал треть населения Ирландии
Оливер Кромвель - одна из самых противоречивых фигур британской истории. Его проклинали Ирландия и Шотландия, но боготворили иностранные революционеры. Англичане почитают его таланты и осуждают как узурпатора.
При жизни Кромвеля боялись и уважали, а после смерти осквернили его могилу и выставили череп некогда всесильного лорда-протектора на шесте. Теперь ставят памятники, несмотря на протесты королевской семьи.

Бедный, бедный Оливер

Родился Оливер Кромвель в 1599 году в английской провинциальной глуши - графстве Хандингтон, недалеко от одноименного городишки. Роберт - отец Оливера - был младшим сыном в большой дворянской семье, а потому получил лишь малую часть наследства, выраженную в годовом доходе около 300 фунтов.

Дом в Хантингдоне, в котором родился ...
Дом в Хантингдоне, в котором родился Кромвель
Железный всадник апокалипсиса. Набожный пуританин вырезал треть населения Ирландии
Между тем родственники Кромвеля были людьми состоятельными. Брат его бабушки сколотил состояние на секуляризации церковного имущества в царствование короля Генриха VIII. Он был ближайшим советником монарха и за свое усердие получил прозвище Молот Монахов. Прадед же Оливера, Томас, поспешил примазаться к могущественному родственнику и сменил заурядную фамилию Уильямс на гремевшую по всей стране Кромвель.

Со временем то, что «Кромвель не настоящий», забылось, а репутация у семьи осталась. Так что отец Оливера пользовался в округе большим влиянием, замещая должности мирового судьи и бейлифа Хантингдона. Вот только годовой доход для такого положения в обществе был маловат. Так что Оливер с детства привык слышать нотации отца об экономии, бережливости и скромности. Даже став полновластным хозяином Англии, он не переставал стенать о своей бедности. Еще одной привычкой, укоренившейся с детства, стала фанатичная ненависть к католикам.
Тон в семье задавала мать Оливера - Элизабет. Она была, пожалуй, более благочестива, чем его отец, и только под большим нажимом отпустила сына учиться в Кембридж. Молодой Кромвель хоть и имел некоторые склонности к математике и истории, но в целом учеником был безалаберным. Энтузиазм просыпался в нем только во время занятий по верховой езде, фехтованию, плаванию. Но проучиться удалось лишь год: в 1617 году умер отец Оливера, и ему пришлось возвращаться на родину, чтобы помогать матери вести хозяйство и воспитывать шестерых сестер.
Два года молодой Кромвель занимался рутинными делами небогатого сельского сквайра. Но, по мнению соседей, исключительно успешно. В 1619 году он отправился в Лондон изучать право. В столице он женился на дочери богатого мехоторговца Элизабет Буршир и в 1620 году вместе с ней вернулся в родовое поместье.

Сражение при Марстон-Муре в 1644 году...
Сражение при Марстон-Муре в 1644 году. "Железнобокие" Кромвеля отражают атаку войск короля

На этот раз он посвятил себя сельскому хозяйству и семье на целых 8 лет. За это время у него родились семеро детей (шестеро выжили), а его поместье стало самым успешным в округе.

Молельня в сарае

В 1628 году Кромвель был избран от своего округа в парламент. Увы, это принесло ему только хлопоты. Выступая против гонения пуритан, молодой сквайр попал на заметку королевским чиновникам. Когда же парламент был распущен, Кромвелю и вовсе пришлось спешно покинуть Лондон. Но на родине его ничего хорошего не ожидало: местные заправилы подвергли ослушника королевской воли обструкции.
Пришлось Кромвелю распродать все, что у него было, и перебраться в Кембриджшир. Но не тут-то было! Кромвель вновь вызвал неудовольствие властей, отказавшись купить рыцарское звание (бытовал такой способ пополнения бюджета). Суд даже оштрафовал молодого человека на 10 фунтов, что означало «волчий билет» на будущее. Но из всех своих злоключений, включавших «хождение во власть» и бегство от нее, Кромвель извлек твердое убеждение в том, что королевскую власть непременно должен ограничивать парламент.
В это время, по убеждению соседей, Кромвель повредился рассудком. Он заперся на своей ферме, в старом сарае устроил молельню, где беспрестанно молился с пуританами. В конце концов пришел к убеждению в своей избранности, если не святости.
В Англии подходил к концу период «беспарламентского» правления Карла I. Король, вытаскивая на свет божий разного рода средневековые законы и эдикты, обложил всю страну непомерными податями, штрафовал и обирал дворян и торговцев, придумывал новые сборы и пошлины. В конце концов он нажил себе огромное число врагов, развязал войну с шотландцами, проиграл ее и вынужден был собрать парламент, чтобы попросить у него денег. Шел 1640 год.
Настроения в обществе были таковы, что антимонархические убеждения Кромвеля послужили для него пропуском в парламент. Там он довольно быстро приобрел славу непримиримого противника Карла и вождя пуритан. Король попытался разогнать парламент, но снова был разбит шотландцами и вынужден был опять провести выборы в палату общин. И снова в нее был избран Кромвель.
Парламент отверг политику Карла. Король вынужден был покинуть Лондон. Он собрал своих сторонников на севере страны. В ответ на это парламент разослал депутатов по избирательным округам, чтобы взять под контроль арсеналы и ополчение.

Новая армия Оливера Кромвеля. В бою о...
Новая армия Оливера Кромвеля. В бою она не знала пощады к врагу

Кромвель со своей задачей справился, а заодно и захватил груз серебра, посланного Кембриджем в качестве пожертвования Карлу. Именно осенью 1640 года началась полководческая карьера Оливера Кромвеля - человека, до своего 40-летия не имевшего никакого отношения к военному делу.

Если враг не сдается...

Начинать пришлось с чистого листа - парламент дал ему добро на сбор отряда и присвоил чин капитана. К 1642 году под началом Кромвеля было около 60 добровольцев.
Кромвель взялся за обучение своих бойцов, одновременно продолжая набор новобранцев. Помимо набожности и ненависти к монархии, он требовал дисциплины и беспрекословного подчинения в бою командирам.
В то время как многие офицеры и солдаты короля дрались «до первой крови», отпускали пленных незнатного происхождения и гнушались добивать раненого противника, пуритане Кромвеля стояли насмерть и действовали по принципу «если враг не сдается, его уничтожают». Позднее именно эти качества помогли войскам Кромвеля склонить в свою пользу исход важнейших битв, когда их судьба висела на волоске.
Разумеется, Кромвель отдавал должное и чисто военным приемам. Он нанял отставного офицера морской пехоты, который помогал ему обучать пуритан-добровольцев быстро заряжать мушкет, метко стрелять, пользоваться пикой, держать строй и совершать перестроения. Занятиями Кромвель руководил сам, используя профессионала лишь как консультанта. Так у его солдат вырабатывалось уважение и полное доверие к своему командиру.
Кстати, в набожности и вопросах веры Кромвель провел четкую черту: от солдат, которые полагали, что от пуль их защитит одна лишь вера, он безжалостно избавлялся. В основном это касалось нежелания многих солдат носить стальные кирасы, стеснявшие движения в бою и мешавшие на марше. В армии короля такую защиту считали излишней и неблагородной и прозвали бойцов Кромвеля «железнобокими». Но во время сражений доспех во многих случаях спасал жизнь его обладателям, а монархисты гибли десятками и сотнями. «Надейтесь на Бога, но порох держите сухим», - сказал он как-то раз своим офицерам во время переправы через реку.
К весне 1643 года Кромвель собрал под своим командованием около 2000 человек и получил чин полковника. Он вынужден был разделить свой полк на отряды, поручив каждый наиболее отличившимся и способным подчиненным, невзирая на чины и происхождение. В это время в частях парламентской армии командные посты занимали представители дворянства, как было предписано традицией. Так что решение Кромвеля вызвало бурю протестов даже в его лагере.

Армия нового образца

После нескольких ярких побед парламент все же присвоил ему чин генерал-лейтенанта. Вместе с этим Кромвель получил возможность проводить крупные операции. До этого парламентские командующие избегали решающих сражений и всячески затягивали войну, рассчитывая договориться с королем.

Кромвель у тела казнённого короля Кар...
Кромвель у тела казнённого короля Карла I

Но летом 1644 года состоялась крупная битва при Марстон-Муре. Кромвель командовал кавалерией армии Томаса Ферфакса. Битва складывалась сложно, и в определенный момент стал сказываться профессионализм солдат Карла. Но латники Кромвеля вовремя провели смелую атаку, практически выиграв сражение для парламента. Только нерешительность командования не позволила довершить разгром противника.
Теперь многие командиры-пуритане стали формировать свои отряды по примеру Кромвеля, а со временем их стали сводить в отдельную армию нового типа. Именно это вместе с непримиримой позицией Кромвеля позволило закончить войну. 14 июня 1645 года он разбил Карла при Нейсби. Этот бой тоже складывался тяжело. Королевская конница на флангах прорвала оборону пуритан, но, вместо того чтобы добивать врага, устремилась грабить обоз. Центр же, который занимали латники Кромвеля, не только выстоял, но и разгромил врага. Так что, когда королевские фланги вернулись на поле боя, им оставалось лишь бежать вместе с разбитым центром.
Победа при Нейсби сделала Кромвеля настолько популярным в стране и в армии, что он решился бросить вызов парламенту. Он добился от шотландцев выдачи короля, удалил из войск всех членов парламента и в 1647 году вступил в Лондон. Вот-вот должно было быть объявлено о подписании договора с королем и принятии конституции, но Карлу удалось бежать на север и возобновить войну.
Пока Кромвель подавлял восстание монархистов в Уэльсе, его зять Генри Айртон изгнал из парламента всех, кто сочувствовал королю. Теперь Карла можно было предать суду: роялисты разбиты, а парламент зачищен. В начале 1649 года таковой суд и состоялся. Карл I был признан виновным и казнен. Англия стала республикой, а фактическим ее главой оказался Кромвель.

Лорд-протектор

Пока в Англии бушевала гражданская война, в Ирландии полыхало восстание, начавшееся еще при Карле. Однако теперь ирландцы-католики нашли общий язык с роялистами, исповедовавшими ту же веру. К 1649 году в руках парламента из всей Ирландии оставался только Дублин.
Однако республиканские войска смогли разбить противника у Раймондса, что обеспечило возможность высадки армий Кромвеля и Айртона. Объединенные силы роялистов и ирландцев не выдержали натиска «железнобоких» и предпочли запереться по гарнизонам, ожидая, пока голод и зима охладят пыл пуритан.
Кромвель приказал уничтожать на пути своей армии все, не щадя ни имущества, ни солдат, ни женщин, ни детей. Его солдаты поджигали церкви, где укрывались католики, топили корабли с пленными в трюмах и жгли все, что не могли забрать с собой.
Первой крупной жертвой стала Дроэда, которую защищал сильный трехтысячный гарнизон. После недельной осады город взяли штурмом, далее там началась резня. Были перебиты почти все солдаты гарнизона, даже сложившие оружие, и множество мирных жителей. В ответ на протесты некоторых офицеров Кромвель назвал произошедшее «Справедливым Божьим судом», а недовольных выгнал из армии. Ирландцы же называли Кромвеля «Бичом Божьим», «Железнобоким Сатаной» и «Железным всадником Апокалипсиса».
После штурма Дроэды многие офицеры-роялисты приказали своим солдатам пуритан в плен не брать, но было уже поздно. Под контролем парламента оказалось почти все восточное побережье Ирландии, Кромвель же повел армию в глубь острова. После того как Уэксфорд постигла участь Дроэды, многие города стали сдаваться без боя.
В результате похода Кромвеля погибла треть населения Ирландии. Тысячи людей покинули родину, подавшись в наемники. Еще большее число ирландцев, включая женщин и детей, были отправлены в американские колонии в качестве «белых рабов». Согласно акту «об устроении Ирландии», все владения тех, кто был захвачен с оружием в руках, подлежали конфискации.
Следом за Ирландией к покорности была приведена и Шотландия, причем в решающем сражении Кромвель разбил при Вустере вдвое превосходящую его армию. Очередная победа сделала Кромвеля непререкаемым авторитетом в стране. Опираясь на армию, он разогнал парламент и в 1653 году совершил государственный переворот, став лордом-протектором - главой законодательной и исполнительной власти и главнокомандующим в одном лице.
Но правление Кромвеля было, по сути, провальным. Несмотря на удачные войны с Голландией и Испанией, завоевание новых колоний и внешнеполитические успехи, страна скатывалась к кризису. Казна опустела, а каждый новый созыв парламента неизменно вступал с ним в борьбу.
13 сентября 1658 года Кромвель, надломленный смертью любимой дочери Элизабет и тяжелой болезнью, умер. Преемником Кромвеля, согласно его завещанию, стал сын Ричард. Но он оказался бездарным правителем. Уже через год он отрекся от должности, и вскоре в Англии вновь установилась монархия.
Тело Кромвеля выбросили из усыпальницы и повесили на площади Тайберн как цареубийцу. Затем голову отсекли и выставили на шесте для всеобщего обозрения, а тело зарыли в безымянной могиле.
-

Сказочная библиотека

 

Наверное, не зря говорится о том, что творческие люди воспринимают окружающий мир иначе обычных людей, для которых это получение различных материальных и духовных благ. Для людей творческих мир нужен, чтобы прикладывать усилия и делать его чем-то сказочным и прекрасным. По этой причине творчество считается наиболее действенной молитвой и совершенствует душу. И это так. Порой рассматриваешь творения гениальных людей и понимаешь, как удивительны их даже самые маленькие выдумки и открытия.

Это можно отнести и к жители американского небольшого городка Кер-д’Ален (штат Айдахо) по имени Шарали Армитаж Говард. Она одновременно является библиотекарем, переплетчиком и талантливым художником.

Сказочная библиотека

Американка – творческая личность в разных направлениях, но однажды сограждане и соседи этой незаурядной личности были сильно удивлены. Она, используя срубленный столетний тополь, стоящий около ее дома, сделала внутри его ствола бесплатную библиотеку. Она не стала заниматься выкорчевыванием дерева, а поняла, что этот вековой исполин может еще послужить людям. Стараниями Шарали дерево стало маленькой волшебной библиотекой.

«Волшебная библиотека» назвали ее журналисты. Это сказочное помещение нравится всем согражданам американки и каждому, кто в реальности или на фотографиях и видеороликах увидел это уникальное книжное хранилище.

Глядя на эту милую крошечную библиотеку, кажется, что она оказалась на улице реального города, воплотившись из сказки. Поражает наличие у нее волшебного сказочного фонаря и таинственной двери, которая всегда открыта для любознательных людей, которые имеют доброе сердце и ясные помыслы и стучатся в нее.

В настоящее время тополь-хранилище книг включен в карту некоммерческих библиотек по округу Кутеней (штат Айдахо). Она стала официально оформленной маленькой свободной книгочитальней, которая безвозмездно работает для тех, кто любит читать.

Почему в Римской империи боялись шутить над иудеями: Таинственные и грозные сикарии

Железный всадник апокалипсиса. Набожный пуританин вырезал треть населения Ирландии

Из исторических и религиозных документов известно, что в начале нашей эры Иудея была всего лишь провинцией могущественной Римской империи. Тем не менее даже римский прокуратор Понтий Пилат, верша суд над Иисусом Христом, прислушивался к иудейским первосвященникам и толпе. А это значит, что власть Рима на данной территории не была такой уж абсолютной и нерушимой. Чего же, или кого опасались римляне, которые не смотря на господствующее положение, считались с иудеями и не насмехались над ними?

Угнетенные Римской империей

Как бы там ни было, но в I веке нашей эры иудейский народ в полной мере ощутил на себе все «прелести» римской оккупации. Евреев обязали каждый день приносить жертвы и молиться за здоровье римского императора, исправно платить в имперскую казну специальную дань и ряд налогов. Кроме того, иудеи вынуждены были передать римским жрецам ключи от своей «святыни святынь» – иерусалимского Храма.

 

Иудейский мытарь, собиравший налоги и подати для римской империи / Источник: bitcoin-times.ru
Иудейский мытарь, собиравший налоги и подати для римской империи 

Все это на первый взгляд кажется далеко не смертельным, если не брать в расчет философию иудейской религии. Ведь вынуждение признать власть над собой кого-то другого, кроме Яхве (Бог у иудеев) или его наместника на земле – помазанного царя Израиля, для священников, религиозных фанатиков и радикалов было нестерпимым.

Усугублялись эти противоречия и конфликты внутренней борьбой за богатства и власть – управлением сборами налогов и податей, ведением казны синедриона, а также назначением светских чиновников. Иногда, конечно же, иудеи допускались римлянами в состав местной администрации. Однако из-за религиозных законов, предубеждений и запретов они не могли достаточно эффективно отстаивать свои интересы.

Древняя партизанщина

Впервые кровавые действия иудейских религиозных фанатиков упоминаются в 40-50-х годах н. э. Именно в этот период произошло дерзкое и жестокое публичное убийство главного служителя иерусалимского Храма – первосвященника Ионатана. На него прямо на городском рынке набросились вооруженные короткими кинжалами радикалы. Их называли «сикарии» – от латинского sicarii («кинжальщик»).

 

Сика – короткий меч или кинжал, были главным оружием сикариев / Источник: pinterest.com
Сика – короткий меч или кинжал, были главным оружием сикариев 

Убийство Ионатана имело настолько внушительный психологический эффект, что подобная тактика расправы с неугодными стала для сикариев «фирменной». Религиозные радикалы внезапно выскакивали из толпы в людных местах – рынках, площадях, где велись проповеди, или у городских фонтанов. Набросившись на неугодного, сикарии наносили ему несколько десятков ударов короткими мечами, кинжалами или же обыкновенными ножами.

Такая смерть ждала тех иудеев, которые выступали за мирное и спокойное сосуществование с Римской империей.

 

Библейский разбойник Варавва считается бунтарем против римского правления. Теоретически он мог быть сикарием. Иллюстрация из Библии под редакцией Charles F. Horne и Julius A. Bewer 1910 года / Источник: wikipedia.org
Библейский разбойник Варавва считается бунтарем против римского правления. Теоретически он мог быть сикарием. Иллюстрация из Библии под редакцией Charles F. Horne и Julius A. Bewer 1910 года 

Члены иудейской радикальной группировки – сикарии, были настоящими религиозными фанатиками. Они верили в свое немедленное воскрешение после смерти, а также реинкарнацию – переселение душ. На Земле же сикарии желали выстроить власть в форме теократической деспотии, где всем и всеми бы управляли иудейские жрецы.

Восстание против Рима

В I веке нашей эры население Иерусалима составляло примерно 200 тысяч жителей. Большинство из них состояли в одной из 4 иерархических сект:

• саддукеи (первосвященники, члены синедриона, а также самые богатые жители города);

• фарисеи (миролюбиво настроенные религиозные центристы);

• ессеи (бедняки, аскеты и пацифисты);

• зелоты (радикальные националисты, бунтари и революционеры).

Группировка сикариев была своеобразным «боевым крылом» радикалов – националистически настроенных зелотов.

 

Сикарии были боевиками радикальных религиозных зелотов / Источник: cz.pinterest.com
Сикарии были боевиками радикальных религиозных зелотов 

Перед началом I Иудейской войны против римских оккупантов (66-73 гг. н. э.) в ряды радикальных иудеев влились разбойники, заговорщики, а также известные ораторы и даже несколько влиятельных священников. Днем радикалы занимались агитацией – иудеев призывали отказываться приносить жертвы римскому императору, бойкотировать установки его статуй в еврейских святилищах и назначения священников из рядов коллаборационистов.

Ночью же борьба радикалов за свои убеждения становилась более жесткой. Они совершали нападения на мытарей – сборщиков налогов для Римской империи, калечили или убивали их, забирая деньги. Все это до поры до времени имело вид хаотических разбоев и актов неповиновения властям. Пока в 66 году не вспыхнул настоящий еврейский бунт.

 

Иудеи атакуют римских солдат на улицах Иерусалима / Источник: pm1.narvii.com
Иудеи атакуют римских солдат на улицах Иерусалима 

Причиной начала войны стали действия Гессия Флора – тогдашнего римского прокуратора Иудеи. По его приказу солдаты изъяли из иерусалимского Храма драгоценности. Это была якобы компенсация за недоплаченные в римскую казну налоги жителями Иерусалима. Первыми воевать бросились сикарии. Они осадили бывший царский дворец. Часть их рассыпалась по городу, учиняя кровавые расправы над теми иудеями, которых они считали предателями и врагами.

Римский гарнизон легионеров был немногочисленным и вряд ли бы смог подавить восстание. Сикарии предложили римлянам добровольно сложить оружие, взамен гарантировав им полную безопасность. Однако, как только легионеры добровольно разоружились – радикалы яростно бросились на них. Безоружных солдат кромсали кинжалами и мечами, кололи дротиками и копьями. Трупы убитых несколько часов волочили по улицам Иерусалима.

 

Окружив в ущелье римлян, иудеи уничтожили почти 6 тысяч легионеров / Источник: pinterest.com
Окружив в ущелье римлян, иудеи уничтожили почти 6 тысяч легионеров 

Восставшие иудеи смогли отбить два массированных штурма города римскими войсками. Во время одного из них повстанцы окружили и уничтожили около 6 тысяч римских солдат. Однако борьба за власть, которая не прекращалась в рядах восставших иудеев, так и не позволила им до самого конца войны создать из отрядов убийц боеспособную полевую армию.

Два года свободы

Иерусалимское восстание повторило сценарий большинства революций – совершено оно было руками зелотов и сикариев, но реальную власть в Иудее перехватили саддукеи и фарисеи. Во главе же свободного государства стал иерусалимский первосвященник Анна. Целых 2 года Иудея наслаждалась независимостью, свободой и относительным спокойствием.

 

Иудеи празднуют победу в восстании против Рима / Источник: twitter.com
Иудеи празднуют победу в восстании против Рима 

До тех пор, пока в 68 году на еврейскую землю не прибыли многочисленные римские легионы. Карательная операция была стремительна и жестока. За довольно короткий промежуток времени Рим вернул себе контроль над всей территорией Иудеи, кроме ее «сердца» – Иерусалима.

Город, который представлял собой мощно укрепленную крепость с огромными запасами пресной воды и продовольствия, был способен на протяжении нескольких лет противостоять осаде. Однако сплоченность жителей Иерусалима разрушили внутренние распри и разногласия.

От восстания против оккупантов к гражданской войне

Ответственность за провал в обороне городов Иудеи зелоты возложили на умеренные фракции еврейского общества – есеев, фарисеев и саддукеев. Развязав тем самым внутренний террор. Восстание иудеев против римлян постепенно превратилось в гражданскую войну. Вооруженные толпы евреев метались по осажденному Иерусалиму и резали своих же соплеменников, которые состояли в других сектах.

 

Постепенно иудейское восстание против римлян переросло в междоусобную гражданскую войну / Источник: ic.pics.livejournal.com
Постепенно иудейское восстание против римлян переросло в междоусобную гражданскую войну 

Беженцы, прибывшие из захваченной и разграбленной тремя римскими легионами Галилеи, убивали каждого, кто посмел хотя бы заикнуться о перемирии с Римом. Улицы Иерусалима кроме бесчинствующих толп наполнили пророки, которые на каждом шагу вещали о всеобщем божьем проклятии и наступающем конце Света.

Безумие охватило весь город. Для еще большей радикализации антиримского восстания, зелоты и их боевики – сикарии, отравляли городские колодцы и устраивали поджоги продовольственных складов. В Иерусалиме были зверски убиты несколько сотен рядовых членов фракций фарисеев и саддукеев.

Падение Храма

Сын римского императора Веспассиана, полководец Тит, в 70 году н. э. взял Иерусалим в плотное кольцо, начав его осаду. Таранные атаки и боевые действия внутри города длились полгода. Легионеры планомерно отвоевывали у иудеев улицу за улицей. Город и Храм пылали, пленных евреев римляне в самых ужасных позах распинали на крестах.

 

Римляне улица за улицей завоевывали Иерусалим \ Источник: wikipedia.org
Римляне улица за улицей завоевывали Иерусалим 

В конце концов город пал. Его выжившие жители были превращены в рабов и проданы на невольничьих рынках империи. Иерусалим был разграблен. Римляне вынесли из города столько золота, что цена на него по всей Римской империи тут же упала в 2 раза.

Те немногочисленные зелоты и сикарии, которым посчастливилось уцелеть, отступили в Масаду – древнюю крепость иудейского царя Ирода. Там радикалы держались до 73 года. Однако, когда римские легионеры сумели разрушить внешнюю каменную стену и поджечь наспех построенную из дерева внутреннюю – никаких надежд на спасение у иудеев не осталось.

 

Вид на Масаду с воздуха. 2020 год / Источник: was.media.com
Вид на Масаду с воздуха. 2020 год 

Примерно тысяча защитников Масады вместе со своими родными и семьями покончили с собой. Сначала жены убили детей, затем сами пали от рук своих мужей. В конце 10 мужчин, которых выбрал слепой жребий, расправились с остальными. После они подожгли все имущество и бросились на воткнутые в землю мечи. Когда внутрь крепости вошли римляне – они обнаружили лишь огромное пожарище и тела убитых.

Эпилог

Радикально настроенная иудейская группировка была уничтожена. Те немногие из секариев, которым чудом удалось спастись, бежали от римских преследователей в Египет. Историки подсчитали, что всего за время карательных операций Рима и гражданской войны в Иудее были убиты или же умерли от голода и болезней почти 1 миллион человек.

 

Франческо Айеца. “Разрушение Иерусалимского храма”. 1867 год / Источник: wikipedia.org
Франческо Айеца. “Разрушение Иерусалимского храма”. 1867 год 

Но на этом история еврейских радикалов не закончилась. В наши дни в мире существует несколько экстремистских течений иудаизма. Некоторые из них, называющие себя «сикарикин», ведут борьбу против существующего государственного строя в Израиле, планируя и совершая террористические акты и вооруженные нападения.

-

Рыбаки поймали странное существо с мордой свиньи

Рыбаки поймали странное существо с мордой свиньи

На итальянском острове Эльба рыбаки поймали необычное животное, похожее на акулу с мордой свиньи. Об этом сообщает Daily Mirror.

Выяснилось, что на крючок попалась обыкновенная центрина, также известная как акула-свинья, которая находится под угрозой исчезновения и внесена в Красную книгу.

«Эта рыба достаточно часто встречается на Эльбе, но при этом не перестает удивлять местных жителей и туристов. Я даже как-то пытался поселить ее в одном из аквариумов, но вскоре отказался от этой затеи, потому что увидел, что этот вид не приспособлен к содержанию в неволе», — рассказал сотрудник местного океанариума Юрий Тиберто.

Он добавил, что со свиньей рыбу сравнивают не столько из-за строения рыла, сколько из-за того, что она издает похожие на хрюканье звуки.

Обыкновенная центрина распространена в восточной части Атлантического океана. Она живет на глубине от 100 до 700 метров и питается кольчатыми червями. Максимальный зарегистрированный размер рыбы достигал 150 сантиметров.

Ранее сообщалось, что рыбак выловил в прибрежных водах провинции Восточная Нуса-Тенгара, Индонезия, беременную акулу, в которой оказался детеныш-мутант с «человеческим лицом». Ученый из Морского Попечительского Совета предположил, что необычный внешний вид акуленка вызван мутацией.

-

Число Зверя: что оно означает
Число Зверя: что оно означает
Число Зверя — 666 известно каждому, даже человеку не религиозному. Но мало кто задумывается о том, откуда оно пришло к нам и какое значение имеет. Откуда же Зверь или Сатана получил своё число?
Все народы мира придавали большое значение числам. Некоторые из чисел — тройка, семерка, девятка — считались священными и, соответственно, счастливыми; другие (например, печально известная «чертова дюжина») — несчастливыми, связанными с нечистой силой. Но, пожалуй, больше всего не повезло числу 666 — «числу зверя».
Первое упоминание о «числе зверя» встречается в «Откровении» Иоанна Богослова — пожалуй, единственном официально признанном христианской церковью пророчестве. Иоанн подробно описывает появление зверя, более могущественного, чем все демоны ада:
«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Апокалипсис, гл. 13).
Зверь этот будет иметь тело леопарда, медвежьи когти и львиные клыки. Он будет править Землей три с половиной года, а перед тем присоединится к нему Антихрист, который многих заставит поклоняться зверю.
Затем настанет время великого сражения под Армагеддоном, дьявольская сила будет разбита, а Сатана вместе с Антихристом будут заточены на тысячу лет, и на Земле утвердится царство Христа…
О таинственном «числе зверя» в «Откровении» говорится как бы мимоходом: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Эта короткая фраза породила огромное множество толкований.
Самое простое, породившее больше всего паники, можно назвать «календарным». Всякий раз, как в календаре появлялись зловещие три шестерки, особо впечатлительные люди начинали ожидать появления предсказанного зверя. Но ни в 666 году, ни в 1666 ничего подобного не произошло.
Последняя волна прокатилась по миру шестого июня 2006 года. Будущие матери панически боялись рожать в этот день (особенно после просмотра фильма «Омен»), многие верующие закрылись в домах и молились, а мистики украдкой поглядывали на небо.
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереи Всеволод Чаплин был даже вынужден сделать официальное заявление для прессы, в котором предостерегал христиан от суеверий:
«В отличие от язычника, который всего боится, в том числе затмений, чисел и примет, христианин не должен бояться ничего и никого, кроме Бога… Когда наступят последние времена — зависит не от совпадения цифр, а от того, насколько люди будут уклоняться от зла и исполнять заповеди Бога».
«Календарная» расшифровка «числа зверя» едва ли может считаться верной, ведь текст «Апокалипсиса» глубоко символичен. Кроме того, в нем есть прямые «подсказки», как, например, слова одного из ангелов:
«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель… И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть».
Так что Иоанн Богослов говорит о мудрости не случайно — скорее всего, это намек, ключ к разгадке, доступной только тем, кто «имеет ум».
На протяжении веков было сделано множество попыток расшифровать «число зверя» — то есть узнать его имя. Одним из самых распространенных методов был каббалистический. Он опирался на то, что во времена Иоанна Богослова цифры часто заменялись буквами алфавита.
Таким образом, сумма букв имени зверя должна была составить 666. Но ведь подобных сочетаний может быть несколько, как же выбрать из них то, которое имел в виду пророк?
Для расшифровки «числа зверя» важно сопоставить слова «Откровения» с реальными историческими событиями. Дело в том, что в раннехристианской традиции «зверями» называли римских императоров.
Еще Фридрих Энгельс в работе «К истории первоначального христианства» сделал попытку определить время написания «Апокалипсиса» и провел подсчет: первым «зверем» был Август, вторым — Тиберий, третьим — Калигула, четвертым — Клавдий, пятым — Нерон, шестым — Гальба, а седьмым — Отон. Отон правил всего три месяца.
Энгельс сделал вполне закономерный вывод: Иоанн Богослов написал «Апокалипсис» во времена царствования Гальбы, то есть с 9 июня 68 года по 15 января 69 года нашей эры.
Немецкий востоковед Фердинанд Бенари предложил в свое время такую гипотезу: под числом 666 скрывается имя римского императора Нерона — того самого зверя, который «был, и нет его». Дело в том, что на римских монетах, которые чеканились для восточной части Римской империи, надписи делали на древнееврейском языке.
При этом гласные буквы опускались, и вместо «Нерон кесарь» надпись гласила «Нрон кср». Если сложить числовые значения этих букв, получим как раз 666. Но почему именно Нерон был объявлен «зверем»?
Если обратиться к историческим документам, станет ясно, что ненависть христиан к Нерону имела под собой немало оснований. Древнеримский писатель-историк Гай Светоний Транквилл оставил жизнеописание Нерона. Это был крайне неуравновешенный, жестокий и аморальный человек.
По свидетельству Светония, Нерон казнил Антонию, дочь Клавдия, которая после смерти Поппеи отказалась выйти за него замуж, убил свою мать и пасынка. Он заставил покончить с собой своего воспитателя Сенеку, хотя не раз клялся не причинять ему зла.
Когда в небе появилась хвостатая комета, он узнал от астролога Бальбилла, что она предвещает смерть верховным властителям.
Нерон не на шутку встревожился, но астролог сказал ему, что от этого бедствия можно откупиться блистательной казнью. И римский император обрек на смерть всех знатнейших мужей государства — предлогом стало раскрытие сразу двух заговоров.
Если ко всем своим подданным Нерон относился с невероятной жестокостью, то в отношении христиан он придумывал поистине дьявольские издевательства. Больше всего императору нравилось наблюдать за тем, как христиан бросали в клетку к хищным зверям, и те разрывали их на части.
Вскоре во время заговора Нерон приказал одному из своих приближенных убить себя, христиане вздохнули спокойно. Но ненадолго.
Пришедший на смену Нерону Сервий Сульпиций Гальба оказался слабым правителем. Он не сумел навести в империи порядок. В отдаленных провинциях вспыхивали междоусобицы. Неудивительно, что в этих условиях нашелся человек, объявивший себя Нероном, который якобы был только ранен во время переворота и сумел бежать на восток.
Христиане от этих слухов пришли в ужас. Еще бы: один из самых страшных врагов воскрес из мертвых. Они приписывали воскрешение Нерона самому Сатане и в ужасе ждали конца света. Христианская вера в то время еще не окрепла. В римских городах существовали замкнутые общины, ведущие полулегальное существование.
Если бы в момент появления лже-Нерона их члены отказались от своей веры, это означало бы крах христианства. Поэтому пастыри приняли меры, чтобы укрепить волю своих подопечных.
Именно в это трудное время появились различные «откровения». Все они были посвящены одной теме: скоро настанет конец света и судный день, после которого все враги христиан будут уничтожены, а сами христиане обретут вечную жизнь.
Все авторы «откровений» (впоследствии Церковь канонизировала только одно — дошедший до нас «Апокалипсис») пользовались схожей символикой: семь царей, сорок два месяца власти зверя, число антихриста.
И все они, включая Иоанна Богослова, говорили о конце света как о чем-то неизбежном и очень близком во времени. Однако конца света не последовало, и имя Нерона со временем забылось.
Казалось бы, Церковь должна была предать «Апокалипсис» забвению — как не сбывшееся пророчество. Но пастыри христиан были мудрыми людьми. Поэтому они оставили учение о конце света и грядущем Страшном суде.
Оно оказалось очень действенным аргументом, создающим мощную мотивацию: наше дело — правое, когда-нибудь все враги будут уничтожены, а на Земле наступит Царство Христа.
Со временем забылось общепринятое толкование числа 666, и его стали «примерять» на очередных тиранов, которых можно было найти в каждой эпохе. Скажем, во времена Петра I староверцы антихристом считали именно его. Во-первых, это был «осьмой царь» — как и предсказано в «Откровении».
Во-вторых, его реформы затронули интересы Православной церкви. Еще бы: он отобрал у монахов земли, отменил пост в армии, да и обычаи завел при дворе совершенно чужие — ассамблеи, курение табака, непривычную одежду…
Следующим «антихристом», по подсчетам тех же монахов, был Наполеон. Путем множества перестановок и комбинаций удалось подогнать его имя под знаменитое «666».
Позже «зверем» называли Гитлера, Сталина, Билла Гейтса… А по одной из версий, «зверем» был не человек, а целое государство — ныне распавшийся СССР. Аргумент был очень прост: отсекаем последнюю букву «Р» — она означает просто страну, — и читаем название как «страна ССС».
А теперь берем старославянское издание «Откровения» и видим, что число зверя часто выглядит как SSS. Дело в том, что именно так писалась восьмая буква алфавита — «зело», означавшая цифру шесть.
Пожалуй, это самая странная из версий о «числе зверя» — ведь «Откровение» писалось не только и не столько для России, да и совпадение это на других языках не подтверждается.
Но вернемся к самому числу 666. С точки зрения числовой символики пифагорейцев, это так называемое треугольное число. Оно выражает сумму последовательных цифр от 1 до 36.
Составляющие его шестерки — не менее необычны. Число шесть — первое из так называемых совершенных чисел, сумма делителей которых (включая единицу и исключая само число) равна самому числу: 6 = 1 + 2 + 3.
А вот и еще один интересный факт из мира чисел: 666 — это сумма квадратов первых семи простых чисел. Если же рассмотреть число зверя в рамках теории устойчивости бинарных систем, как это сделал кандидат технических наук Андрей Осипов, то получится довольно интересная картина.
Дело в том, что бинарные системы устойчивы в диапазоне от одной трети до двух третьих (в десятичном виде — от 33,3% до 66,6%). Так что если число людей, прельщенных зверем, достигнет 66,6%, человечество как система начнет разрушаться…
По библейской символике, шестерка — число человеческое. Прежде всего, человек был сотворен именно в шестой день. Но это не главное: если семерка тесно связана с Богом и высшим миром, то шестерка символизирует человеческое совершенство (которое на порядок ниже божественного), богатство и могущество.
На Востоке стоят целые очереди за документами с шестеркой — она считается настоящим талисманом, приносящим владельцу счастье. Но чего только не обнаружили в числе 666 (или в связи с его употреблением) исследователи из разных уголков мира!
Зверем пытались объявить мировую паутину — Интернет (на том основании, что www при переводе на иврит и соответствующем подсчете равно 666) и долларовые банкноты (они имеют ширину 66,6 мм)!
А в 1997 году греческий компьютерщик Фома Псарас сообщил, что в штрихкодах используются три потайных двойных штриха, которые для компьютера просто являются разделителями, но волею случая обозначают число 6.
Фома, как видно, был поклонником «Апокалипсиса», и сделал вывод: штрихкод на товарах и документах является не чем иным, как печатью сатаны. В доказательство он привел слова из того же пророчества: те, кто не имеет печати сатаны, не смогут ни покупать, ни продавать. Разумеется, журналисты тут же подхватили очередную сенсацию.
Число 666 оказывает на людей странное влияние. Христиане всеми силами стараются избегать его, что порождает немало курьезов. В некоторых городах мира в небоскребах отсутствует 66-й этаж, то есть после 65-го следует сразу 67-й. А на карте США вы не отыщите дороги 666 — видимо, американцы решили не рисковать.
Московские православные в орнаменте на новом российском паспорте увидели три шестерки. Новые документы они пришли получать только после консультации у священника. Перед выборами в парламент России в 2003 году в Тамбовской области решили не делать участок N 666 в связи с многочисленными обращениями верующих избирателей.
В 2002 году стал сенсацией судебный процесс, состоявшийся в городе Приозерске Ленинградской области и названный впоследствии «судом против дьявола». Городской суд официально признал, что штрихкод каждого идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) содержит три шестерки.
Несмотря на то что число толкований 666 перевалило за сотню, постоянно выдвигаются новые гипотезы. Все чаще они касаются уже не конкретных исторических лиц, а абстракций. Например, настоятель церкви Иоанна Богослова в Торонто Олег Моленко считает:
«Само по себе число 666 ничего не обозначает, кроме собственно числа. Но, я думаю, имя зверя не случайно выражается тремя шестерками. Бог в течение шести дней создал Вселенную, а на седьмой день почил от дел Своих.
Отсюда у людей установлена семидневная неделя. Если убрать день отдыха, остается работа, работа, работа. Вот в этом смысле число шесть означает лишение покоя. А в утроенном виде — лишение вечного покоя».
История «числа зверя» и связанных с ним суеверий — классический пример влияния мифов на человеческое сознание. Число 666 — действительно число человеческое. Его мрачная символика была придумана людьми. Но, как часто бывает, символ вышел из-под контроля своих создателей.
И теперь тысячи людей осознанно или бессознательно сторонятся числа, которое считают дьявольским. А сотни — пытаются разгадать имя зверя и вычислить дату конца света.
-

Оптическая иллюзия. Вы видите кролика или ворона

 

Как запросто остановить работу всего офиса и сломать окружающим мозг? Все просто, пишите рецепт. Берем черного кролика (или белощекого ворона?), активно гладим его и снимаем процесс на видео. Потом выкладываем результат в соцсети, и — Бинго! — у вас джекпот из лайков, комментариев и репостов, а количество переломов мозга не поддается счету. И все (даже ученые!) упорно стараются разглядеть на видео ворона. Постойте, или все же кролика? Нет-нет, таки ворона… Но это не точно.

Оптическая иллюзия. Вы видите кролика или ворона

Вы же уже прокрутили этот безобидный твитт годичной давности 148 раз? Не переживайте, нас таких миллионы. Причем, среди прочих, чья работа полностью остановилась из-за этого видео, есть зоологи, орнитологи, специалисты по кроликам и даже философы. Специалисты по пернатым уверяют — на видео ворон с белым пятном на затылке вида сorvus albicollis. Крупный представитель рода, населяет скалистые и горные ландшафты в Восточной и Южной Африке. Вы можете увидеть шею птицы, когда человек гладит ее, и твердый, чуть приоткрытый от удовольствия клюв. И все бы ничего, но этот странный комментарий под видео: «Кролики любят, когда их гладят по носу».

Специалисты по лагоморфам (семейство, в которое входят кролики, зайцы и пищухи) ясности в ожесточенный спор не внесли. Уши, простите, клюв ворона на видео выдает именно птицу. Будь это кроличьими ушами, расположение было бы иное. При том, что все как один твердят, что перед нами ворон, надпись под видео сбивает напрочь с толку. И эта фраза явно побуждает некоторых людей интерпретировать объект на изображении как кролика. Нынешняя картинка очень близка к известной оптической иллюзии XIX века об утке, которая выглядит как кролик, или о кролике, который выглядит как утка. Доктор философии, нейробиолог факультета психологии Университета Альберты Кайл Мэтьюсон в 2018 году провел исследование вокруг этого классического образа, чтобы увидеть, как наш мозг интерпретирует информацию с помощью текстовых и визуальных подсказок.

КРОЛИК ИЛИ ВОРОНА?? ОПТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯЖелезный всадник апокалипсиса. Набожный пуританин вырезал треть населения Ирландии

 

Примерно половина испытуемых увидела на изображении одно и то же животное — утку или кролика. Но когда Мэтьюсон говорил испытуемым: «Представьте, что утка ест кролика», — те с большей вероятностью видели утку справа и кролика слева. «Наши предубеждения о мире могут повлиять на то, как мы его видим», — говорит Мэтьюсон. Эта особенность нашего восприятия заставляет нас видеть не только нашими глазами. Человеческий мозг устроен таким образом, что выдает заключение об увиденном на основе предыдущего опыта. Добавляет веселья и тот факт, что видео — не статичная картинка. Движение в кадре может быть важным сигналом о глубине и форме объекта. Кролика. Или ворона. Ну, вы сами уже решите…

Картина дня

наверх