Эксклюзив

30 103 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Жить. Мы жили, когда было намного хуже. Тогда мы этого не знали, Путин сейчас об этом говорит: "Все ядерные объекты к...Сверхпустота Эрид...
  • Валерий Протасов
    Военная аналитика просто обескураживает. Что делать?Сверхпустота Эрид...
  • Юрий Ильинов
    "Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почёт и бесчестье, холод и жару, счастье и ст...Уравнения Фридман...

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Исторические напёрстки

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Читая комментарии под статьями «адова цикла», регулярно натыкаюсь на… непонимание Читателем главной христианской Доктрины. Это, несомненно, тема предстоящего воскрешения людей из мертвых. Главная установка всего Нового Завета. Столп почти всех христианских конфессий. Весть о воскрешении — это центр всей миссии Спасителя.

Все четыре Евангелия, разрешенные к прочтению добропорядочному адепту, и послания апостолов битком набиты вестью о Воскрешении умерших людей, 150 прямых только упоминаний… Полсотни раз употребляется термин «вечная жизнь».

Сверхзадача.

Если бы Иисус имел приказ верховного главнокомандования перед появлением в нашем грешном мире, там были бы сформулированы простые боевые задачи:

  • показать характер Создателя,
  • примирить людей с Богом, помочь им избавиться от греха…
  • отдать Свою жизнь вместо многих людей, дать им после воскрешения вечную жизнь без второй смерти.

Проверяем:

«Сын Человеческий … пришел … чтобы … отдать душу (жизнь) Свою для искупления многих».
«Ныне … видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, … вкусить смерть за всех».

Ничего нового. Весть о воскрешении — это основа основ и для иудеев, Ветхий Завет не раз об этом говорит тоже:

«Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»
«Человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего». (Иов)
«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов». (Иссая)
«…в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов)
«Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь». (Иезекииль и Иов)
Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Когда Христос начинал карьеру проповедника, он и окружающие его евреи прекрасно знали вышеприведенные истины. Мало того, еще до Благой вести от Иисуса и апостолов — с нетерпением ждали предстоящее воскрешение. Мессию, который наладит этот непростой физический процесс. В диалоге Иисуса и Марфы это проговорено специально:

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».

Организация процесса.

Теперь всё обобщаем. Еще раз четко понимаем: Воскрешение — это не переход человека после смерти в рай. А обычное «пробуждение из могилы» (иудейского «ада-шеола», без всякого Сатаны и чертей). Случится сие чудо в последний день земной истории Земли. Христос свидетель:

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».
«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения».

Переводим. Новый Завет безапелляционно информирует о второй бессмертной жизни человека. Но подарена она будет только тем, кому предстоит воскреснуть для жизни вечной. Других тоже разбудят, отряхнут прах гробов… и отправят после оглашения приговора на полное уничтожение и аннигиляцию. То есть, второй раз умрут. Проверяем:

«Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти».
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Это смерть вторая.» (Откровения)
Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Здесь конкретные подробности Суда. Если приложить ветхозаветные технологии и подробности обрастания «плотью», приобретение зрительных и слуховых органов… понимаем: в «вечной жизни» человек будет не бесплотным духом, размытой субстанцией. Ему выдадут тело. Чтобы совсем стало понятно, это такой повтор. Второе Пришествие Иисуса запустит процессы, схожие с начальным актом Творения. Людям будут даны новые нетленные тела:

«...и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».
«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его».
«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Вот и вся проблема. Достойные (по решению суда) получат вознаграждение. Жизнь вечную в новом нетленном теле. Остальным же придется отправится туда, куда Иисус подробно описал: получить неминуемое наказание в «геенне огненной». Просто испепелят до субатомных компонентов…

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Минуточку 

так скажут излишне легковерные граждане, уверенные в существовании «ада» и «рая». Ткнут носом писаку-атеиста носом в Книгу, в притчу «О богаче и Лазаре». Соглашусь поспорить. тема долгая, разговор серьезный. А засим, в теме «второго посмертия» ставим точку…

ß

Притча «Лазарь и богач»: правильно ищем в Библии локации «ад» и «рай»

Притча «Лазарь и богач»: правильно ищем в Библии локации «ад» и «рай»

Ветхий Завет не знает современного понятия «ад». Набитый грешниками и чертями. Где вторые заняты приготовлением первых (до хрустящей корочки). Меню Сатана не утверждает, с каким именно бешамель подать насильника или клятвопреступника, еретика или мелкого воришку.

Ветхий Завет и Новый не знают такой локации. Первоисточники ранних христиан однозначно называют «ад» (преисподнюю) — могилой или пустынной землей, смерть — сном. Чтобы расставить все свечки поминальные в заблуждениях отцов Церкви — в оборот придется брать тексты Нового Завета. На которых построили жуткую картинку «мучений душ» хитрые путанники в сутанах.

Путаный след.

Анализировать придется понятия: «бессмертие души», «муки в аду» и «блаженство в раю». Об этом в первую голову талдычат почти все христианские церкви. Как выясняется… крепко соврамши. Краеугольный камень этой мистификации (и фальсификации) — притча о богаче и Лазаре. Кого не спроси, оттарабанят: Лазарь после смерти попал в рай, а богач — в ад.

Пусть. Тогда это какая-то очень поздняя вставка. Потому что, теологическая концепция этого эпизода полностью противоречит тексту Библии. Согласно ветхозаветному Писанию, все люди (грешники и праведники, даже герои веры Божьи Пророки) попадали в «шеол-ад». Там «спали» крепким сном. Можно еще больше огорошить Читателя: понятие «небесный» рай в том же Ветхом Завете отсутствует как таковое. Совсем и бесповоротно.

Как ответят на это припертые к стенке официальные служители культа? По-разному, но будут извиваться ужаками под вилами. Могут сказать самое популярное толкование: небесный рай в ветхозаветное время был закрыт (на ремонт, ага). Только Иисус своей жертвенной смертью и воскресением распахнул туда ворота.

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Хорошо, голову включаем. В эпизоде с Лазарем — Иисус был живехонек, на минуточку. В тот день ворота Рая были еще не открыты, краска только сохнуть начинала… Получается, два фигуранта притчи попали в старое душехранилище, ветхозаветное еще. И…? Там были два отделения? Палата для праведников и пыльный чулан для грешников? Выходит так, если верить такой богословской теории.

Потом она усложняется, кстати. Доводя ситуацию до полного искажения слова Священного Писания. Иисус (якобы) после смерти сошел в ад. Тех, кто там спал, разбудил. Затем зевающей публике проповедовал. Неких праведников забрал в открывшийся благодаря Его смерти — небесный рай. Непокорным грешникам разрешив вернуться в их «чулан», специальное отделении ада. 

«Лазарь и богач»,

чуть сокращенное содержание, авторство Луки:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон (самая драгоценная ткань античности) и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на «Лоно Авраамово».
Умер и богач, и похоронили его. И в «аде», будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Прежде чем заняться текстом, нужно помнить: все христианские конфессии именуют этот рассказ Иисуса — притчей . Всё верно. Во все времена (и Христа тоже) так назывался литературный прием с применением иносказания: фигур речи, аллегорий, метафор. Намеренно или нет, но многие богословы раннего христианства отнеслись к эпизоду… буквально. Аргументация была нужна для оформления доктрин «ада» и «рая». Причем срочно… Чтобы отлипнуть от иудейства. Именно такую проблему решали. Огрызались во все стороны, доказывая: христианство — не течение иудаизма, не его ересь…

Говорили примерно так (на Вселенских Соборах): Иисус нам описывает мучение в аду богача, значит — в аду люди страдают. Кто мы такие, чтобы не верить Спасителю?

Логично. Только попахивает поверхностным анализом, не сказать — подменой смыслов. Если рассказ о богаче и Лазаре — реальность, тогда абсолютно все там происходящее — явь. Но если это «притча», тогда-таки ой… С ее помощью Бог (в виде метафор) хотел донести до слушателей какую-то важную весть. Самое удобное в серьезном анализе — это правильно формулировать вопросы. К «Лазарю и богачу» их несколько…

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Где находится «лоно Авраамово»:

на небе, под землей, в неком третьем измерении? Помним, что «врата Рая» еще не открыты, как говорит Церковь, отбиваясь от неудобных вопросов. Берем ветхозаветное понимание сего места: были в аду (могила, пустая земля забвения и т.д. …). Там и должно быть «лоно Авраама». Под землей. Именно поэтому в притче нет слова и понятия «небо».

Лоно Авраама — это одно из «отделений ада», для «хороших». Там вентиляция, нектары с амброзией, телик с вай-фаем... Это благолепие немного выше расположено, на этаж. Потому что богач поднял глаза вверх и свободно общался с Лазарем. Очень изощренная пыточная, мое почтение. Два рядом находящихся пространства: в одном мучаются грешные, во втором — утешаются праведные, глядя на страдания первых. В достижимости звуковой волны спокойного разговора. Однако… Накинем стереотипы: одним жарко от пекла, у вторых (под землей) текут прохладные реки…

Фиксируемся. Представления церковников об «аде» и «аде» из притчи таковы: два вместилища миллиардов человеческих душ находятся совсем рядом, герои видят друг друга, спокойно ведут беседы. Как вам картина? Фантастическая и противоестественная. Попахивает аллегорией — притчей.

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Похоронная ангельская команда?

Нищий был отнесен Ангелами на «лоно Авраама», богач похоронен «в ад». По ветхозаветному учению, абсолютно все мертвые (даже столпы веры Иаков, Иов, Иезекия и проч.) попадали в ад. В могилку. «Небесный рай» еще не открыт, Христос не казнен, краска там сохнет, прорабы матерятся… Некие «ангелы» нищего могли отнести только в ветхозаветный «ад». Метафизически — закопать «дух и тело» в землю.

А кто хоронил «богача»? Кто-то… взял и похоронил. Тоже в могилку. Собутыльники и семья, как положено. Невозможно представить, что руки об эту пакость будут марать светоносные ангелы. Опять аллегория и притча в полный рост. С реальностью и явью никак не совпадает.

Шумное местечко.

Притча построена на диалогах, люди в аду разговаривают. Это что за безобразие? По всем ветхозаветным текстам прямо читается, еврейским по белому: мертвые спят. Давид, Иов, Екклесиаст уверены, что после смерти будут покоиться бессознательным сном. Не смогут размышлять. Что особенно их печалит: не способны созерцать и восхищаться Богом, слезно благодарить Его.

Библия знает только один «спиритический сеанс» — между царем Саулом и образом пророка Самуила (через волшебницу). Ах да, было еще явление Моисея Иисусу… Во всем бесчисленном библейском коммуникативном пространстве таких эпизодов не сыскать. Тут вообще смех душить начинает. Кто-то из умерших в «ветхозаветном аду» спит. А некоторые на кухне общаются. Да, в до-библейские времена были верования, что самые лютые грешники сходят в «ад» живыми… Но тут другой случай.

Почему Писание не прописало условия содержания в этой юдоли посмертной, интересно ведь… По каким заслугам и прегрешениям Бог решает: кому похрапывать после смерти, а кому бодрствовать? Это на минуточку… чрезвычайно важный фактор устройства загробного мира, люди тех времен вцепились бы зубами за такое… возможное счастье.

Но увы, в огромном по объему Священном Писании нет условий достижения посмертного покоя или бодрствования. Не найдем эпизодов общения с мертвецами. Лишь многочисленные сообщения о сне умерших, вне чувств и памяти прожитой жизни. Вот как описана в Новом Завете смерть:

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Какие еще ляпы

допущены в придумывании потусторонних отделений для праведников и грешников путаниками в сутанах? В самом факте наказания «богача». Изучайте матчасть, святые отцы и легковерные адепты. Наказание ждет людей лишь после Второго Пришествия Христа, Великого Суда. Об это стерли языки Иисус, пророки и апостолы:

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Второй недоуменный вопрос: тексты Священного Писания прямо и многобуквенно говорят — суд над людьми только впереди. После Второго Пришествия Христа разбор полетов состоится. Как быть с «мучениями душ» тогда? Вы уж выбор делайте, не коверкайте мозг честным людям… Либо признайтесь, что Библия себе противоречит. Либо — со стыдом окучивайте «теорию о двух судах», как сделали некоторые церкви.

Первый суд — «частный». Когда после смерти ангелами и бесами определяется место содержания души. В преисподней или в раю. Но это СИЗО в обоих случаях. Там придется помариноваться до Великого Суда, он состоится при Втором Пришествии. Тут главное веселье и будет: «всеобщий» процесс, здрасьте вам через окно, гражданин Бог…

Версия становится откровенно веселой. Про Страшный Суд писано. Про «частный» — ни словечка в Библии. Совсем дичью выглядит идея. Зачем нужен «второй» Великий Суд, если (якобы) есть «первый»? С великими православными «мытарствами», ага. Грешники, по решению одного будут (немного) страдать в преисподней, до Второго Пришествия Христа. Затем их судить «вторым»? Извлекать из преисподней, облекать плотью, глаза и прочие органы (под роспись) выдавать…

Теперь временной несправедливый параметр вводим. Грешников после «второго суда» оставят далее вечно гореть в геенне. Не возражаю, поделом гадинам. Это как физически будет выглядеть, на более мучительных условиях? Ад «80-го левела» (огласите характеристики, пожалуйста)?

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Пострадавших от «первой судебной ошибки» переведут в прекрасную жизнь вечную? Ой, несправедливо. Получается, больше пострадают те обитатели преисподней-ада, которые умерли раньше. Им до Второго Пришествия Иисуса страдать дольше. Так схема не работает.

Как быть с теми, кто находится после смерти в раю, по приговору «первого суда»? Душа наслаждается пением ангелов и нектарами, а тут берут за холку и волокут на судилище, в компанию мерзкопакостных типов. При Втором Пришествии Господь без спроса забирает дух человека из блаженной неги и воскрешает «заслужившего» в жизнь вечную. Спросил кто: пациенту может не хочется телом обрастать, в раю душевном лепота и благолепие. Опять несправедливость и дичь.

Выводы

такие будут. Это все-таки притча, метафора и аллегория. Поскольку Слово Божие не может противоречить себе. В Новом и Ветхом Заветах. Хочется напомнить святым отцам о Символе Веры (тогда еще единых православной и католической конфессий), принятым аж в IV веке. Суд над живыми и мертвыми может произойти только со Вторым Пришествием Христа:

«Верую … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых».

Не оспариваете же? Тогда какой бес заставил напринимать кучу других доктрин, вплоть до «частного суда»?

Последние гвоздики в крышку… Просьба богача, мучимого в пламени: Авраамушко, друг ситный, пришли Лазаря! Пусть прохладит язык концом перста, смоченным в воде! Это самобичевание и унижение собственное? Как несколько капель воды утолят страшную жажду? Чашу, кружку, ковшик просить нужно…

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Имена. В притче три героя: Авраам, Лазарь и … богач. Без имени. Это ли не факт метафоры? Будь история правдива, нашли бы персонажа, полна Иудея была сибаритами, раскольниками, идолопоклонниками. Имена имели основополагающее значение в древние времена. Имя «Лазарь» происходит от распространенного древнееврейского имени «Эль-азар» (Бог помог). А «богач»… это просто социальное явление.

Если даже поверхностно пробежать рассказ Иисуса о богаче и Лазаре, очевидно: герои описаны в реальной плоти, никак не бестелесные духи. Имеют глаза, персты, язык. Что полностью рушит понятие «души», даже в хитром искажении этого понятия Церковью. Диалог богача с Авраамом был бы таким: «Уважаемый, ты в аду! Хорош бредить! У тебя нет языка, чтобы говорить. У Лазаря нет ног, чтобы ходить. Нет рук, чтобы принести воду. Какое орошение твоего тела? Тебя все реки Иудеи не помогут, у тебя его нет, охлаждать нечего. Это пост-ампутационный синдром, кошель ходячий! Это мучается твой дух».

Но нет, Авраам на полном разуме вступает в диалог, называя другие причины отказа. И богач адекватен, словно не замечая своего эфемерного бесплотного марева. В эту ловушку загнали себя придумщики «ада» и «рая». Закрывая глаза на элементы физических тел героев притчи, факт бодрствования после смерти приняли за реальную картину. На вопиющие несоответствия небрежно сказав: «Христос немного приукрасил, занесло боженьку в красноречии»… Однако.

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Технология.

Как же такое могло происходить? Почему Церковь столько веков «неправильно» читала Священное Писание (не только в эпизоде с Лазарем, не менее сотни ляпов можно найти). Думается, это грех поверхностного изучения новой доктрины. Когда она вышла из границ Иудеи, столкнулась с язычеством. Новохристианские богословы, хорошо знакомые с античными представлениями о загробной жизни, увидели в притче столь знакомую картину: мифическое царство мертвых Гадес (Аид, Тартар).

Не подвергнув анализу апостольские послания, не утрудившись разобраться в верованиях древних евреев… приняли притчу за чистую монету. Несомненно, «умные христиане» и честные богословы указывали на подмену понятий… но кто их слушал. Вот и получилось, что один из главных догматов Веры был построен на аллегории, метафоре, байке-притче. Отменить уже нельзя, такие движения неприемлемы: рушат другой догмат. О непогрешимости Церкви. С тем и живете, граждане верующие…

ß

Восьмое чудо света: в поисках Вавилонской Башни...

Восьмое чудо света: в поисках Вавилонской Башни...

С античных эпох все мудрствующие цивилизации были озабочены составлением рейтингов своих материальных достижений. Так называемых «чудес света». Греки остановились на семи: начиная с знаменитого историка Геродота, достижения древних эллинов и их соседей кочевали с одних страниц в другие, в самом разнос авторстве. Египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса в Олимпии и висячие сады Семирамиды.

Были и корректировки. Философы, историки, путешественники, описывая геродотовские «чудеса света», были разнесены по разным эпохам и странам, постоянно пытаясь список раздвинуть. Римский поэт Марциал туда хотел втиснуть действительно монументальный Коллизей, чудо архитектурной и инженерной мысли. Кто-то предлагал Александрийскую библиотеку, Пергамский алтарь Зевса или храм Парфенон в Афинах. Шли века, но как-то прежним остался старый список…

Известное, но забытое.

Время шло, античность канула в лету, человечество непрерывно строило дворцы, храмы и монументы… многим вполне по силам было потягаться за место в списке, стать очередным пунктом в рейтинге. На языке постоянно вертелось «восьмое чудо света». Подразумевалось нечто величественное, прекрасное и монументальное. Кандидатами были: Пальмира, Великая Китайская стена, Венеция, даже Эйфелева башня. При молчаливой договоренности: к семи чудесам можно прибавить только одно, девятому не бывать.

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Как-то пытливые умом американцы провели проверочное исследование студентов и выпускников старших классов. Озадачились крепко: из классических «семи чудес света» подавляющее большинство респондентов назвали… только египетские пирамиды. Ничтожное число припомнили Александрийский Маяк, Родосского Колосса и сады Артемиды.

А вот вторым местом рейтинга обзавелась… библейская Вавилонская Башня. Тут возник главный вопрос: почему это гигантское сооружение древние греки никогда не рассматривали… архитектурным великим памятником? Не знали, где находятся ее руины? Они были безобразны и неказисты? Знали. А вот в каком виде застали — тема статьи.

Начинаем расследование,

чего уж тут. Главная Книга человечества, Библия (кстати, это название произошло от финикийского города Библа, который считался прародителем буквенной письменности). О Вавилонской башне сказано:

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя Бабель (Вавилон); ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Книга Бытия)
Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Байка известная. Мудрый Господь придумал бескровное вразумление возгордившегося стада, мое почтение. Обычно характер у ветхозаветного деда был поганый. Чуть что — кара, огонь, потоп и прочие катаклизмы с избирательным или тотальным геноцидом. Тут же изящное решение: наделить всех языками разными, чтобы египетский каменотес не понял забористый мат прораба-финикийца. Начался хаос, профессия переводчика еще не оформилась… все свободны. Разбрелись по свету по свои неотложным делам.

У древних евреев сие сказание было крайне популярно. Они снабдили его яркими, богатыми и живописными узорами подробностей. Толкования донесли до нас скрытые и прямые смыслы поступка Бога. Было придумано, что люди пошли на открытый мятеж супротив Господа. Сооружением великой башни помыслили взобраться на небо, взять за бороду тамошнего обитателя…

История в красках.

Башня строилась много лет. Достигла такой высоты, что каменщик с ношей целый год карабкался до своего места работы. Если он срывался, о нем не горевали. А вот когда падал кирпич, была грусть-тоска. Его же цельный год наверх кувыркать! Люди трудились столь упорно и самозабвенно, что даже женщины (занятые формовкой кирпича-сырца) не оставляли своего рабочего места во время родов.

Ребенка заворачивали в ткань и привязывали к своему телу, продолжая лепить из глины кирпичи. Днем и ночью бурлила гигантская стройка. С верхних площадок люди стреляли в небо, «и стрелы падали назад, забрызганные кровью». Поднимался радостный гвалт: «Мы убили небожителей». Долготерпение Господа истощилось, семидесяти ангелам поступил приказ: «Спуститься! Заплести поганцам языки! Смешать речевой и понятийный аппарат!».

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Исполнительное небесное воинство так и поступило. На стройке наступило светопреставление. Не понимая друг друга, люди погибали на производстве тысячами. Те, кто выжил от падений кирпича, неправильного крепления лесов и строп… осознали, что наказаны Богом. Несут справедливое возмездие за мятеж.

Неоконченная Башня тоже испытала Гнев: часть ее провалилась под землю, другая была истреблена огнем. Только одна треть осталась на поверхности, служа назиданием и напоминанием о величайшей гордыне человечества. Стройплощадка стала заколдованным местом. Кто ни пройдет мимо, забывает все, что раньше знал.

Как могло быть…

Местом действия легенды считается Вавилон, название на еврейском он имеет «Бабель». Некоторые пытаются вывести его из еврейского глагола «balal» (по-арамейски «balbel») — «смешивать». Неверно. «Бабель» происходит от (найденного в записях) вавилонского «Bab-il» или «Bab-ilu». Точного перевода нет, но склоняюсь к версии «Врата Бога Бела». С осторожностью соглашусь.

Известно, вавилонскую башню видел великий путешественник Геродот. Даже описал, как она выглядела две с половиной тысячи лет назад. Была диковина восьмиярусной, каждый этаж был меньше предыдущего. Ага, значит традиционная для этих мест — террасовидная конструкция. Или ступенчатая пирамида египетского фараона Джосера. На вершине стоял храм вавилонского бога Мардука. Но башня почему-то не произвела на Геродота никакого впечатления. Места в списке «чудес света» он ей не выделил.

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Если походить по археологической ленте истории, сроки существования Вавилонской Башни можно нащупать. Когда в III тысячелетии до н. э. города Южного Двуречья (Эриду и Ур) купались в зените своего расцвета — Вавилон был заштатной провинциальной дырой. Его подъем начался в во II тысячелетии до нашей эры. Именно тогда в религиозных воззрениях стал доминировать местный бог Мардук.

Главным его храмом считалась «Эсагила» в Вавилоне. Так записано в текстах времен правления царя Сабиума (приблизительно XIX в. до н.э.), предшественника знаменитого Хаммурапи. Однако о вавилонском зиккурате Этеменанки («дом, где сходятся небеса с землею», искомая Вавилонская Башня) в текстах речи нет. Странно. Зиккураты в III тысячелетии до н. э. были многочисленны. Удивительно, что Вавилон не имел собственного. И Хаммурапи не описывал Башню, лишь хвалился подобным строением в Кеше…

Первое упоминание о ее существовании найти можно не ранее I тысячелетия до н.э. Эпос «О боге чумы Эрра» вскользь называет Этеменанку Вавилона. Хотя датировать мифы и эпосы крайне трудно, но у науки получилось. Время появления эпоса 765-763 гг. до н.э. Хоть какая-то отправная точка.

Только надписи ассирийского царя Синаххериба позволили нащупать Вавилонскую Башню. Она поминается из победных реляциях о взятии и полном разрушении Вавилона в 689 г. до нашей эры. Война Синаххериба стала самой большой катастрофой в истории города. Читаем первоисточник:

«Город и его дома от фундамента до стен я разрушил, опустошил и сжег огнем. Городскую стену и внешнюю стену, храмы и богов, храмовую башню из кирпичей и глины, сколько их там было, я снес и сбросил в канал Арахту. Посреди города я прорыл каналы, затопил их дно водой и (таким образом) нарушил связь фундаментов. Я сделал разрушение более полным, чем при потопе».
Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Понятно, что под Этеменанкой (Вавилонской башней) нужно понимать «храмовую башню из кирпичей». Постройку-предшественницу нашей потеряшки. Сын Синаххериба, Асархаддон (680-669 гг. до н. э.), вступил на престол после убийства отца. К разрушению Вавилона неистовым папашей отнесся неодобрительно. Хотя тексты провели обоснование жестокости поступка: вавилоняне прогневили богов и тем самым навлекли на себя наказание.

Асархаддон взялся за возобновление Эсагилы и зиккурата с особым рвением. Это подробно описано. Перед строительством вопрошали оракулов, собирали предсказания долгие месяцы. Только после этого началась работа.

«Святилище Эсагилу, «дворец богов», я заставил восстановить во всем его прежнем блеске. Храмовую башню Этеменанки я заставил построить на ее старом месте площадью 180 локтей в длину и 180 локтей в ширину».

Строительство Вавилонской Башни продолжили Набопаласар (625–605 гг. до н.э.) и Навуходоносор II (605–562 гг. до н.э.). Записи говорят, что последний стал применять инженерное ноу-хау. Предшественники Навуходоносора строили из высушенного на солнце кирпича-сырца. Он же приказал использовать более долговечный обожженный кирпич. Гордо отчитался:

«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом».
Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Итоги.

Грандиозный вавилонский зиккурат имел семь ярусов, высотой был около 100 метров. Наверху венчался святилищем Мардука (и его супруги — утренней зари). Персы великого Кира, захватившие Вавилон в 539 г. до н.э., сначала не вмешивались в дела города. Но после нескольких восстаний при Дарии I и Ксерксе Вавилон был разграблен, частично разрушен, драгоценную статую бога Мардука Ксеркс приказал переплавить. Городские стены сровняли с землей, русло Евфрата перенаправили на жилые кварталы.

Именно такой безрадостный вид застал Геродот. Но судя по всему, разрушения были не столь масштабны, великий путешественник (около 460 г. до н.э.) записал:

«Вавилон не только очень большой, но и самый красивый из всех городов, которые я знаю».

Через сто лет тут появился низвергатель персов Александр Македонский. Он слышал о башне, но был разочарован ее неприглядным видом (битым кирпичом и руинами). Македонец оценил прежние размеры зиккурата, приказал восстановить. К тому же он наметил Вавилон столицей величайшей империи греков. Но от идеи восстановления руин отказался, приказал построить Башню заново:

«Александр хотел ее восстановить, но это было очень большое предприятие, и оно требовало много времени — одна лишь уборка обломков представляла собой работу на два месяца для десяти тысяч человек, — так что он не смог закончить начатое дело, потому что вскоре постигли царя болезнь и смерть, а из преемников никто уж более об этом не заботился». (Страбон)
Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Вторая жизнь.

Вавилонскую башню, вернее ее фундамент, раскопал немецкий археолог Роберт Кольдевей. В 1899 году он работал в безвестном городе (не зная, что это библейский Вавилон). Ему очень повезло, первая же неделя раскопок нащупала городскую стену. Геродот, довольно достоверный свидетель прошлого, писал:

«На вавилонской стене могут разъехаться две колесницы, запряженные четверками коней».

Тысячи лет над ним посмеивались. Но Кольдевей нашел такую стену, там действительно могли разъехаться колесницы. Вавилон был найден… Годы раскопок (слоев кирпичей и глины толщиной в двадцать метров) открыли впечатляющую картину. Только крепостная стена Вавилона имела 360 башен, Вавилонская же нашлась через… одиннадцать лет титанических трудов.

Теперь ее размеры известны: это действительно самый большой зиккурат Двуречья. Нижняя терраса — квадрат со стороной в девяносто метров, высотой в тридцать три метра. Второй этаж (терраса) лишь немного уступал первому по площади, но был вдвое ниже (18 метров). Следующие шесть этажей — по шесть метров высотой. Хотя Геродот говорил еще об одном этаже, скорее всего он находится под землей… Общая высота Вавилонской Башни (зиккурата Этеменанки) признана в 91 метр.

Воскрешение и «вторая смерть» после Страшного Суда…? (читаем правильно)

Выводы.

Если быть вредным и дотошным… найденное Кольдевеем строение — не совсем башня. Это скорее пирамида. Откуда евреи взяли свою легенду о «смешении языков»? Тут возможно верный ответ — на поверхности. Восстанавливая Башню, самый ярый архитектор-царь Навуходоносор должен был собрать просто огромное число рабочей силы со всех земель Двуречья, Ближнего Востока с Аравией.

Само собой, захваченные в плен иудеи там были немалым количеством. Впервые столкнулись с таким разноязычием на стройплощадке. И грандиозностью стройки, подходившей к своему завершению. Они точно описали статую Мардука на вершине… Который бросал вызов Небу воздетым мечом… Так легенда и сложилась. Подкрепленная патологической ненавистью к вавилонянам. Но не всё так просто. Есть более глубокие версии «вавилонского смешения языков». Поэтому…

Картина дня

наверх