Эксклюзив

30 103 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Жить. Мы жили, когда было намного хуже. Тогда мы этого не знали, Путин сейчас об этом говорит: "Все ядерные объекты к...Сверхпустота Эрид...
  • Валерий Протасов
    Военная аналитика просто обескураживает. Что делать?Сверхпустота Эрид...
  • Юрий Ильинов
    "Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почёт и бесчестье, холод и жару, счастье и ст...Уравнения Фридман...

Чаша Грааля в царстве Иоанна

Чаша Грааля в царстве Иоанна

Чаша Грааля в царстве Иоанна
Чаша Грааля в царстве Иоанна
О священной Чаше Грааля написано немало. Самые выдающиеся ученые-богословы посвящали ей свои исследования, писали о роли и значении этого таинственного сосуда. Суждения и выводы высказывались разные. В наше время появилось даже мнение о внеземном происхождении Чаши, о том, что она принадлежит к числу тех предметов, которые были оставлены на Земле пришельцами с других планет.

Таинственная гора Сальванс

Святость Чаши Грааля обусловлена уже тем, что она, согласно преданию, служила Иисусу Христу и апостолам тем сосудом, из которого они причащались во время Тайной Вечери. А кроме того, по слухам, Чаша Грааля обладает магическими свойствами и способна излечивать от любых недугов. После распятия Христа на Голгофе его кровь была собрана в святую Чашу Грааля, что еще более усиливает ее исключительность.
Старинные легенды утверждают, что в далекой труднодоступной стране высится таинственная гора Сальванс, окруженная непроходимыми лесами и болотами. Вершину ее венчает монашеская обитель под названием "Высшее Братство". Здесь будто бы в храме дивной красоты находится и зорко охраняется Чаша Грааля.
Считается, что увидеть эту Чашу могут только те люди, которые отказались от мирских благ и удовольствий, готовые пожертвовать собой ради торжества добра и справедливости.
Людей же нечестных, завистливых, корыстных встреча с Чашей Грааля может привести к несчастьям и даже гибели.

Неправедная "охота"

Может показаться странным, что поиски Чаши Грааля велись не только в давние времена. Еще более напряженно "охота" за святой Чашей началась в годы, отстающие от нас не столь далеко, - перед Второй мировой войной. Застрельщиком неправедной "охоты" был не кто иной, как сам Адольф Гитлер.
Не раз сообщалось, что Гитлер проявлял большой интерес к эзотерическим наукам, мистике и оккультизму. Предания о святости Чаши Грааля он, конечно, хорошо знал. Известно ему было и то, что в Австрии, в одном из музеев Вены, хранится наконечник так называемого Копья Судьбы, того самого копья, которым был убит Христос, распятый на кресте. Наконец, Гитлер знал, что, согласно легенде, тот, кто сосредоточит в своих руках и Чашу Грааля, и Копье Судьбы, станет всемогущим.
Бесноватый фюрер не раз приезжал в Вену с целью увидеть собственными глазами вожделенный наконечник Копья Судьбы. Мечтая о мировом господстве, он мысленно представлял, как соединит наконечник и Чашу Грааля.
Как считали искатели Чаши, слово "Сальванс" представляет собой либо некий условный знак, либо очень древнее и уже давно забытое название какой-то горы, существующей и поныне, но именующейся совсем по-другому.

Эсэсовские "археологи"

Разгадать эту загадку Гитлер поручил рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру. До этого "верный Генрих" уже выполнял сходную работу, пытаясь найти путь в таинственную Шамбалу.
Задание считалось сверхсекретным. Об этом свидетельствует гриф "Высшая степень секретности", стоявший на всех документах, связанных с поисками Святой Чаши. Предписывалось Чашу, при ее обнаружении, захватить тихо и скрытно, проще сказать, украсть. Если же тихий вариант не пройдет, то применить оружие.
Для научного обеспечения операции "Грааль" в поисковую команду был включен историк, профессор одного из немецких университетов Отто Клюзе, состоявший членом нацистской партии.
Фюреру не терпелось, а потому он требовал разыскать Чашу Грааля максимум в течение полугода.
Операция началась с того, что целый штат архивистов в секретном порядке начал изучать старинные летописи и книги, в которых могли быть какие-то сведения о Чаше Грааля. И не только в Германии. С той же целью профессор Клюзе выезжал в Испанию и Францию, а его помощники - в Англию и Польшу.
Вскоре профессор-нацист смог представить Гитлеру тщательно составленный обзор истории Чаши Грааля. Согласно этим исследованиям, она могла попасть много веков назад к испанцам или французам. А если это так, то искать Чашу следовало, скорее всего, в Пиренейских горах, между Испанией и Францией. Именно туда и были направлены отряды хорошо снаряженных эсэсовцев.

Неуловимая Чаша

Местные жители, понятно, не должны были знать, кто и зачем прибыл в Пиренеи. Немцы выдавали себя за ученых-археологов и спортсменов-альпинистов, приехавших исследовать высокогорные монастыри и храмы.
Гиммлер регулярно докладывал фюреру о ходе секретных поисков. И хотя дела обстояли плохо, все- таки заверял, что Чаша Грааля в конце концов будет найдена. Но обман этот долго продержаться не мог. Пришлось Гитлеру подключить к поискам святыни еще и Отто Скорцени, выполнявшего для фюрера особо ответственные задания. Но и это ничего не дало. Даже этому первоклассному нацистскому разведчику не удалось разыскать Чашу Грааля.
Когда разыгралась Вторая мировая война, у гитлеровских"археологов" появились такие возможности для поисков, о каких они могли только мечтать. Для них открылись все архивы оккупированных европейских стран, запасники всех музеев, частные коллекции и другие хранилища. Но Чаша Грааля не давалась в руки, хотя поиски упорно продолжались, несмотря на постепенное отступление гитлеровских войск на запад.
По данным английской разведки, за месяц до капитуляции Германии к берегам Франции были направлены немецкие подводные лодки. Высадившимся из них агентам поручалось еще раз произвести какие-то поиски, связанные с Чашей Грааля. Наверное, Гитлер, чувствуя приближение конца и своей гибели, все еще питал надежду, что чудодейственная Чаша Грааля поможет ему выиграть войну.

Столица "Иоаннова царства"

Неудачи нацистов, возможно, объясняются тем, что искали они не там, где следовало бы искать, - совсем и не в Европе, а далеко от нее, на Востоке. В одной французской старинной книге утверждается, что Чаша Грааля еще в древности покинула гору Сальванс и отправилась в некую "восточную страну Саррас". По другой легенде, ее перевезли в "царство Иоанна", населенное добродетельными людьми, также находившееся на Востоке.
Многие историки отрицали существование такого царства. Но вот не так давно ученым удалось выяснить важную деталь, приоткрывшую завесу над тайной Чащи Грааля. Было найдено древнее свидетельство некоего монаха, утверждавшего, что "царство Иоанна" находилось в Центральной Азии. Столицей его был Город, носивший красивое название Грустина.
Изучение старинных карт показало, что загадочное царство располагалось в Сибири. Столица же его, Грустина, стояла на берегу реки Томь, притоке могучей Оби. Историк Николай Новгородцев писал: "Получается, что Иоанново царство, в которое внесли Чашу Грааля, находилось в Томском Приобье, а его столица - на территории города Томска или в его окрестностях".
Сибирскими учеными были организованы несколько экспедиций в Приобье с целью найти хоть какие-то следы "царства Иоанна" и его столицы. Следов этих найти не удалось, хочется надеяться, что пока не удалось.
 Г.Черненко
-

Тайна горы Калкаджака. Что там происходит и почему вокруг этой горы пропадают люди?

 

В австралийском штате Квинсленд находится одно из самых таинственных и мистических мест на Земле – гора Калкаджака. Испокон веков местные жители стараются обходить ее стороной, так как репутация у этого геологического образования весьма зловеща. Здесь нередко происходят странные события и исчезают люди.

Ученые предполагают, что гора – это результат многочисленных извержений вулкана, но с этой точкой зрения в корне не согласно местное население. Они убеждены, что Калкаджака – рукотворное сооружение, сохранившееся со времен древнейших цивилизаций. Существует также теория, что под горой может находиться город, населенный существами с других планет.

Чаша Грааля в царстве Иоанна

Необычное место

Калкаджака, как и местность, окружающая ее, считается аномальной зоной. В основном здесь обитают летучие мыши, другие животные и птицы редко приближаются к горе. С магнитным полем в аномальной зоне тоже происходит что-то странное, поэтому над ней не летают самолеты – это считается опасным для них.

О необычности этого места стали ходить слухи, когда местные жители заметили, что неподалеку от Калкаджаки исчезают люди. Первое такое событие произошло в 1877 году. Через несколько лет пропали трое беглых каторжников, а после и полицейский, преследовавший преступника.
В 20-х годах прошлого столетия два спелеолога из Европы приехали в штат для проведения исследований, но вскоре и они бесследно исчезли. Не вернулись и полицейские, отправившиеся на поиски ученых.

Чаша Грааля в царстве Иоанна

Подземная сеть

Группа ученых из Чехии, во главе с И. Макерле, долгое время изучали гору. Днем они осматривали пещеры, а к вечеру возвращались в гостиницу. Говорили, что члены экспедиции опасаются за свою жизнь, поэтому не рискуют ночевать у Калкаджаки. Но один раз им все-таки пришлось изменить привычке и разбить лагерь.

Посреди ночи людей разбудил грохот, и буквально над их головами пронеслась огромная каменная глыба. Когда же ученые посмотрели наверх, то разглядели силуэт существа, которого можно было принять за огромного человека. Мужчины включили фонарики, но странная личность поспешила скрыться, поэтому разглядеть ее не удалось.

В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что вся гора состоит из пещер, которые соединяются между собой многочисленными туннелями. Одни из них просторные, другие совсем узкие. Вскоре экспедицию пришлось прервать, так как дальнейшее изучение горы посчитали опасным для жизни. Что находится внутри нее, и куда все-таки исчезают люди – осталось загадкой.

-

Большой треугольник: золотая лихорадка в России

Чаша Грааля в царстве Иоанна

В первой половине XIX столетия в России началась золотая лихорадка. Купцы и промышленники со всей страны, а также из-за границы ринулись на Урал добывать золото. Именно тогда и был найден знаменитый «Большой треугольник» — огромный самородок ценой в десятки тысячи тогдашних рублей.

Обнаружил его молодой крепостной. Вот только пареньку по жизни повезло куда меньше, чем его хозяевам-купцам.

С началом активной золотодобычи в Томской губернии связана народная легенда. Согласно ей, на реке Сухой Берикуль жил вместе со своей воспитанницей один старообрядец, звали которого в народе Егор Лесной. Однажды мужик нашел на реке золото, но выкинул его и не стал никому рассказывать о своей находке, кроме воспитанницы.

Однако, последняя не удержала языка за зубами, и в народе пошла молва, которая дошла до ушей купцов-виноторговцев Поповых. Те послали к старообрядцу своих людей разузнать про золото. Однако, Егор им ничего не сказал, за что и лишился жизни, а тайну томского золота поведала людям купцов воспитанница Егора.

Золото мыли на реках. /Фото: site-metall.com.

Золото мыли на реках. 

С самого начала золотодобыча на Сухом Беркуле стала приносить Поповым солидный доход. Число приисков росло с каждым новым годом. Правда, сами братья-купцы прожили после этого недолго.

Один умер в 1832 году, а второй в 1833. Тем не менее, золотодобычу продолжили их родственники. Через 10 лет у семьи было уже больше 100 приисков, а в России началась настоящая золотая лихорадка. В итоге Поповы обогатились настолько, что стали искать золото по всему Уралу.

Тот самый золотой самородок. /Фото: bkjournal.org.

Тот самый золотой самородок. 

Самый большой золотой самородок был найден именно в ходе этой лихорадки. Случилось это на Урале в 1842 году на прииске под Миассом. Счастливчиком, обнаружившим природное сокровище, стал 17-летний паренек из числа крепостных, который трудился на месторождении. Звали его Никифор Сюткин. Несмотря на юный возраст, парень обладал смекалкой и опытом. Раскопав трехметровую яму, мальчонка сразу же распознал в огромном булыжнике золото.

Помыв его от земли и глины, Никифор сдал самородок барину. Назвали его «Большой треугольник». Весил самородок 2 пуда 7 фунтов (36.2 кг) и имел габариты 25х20 см. Оценили его в 28 146 тогдашний рублей. Находка сразу же стала путешествовать по выставкам и музеям. Спустя 179 лет со времен своей находки, «Большой треугольник» хранится в Алмазном фонде России в Москве.

Судьба счастливчика нашедшего самородок сложилась печально. /Фото: taxfree.livejournal.com.

Судьба счастливчика нашедшего самородок сложилась печально. 

Что же до парнишки, то его жизнь сложилась откровенно плохо. На радостях от находки Поповы отпустили Никифора Сюткина из крепостничества и даже дали ему на руки несколько сот рублей – огромные по тем временам деньги.

Правда, найти достойное им и себе применение Никифор так и не смог. Несколько месяцев юноша гулял на широкую ногу по кабакам и трактирам, пока не был выпорот до смерти за безнравственное поведение, дебош и нарушение порядка.

-

Потерянная земля — острова-призраки, сводившие путников с ума

 

На некоторые старинные карты нанесены острова-призраки, которые кто-то видел, кто-то нет.

Фрисланд

Остров-призрак под названием Фрисланд сводил с ума. Фрисланд отмечали на картах с 1560 по 1660 годы. Вполне возможно, картографы по ошибке решили, что Фрисланд — один из Фарерских островов.

Путешественник Николо Дзено, открывший миру Фрисланд, утверждал, что на острове живет народ, который не носит одежды, а причудливые растения поражают огромными размерами.

Считалось, что Фрисланд был открыт предком Николо в середине XIV века. Вот только потом остров найти никто не мог.

Потерянная земля — острова-призраки, сводившие путников с умаФрисланд на карте. 

Эльдорадо

Эльдорадо — мифический остров, о котором слышал каждый. В массовой культуре не раз появлялся образ таинственного места, страны золота и драгоценных камней. История мифической страны пошла от легенды древнего народа муиски. Она была воспринята иностранцами, мечтавшими отыскать эту богатую страну. Самая знаменитая история поиска Эльдорадо связана с именем Уолтера Рэйли. Этот английский путешественник XVI века пообещал королеве Елизавете, что отыщет таинственную страну и озолотит английскую казну. Вот только сделать этого не смог — месяцы скитаний прошли напрасно. На родине неудачливого путешественника посчитали изменником и посадили в тюрьму.

Потерянная земля — острова-призраки, сводившие путников с умаЛегендарный Эльдорадо прочно вошел в массовую культуру.

Остров блаженных Хай-Бразил

Считалось, что остров блаженных находится в Атлантическом океане, к западу от Ирландии. Согласно рассказам очевидцев, он то появлялся, то пропадал. Считалось, что остров населяют волшебники и великие воины прошлого — то есть, он представляет собой рай на Земле.

В существовании данного острова люди были уверены настолько, что даже наносили его на карты. Вот только считалось, что открывается остров не каждому и редко — всего лишь раз в семь лет. Говорят, на острове в XVII веке побывал капитан Джон Нисбет, но когда он решил вернуться туда с семьей, остров на глазах начал пропадать и вновь появляться, как будто дразня капитана. После этого случая остров пропал с карт, дабы не обнадеживать несчастных путников.

Потерянная земля — острова-призраки, сводившие путников с умаТак на карте изображался остров блаженных.
-
Люди из творога и теста: легенды народов мира о происхождении человека
Люди из творога и теста: легенды народов мира о происхождении человека
Как наши предки объясняли происхождение человека? По поверьям, боги или великаны создавали нас из ничего, благодаря своему намерению и твердой воле...

Великаны Китая и Скандинавии

По версии китайцев, человек появился благодаря гиганту Пань-гу ростом эдак километров 50. На заре времен Небо и Земля были близки друг к другу настолько, что сливались в единую черную массу. Эта масса представляла собой яйцо, а внутри него жил Пань-гу, причем существовал долго – многие миллионы лет. Но в один прекрасный день такая жизнь ему надоела, и, помахав увесистым топором, гигант выбрался из яйца, расколов его на две части. Эти части стали Небом и Землей.
После смерти тело Пань-гу стало разлагаться, но очень необычно. Его голос превратился в гром, кожа и кости стали твердью земной, а его голова стала Космосом. Так, его смерть дала жизнь нашему миру.
У викингов тоже был свой гигант по имени Имир. До его появления мир был разделен на царства огня и льда. Между ними простирался абсолютный хаос, и там, от слияния двух противоположных стихий, был рожден Имир. Когда он вспотел, то вместе с потом из его правой подмышки вылезли мужчина и женщина.
Мужчину звали Бури, был у него сын Бёр, а у Бёра было три сына – Один, Вили и Ве. Три брата были богами и правили Асгардом. Этого им показалось мало, и решили они Имира убить, сделав из него Землю. Из великана вылилось немало крови, которая наполнила моря и океаны. Из черепа несчастного братья сотворили небесный свод, кости ему переломали, сделав из них горы и камни, а из развороченных мозгов Имира получились облака. Новый мир Один и компания тут же решили заселить: они нашли на берегу моря два прекрасных дерева – ясень и ольху. Из ясеня вышел мужчина, а из ольхи – женщина. Они и дали начало человеческому роду.

Египетский бог, любивший свою тень

В начале был великий океан, имя которому было Ню, и кроме него не было ничего. Не было, пока Атум, усилием воли и мысли, не создал из этого хаоса себя, а затем землю. Побродив по земле и осознав свое одиночество, Атум затосковал и решил создать себе компанию… из собственной тени. Так родились Шу и Тефнут. Но новорожденные боги потерялись в океане хаоса. Атум горевал, однако вскоре, к своему облегчению, все-таки нашел и заново обрел своих детей. Он был так рад воссоединению, что долго-долго плакал, и его слезы, касаясь земли, оплодотворяли ее – и из земли выросли люди! А у Шу и Тефнут родились свои дети Геба и Нут, которые стали олицетворением Земли и Неба.

Йоруба: пески жизни и курица

Африканский народ йоруба также создал свой миф о происхождении всего сущего. Богу Олоруну пришла в голову мысль обустроить землю, на которой тогда ничего не было. Но самому богу заниматься столь утомительным занятием не очень хотелось, поэтому он послал своего сына – Оботалу. Однако на тот момент у Оботалы были дела поважнее (на небесах тогда намечалась шикарная вечеринка, и Оботала просто не мог ее пропустить). Пока он веселился, вся ответственность была взвалена на Одудаву. Не имея под рукой ничего, кроме курицы и песка, Одудава все же принялся за дело. Он брал песок из чашки, сыпал его на землю, а затем давал курице по песку побегать и хорошенько его утоптать.
Затем появился Оботала, весь во хмелю после вечеринки. И вот в этом состоянии он принялся за создание людей. Вышло у него все из рук вон плохо: у него получились карлики и уроды. Протрезвев, Оботала ужаснулся и быстро все исправил, сотворив нормальных людей. По другой версии, людей тоже сделал Одудава, просто спустив нас с неба и заодно присвоив себе статус повелителя человечества.

Война богов ацтеков

Согласно мифу ацтеков, изначально существовал только абсолютный вакуум, непроглядно черный и бесконечный, в котором неким странным образом жил верховный бог – Ометеотль. Он имел двойственную природу, обладая как женским, так и мужским началом, был добрым и в то же время злым, был и теплым, и холодным, правдой и ложью, белым и черным. Он породил остальных богов: Уицилопочтли, Кетцалькоатля, Тескатлипоку и Шипе-Тотека, которые, в свою очередь, создали гигантов, воду, рыб и других богов.
Тескатлипока вознесся к небесам, пожертвовав собой и став солнцем. Однако там он столкнулся Кетцалькоатлем, вступил с ним в битву и проиграл ему. Кетцалькоатль сбросил противника с небосвода и сам стал солнцем, породив людей и дав им в пищу орехи.
Тескатлипока, все еще тая обиду на Кетцалькоатля, решил отыграться на его творениях, превратив людей в обезьян. Видя, что стало с его первыми людьми, Кетцалькоатль впал в ярость и вызвал мощнейшей силы ураган, разбросавший обезьян по всему миру. В конце концов, Кетцалькоатль и Тескатлипока все же прекратили вражду, забыв обиды и создав из мертвых костей и крови Кетцалькоатля новых людей – ацтеков.

Цветок лотоса и «Ом-м»

В индуизме также фигурирует концепция возникновения мира из пустоты. Был бесконечный океан, в котором плавала гигантская кобра, и Вишну, спавший у кобры на хвосте. И больше ничего. Время шло, дни сменяли друг друга, и, казалось, что так будет всегда. Но однажды всё вокруг огласил звук, никогда ранее не слыханный – звук «ом-м», и ранее пустой мир захлестнуло энергией. Вишну пробудился ото сна, а из лотосового цветка на его пупке появился Брахма. Вишну приказал Брахме сотворить мир, а сам тем временем исчез, прихватив с собой змею.
Брахма принялся за работу: он поделил цветок лотоса на три части. Из одной создал рай и ад, из другой – Землю, из третьей – небо. Затем Брахма населил Землю зверями, птицами, людьми и деревьями.

Люди из теста и происки черта

Согласно славянским мифам, бог создавал первых людей из мягкого теста или творога. Предания подчеркивали, что такой материал был неудачным, ведь людей из теста легко уничтожить. По одной из версий, первые создания съела собака, и богу пришлось выбирать другую, более прочную основу – глину. Хотя этот вариант был почему-то менее совершенным.
В легендах о происхождении людей фигурировали два творца: бог просил черта достать со дна моря горсть земли, из которой затем слепил человека. И земля, и человек появились именно благодаря участию двух сил — дьявольской и божественной. Завистливый черт всячески пытался испортить слепленных богом первых людей: плевал в них, протыкал пальцами или палкой. От его проделок якобы появились разные болезни и несовершенства плоти. Бог же исправлял вред, залечивал раны целебными травами и снимал «пакости сатанины».
-

«Чудо лесное, поймано весною», или Последняя гастроль человека-журавля.

 

Легенды о жутких получеловеческих расах, якобы обитающих в отдаленных землях, были невероятно популярны на протяжении сотен лет. Эти истории, начало которых восходит к Древней Греции и Риму, расцвели пышным цветом в Средние века и в конце концов попали на благодатную российскую почву. Обилие вариантов «александрий», то есть историй о том, как Александр Македонский встретился с чудесами Востока, включая разнообразных тварей и полулюдей, говорит о многом: до появления на Руси печатного станка произведение нужно было списать самому или заказать переписчику. Даже в XVIII веке, при Петре I, иллюстрации к «александриям» хорошо расходились в виде народных лубков.

Чаша Грааля в царстве Иоанна«Люди дивия найденныя царем Александром Македонским». Лубок XVIII века.

Впрочем, древность не зря называют баснословной: проверить правдивость того, что о ней говорится, часто бывало невозможно, особенно в не избалованной книжной мудростью русской глубинке. Поэтому авторы лубков часто заимствовали для своих сюжетов новости из газет или маскировали их под таковые. Истории о необычных людях – карликах, великанах и толстяках, превративших свои недостатки в способ потешать публику и зарабатывать деньги, в те времена были обычным делом. Рождение необычных уродов тоже не проходило мимо их внимания, хотя таких лубков в России было гораздо меньше, чем в Германии и Швейцарии. Но самой большой популярностью пользовался лубок, запечатлевший человека с журавлиной шеей и клювом. Он известен как минимум в пяти разных версиях, отличающихся мелкими деталями. На ранних изображениях дата, указанная в конце подписи, написана кириллицей, а в более поздних версиях – арабскими цифрами. Иногда его объединяли в один лист с другим лубком, изображающим поимку «водяного человека» в Гишпании (Испании).

Чаша Грааля в царстве Иоанна«Чудо лесное, поймано весною». Лубок XVIII века.

Подпись гласит: «Фигура онаго чюда, которое обрели в Гишпании солдаты на охоте, ходучи в лесу. И оным чюдом подарили они винцероя Вниции [?], которой его посадил на такой галиот от флота, который сребром нагружен в Гишпанию. И недавно прибыл оный туда благополучно. И сие чюдо посылается ныне чрез галиот в Мадрит, которому весь народ удивляется в городе Соломонке. И повеле его гишпанский король окрестить и привесть в католическую веру: 1721 году».

Чаша Грааля в царстве ИоаннаБолее поздняя версия лубка с годом, указанным арабскими цифрами.

Увы, подлинный смысл этого лубка прошел мимо наших специалистов по истории и фольклору. Елена Левкиевская в книге «Мифы русского народа» назвала существо лешим, по-видимому, придерживаясь незатейливой логики – раз «чудо лесное», значит, леший [1]. Она не знала, что эти лубки были последней гастролью популярного персонажа западной мифологии – человека-журавля.

В многочисленных «александриях» людей-журавлей нет, что, впрочем, было понятно по первому приведенному лубку, но упоминания о полулюдях-полуптицах встречаются. Один из вариантов упоминает, что к Александру Македонскому прилетели две «человекообразные птицы» и сказали: «Не позволительно тебе, Александр, идти дальше» [2]. По-видимому, речь здесь идет о птицах с человеческими головами, вроде гарпий или птиц Сирин и Алконост из русских легенд, поскольку люди-журавли летать не умели.

В русском переводе из сербской «Александрии» XV века говорится: «А в той земле повстречали людей, ростом в локоть, пришли они Александру поклониться и принесли много меду и фиников; а люди те птицами назывались. Александр в земле той поставил одного из них царем и научил их жить по-человечески. А землю их едва за сто дней пересек. И одарили его таким множеством меда и овощей, что всем воинам хватило на год» [3].

Чаша Грааля в царстве ИоаннаПтицелюди и Александр Македонский. Миниатюра из рукописи Александрии XVII в.

Илллюстратор нарисовал прекрасную картинку, но вот незадача – лингвисты говорят, что это ошибка при переводе и в оригинале было «обезьянами назывались» [4]. Вдобавок ко всему люди-журавли западных легенд не уступали человеку ростом.

Появление людей-журавлей в литературе можно точно датировать второй половиной XII в. Именно тогда на свет появилась первая рукопись рыцарского романа «Герцог Эрнст», в котором большая часть приключений происходит среди заморских земель и жутких племен. Роман этот был настолько популярен, что переписывался и переиздавался на протяжении 700 лет, был переложен в виде поэмы и переведен на латынь.

Главный герой, герцог Эрнст Баварский, был вынужден бежать из страны по морю с верными товарищами. Шторм прибил их корабль к неведомому берегу, где возвышался очень красивый город. Рыцари потом узнали, что он называется Гриппия. Высадившись на сушу, Эрнст и его товарищи были поражены увиденным:

Они обнаружили множество прекрасных произведений искусства из чистого золота и осмотрели одну за другой всевозможные диковинные вещи, сделанные из золота и драгоценных камней. Они видели величественные дворцы – красивые, величественные и странной формы, с арками и высокими дверями, которые были богаче всех других на земле и сверкали, как звезды. Они увидели великолепные залы, где все было хорошо спланировано внутри и снаружи [5].
В роскошных залах было пусто, хотя на столах стояла свежая еда. Рыцари поели и привели себя в порядок после долгого путешествия. Только после этого они увидели вдалеке возвращающихся жителей:

И молодые, и старые имели обычные руки и ноги и были во всех отношениях красивыми, статными людьми, за исключением того, что их шеи и головы были как у журавлей. Дозорные увидели, что к городу идет и едет большая армия, вооруженная только щитами, луками и искусно сделанными колчанами со смертоносными стрелами. Они носили одежду из атласа и различных видов тонкого шелка, которая была украшена, по вкусу каждого, шелковой и золотой отделкой. Кроме длинных шей, не было недостатка в их телах, которые, как у мужчин, так и у женщин, были сильными и красивыми [6].

Оказалось, что армия людей-журавлей ходила походом на Индию, где разбила армию одного из раджей, убила его и взяла в плен его дочь, а оставшиеся жители Гриппии вышли из города встречать победителей. Сами люди-журавли поведать этого не сумели, потому что не были способны издавать звуки человеческой речи. Пленная принцесса оказалась не только христианкой, но и знающей европейские языки. Царь людей-журавлей хотел взять ее в жены, чтобы окончательно закрепить свои претензии на завоеванные территории. Интересно, что автор изобразил людей-журавлей как ни в чем не уступающих европейцам и даже знакомых с придворными манерами:

Двое придворных носили тонкие туники из редкого шелка, расшитые и украшенные драгоценными камнями, а поверх них – плащи из другого шелка. Одежда придавала мужчинам весьма привлекательный вид. Их леггинсы были разрезаны в придворном стиле и обильно отделаны золотой нитью, сквозь которую белье сверкало белее снега. На них были золотые шпоры. Они принадлежали к высшему рангу после царя, поэтому им было позволено идти впереди него, что те и делали величественным и размеренным шагом. Их шеи были тонкими и длинными. Действительно, с головы до плеч они были похожи на журавлей. Каждый из них носил великолепный колчан из белой слоновой кости, обшитый шелком и отделанный по краям драгоценными камнями в дорогих оправах, а также лук из рога хорошей формы, обтянутый шелком, и золотой щит, на котором красовался огромный гранат, который – так думали рыцари – не мог сверкать ярче. После первых двух они увидели еще одну пару, одетую в шелка и лучший в мире атлас, искусно прошитый блестящей золотой нитью и изящно украшенный до самых ног множеством жемчужин, которые сверкали поистине великолепно. У них были луки и колчаны большой ценности, щиты, украшенные золотом, слишком элегантные, чтобы их описывать, как и прекрасные украшения, которые они носили. Рыцари считали их внешний вид и манеры весьма похвальными [7].
Эрнст Баварский, как настоящий рыцарь, решил освободить принцессу. Но благими намерениями вымощена дорога известно куда – принцесса погибает, а рыцарям приходится сражаться против целой армии. Они срубили немало журавлиных голов, но поняли, что долго не продержатся. Люди-журавли искусно владели оружием, а клювы давали им преимущество в рукопашной схватке. Потеряв много товарищей, герцог Эрнст вынужден был отступить к кораблю и как можно быстрее убраться из Гриппии.

Чаша Грааля в царстве ИоаннаГерцог Эрнст сражается с людьми-журавлями. Раскрашенная гравюра из печатного издания романа, ок. 1477 г.

Из популярного романа люди-журавли потихоньку просочились в другие романы, а потом в более серьезные сочинения. В сборнике назидательных рассказов «Римские деяния» людям-журавлям подобрали аллегорию: «В Гриппии обитают изящные люди с журавлиными головами и шеями. Они обозначают судей, которые, наподобие журавлей, должны иметь шеи длинные, чтобы сначала со всей мудростью принять решение в своем сердце, прежде чем обнародовать, произнося устами. Если бы такими были все судьи, не выносилось бы столько дурных приговоров» [8]. Со временем Гриппия в этом тексте исказилась до Эрипии и наконец превратилась в… Европу! [9].

Чаша Грааля в царстве ИоаннаВ конце концов люди-журавли «переехали» в Европу. Gesta Romanorum, Cap. 175:12.

Богато иллюстрированная рукопись XIII века из собрания Ротшильда, известная как «Rothschild Canticles», использует образы получеловеческих рас, включая людей-журавлей, в истории о ветрености дочерей Евы: «В Дамаске произрастают растения, про которые Адам говорил дочерям: если вы их съедите, то потомство ваше снизу будет как люди, а сверху с журавлиной шеей и журавлиной головой» [10]. Конечно же, Адама не послушались, отчего и пошли на свете чудовища.

Чаша Грааля в царстве Иоанна«Rothschild Canticles», рукопись XIII в. Ниже человека-журавля изображены кинокефалы (псоглавцы).

Со временем образ человека-журавля проник в книги Хартманна Шеделя, о котором мы уже говорили, Конрада Ликостенеса, Улисса Альдрованди, автора «Истории чудовищ», а также был запечатлен на десятках летучих листков и памфлетов – западном аналоге русского лубка. Эволюцию гравюр, изображающих нашего героя, можно наглядно представить себе на составленной мною схеме:

Чаша Грааля в царстве ИоаннаТрансформация образа человека-журавля.

Напечатанный в Амстердаме летучий листок в центре схемы утверждал, что один из людей-журавлей был пойман на Мадагаскаре и привезен во Францию. Автор, явно знакомый с «Герцогом Эрнстом», вручил ему в руки лук и стрелы. Летучий листок из Кельна, который появился на свет два года спустя, в 1660 году, «разоружил» человека-журавля, оставив текст о Мадагаскаре в неприкосновенности. Именно он стал источником вдохновения для создателя русского лубка 1721 года, который заменил в тексте непонятные географические названия на испанские, сотворив масло масляное («чудо» поймали в Испании и отправили в Испанию же).

Летучий листок 1658 г. из Амстердама впоследствии стал прообразом для еще одной мистификации, быстро распространившейся по Европе. В ней говорилось, что граф Серини, доблестно сражаясь с турками в Венгрии, захватил в плен вооруженного луком и стрелами «чудовищного татарина». Пленник отважно сражался и был схвачен только после того, как выпустил все стрелы во врагов. Журавлиная голова в этих версиях гравюр была заменена на лошадиную, а все остальное осталось прежним [11].

Чаша Грааля в царстве ИоаннаОдна из английских гравюр, запечатлевших «чудовищного татарина».

Дата появления русского лубка с человеком-журавлем позволяет точно определить степень отставания России от Европы. Понадобилось 60 лет, чтобы мистификация дошла до наших художников, не понимающих, где находится Мадагаскар. Увы, непонимание западного культурного наследия доказывает, что это отставание не преодолено и по сей день.

Литература
1. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000, cтр. 304.

2. Баталин Н. Сказание об Индейском царстве. Воронеж, 1876, стр. 30.

3. Александрия. Роман об Александре Македонском по русской рукописи XV века. М.–Л., 1965, стр. 40, 105.

4. Там же, стр. 242.

5. Thomas W., Dussere C. The Legend of Duke Ernst. Lincoln, 1979, p. 86.

6. Там же, р. 92–93.

7. Там же, р. 94.

8. Blamires D. Herzog Ernst and the Otherworld Voyage: A Comparative Study. Manchester, 1979, р. 34.

9. Gesta Romanorum. Ed. H. Oesterley. Berlin, 1872, p. 576.

10. Blamires D., р. 33.

11. Rospocher M., Salman J., Salmi H. Crossing Borders, Crossing Cultures: Popular Print in Europe (1450–1900). De Gruyter, 2019, p. 22–25.

Картина дня

наверх