Эксклюзив

30 080 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    ЛУЧИ и РЕЛИГИИ Из "Эзотерическая психология", т.1, стр. 167 "Любая великая религия зарождается под влиянием того или ...Сету (сето) — кра...
  • Наталья Мирная Бэкеи
    Ндаа себе! Стоило 60 лет развивать цифру и компъютер, чтоб сделать мультик с таким же качеством и с тем же содержанием😃Русский царь Баты...
  • Юрий Ильинов
    https://www.youtube.com/watch?v=zjQIoOgz2P4Артефакты Ики: уд...

Зачем при спуске корабля на воду о борт разбивают бутылку шампанского

www.popmech

 

Зачем при спуске корабля на воду о борт разбивают бутылку шампанского

Моряки – народ суеверный, поэтому они до сих пор считают, что «судно, не узнавшее вкус вина, узнает вкус крови». Но откуда взялся этот странноватый ритуал?
Зачем при спуске корабля на воду о борт разбивают бутылку шампанского
История показывает, что этим ритуалом пренебрегать нельзя: о борт «Титаника» шампанское не разбивали и результат всем известен

Дело в том, что спуск корабля на воду во многих культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка. Ещё греки и римляне как могли искали милости морского бога: они молились, пили вино и поливали корабль водой, благословляя его. У вавилонян и в исламских странах молитвы сопровождались принесением в жертву животных, а у викингов корабли освящались при помощи человеческой крови. К началу XVII века церемония стала терять религиозный характер и приобретать черты светской традиции.

В 1610 году при спуске на воду корабля Prince Royal принц Уэльский поднялся на борт, хлебнул вина из золотой чаши, торжественно произнёс имя корабля и, окропив вином корабль, попросил божественной защиты для корабля, его экипажа и пассажиров. После спуска корабля кубки бросали за борт, но с 1690 года от кубков отказались, заменив их бутылками с вином.

Некоторые использовали святую воду, набранную в семи морях морскую воду, различные напитки — от виноградного сока до коньяка.

В конце XIX века появилась традиция использования для «крещения» корабля шампанского — как наиболее светского напитка. К тому же из всех французских вин шампанские были самыми дорогими, поэтому моряки решили, что корабли не обидятся на такой жест. Ключевым моментом церемонии спуска является наречение корабля именем, которое символизирует начало жизни. Причём бутылка разбивается непременно о носовую часть корабля – и отнюдь не случайно.

Это связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека — именно её окропляет святой водой священник при крещении ребёнка. После наречения именем корабль спускается в воду, что вызывает ассоциации с погружением ребёнка в купель со святой водой. В современном Военно-морском флоте РФ церемонию спуска на воду проводят в торжественной обстановке, а шампанское в таких случаях обычно разбивает капитан корабля.

Александр Пономарёв

Как встают на якорь корабли-гиганты и почему их не сносит течением

Казалось бы, что может быть проще корабельного якоря? Берем тяжелый кусок металла, привязываем его цепью к кораблю и швыряем за борт — все, судно никуда не уплывет, можно спокойно сходить на берег. На практике процесс «парковки» современных многотонных судов куда более тонкий, и чем больше корабль — тем сложнее поставить его на якорь.
Как встают на якорь корабли-гиганты и почему их не сносит течением

Видеоблоггер JeffHK провел занимательную экскурсию по грузовому судну, наглядно объяснив и продемонстрировав, что представляет собой якорная система и как именно гигантская транспортная баржа надежно фиксируется на одном месте. Разумеется, в основе всего лежит сам якорь — литая или сварная конструкция специальной формы, которая удерживает корабль за счет надежного сцепления с морским грунтом. Его эффективность оценивается отношением усилия, которое якорь может воспринять, оставаясь неподвижным, к его весу — так называемым коэффициентом держащей силы.

Нажми и смотри

Самый тяжелый якорь в мире фиксировал огромный плавучий кран Svanen, который использовался для строительства моста Большой Бельт в Дании. Чтобы удерживать на месте конструкцию, способную поднимать и перемещать грузы весом свыше 8 000 (!) тонн, понадобился 40-тонный якорь. Впрочем, якоря далеко не всегда выбирают по принципу «чем тяжелее, тем лучше». В зависимости от типа и конструкции судна, в настоящее время используется 4 основных типа якорей:

  • Становые (на носу) якоря предназначены для удержания судна на длительной морской стоянке, т. е. «на приколе». Конструкция таких якорей варьируется в зависимости от удобства укладки и эффективности на том или ином типе морского грунта, а также от способности противостоять сильным течениям.
  • Вспомогательные (на корме) якоря предотвращают разворот судна, стоящего на становом якоре.
  • Мертвые якоря служат для длительного стояния на одном месте. Ими оснащают буровые суда, маяки и буи. Часто такой якорь устанавливается специальным вспомогательным судном, а после съема его попросту бросают на морском дне.
  • Завозы необходимы для удержания специализированных плавсредств, к примеру земснарядов. Часто из ставят на несудоходную мель, а потому важно найти компромисс между хорошей держащей силой и малой массой.

Становые и вспомогательные якоря поднимаются специальной корабельной установкой лебедочного типа— брашпилем. Якорь и корабль связывает толстая цепь, которая медленно наматывается на барабан. Во время сброса многотонный якорь может уйти ко дну слишком быстро, и перегрузить тормоз брашпиля. Чтобы этого не произошло, оператор машины внимательно отслеживает скорость спуска и подъема якоря.

Несмотря на то, что якорь уходит в воду вертикально, процесс удержания судно больше связан с горизонтальной фиксацией. Избыточное натяжение цепи может привести к тому, что судно или завертится волчком вокруг якоря или, что более вероятно, начнет волочить его по морскому дну во время сильного течения. Чтобы этого не случилось, цепь слегка ослабляют и благодаря этому достигают правильный баланс сил.

Василий Макаров

Как подлодка всплывает сквозь арктический лед: видео

Крайне редко удается столь тщательно и под разными углами зафиксировать на видео всплытие подводной лодки сквозь арктический лед. Зрелище поистине увлекательное и необычное!

Быстроходная ударная атомная субмарина «Хартфорд» поднялась на поверхность около ледяного лагеря «Сарго», названного в честь первой американской подлодки, зимой прошедшей через Берингов пролив 56 лет назад. Все это часть Ледяных учений (ICEX) 2016 года, набора тренировок, которые ВМФ США проводил для научных исследований, оценки и проверки операционных возможностей в арктическом регионе.

Нажми и смотри

Большой и современный: стелс-эсминец «Замволт»

Самый большой, дорогой и современный эсминец находится на службе ВМФ США.
Большой и современный: стелс-эсминец «Замволт»

Корабль «Замволт» не походит ни на один корабль в американском флоте. Его длина — 186 м, угловатые формы минимизируют радиолокационную заметность, корпус непроницаем для радиоволн, он движется на электрической тяге, а его составная рубка прячет все радары и сенсоры. А также у него есть оружейная система, ракеты которой поражают цели на расстоянии в 117 км.

Своим футуристичным дизайном эсминец напоминает корабль «Энтерпрайз» из «Звездного пути», а чтобы полностью завершить подобие капитана корабля зовут Джеймс Кирк. Корабль уже совершил полное путешествие вокруг Америки, из штата Мэн отправившись в Сан-Диего.

Cпуск на воду боевого корабля: видео

Когда дело касается больших объектов, даже самые стандартные процедуры в их создании смотрятся захватывающе. Так, например, рутинный спуск на воду боевого корабля выглядит довольно эпически.

На видео с четырех разных ракурсов снят спуск на воду корабля «Уичита», самого обыкновенного корабля береговой охраны, но спуск на воду таких крупногабаритных объектов всегда впечатляет. Может показаться, что судно вот-вот пойдет ко дну, но подобные колебания для кораблей — что военных, что гражданских — на самом деле вполне стандартное поведение. Кстати, заодно можно посмотреть, как неудачно иногда разбивают бутылку шампанского о борт корабля:

Нажми и смотри

Закат эпохи сверхдредноутов: линкор «Бисмарк»

Германские корабелы всегда славились умением создавать незаурядные корабли – не стал исключением и линкор «Бисмарк».
Закат эпохи сверхдредноутов: линкор «Бисмарк»

После прихода Гитлера к власти в 1933 году возрождение немецкого флота пошло ударными темпами, несмотря на действующие в то время версальские ограничения. Немецкие верфи, как и до Первой мировой войны, смогли строить корабли любых типов, а их инженеры по-прежнему оставались одними из лучших в мире. Как только Адольф сбросил версальскую удавку, «сумрачный германский гений» тут же начал выпуск лучших в мире подводных лодок, не имеющих аналогов «карманных линкоров», а затем и сверхдредноутов класса «Бисмарк».

Первый корабль этого типа был заложен на верфи компании Blohm&Voss в Гамбурге в 1936 году и 14 февраля 1939 года спущен на воду. «Бисмарк» был одним из сильнейших кораблей своего времени, имея полное водоизмещение 50 900 тонн, экипаж 2 200 человек, максимальную скорость 30 узлов и дальность плавания 17 200 километров. Корабль был вооружен восемью 380-миллиметровыми орудиями, расположенными в четырех башнях, и двенадцатью 150-миллиметровыми орудиями в шести башнях. Броневой пояс имел толщину 320 мм, а боевая рубка – 350 мм. Теоретически «Бисмарк» мог уничтожить любой из существующих тогда линейных кораблей, но немецкое командование рассматривало его не как корабль для классического эскадренного боя, а как линкор-рейдер. «Бисмарк» должен был действовать на океанских просторах и уничтожать конвои противника. Большая дальность плавания позволяла ему месяцами находиться в море, а при встрече с более сильным противником он мог избежать боя благодаря высокой скорости.

Линкор «Бисмарк»

В целом на бумаге все выглядело замечательно, но немецкое командование продолжало мыслить категориями Первой мировой войны. В то время германские рейдеры показали себя очень неплохо, однако за двадцать лет, прошедших между мировыми войнами, линкоры незаметно для многих отошли на второй план, уступив лидерство авианосцам: именно им предстояло решать исход многих сражений Второй мировой. Тем не менее, сверхдредноуты продолжали строить все ведущие страны, в эту гонку пытался включиться даже СССР, разработав проект линкоров «Советский Союз». Но прозрение было уже не за горами: одним из первых, кто доказал несостоятельность линейных кораблей, стал «Бисмарк».

18 мая 1941 года линкор вместе с тяжелым крейсером Prinz Eugen отправился в свой первый и последний боевой поход. Два этих корабля должны были всадниками Апокалипсиса пронестись по Атлантике, нарушив судоходство и разорвав английские коммуникации. «Принцу Евгению» было предписано расправляться с транспортами и прочими судами, а вот с защитой конвоев должен был разбираться «Бисмарк». Но что-то пошло не так...

Вернее, все пошло не так почти сразу. Выскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор немецким кораблям не удалось. Сначала их обнаружили нейтральные шведы, которые по-быстрому «слили» информацию о них англичанам, а уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были замечены английскими крейсерами Suffolk и Norfolk. Именно в них и полетели первые 380-миллиметровые снаряды немецкого линкора, но отогнать соглядатаев не получилось, и два английских крейсера следили за немцами больше суток, созывая на бой весь английский флот.

Линкор «Бисмарк»

Первыми на призыв крейсеров откликнулись линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, установившие визуальный контакт с немецкими кораблями ранним утром 24 мая. Противники не стали играть в кошки-мышки и в 5:50 утра открыли огонь. Через четыре минуты снаряд с Prince of Wales попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны. Такое начало боя не предвещало ничего хорошего для немецкого линкора, но англичане сильно облегчили ему жизнь тем, что Hood, вместо того чтобы обрушить огонь на более сильного противника, занялся «Принцем Евгением». Этот корабль вполне можно было оставить на потом или вообще не обращать на него внимания. Впрочем, свои 381-миллиметровые снаряды «Худ» выбрасывал зря, так и не попав в противника, в то время как «Принц Евгений» добился результата, а затем и с «Бисмарка» прилетел 380-миллиметровый снаряд, который пробил броневые палубы и взорвался в пороховом погребе.

Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль пошел на дно вместе с 1 418 членами команды. Повторился кошмар Ютландского боя, когда таким же образом погибли три английских линейных крейсера. Самое интересное, что Hood строился с учетом именно этого морского сражения и все недостатки на нем, казалось бы, были устранены. Впоследствии ряд специалистов высказал мнение, что «Худ» погиб из-за бракованного немецкого снаряда, взрыватель которого сработал не при ударе о палубу, а с замедлением, что и привело к трагедии. Однако сам факт того, что снаряд добрался до порохового погреба, говорит о многом.

Разобравшись с «Худом», немцы перенесли огонь на оставшегося противника, но Prince of Wales, получивший семь снарядов, не стал испытывать судьбу и вышел из боя. «Бисмарку» ничего не стоило его догнать, но командующий немецким соединением  адмирал Г. Лютьенс решил продолжать рейд. К тому же в линкор попало три снаряда, и надо было исправлять повреждения. Вскоре выяснилось, что пробитая топливная цистерна не позволит выполнять первоначальную задачу, и Лютьенс принял решение идти в Сен-Назер. Однако к этому времени на поиски «Бисмарка» был брошен практически весь английский флот.

Линкор «Бисмарк»

Тут-то и сказали свое решающее слово авианосцы, вернее, один из них – Ark Royal,  самолет-торпедоносец, который смог отыскать и торпедировать «Бисмарк». К несчастью для немцев, торпеда повредила руль, и корабль не мог идти заданным курсом. Исправить это было невозможно, а вскоре «Бисмарк» настигли английские линкоры Rodney и King George V. На этот раз бой стал складываться для немецкого линкора крайне неудачно, так как 406-миллиметровые снаряды «Родни» вывели из строя башни главного калибра, а один попал в боевую рубку. Всего через 45 минут боя «Бисмарк» оказался полностью недееспособен, и англичане решили добить его торпедами. Однако тяжеленных боеприпасов и трех торпед оказалось мало, чтобы отправить немецкий корабль на дно. Немцы сами открыли кингстоны и затопили линкор, исчерпав все возможности к сопротивлению. Из 2 200 членов команды в живых почти никого не осталось: 111 моряков спасли англичане и ещё троих – немецкая подводная лодка.

На момент своей гибели «Бисмарк» находился в зоне действия немецкой авиации, которая могла попытаться отогнать английские корабли. Линкору могли помочь и подводные лодки, но командование слишком поздно отправило их в район боя. Более того, когда одна из них туда прибыла, то только ухудшила положение: англичане, заметив лодку, предпочли бросить моряков «Бисмарка» и убраться из опасного района.

С тех пор линейные корабли могли выполнять лишь второстепенные задачи, а морские сражения без участия авианосцев стали просто немыслимы. Что и подтвердила разразившаяся вскоре война на Тихом океане, где японские и американские авианосцы играли главную роль. Эпоха линкоров после «Бисмарка» фактически подошла к концу: после окончания Второй мировой войны их строительство прекратили все страны. 

Субмарины США и СССР: достойные проекты

В 1970-х военные разведчики США решили попытать счастья на свалке металлолома, приобретенного у СССР. Им удалось найти кусок титановой обшивки, на который были нанесены цифры 705. Так американцы узнали о подводной лодке «Лира», получившей в НАТОвской классификации имя «Альфа».
Субмарины США и СССР: достойные проекты

Революционная: проект 705 «Лира»

Эта история похожа на легенду. А вот то, что «Альфа», практически неуязвимая для вооружений того времени, буквально перевернула все представления американцев о подводном флоте и противолодочных средствах, — это уже чистая правда.

Концепция 705-го проекта сформировалась в конце 1950-х. Малогабаритная автоматизированная лодка с уменьшенным составом экипажа должна была стать своеобразным подводным перехватчиком, способным догнать и поразить любую цель. Особым постановлением ЦК КПСС главному конструктору Михаилу Русанову было разрешено при проектировании машины отступать от существующих норм и правил кораблестроения.

Феноменальной скорости более 40 узлов предполагалось достичь за счет высокой мощности силовой установки при малых размерах и массе корабля. Корпус сварили из титана. Чтобы сделать лодку компактной, радикально уменьшили численность экипажа. Впервые в истории на подводной лодке была применена комплексная автоматизированная система управления. Все боевые и технические средства корабля управлялись и контролировались с центрального поста. Механизирован был даже камбуз. Высокопрофессиональный экипаж корабля состоял из 24 офицеров и шести мичманов.

Проект 705 «Лира»
Проект 705 «Лира»

Силовая установка «Альфы» более чем на полвека опередила свое время. Сердцем корабля стал реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Вместо воды в его охлаждающих контурах струился расплав свинца и висмута. Реакторы на быстрых нейтронах безопаснее традиционных и имеют высокую удельную мощность, а ЖМТ позволяет быстрее выводить силовую установку на режим максимальной мощности.

«Альфа» могла разогнаться до полного хода всего за минуту, развернуться на полной скорости на 180 градусов всего за 42 с, чтобы зайти в теневую зону прицельных систем корабля неприятеля. Скорость более 40 узлов позволяла уходить от торпед. На полном ходу машина издавала страшный шум и была легко заметна для акустиков, но ее обнаружение повергало соперника в страх: противостоять «Альфе» в дуэли было практически невозможно.

На вооружении советского флота состояло шесть лодок 705-го проекта. Субмарина будущего была слишком сложна в эксплуатации. На опытном образце было выявлено растрескивание сварных швов титанового корпуса. Атомная установка «Альф» должна была постоянно поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы температура ЖМТ не опускалась ниже 120 °C. В результате неполадок на лодке К-123 реактор был заглушен, теплоноситель застыл, и вся силовая установка превратилась в радиоактивную груду металла, не подлежащую восстановлению. Работы по утилизации реактора не завершены по сей день.

Класс Holland
Класс Holland

Первая: класс Holland

Страна: США

Спущена на воду: 1901

Силовая установка: бензин-электрическая

Длина: 19,46 м

Водоизмещение: 125 т

Предельная глубина погружения: 30 м

Подводная скорость: 8 узлов (14,8 км/ч)

Экипаж: 8 человек

Ирландский иммигрант Джон Филипп Холланд первым догадался установить на подводную лодку два двигателя: электрический для подводного хода и бензиновый для надводных перегонов. Это позволило лодкам Holland успешно проявить себя в Русско-японской войне, причем и на российской, и на японской сторонах.

SSN-571 «Наутилус»
SSN-571 «Наутилус»

Атомная: SSN-571 «Наутилус»

Страна: США

Спущена на воду: 1954

Силовая установка: атомная

Длина: 97 м

Водоизмещение: 4222 т

Предельная глубина погружения: 213 м

Подводная скорость: 23 узла (42,6 км/ч)

Экипаж: 111 человек

Первая атомная подводная лодка — этим все сказано. От дизель-электрических лодок отличалась не только энергетической установкой, но и компоновкой: расположением балластных цистерн, размещением оборудования, конструкцией корпуса. «Наутилус» стал первым подводным кораблем, достигшим Северного полюса.

К-278 «Комсомолец»
К-278 «Комсомолец»

Глубоководная: К-278 «Комсомолец»

Страна: СССР

Спущена на воду: 1983

Силовая установка: атомная

Длина: 110 м

Водоизмещение: 8500 т

Предельная глубина погружения: 1250 м

Подводная скорость: 31 узел (57,4 км/ч)

Экипаж: 60 человек

Единственный в мире подводный корабль проекта 685 «Плавник» установил мировой рекорд, погрузившись на глубину 1027 м. И прочный, и легкий корпуса лодки были сделаны из титанового сплава. На километровой глубине «Комсомолец» был практически неуязвим для любых противолодочных средств и невидим для гидроакустических средств обнаружения. Единственный корабль проекта 685 погиб 7 апреля 1989 года в результате пожара.

Проект 613
Проект 613

Плодовитая: Проект 613

Страна: СССР

Спущена на воду: 1951

Силовая установка: дизель-электрическая

Длина: 76,06 м

Водоизмещение: 1347 т

Предельная глубина погружения: 200 м

Подводная скорость: 13 узлов (24 км/ч)

Экипаж: 52 человека

Дизель-электрическая средняя подводная лодка проекта 613 была построена самой большой в послевоенной истории серией в 215 кораблей. На ее базе создана 21 модификация ПЛ, включая опытную лодку с воздухо-независимой энергетической установкой на топливных элементах, лодку, вооруженную крылатыми ракетами, ПЛ радиолокационного дозора и опытные лодки для запусков макетов баллистических ракет.

Флот

Массовая: U-Boot Klasse VII

Страна: Германия

Спущена на воду: 1939

Силовая установка: дизель-электрическая

Длина: 66,6 м

Водоизмещение: 857 т

Предельная глубина погружения: 250 м

Подводная скорость: 8 узлов (14,8 км/ч)

Экипаж: 48 человек

Подводная лодка седьмого класса известна не только рекордным количеством построенных экземпляров (за время Второй мировой войны в строй вошли 703 машины), но и замечательной боевой результативностью. Знаменитая U-48 совершила 12 боевых походов общей продолжительностью 325 дней и потопила 51 судно и один военный корабль.

Проект 949А «Антей»
Проект 949А «Антей»

Опасная: проект 949А «Антей»

Страна: СССР

Спущена на воду: 1985

Силовая установка: атомная

Длина: 155 м

Водоизмещение: 24 000 т

Предельная глубина погружения: 600 м

Подводная скорость: 32 узла (59,3 км/ч)

Экипаж: 130 человек

В мире подводные лодки проекта 949А принято называть «убийцами авианосцев». Огромный корабль с подводным водоизмещением 24 000 т несет на борту 24 крылатые ракеты противокорабельного комплекса «Гранит». Одним из 11 кораблей проекта «Антей» был К-141 «Курск», погибший в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

SSBN-598 «Джордж Вашингтон»
SSBN-598 «Джордж Вашингтон»

Классическая: SSBN-598 «Джордж Вашингтон»

Страна: США

Спущена на воду: 1959

Силовая установка: атомная

Длина: 116,3 м

Водоизмещение: 6888 т

Предельная глубина погружения: 270 м

Подводная скорость: 25 узлов (46,3 км/ч)

Экипаж: 112 человек

Своим появлением первый атомный ракетоносец «Джордж Вашингтон» завершил формирование классической ядерной триады — современного механизма ядерного сдерживания, при котором стратегический арсенал государства размещается на суше, на море и в воздухе. Корабль нес 16 двухступенчатых баллистических ракет UGM-27 «Поларис» и мог запускать их с глубины 20 м.

Проект 941 «Акула»
Проект 941 «Акула»

Габаритная: проект 941 «Акула»

Страна: СССР

Спущена на воду: 1980

Силовая установка: атомная

Длина: 172,8 м

Водоизмещение: 49800 т

Предельная глубина погружения: 500 м

Подводная скорость: 25 узлов (46,3 км/ч)

Экипаж: 160 человек

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения вооружен 20 трехступенчатыми твердотопливными ракетами с дальностью полета более 8300 км с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Полное подводное водоизмещение ракетоносца- 49800 т. Мощность полного хода- 100000 л.с.

Картина дня

наверх