Эксклюзив

30 071 подписчик

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Виды пасты в супермаркете в Риме. Их конечно значительно больше, но здесь есть виды пасты со вкусом фруктов🍈Как у вас там ход...
  • Юрий Ильинов
    Психоэнергетическое проявление АНАХАТА чакры Сострадание Первую наружную энергетическую спираль чакры составляет всел...Лазарев Юрий карт...
  • Юрий Ильинов
    Агни Йога, 387 Среди опытов психической энергии имеются довольно доступные и полезные. Упражнять энергию на людях и ж...Подселение

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Сегодня будем резвиться. Не замечая исторических источников и археологии (что за глупость, фи). Как там рекомендуется… Не знаешь, как оно было, — реконструируй. Находи очевидные параллели. Мы конечно, не будем из наших средних широт — на Китай маршировать, передохнем от бескормицы в районе Волги-матушки, как на карточке виртуальные дирхемы иссякнут. Но подумать придется, надоело источники грызть и монографии лопатить…

Итак. Предлагаю начать с того, чьи миграции в истории известны, каких народов. Которые прошли по территории Руси изначальной, знатный головняк археологии устроив. Первыми, кажется, — киммерийцы были. Курорты причерноморские устраивали, грекам жизнь портили. Это было за тыщу лет до нашей эры. Далее прикочевали скифы. Не то с Дона, не то из Центральной Азии. Через пять сотен лет заявились сарматы из каких-то восточных степей, через некоторое время (из Скандинавии) — объявились готы.

И гунны, не забываем, припожаловали из Китайского пограничья. Потом анты что-то своё строили в междуречье Днестра-Днепра, авары из Центральной Азии пришли (гуннский след почуяли). Их тылы хазары с Алтая подперли в VI веке, булгары потом (да сколько можно!

) опять из окрестностей китайских настигли. Эфирный супер-союз еще славянский был — Русский Каганат, ага.

Потом варяги случились с русью, стали мы в одно лицо (иногда с Византией) новеньких принимать — печенегов-половцев. Из степей восточных и дальних. Царьград не сдюжил, одних нас супротив монголов оставил. Которые… что? Правильно. Не попив кофию, постановили на Керулене своем синем — непременно Рязань сжечь. Потом — и Лиссабон. Или что они там под «крайним морем» понимали, где франков страшных искать хотели…

Вот так, в трех абзацах уместилась огромная История. Главное в ней что? Огромные миграционные процессы через пол-континента, чаще всего. А теперь хватит ерничать, тыковку чесать примемся. Как такое возможно физически. Существует несколько версий, скучные и научные — в топку! Одолели своими археологическими культурами и нравоучениями. Мечей, видите ли, у древних славян не было! А почему? Да потому что — только шесть (!) топоров откопано. За почти 200-летний период их существования на границах северных — провинций Константинополя. Может они их прятали хорошо? Ищите лучше менторы, ага!

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Язык — как маркер.

Все племена, осевшие (или кочующие) на территории «Южной Руси», — звались всяко. Даже их ближайшими соседями — разными именами. Иногда, готов согласиться, — изменения названий было вызвано миграциями реальных этнических групп. Бывает же такое, когда весь народ снимается с насиженных мест, уходит неведомо куда. Самый достоверный пример — последняя из великих миграций, — калмыцкая.

Ее причина — внутренние проблемы, военные поражения народа в Джунгарии. Итог — выбор защитника (России) и постепенное откочевывание на новое ПМЖ. Другой, весьма правдоподобный и очевидный, вариант миграции — оскудение природных ресурсов на прежнем месте жительства, демографический бум вдруг случился — до кучи. Называется это — «превышение емкости среды».

Как поступать логичнее всего? Собирать наиболее мобильные и выносливые группы населения, стариков и малых детей (девочек) бросать, женщин продавать (передавать) соседям по племени. Уходить вборзе, с самым подвижным движимым имуществом. Такое, в основном мужское «племя», с наиболее сильными и молодыми женщинами-женами — очень мобильно, почти поголовно — боевито. Ему легко захватывать власть на других территориях.

Система работает поточным методом: сначала сдвигаются в поисках лучшей доли и земли — так называемые «пассионарии» или больше всех лиха хлебнувшие. По их следам — остальные начинают двигаться (если есть куда). Часть переселенцев могла уходить очень далеко. Какая-то часть перемешивалась с аборигенами, давая им свое имя. Как культуру, родовые названия, язык, традиции.

Лингвистическая и культурная близость — не всегда результат расового родства. Кельты и иберийцы (в Галлии и Испании) приняли латинский язык, античную культуру. Пусть бытует мнение, что их «захватили», но факт в другом: Римская империя рухнула, на базе смешения победителей и побежденных появились французский и испанский языки. Что уж говорить о португалоязычных и страсть как чернокожих жителях Африки.

Не то же ли самое произошло и на северо-востоке Руси, когда славяне стали неспешно двигать и ассимилировать в себе финно-угорское население? Те довольно спокойно приняли язык и культуру пришельцев. Хотя относились изначально к другой языковой семье. Здесь не было войн, большой крови. Финно-угров было много, славян — очень мало. А теперь — самое понятное, смотрим картинки:

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…
Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Что можно предположить, дополнительно обладая научным знанием о долларе, который является расчетной (бюджетной) денежной единицей РФ? И что такое насыщение языка англо-сленгом продолжится... ну пусть еще лет 30. Само собой, резонно будет утверждать — америкосы захватили святую Русь. А сколько их переселилось физически сюда? Чтобы «великий и могучий» стал похож — на лингвистическую помойку? Пушкин с Чеховым индукционный ток вырабатывают МегаВаттами, в гробу — как ядерные турбины вращаясь… Что-то мнится, для принятия элементов языка, перемены языка и культуры — вовсе не обязательно менять страны обитания. Тем более, ходить на Кудыкину гору целыми народами.

Но нет. Так быть не может. Мы нудно сидим над картами «миграций». Самый головняк — это бесконечные перемещения в начале нашей эры. Со специальным термином: Великое переселение народов. В течении сотни лет почти все этносы испытали острый зуд путешествий. Бросали свои обжитые столетиями земли, со всеми чадами и домочадцами, мамками и няньками, несметным самоходным провиантом — топали неведомо куда. Самое главное, неведомо зачем.

Причины миграций.

Что на поверхности — это уход в результате климатических изменений. Например, засуха нескольких лет подряд выжигает пастбища. Кочевой народ движется следом за оставшейся зеленой травкой. Но… Климатическая катастрофа должна быть воистину глобальной и очень-очень протяженной по времени. Какие планетарные катаклизмы предшествовали Великому Переселению? Какие оседлые народы их заметили, прочувствовали на себе и подробно описали?

Миграция может происходить из-за военно-политических причин. Цивилизованные Китай или Персия собираются с духом и … громят весь кочевой бандитизм на границах. Хотя как ... громят. Поражение нанести можно, да. Даже десяток раз подряд. Так они откатят на север или восток на дюжину конных переходов, юшку утрут… через год — снова безобразничают, как новенькие. Оседлый народ тех времен — не способен вести перманентную войну (на уничтожение) со Степью. Тем более так, чтобы равный ему числом противник — был полностью изгнан, за тыщи верст.

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Ну пусть, такое случилось. Союзников навербовали кочевых, коллаборантов купили … быват. Кочевники двинулись на запад в поисках мирной жизни и пищи. Последствия такого их движения должен испытывать — такой же оседлый «цивилизованный» закатный сосед. Да хоть кочевой, вынужденный освободить пространство для новоприбывших. Потерпев поражение — сам бы двинулся на запад. Раз волны переселенцев постоянно докатывались до Европы… куда деваются эти самые… отступающие перед их натиском? Или они... все-таки вливаются в их состав?

Чем дальше от Китая — тем слабее народы, так выходит? А где в западных европах тогда кладбище этих «слабых» племен? Ну или точка «сбора» конечная. Причем, с обязательным условием — они происхождением с «маршрута миграции». Каждое из подходящих племен — непременно технически более продвинуто (или многочисленно) их западного соседа. Ведь как считается? Культура, военное дело, технологии — все у нас с Востока. Привнесено во время Переселений. Больших и Малых.

Так что же такого великого, цивилизационного — упало в наши широты? Эмммм... Ничего. Дикие племена кочевников, выпнутые сверх-культурными и непобедимыми китайцами… ну хоть что-то должны были иметь в своем багаже. Как-никак не одну сотню лет с оседлыми и прищуренными — соседничали. Торговля, обмен, пленники-ремесленники там… Но эти ништяки почему-то остались исключительно южнее Великой Китайской оградки… А каким таким чудом, единичные европейские миссионеры чуть не побороли много-тысячелетнюю аборигенную культуру? А малочисленные торгаши-пираты, принесли на Восток плоды технической революции, почти сразу превратив Великую Цивилизацию Востока — в полу-колонию.

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Ситуативные миграции.

Тоже имеют место быть. Волна переселения возможна в результате серьезных изменений социальной и политической организации внутри племени, группы племен. Скажем, несколько из них слились в некое общее политическое образование. Для решения конкретной (пиратской или оборонительной) задачи. Обязательно — под рукой какого-то выдающегося военного лидера.

У которого под халатом такие железные… что он оказался способен обуздать вольницу степную. Сумел ограничить автономию родовых вождей. Как в случае с Темуджином Есугеевичем (Чингисханом) вышло. Или Атиллой. Дело это архисложное, требует полного сотрудничества: сначала — своего племени, потом — группы племен. Кто отказывается… читаем выше, что происходит. Резня или на пинковой тяге — вливаться в миграционный процесс. Оказываться между молотом и наковальней (с первым же встречным соседом).

Могли быть миграционные процессы экономического толка. Вроде попытки контролировать торговые пути, захват крупных перевалочных хабов. Да, злато-серебро могло сдвинуть с места войска кочевых завоевателей. Но это происходило поэтапно. Сначала мужчины с малым обозом, затем (если афёра выгорела) остальные подтягиваются.

Где такой великий экономический интерес мог быть для Великого Переселения? Рим уронить? Пограбить? Легенды об Эльдорадо-на-Тибре спать спокойно не давали? Не нужно считать кочевников отбитыми на всю голову — дикарями. Пойдем за две-три тыщи верст, всем народом… там реки молочные в мармеладных берегах… Ага, все сразу кинулись коняшек седлать, а поутру (помолясь) и по солнушку сверяясь — попёрлись.

Как там говорил Георгий Вернадский — для Великого Переселения может быть не одна причина, а их суперпозиция. Создание кочевой империи, подобно Монгольской Чингисхана. Результат сцепки простых причин, помноженной на амбициозную политику широкой экспансии. Умно, логично. Только… при тех человеческих и технических ресурсах, которыми реально могли оперировать монголы в XIII веке, — им даже мирные и криворукие китайцы быстро бы отбили… И амбициозность — тоже.

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Так куда мигрировали?

Предлагаю с другого тыла зайти. С демографического и урбанистического. Что нужно кочевому нормальному народу? Пастбища, водопои, степь. И чтобы поменьше плотность туземного населения была. Но возможность с ним торговать присутствовала (или пограбить при случае), не стирая копыта лошадок до ближайшей городской ярмарки.

Природные условия континента Евразии (и соответствующие им способы производства добавочного продукта) таковы: плотность населения растет с Востока на Запад. И что же мы видим, осмысливая исторические маршруты миграции Великой? Кочевники переселяются из удобных им степей… В тесноту населенных областей античности, раннего Средневековья. Там что — пастбища травянистее, вода слаще? Бесконечные Орды бесконечно ломятся в перенаселенные европы… На кой?

Второе. Переселение Великое требует не менее Великой организации. Великой логистики. Какие «суперпозиции» заставляли сотни и сотни тысяч родо-племенных сообществ собираться в единую компанию? Тем более — двигаться неведомым маршрутом… с неясным исходом предприятия. Ладно бы сами, налегке. Так с семьями, скарбом, огромными стадами.

Поспрашивайте табунщиков и пастухов в Казахстане, Монголии, Туркмении. Они мигом прояснят: какого размера кочевание приемлемо, а какое категорически нет. Тут работает простой принцип — прокормить скот, а не вытоптать степь. Все строго нормировано, очень растянуто по времени и сезонам, временам года.

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

И тогда, и сейчас перемещающемуся народу нужны просто огромные площади, чтобы (впроголодь) передвигаться. А примитивность древних коммуникаций (и внутренней дисциплины) вряд ли позволяла иметь устойчивую связь на всем фронте движения. Не об армии говорим. О народе. Который знать не знает, что такое налоги, централизация, порядок. Весь добавочный продукт (небольшой, кстати) им привычно — продать или менять.

Но никак не вкладывать его в развитие… гуннской, аварской, скифской или хазаро-печенего-половецкой Державы. Тем более, с целью финансирования тотальной войны против … неведомого оседлого народа, с призрачной целью захвата его богатств. Дешевле купить у любого другого — его ремесленные товары, обменяв на шкуры и мясо. Нет? Ну, значит — нет.

Не случайно цикл статей начался … с единственного, документально подтвержденного исхода «всего народа» — ойратов-калмыков. На всем протяжении исторически достоверного горизонта — не найдете победоносного нашествия диких кочевников на оседлые культурные страны. Как бы …наоборот все выходит. Так то доисторические времена были… Ну да, доисторические.

Спорить не буду, еще пару томов археологических пожую. Может, что нового про Аварский каганат найду. Глубокие выводы: о форме наконечников стрел и степени богатства набора уздечки. С какого-то рожна найденные за тыщу верст от предгорий Кавказа.

Русские — парадоксальный народ!

Пора к десертику… как водится. К уникальнейшему прецеденту. Как миграция отдельных малочисленных групп оседлого населения — шла в противоположном направлении. Победно. С Запада — на Восток. То есть, из страны с повышенной плотностью населения — в раздолье. Смотрим на эту картинку внимательно:

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Очень доступно и понятно. Школота уже в седьмом классе знает. Век за веком: Россия присоединяет Заволжье, Предуралье, Урал; Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток, Аляску с частью Америки, Среднюю Азию, часть Китая… Исторически достоверное прошлое, документальное. Все-таки, мы уникальный народ. Поперёк всей истории!

Выводы такие. Само собой, науку никто не отменял, а ваш покорный слуга — ее горячий сторонник. Благодаря одному назойливому критикану-Читателю (Волгограду — привет!), даже русские летописи читать стал бойко и цитировать всяко, почти им веря… Но вот методы научные. Подходы в подаче и анализе добытого материала — пора менять, кажется. Если уж говорите о Великом Переселении Народов — проясняйте «суперпозиции». От региона к региону. Как, почему и зачем. Пришли туда, почему не задержались, зачем дальше тронулись. Только без фантазий…, что «всем народом». Другое что-то работало… 

 

Калмыки… Или как Россия впервые о монгольском иге узнала. В XVIII веке

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Сел писать про Джунгарию, как обычно — отвлекся. Посылочку распечатал из Казани, книжку прислал любезный Алексей свет Сергеевич (поклон низкий!). Вернадский и Рубинштейн «Русская историография», аж в 1941г. Госполитиздатом тиснутая. Тут, как водится, в башке щелкнуло: а не написать ли цикл статей. О Великом переселения Народов. В свете размышлений Георгия Вернадского, здравого смысла и провокационных теорий…

Начнем с Джунгарии. Подумаем о монгольском нашествии Батыевом. Ведь перед нами есть факт единственного в истории, очевидного и документированного — переселения целого народа. Калмыков. Которые, на секундочку, Русь с Субэдеем и Батыем захватывали. Потом будем другие …истории — перепроверять. Более древние.

Кто такие,

эти калмыки. Сразу приношу извинения Читателю, который не будет согласен с традиционной научной точкой зрения на происхождение и краткую историческую справку, что будет ниже. Знаю, всё много сложнее. «Белых пятен» в истории народа — не меньше, чем в теме Рюрика или «руси». Как и легенд.

Самоназвание калмыков — «хальмг» — происходит от тюркского понятия, буквально стоит его понимать, как «остаток/оставаться». Считается, что обозначает монголов-ойратов, не принявших ислам. Есть другие версии, но берем ту, которой в вузах учат. В русских официальных документах этноним «калмыки» появился в конце XVI века. Из татарского языка пришло, «калмак» — «отсталец» означает. Хотя может быть, из Туркестана словечко, не суть. Ближе к веку девятнадцатому — им стали пользоваться сами калмыки. Не все, опять же. Один из наших армейских калмыков-берейторов настоятельно поправлял, национальность его — «чорос». И всё тут, ступай денник чистить.

С 1925 стали калмыки письменностью на основе русского алфавита учиться писать, раньше — общеойратской (старокалмыцкой «тодо бичиг») пользовались. Веры буддисткой (ламаизм) и православной. Численность — под 200 тысяч, живут — где вздумается, но больше в южных регионах России и собственной Республике.

Итак, фиксируем. Предки калмыков — монголы-ойраты. До двенадцатого века археологией отчетливо фиксируются (время формирования народности) — в Прибайкалье и верховьях Енисея. В XII–XIII веках — перемещаются на территорию современной Западной Монголии, Алтай и немного — в Среднюю Азию.

С начала XIII века входят в состав Империи Чингисхана, почти неотличимы от остальных племен и народов, что втянул в себя этот монгольский водоворот экспансии. В конце XIV века от прежнего наследия Темуджина остается шиш на постном масле, множество мелких и драчливых улусов. Все прежние завоеванные территории входят в эпоху феодальной раздробленности. Начали этот процесс ойратские князья, первыми противопоставили себя власти Великого монгольского хана.

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

В течение XV-XVI веков непрерывно воевали Восточной Монголией, отстаивая собственную независимость Другой фронт был тоже перманентным — против Китая и ханств Средней Азии. Там вопрос был мирской — рынки, контроль торговых путей и пастбища. Судя по всему, силенок не хватило на такое длительное противостояние. В конце XVI — начале XVII веков ойраты стали терпеть системные поражения.

Так сложилось: Алтын-ханы Халха-Монголии, казахские ханы и турфанские султаны навалились почти одновременно. Само собой, начались внутренние нестроения. Конфликт лежал в плоскости разногласий ойратских нойонов и тайшей(правители улусов) и верховного правителя кон-тайше.

Великое переселение.

Началась постепенная откочевка части нойонов и тайшей — куда только глаза глядят. Народ оказался под явной угрозой полного исчезновения. Ойраты (калмыки) вошли в состав: башкир, казахов, каракалпаков, киргизов, узбеков, сибирских татар, туркмен, хакасов и т.д. … После нескольких посольств и переговоров — состоялась первая официальная встреча (в 1608 году) с царем Василием Шуйским. Было получено его согласие на принятии русского подданства. Взамен ойратам было дано право кочевания на определенных территориях, гарантирована военная защита от Казахского и Ногайского ханств.

Итак, запоминаем. Ойраты оказались слабы, не выдюжили внешнего давления и внутренних неурядиц. Их жестко теснили соседи. Чтобы выжить, искали покровительство какого-нибудь сильного соседа. С вводными: он должен быть сильным, нейтрально или дружески настроен, обладает избытком свободной территории. То есть, это не нашествие. А дипломатия и здравый смысл. Не пойди ойраты под руку России — погибли. Или потеряли независимость.

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Идем дальше. Первая «шерть» (присяга на верность) принесена ойратами в 1607 году. Не всем народом, лишь немногими тайшами из дербетов. Прошло полсотни лет — добровольное вхождения в Россию оформили еще одной «шертью» 1657 года. Это было уже более людное представительство народа. Число тайшей кратно больше, чем в первый заход. Впервые открыто провозглашено: «вечное подданство и послушание» русскому царю. С обязательством служить в армии и нести пограничную (читай — казачью) службу.

И опять же — это не было единовременное вступление в подданство всего народа. Отметим, вошли в состав России не все и не сразу. По простецкой причине — собраться вместе было невозможно. Двинуться всем табором огромным — тем более. Сначала послали посольства, долго судили-рядили, получили разрешение, обозначили места конечных пунктов кочевок, стали двигаться туда племенными группами. С трудом представляю соборный исход. Особенно кочевой Орды. Со всем скарбом и (что самое главное) — несметными стадами. Площадь передвижения по фронту и в глубину… Ну-ну…

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Расселение.

Первоначально для кочевания ойратам-калмыкам были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму (Омская и Тюменская области сейчас). Но возникли серьезные трения с сибирскими татарами. Те тоже подкочевывали туда перманентно. Калмыки двинулись на запад… и шли себе не спеша — до низовьев Волги.

Там, где сейчас и расположена эта чудесная Республика. Вопрос: там кто-то жил? Трения с сибирскими татарами зафиксированы. А там — нет. А ведь должны же возникнуть вопросы… Как там… У астраханских татар, например. Или казачки и рати Ивана Грозного — их на ноль помножили? Коренное сибирское население без труда «уговорило» нежеланных соседей удалиться. Ойраты скрипнули зубами, намек поняли. Вопрос о выживании идет, хватит — повоевали.

Калмыки нашли другие свободные земли. Напоминаю, на дворе был XVII век. И были еще свободные земли в Великой Степи. Возникает вполне резонный вопрос — вынесенный в заголовок. Почему тогда все эти гунны, сарматы, печенеги, половцы, авары с монголами — пёрлись в сторону Кавказа, Руси, европ всяческих? Калмыцкая степь — райское место для кочевания, что ойраты и доказали всей своей историей (в составе России). Почему им тут понравилось — другим нет?

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Ладно, дальше разбираем историю этого великого народа. Триста лет истории в составе государства Российского — подробно документированы. С 1664 по 1771 было Калмыцкое ханство (с ханом во главе, само собой). Позднее управлял Наместник, признававший власть русского царя. Вассальное подчинение обязывало выставлять войско, сражаться во благо всей державы. Но иметь при этом относительную автономию. В решении своих внутренних вопросов. Даже право самостоятельных внешних сношений с соседями — никто не отнимал. Но вскоре начались внутренние трения и передел земли. Вплоть до доброй резни дело доходило.

По приблизительным подсчетам, русское подданство приняло 270 тысяч ойратов-калмыков. Огромная Орда, как бы. Ослабленная, потерявшая на родине немало кочевий, с немалыми санитарными потерями во время своего сибирского вояжа. Прибыв в калмыцкие степи — стали знатно толкаться друг с другом. Очевидно, был нарушен главный экологический принцип: равновесие численности кочевий — с пищевым ресурсом территории.

Тогда какими были …ну например, гуннские Орды? Как не передохли от бескормицы во время своего Великого Переселения? Не нарушили равновесие природных возможностей и аппетита бесчисленных стад? Если они, как уверены историки, — всем балаганом шли. От Великой Китайской оградки, в тылы непрерывно пинком подбадриваемые?

1771 год. Часть тайшей, недовольных условиями жизни в России, ушла в Джунгарию. Никаких войн не зафиксировано, значит — мирное переселение намечалось. Увели с собой половину народа, около 125 тысяч. В этот раз неудача постигла — большинство погибли в пути. Напоминаю, на дворе уже XVIII век был. Уровень общих знаний и навыков выживания — эволюционирует непрестанно, формы хозяйствования совершенствуются. А тут такая неудача кочевая. Сколько таких летальных исходов было в более древние времена? Что-то мнится — в разы больше.

Итог всей истории такой: Калмыцкое ханство ликвидировали, калмыцкие степи включили в Астраханскую губернию. Административно — создали «Экспедицию калмыцких дел» при канцелярии астраханского губернатора. Оставшиеся в составе России девять калмыцких улусов: шесть торгоутских, пара дербетских и хошеутовский — по-прежнему управлялись собственными «тайшами», под зорким оком русского пристава. А теперь внимание. Улус делился на несколько аймаков, управлялся зайсангом (из числа калмыков). Аймак дробился на хотоны.

Вопрос: если эти товарищи завоевывали вместе с Субэдеем и Бату-ханом — Русь… Орду создавали Золотую. Почему эти слова столь чужды слуху и неизвестны нам? Административное деление, как бЭ. Древнее. А у нас только «улус» с трудом понимаемо. Но не суть…

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Еще фактов немного

в анализ подгрузим. Ойраты (что подданство русское принимали) состояли из племен: дербетов, торгоутов, хошеутов, хойтов, чоросовКак и в монгольском «Сокровенном сказании» прописано. Самая адекватная и признанная версия — написание этой Хроники относится к 1240 году. А названия племён — это войсковые части и подразделения армии Чингисхана. Есть такая теория, весьма популярная.

Торгоуты — дневная стража монгольских ханов, охрана ставки, дворца — элита. Хошеуты — авангард Орды, острие, клюв; дербеты — основная часть войска, его центр. Потому что построены — по четыре, образуя каре. Чоросы — одиночный отряд, разведчики, своеобразный спецназ. Хойт — арьергард, обоз, резерв. Бают, со временем эти «отряды» стали формировать социальные группы, с наследственными обязанностями и привилегиями. Через какое-то количество поколений приобрели этническую и языковую специфику. Сформировали устойчивые этносы.

Могло такое быть? Вполне. Группы воинов-мужчин захватывают власть в различных кочевых племенах. Дают им свое самоназвание, профессиональное имя, так сказать. Вспоминаем бородатую теорию из наших широт: гипотеза происхождения имени «русь». От названия гребцов северных, из норманских отрядов. Но это не принимается же. Категорически!

А вот такая теория будет для квасного патриота стоялым мёдом на душу? Отряды хошеутов, чоросов, хойтов, дербетов — однозначно были в составе армии монголов. Даже, бают, — владели Русью четверть тысячелетия. Но их названия мы узнаем … только с приходом ойратов-калмыков в XVII веке. Вопрос: создатель «Сокровенного сказания» (в том же примерно веке) просто использовал известные ему калмыцкие племенные названия? И не в 1240 году это писалось? Ига никакого не было?

 

Народ! Кто из «черных клобуков» будет? Да по паспорту…

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Итак, владычество печенегов в южнорусских степях закончилось, когда начали подкочёвывать туда — половцы. Вместе с ними начался новый исторический период существования этих двух этносов.

Как часто случается в Великой Степи — часть печенегов (скрипнув зубами) влилась в половецкие союзы Орд, стараясь удержаться в границах привычных кочевий. Став данниками — быстро осознавали ошибочность такого решения. Новые хозяева никогда не считали их себе ровней, вне всякого графика гоняли в походы, отнимали лучшие пастбища, требовали абсолютного подчинения.

Других причин не придумывается, почему вскоре многие печенежские роды стали откалываться от половцев, стараясь держаться поближе к границам оседлых народов и государств. Принимать их покровительство, быть обязанными за такое благодеяние — своей службой. Пограничной. Традиция древняя, привычная. Из очевидных параллелей — наемные группировки «южных хунну», а позднее — тюрок (ту-гю) вдоль северных границ Китая. Гуннские и аварские кочевья — таким же образом прикрывали северные провинции Византии.

Наполучав люлей от половцев, печенеги сначала попытались поступить на службу прежним «заказчикам» — Константинополю. Неизвестно доподлинно, что именно не сложилось. Но вскоре они единым духом стронулись на юг, попытаться отвоевать у ромеев хоть что-то. Неудачно. 

Часть оставшихся в живых — расселилась в Болгарии. Другая, большая, — скрылась от ромеев в пределах Венгерского королевства. Довольно быстро начав сливаться с местными. Вместе с ними приняли христианство. К концу XI века печенега от местного было уже не отличить, ни по культуре, ни по языку. Пропал народец печенежский, что европский путь развития выбрал. Другое дело —

На Руси.

Остатки печенежских орд, прижатые к границам русских княжеств, разделили судьбу торков (гузов). Последние, после разгрома Всеволодом Ярославичем с братьями в 1066 г. — тоже попали под удар половцев, были предельно ослаблены и деморализованы. Поблуждав дюжину лет неприкаянными беглецами — в начале 80-х годов XI века обратились к киевскому князю. С челобитной: дайте нам пограничные области для поселения и кочевок.

Прямых летописных свидетельств этому событию нет, торки не были единой централизованной Ордой. Переход под руку русских князей был постепенным, путем заключения частных договоров с отдельными родами (аилами) или куренями. Процесс был не мирным, часто прерывался из-за территориальных взаимных претензий. Одним хотелось больше пастбищ и водопоев, русские не в восторге были от слишком близкого соседства. Доходило до локальных стычек, как например в 1080 году:

«…заратишася торци переяславстии на Русь, Всеволод же посла на не сына своего Володимера, Володимерже шед побив тороки…»

Сообщение летописи интересно только в одном — в нем подчеркивается существование именно переяславских торков. Значит, в их сортах на Руси уже разбирались, отделяя от прочих. Были другие, летопись под 1093 годом пишет о существовании на правом берегу Днепра (в Поросье) — города Торческа. Тоже факт примечательный. Кочевники стали становится оседлыми, путь назад в Степь был плотно перекрыт половцами. Приходилось уклад менять от безнадёги.

Ополченец, княжеский дружинник, федерат-кочевник (Иллюстрация из открытых источников)
Ополченец, княжеский дружинник, федерат-кочевник 

В Поросье

для кочевников был рай. Это участок лесостепи на юге граничил с правым притоком Днепра — речкой Росью, с севера — Стугной. В X веке был нейтральной полосой в полтораста километров — между русскими землями и кочевьями печенегов. Ярослав присоединил Поросье к Руси, река Рось стала пограничным рубежом. Она и без укреплений являлась довольно сильным препятствием, а окружавшие с юга, юго-запада и севера большие леса — полностью связывали маневр степной конницы.

Двигаться можно было только по немногим наезженным дорожкам. Сама же территория Поросья, изрезанная небольшими речками, представляла собой огромное пастбище с прекрасной травой и великолепными водопоями. Под закат Российской Империи здесь усердно работали первые русский археологи (генерал Н. Бранденбург), вели тотальные раскопки курганов и курганных могильников. В подавляющем большинстве курганы принадлежат торкам (гузам) и печенегам XII-XIII веков. Картографирование показало, жили они раздельно. Печенеги — больше тяготели к Россаве.

Судя по первым летописным сообщениям, основным этническим компонентом кочевых пограничников-федератов — стали торки. Заселявшие постепенно правый и левый берега Днепра по границам Переяславского, Киевского, Черниговского княжеств. С 1080-го до 1146 г. (упоминания поросского кочевого союза «черных клобуков») — о торках говорится в восьми записях Ипатьевской летописи.

Берендеи.

В этот же период рядом с торками и печенегами на границах Руси появляются и загадочные берендеи, их поминают 4 раза. Откуда появляются, кто такие, что из себя представляют — подробной справки нет. В летописи сохранился рассказ об ослеплении князя Василька, главную роль в котором играл «торчин по имени Береньдя». Вопрос спорный, но ваш покорный слуга склонен считать этот народ — одним из куреней торков, без дополнительных «наперсточных» натяжек. Эта уверенность еще больше крепнет, читая арабов: там в числе гузских родов — называн род баяндур. Его путали с половецким — другие источники, но не суть. Как бы там ни было, эти берендеи расползлись по Руси весьма широко.

Помимо Поросья, они заселяли даже один из районов во Владимиро-Суздальской земле. Есть там Берендеева слобода, станция Берендеево, Берендеево болото, до сих пор в топонимике живы. Краеведы бают, попали эти люди сюда во времена войн Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского за киевскую стольную табуретку.

Но главную роль в формировании пограничной «сторожи» из кочевников сыграл таки — умный и деятельный Владимир Всеволодич Мономах. Еще в 1103 году после победы над половцами (река Сутин) — он взял немало полона и привел на Русь «печенеги и торки с вежами». По этим же чертежам появились в 1117 году и «беловежцы», перебрались с Дона. Основали крепостицу на Черниговском пограничье, крепко задружив (по старой памяти) со своими прежними союзниками — печенегами и торками.

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Само собой, кочевать тут не особо где было, пришлось постепенно оседать на землице, жить вперемешку с русским земледельческим населением. Археологи здесь, рядом с курганами кочевников, обнаружили несколько могильников, принадлежавших славянскому населению. Так возник экономический симбиоз полу-степного населения. Занимались земледелием вокруг городков, но и коневодство с овцеводством процветало. Понятно, кто им занимался…

Черные клобуки.

Только с 1146 г. начались ежегодные записи о действиях поросских вассалов киевских князей. Как там провернулось в административном плане — неизвестно, но новое образование было названо летописцем — «черные клобуки». Их статус — вассалы киевского князя.

«…и ту прислашася к нему чернии клобуци и все Поросье и рекоша ему: ты наш князь, а Ольгович не хочем; а поеди в борзе, а мы с тобою».

За предоставленные в Поросье земли «черные клобуки» обязаны были киевскому князю военной службой. Так длилось почти полста лет. Воевали чаще всего — с половцами и другими Рюриковичами, посягавшими на киевский престол. «Черные клобуки», как некоторые начинают фантазировать (в сопредельном государстве), присягали Киевскому княжеству, являясь некоторой внутренней силовой структурой общего назначения. Клятвы давали конкретным лицам. Интриговали немало, торгуясь за любую княжескую «мзду». Иногда сталкивались лбами с берендеями. Принимали решение о новом князе — вместе с боярами и вечем киевскими. Весело жили, короче…

Страна Черно-Клобучия) (Иллюстрация из открытых источников)
Страна Черно-Клобучия) 

Так или иначе, с 40-х годов XII века все кочевники, жившие в Поросье, объединились в некий союз. Если смело размыслить — сделали первый шаг в формировании нового этнического образования. Жить бок о бок научились. Хотя твердо помнили, к какой Орде (этнической) принадлежали, — но неизбежные процессы ассимиляции дали о себе знать. Постепенно вырос союз «черных клобуков»: из кочевого вассального населения и оседлых русичей окраин Переяславского и Черниговского княжеств.

Помимо торков и берендеев, летописец называл: печенегов, коуев, турпеев, каеничей, бастиев. Последние особо любопытны — их называли «бастеева чадь», вылупившаяся из берендеевой Орды. Скорее всего — это был многолюдный род бая (или даже хана) Бастия.

Численность союза «черных клобуков»

посчитать и прикинуть можно. Сообщение 1139 года о берендеях (30 тысяч воинов) представляет ценность, поскольку не использованы обычно размытые эмоциональные определения: «множество», «мнози» и «аки борове». Но и тут ошибка штатского штафирки-летописца очевидная. 30 тысяч воинов — это мобилизационный (крайний) потенциал 150-титысячной Орды.

Из Венгрии не могло столько придти, это уже нашествие серьезное. И территории Паннонии и Поросья столько не вместят кочевий с огромными стадами и табунами. Вывод: прибыло … просто 30 тысяч берендеев. Это полностью согласуется с информации принцессы Анны Комнин, которая писала о 30 тыс. печенегов (с детьми, женщинами, стариками), взятых в плен императором Алексеем Комниным. Поскольку там была жуткая резня, большинство печенежских воинов погибло… всего печенегов было не более 35 тыс. Можно уверенно говорить: 30-40 тыс. — средний размер любой кочевнической орды.

Ипатьевская летопись еще дважды точно сообщает, сколько берендеи выставляли воинов в походы: в 1172 г. — 1500, в 1184 г. — 2100. Вполне адекватные и реальные цифры. Само собой, это были не тотальные мобилизации — Поросье от половцев защищать нужно круглогодично. Полный моб/ресурс мог быть в пределах 5000-6000 сабель, самый край.

Печенеги обжили земли в верховьях Россавы (левого притока Роси), сколько их было — бог весть. Чуть меньше берендеев, поскольку полностью подчиненное положение они не занимали, даже впервые появившись в Поросье.

Торки обитали в центральных районах Поросья. В конце XI века плотно закрепились на древнем скифском городище. Это тот самый город Торческ. На древние валы поставили деревянные, обмазанные глиной частоколы, существенно расширили прежние границы поселения. Заселен Торческ был не густо, постройки — легкие наземные, войлочные юрты в большинстве своем.

Размещение — не улицами, а «гнездами» (дворами). Там жила большая семья — аил. Или «чадь», как называет их летописец. Территория до другого «гнезда» была свободна от застройки. Это связано с тем, что скотоводы наиболее ценный скот (породистых коней) и молодняк предпочитали держать поблизости от своих жилищ. Такое «гнездо» с пространством вокруг юрты (огороженное плетеным ивняком) — обычно принадлежало большой семье. Летопись называет это «вежей». Они были разбросаны и за пределами городков.

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Коуи — было четвертое по величине (и значимости) этническое соединение, входившее в союз «черных клобуков». Местоположение их веж и пастбищ в 70-е годы XII в. можно определить только умозрительно. Трудность в том: они постоянно выступают вместе с горками, берендеями и печенегами. Т.е. — в составе «черных клобуков». Жили они в Поросье, это понятно. Однако под 1185 г. летописец неоднократно выделяет особую группу — названную «коуи черниговские». Как это понимать? Да как угодно…

Что касается «турпеев» и «каепичей» — с ними более-менее ясно. Немногочисленные, селились на переяславско-черниговском пограничье. Изредка поминаются в связи меж-княжескими разборками, решающей роли не играют. Если на круг две-три тысячи могли выставить — и на том спасибо.

Из анализа сносим перечисленных в «Слове о полку Игореве» — могутов, татранов, шельбиров, топчаков, ревугов и ольберов. Это явно названия больших семей (аилов), какой была «Бастеева чадь» Перечисленные в «Слове» семьи принадлежали к наиболее богатым вассалам черниговского князя. Кем были этнически — не скажу, вероятнее всего — из среды коуев или торков. Они там ближе всех жили.

Итак, сколько могли «черные клобуки» рати выставить? Тысяч 10, при полном напряжении сил, при условии «войны на выживание».

А сложился ли народ?

Это самый сложный вопрос. И ответ — скорее «нет», чем «да». Процесс заключался не только в слиянии мелких аилов и куреней. Происходило постоянное выделение из старого, давно сложившегося этноса — небольших группировок, нередко перераставших в новые этносы. Культурные традиции, культовые обряды, общая бытовая культура (в Поросье) менялись весьма незначительно.

Если брать могильники-курганы, видны только два обряда: печенежский и торческий, мало отличавшиеся друг от друга. Они говорят только о сильных, постоянно сберегаемых и культивируемых в Поросье — всаднических традиций. Найти захоронение «черного клобука» — даже теоретически невозможно. Скорее всего, в старых традициях просто тонули незначительные отличия, появившиеся после создания союза...

Но они, «черные клобуки» — существовали. И все этнические процессы протекали в тесной сцепке с экономическим развитием и социальными изменениями. С самых первых лет появления орд торков и печенегов на русском пограничье — они были вынуждены резко изменить свою экономику, фактически перейдя от кочевания к оседлому пастушеству. Однако сохранив военную организацию степного войска (конные лучники).

В случае серьезной угрозы «черные клобуки» начинали беспокоиться о безопасности оставленных ими на Роси семейств. Ничуть не изменяя клятвам — чаще всего они просили князя взять их под защиту и покровительство города:

«веже свое, и жены свое, и дети свое и стада своя и што своего всего, пойдем же к Киеву».

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Чуть позже, видимо, серьезно укрепив Торческ и другие крепостицы, «черные клобуки» на время своих походов мирное население собирало туда. Вынужденно переходя на полу-оседлый образ жизни. Крепли их связи и с русским пограничным населением. Так начал складываться в Поросье быт, потом полностью схожий с казачьим укладом. Мужики были всегда готовы к военным походам, на женщинах фактически держалась вся экономика, дети (мальчики) с малых лет воспитывались в воинском духе.

«Экспортировалось» в Поросье и христианство, однако стоит признать — очень безуспешно. Сложно проповедовать в едином, крепко связанном традициями союзе. Окруженном врагами. Языческие погребения «черных клобуков», вплоть до батыева нашествия — прямо на это указывают. Другая судьба была у пограничников-федератов Черниговского и Переяславского княжеств. Тут кочевники растворились в русском окружающем населении. Их невозможно нащупать археологически.

Подавляющее большинство торков и коуев приняли христианство, их погребения ничем не отличались от русских, располагались на общих кладбищах. Как около Белой Вежи (на Дону), где погребения кочевников помещены среди христианских. Язычников бы не позволили там хоронить. Но «беловежцы» хитрили, не забывая прежние традиции. В одну из могил сунули стремя, в другую (в засыпку) — голову коня, в третью — ноги коня и кое-какие вещички. На Черниговщине, безусловно, было так же. Но доказать невозможно, копание христианских погостов… не приветствуется в мире археологии.

Странное название.

«Чёрные клобуки» — как на неизбалованный вкус аффтора — это банальный перевод тюркского выражения «каракалпаки» или «кара-гулы» (чёрные шапки). Очень сомнительно, что они себя так называли. Или даже придумали такое название. Это в наши времена спецназ (если очень утрированно обозначить — «воинское сословие») может себе позволить зваться — «краповые береты» или «зеленые береты». Так то не их выдумки — журналистов или поздние подражания.

Так и тюркское выражение «чёрные колпаки/шапки» появилось в среде… кого? Тюрок? Или они кого-то так прозывали? Самих же себя — полный бред. Русские их так стали называть, бают. Тюркским словом. А почему не русским?

Хотя как… «Клобук» — так обычно на Руси назывался головной убор монахов и архиереев, низшего духовенства. Как там в пословице? «Дожила голова до чёрного клобука»? Применялось к духовному подвигу людей, которые решили оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу монашеством. Здесь может быть смыслы искать? Глубоко получается, философия высшей пробы.

Во времен средневековой Руси «черными клобуками» можно было назвать …некоторую часть монастырской братии. Из бывших вояк и дружинников. Которые могли организовать отпор при налете кочевников на монастырь. Было такое? Было. Отбивались? Да. И не в рясах с кольями на стенах стояли такие «черные клобуки». Может… отсюда стоит копать?

Хотя, чего вредничаю. Шапки погранцов-федератов были похожи на монашеский клобук. Так и назвали. А как они в своих паспортах графу «национальность» заполняли — жду вдумчивого толковища в комментариях.

Великое Переселение Народов. Почему его не могло быть…

Исчезли или нет?

Персидский историк Рашид-ад-Дин написал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок». После их прихода история «черных клобуков» прекращается навсегда. Кто-то находит их следы в Молдавии и Венгрии. Все может быть, версии жизнеспособные.

Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла их столицу Торческ. Кочевников Орда переселяет в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», потеряв многочисленную общность, — повторяют судьбу черниговских торков. Быстро ассимилируются среди славянского населения.

В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей, чтобы через два с половиной столетия, не меньшим числом, стать новым уникальным этносом, получив прозвание «казаки». Ваш покорный слуга — из служилых касимовских татар род свой ведет, потом — в сибирском и уральском Войске предки казачили. Так что из «черных клобуков» — точно. Верю! 

Картина дня

наверх