Эксклюзив

30 080 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    ЛУЧИ и РЕЛИГИИ Из "Эзотерическая психология", т.1, стр. 167 "Любая великая религия зарождается под влиянием того или ...Сету (сето) — кра...
  • Наталья Мирная Бэкеи
    Ндаа себе! Стоило 60 лет развивать цифру и компъютер, чтоб сделать мультик с таким же качеством и с тем же содержанием😃Русский царь Баты...
  • Юрий Ильинов
    https://www.youtube.com/watch?v=zjQIoOgz2P4Артефакты Ики: уд...

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Это случилось именно при Ярославе Правосуде, конунге Ярицлейве Скупом. Которого только в XV I - VXII веках начали называть — Мудрым. Держава не может считаться таковой, если там нет принятого и исполняемого единого законодательства. До начала XI века Русь была разношерстной солянкой десятков и десятков племен. Регулировала свои правовые отношения по собственному разумению, в десятках своих традиций.

«Русская Правда» — первый свод законов в Восточной Европе, оформленный в письменном виде. По нему жила Русь после сыновей Ярослава Мудрого почти до конца XIV , Великое Княжество Литовское — до XVI столетия. Некоторые положения остались в законах Речи Посполитой. Никакого великого прогрессивного замысла создания — не было. Миссионерского тоже, как пафосно вещают восторженные адепты всякой «русскости». Всем окружающим странам было глубоко … что там эти славяне с варягами придумывают.

Ярослав был загнан в угол внутренними проблемами. Поставлен Новгородом в безвыходное положение. Или — единый письменный закон, регулирующий отношения с иноземцами, остальной Русью. Или — прощай княже, никакой тебе помощи.

Пусть тебя братья грызут, до полной потери пульса. Но об этом другая статья…

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Во времена призвания варягов

основой политической, экономической, правовой и религиозной жизни славян был род. Выше стоял племенной сход. Вершиной самоорганизации было родоплеменное объединение, межплеменное. Уже на втором уровне этих общностей наступали юридические трения. Каждая большая община «работала» на себя, управлялась сама, представляла правовую единицу в глазах всего остального мира.

Само собой, были общими многие правовые обычаи. Для всех славянских племен и союзов. Любой рядовой общинник был подсуден, как и всякий пришелец. Не славянин или славянин другого племени. Но таких считали «чужеземцами». Они не могли пользоваться всеми правами, которые принадлежали членам племени, в которое пришли.

Структура всего общества была простой. Полноправными считались только лично свободные люди. Они были в подавляющем большинстве. Была еще племенная знать, летописные «бояре». Никаких явных перед законом преимуществ не имели, кроме своей родовитости, богатства, воинской службы. На самом низу социальной лестницы были рабы. С ними было по-разному перед ликом славянской… хм... Фемиды.

Институт этих «несвободных» формировался всяко, в течении столетий. Иногда рабами были остатки аборигенного населения, которое сопротивлялось миграциям и славянской экспансии. Так было на Балканском полуострове, в Альпах, Чехии. Пополнялся класс за счет пленников, захваченных в ходе непрерывных войн и стычек.

Угодить в рабство можно было и самим членам рода. Потеряв свободу — как приговор за совершенное преступление или неуплату долга. Самыми бесправными были рабы, купленные хозяином на торжищах. Выкупиться таким несчастным было практически невозможно. Потомство от двух «несвободных» автоматически признавалось таким же.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Странное рабство.

Фантазировать не будем, полнота отношений «господин-раб» в славянской общине точно не известна, нет достаточных источников. Но кое-что понятно. Славянское право явно отличалось от византийского и древнего римского. Ключевым различием было то, что «несвободный» не получал статуса «вещи».

Если юридически это было именно так, но по факту рабы становились членами семьи, с ограниченными правами. Это становится понятно в славянском терминизме. Понятия «рабъ» (робъ) и «отрокъ» одинаково относились … к «несвободным» и собственным детям хозяина. То есть, недееспособными в правовом поле. Но социального и разграничительного негатива термин не нес.

Другим признаком «мягкого рабства» у славян являлось то, что выкупиться пленники могли довольно легко. Дорого это не обходилось. Обычно назначался срок, в течении которого «несвободный» мог освобождаться. Сам или через выкуп родичей. Если по объективным причинам сделка не происходила, невольник мог оставаться в общине. Условно-свободным. Даже семью заводить имел право, при полном согласии. Отношение к таким «несвободным» всегда было довольно дружественное.

Отношение к «рабам» менялось, если они принадлежали к какому-нибудь особому роду-племени. Вызывавшим ярость и ненависть. Замеченному в несправедливости, чрезмерной жестокости, религиозной нетерпимости. Это в полной мере испытали на себе германцы, пытавшиеся поработить и насильно окрестить балтийских славян.

Во время и после Великого восстания ободритов и лютичей 983 года пленных не брали, выкупа не требовали. Просто вырезали тех, кого считали поработителями. Епископы сильно ошиблись, посчитав, что могут денационализировать полабских славян принуждением.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Свободные люди.

Прокопий Кесарийский еще в VI веке четко фиксировал: славяне Антского Союза племен были «одинаково свободными». Класс полноправных членов общества пользовался почти неограниченной личной свободой. Из обязанностей — военная повинность в случае войны и присутствие на вече/сходе. Никаких ограничений в приобретении имущества и несении обязательств. Западные славяне, чехи и поляки — называли таких людей «дедичами». У восточных, полабских и некоторых других балтийских славян — смердами (смердъ, smardones).

Возникает постоянная путаница в этой терминологии. Якобы «смерды» — подневольные люди, более низкая социальная ступень. Неверно. Правильней считать их классом сельского свободного населения. Которое потом, в первую очередь, закабалялось. В отличие от жителей городов и городищ.

Самый трудный в юридическом понимании — третий, более привилегированный класс в славянских племенах. Вожди, жупаны, князья, бояре так называемые. Понятно, что в самоорганизации родоплеменного строя — это были наиболее уважаемые (по самым разным причинам) и влиятельные лица. Сначала — выборные. Потом это стало передаваться по наследству детям, всему личному роду. Еще позже, когда родовые связи стали разрушаться, разделение (иногда в острых формах) коснулось имущественных отношений. При распределении военной добычи или сборе дани. Знать стремилась ничего не отдавать, сохраняя за собой право взять имущества больше, чем остальные.

Римляне и византийцы, веками жившие в строгом сословном обществе, сразу заприметили «сливки» славянских племен. Безошибочно называя этих наиболее влиятельных и богатых людей — primates, primi, priores, primores, proceres, praestantiores, meliores, seniores. То есть, уже с VI века совершенно точно был сформирован «дворянский класс». Несущий постоянную военную службу, составляющий личную дружину вождя/князя. Впоследствии их права стали расширяться (больше угрозой силы, а не закона). Из дружины выделяются административные единицы, имеющие куда больше прав, нежели простые смерды-общинники.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Еще более сложные в юридическом смысле — статус тех княжеских дружинников, которые по происхождению являлись чужеземцами. Нанимались или приглашались. Как оно было с приходом варягов-руси, более-менее понятно. Личная клятва князю, заключение ряда-договора. С обязанностями и правами.

А вот до этого периода — сплошные вопросы. У болгар такие «чужаки» назывались «болярин». С обязательным почетным эпитетом «охранения-руководства». Жизни, имущества, воинского отряда, городка или деревенской общины. У полабских славян сформировался институт так называемых «витязей» (mcaz, в церковнослявянском — vitezb). Он был смешанным: свои местные вои и пришлые чужеземцы.

Если взять в анализ сообщения франков, немцев и римлян (латинское — vithasii, и немецкое mitsezen или knechte) в описании дружин полабских сербов (XI и XII вв.) — то была особая прослойка мелкого военного дворянства. Подотчетная только князю, имевшая привилегию и обязанность «конной службы». Им сословной ровней были «гражданские» жупаны, старосты общин южных и северных сербов, к примеру.

Собственность.

Имущественные отношения на первоначальных этапах формирования славян, как некой прото-государственной племенной общности, были крайне просты. Если разговор о недвижимом имуществе: они регулировались принципом коллективной собственности. Право свободного человека было неотъемлемым правом члена семейного, родственного, родового союза.

Землю обрабатывала «юридическая единица» — семья. Вырубала лес, корчевала пни, запахивала, сеяла-убирала. Весь урожай и доходы с ремесла являлись собственностью всех. Как они делили это промеж себя, по каким принципам (сколько — женатым, неженатым, детным-бездетным) — было только их внутренним делом, община даже помыслить не могла вмешаться. У некоторых южных славян это называлось — «задруга». У чехов-поляков «rodinny nedil».

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

С этим явлением пришлось (долго, иногда — безуспешно) бороться западным европцам, взявшимся «окультуривать» полабских славян. Историк Гельмольд рассказывает о сыне князя Генриха, который пытался разбить «задруги», привить покоренным полабам принцип индивидуальной ответственности. Назначить каждому крестьянину мужского пола «свое поле». Чтобы он «работал с большей пользой и целесообразностью». Налог исчислять, принуждать и запугивать «единицу» куда проще, чем прочный коллектив «задруги».

Было ли понятие внутри семьи — чего-то личного? Да. Индивидуальная собственность существовала. На имущество движимое. Одежда, собственноручно изготовленные орудия труда, оружие, некоторые предметы быта-обихода. Они метились, подписывались. Взять такое без спроса… а тем более распорядиться — было невозможно. Первоначально такое личное имущество называлось «имЬние» (mienie). То, что имею на руках.

В очень древних славянских былинах и песнях сохранилось понятие «именЬя» внутри семьи. Пряслице или веретено соплячки-девки, дареное бабкой, — мать должна была «уважить просьбой», чтобы взять. А меч отца, данный старшему сыну, ни при каких обстоятельствах (кроме крайних и вынужденных) не мог тронуть младший, получивший копье и щит.

А сколько в быличках страданий молодого паренька, желавшего иметь собственного коня, выращенного лично… Но вынужденного подчиняться законам семьи, которая считала этот имущественный объект — коллективной собственностью.

Со временем, как славяне стали богатеть и активно торговать, выделять в общинах «ремесленные семьи» — наступил переход и другого имущества в индивидуальное владение: земельного и недвижимого. Древняя «задруга» начала распадаться, начиная с X века. Появляются села, деревни, хутора, даже малые городища с именами собственными владельцев. Отдельные члены рода начали выделяться из него, заводить собственное хозяйство. Интересы собственных детей ставить выше общесемейных, особо оговаривая их обязательное право наследования.

У южных и восточных славян этот процесс шел медленно. А вот полабы и прочие балтийские под прямым воздействием европской экспансии довольно споро осуществили разделение общего недвижимого имущества. Сначала это коснулось только земли, на которой стояли дома, хозпостройки и скотные дворы. Потом дело дошло до раздела пахотных земель. Только пастбища, покосы и леса остались в коллективном пользовании, вплоть до нового времени.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Но кое-где древняя семейная общность выжила, несмотря на феодализм махровый. В виде пережитков. Такие правовые отношения, как коллективная ответственность общины (союза общин), долго жили в Польше (opole, даже как территориальная единица), на Руси (верви), на Балканах (околина). В Чехии, даже в начале ХХ века, работала юридическая система для «obciny». В виде коллективного права всего села на пашни, пастбища и леса. Вплоть до вмешательства в продажу наследства.

Мужчина и женщина,

как субъект семейного права в славянском мире, — тоже не просто в юридическом осмыслении. Разделение полов здесь было в полный рост. Никакого равноправия. Ни внутри семьи, ни за ее пределами. Если упростить до правовых понятий — отношения «муж-жена» регулировалось точно так же, как «господин-невольник». Со слезой умиления читаешь фантазии неоязычников: славянская женщина — суть земная богиня, воплощение тепла и света. А с периода «не весты» (до 12 лет — чадо, с 12 до 16 — веста), приобретала особое к себе отношение. Три раза… бред, ага.

Чтобы понять истинное положение вещей, стоит обратиться к источникам. Вот цитата из «мирских притч» Даниила Заточника (XII век):

«Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак; ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужех, кто жены слушает».

В «Повести временных лет» это тоже заметно. Женщины и дети рассматриваются летописцем, как предикат мужчины. Так оно считалось и в правовом поле. Христианство тут не при чем, не упражняйтесь. На Руси (до замужества) девицу чаще всего называли по отцу. Не в виде привычного сейчас «отчества», а в притяжательной форме: «Володимеряя», например. После вступления в брак — по мужу, в такой же владельческой форме. «Мужняя жена». Перевод — принадлежащая мужу.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Женщина должна была быть верной своему супругу, однако он верность хранить не обязан. Если позволял достаток, заводил без числа наложниц, жену мог прогнать. Не имел лишь право обречь ее на рабское состояние или голодную смерть. Некоторые славянские племена практиковали посмертное сожжение. Жену вместе с рабами и предметами, принадлежавшими «господину», отправляли на костер. Хочет или нет.

Так было не везде. В среде славян, живших на пограничье (Дон, Таврика, Венгрия, Чехия), женщина в статусе подневольного юридического субъекта рассматривалась иной раз по-другому. Об этом говорят захоронения, в которых находят даже оружие. Есть над чем подумать. Ценные вещи, монеты, скелеты животных и рабов — тоже о многом говорят. Так хоронят только хозяев и господ, пользующихся полной личной свободой. Понятно, в среде знати «княгини» и «боярыни» имели куда больше прав, нежели среди простого люда.

Титмар, из глубин веков, доставил нам сообщение о некой славянской княгине Северной Венгрии (X век):

«Жена его, носившая славянское имя Белекнегини, что значит «прекрасная госпожа», пила сверх меры и, совершая, однажды, путь на коне, подобно воину, убила в порыве сильного гнева некоего мужа. Лучше бы её порочная рука касалась веретена, а сумасбродный дух укрощался бы терпением».

Насколько такие случаи были исключением, не скажу. Но в княжеской среде бывали. Пример Государыни Ольги на Руси — тому подтверждение. Но обычно женщина не могла владеть недвижимым имуществом. Личной собственностью могла считать одежду, белье, украшения, мелочи обихода бытовые. Другой статус был у вдов. Есть немало сообщений, когда жена погибшего (умершего) славянина принимала на себя многие обязательства. Имущественные — в том числе. Становилась покровительницей несовершеннолетних детей, что очень почетно.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Вдова пользовалась уважением в славянской среде, если не в традициях было отправлять ее следом за супругом на Небесные Пастбища… С началом христианизации это стало закрепляться на условно-юридическом уровне. Поучение князя Владимира Мономаха предлагает заботиться о сиротах и вдовах.

Отношения «отец-дети» немногим отличались от отношений между рабом и его владельцем. Термины «рабъ» (робъ) и «отрокъ» уже обсудили, но была и другая форма: слово «челядь» (чадь). Оно, как и римское понятие «familia», означало всех домочадцев, подчиненных воле главы семейства. Мужчине. Касалось как детей, так и рабов. Отец (староста, позже — господарь) обладал правом не только наказывать свою «чадь», но и распоряжаться их жизнью. Никаких юридических препон не было, если в вынужденных обстоятельствах (голод, долги, выкуп совершеннолетних родичей) глава семейства продавал своих детей в рабство.

-

Легендарный Каракорум-на-Орхоне. Или на Волге?

Легендарный Каракорум-на-Орхоне. Или на Волге?

Сразу извинюсь, поскольку на вторую часть заголовка отвечать не буду. Пути и колеи сломленной Фоменко собутыльники психики «ниспровергателей» — обычно ремонту не подлежат. Альтернативщикам рекомендую покинуть статью, вам будет крайне скучно. Копать будем именно там, где прописано историческими документами и археологией. В центрально-азиатских степях, в землях современной Монголии. Но не всё так просто, вопросов куча.

Зачем?

Это первый вопрос, с которым готов частично согласиться. Даже с альтернативно одаренной исторической публикой. В традиции ли кочевых народов строить столицы? В виде города. Тем более Чингисхан эту тему как-то тактично обошел стороной. Имел резиденции (летнюю и зимнюю). Но они были кочевыми Ставками, в традиции степи.

Судя по всему, Великий Хан не был склонен связывать себя постройкой стен из камня. Демонстративно довольствовался «войлочными», ассоциируя себя с «монголами». Которых так назвал сам: «народом кибиток из войлока». Спокойных лет на его долю пришлось не то, чтобы много. Из седла не вылезал всю жизнь… Может недосуг было.

А вот в правление его сына: сибарита, пьяницы и добряка Угэдея (Великий Хан с 1229 г.) явно сказалось влияние имперского мышления. Набралось уйму народа, который должен был администрировать процессы управления половиной Евразии. Из седла с таким делом не справишься. То есть, влияние представителей оседлых народов, вошедших в аппарат государства, — качнуло маятник. Истинные сыны Степи, на дух не переносящие смрадные и тесные города, — уступили. Начало строительства было положено в 1235 году. Но отсюда ли начинается история Каракорума, провозглашенного столицей империи?

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Археологическое изучение

Каракорума проводилось экспедицией Киселева в 1948-1949 годах. Оказалось, город построен не на пустом месте, а на насыпном холме. Первая постройка — знаменитый дворец Угэдея. Под ней найдены развалины буддийской кумирни конца ХII-начала ХIII веков. Недалеко от Каракорума (в 27 км) была найдена столица другого древнего государства — Орда-Балык. Она была центром еще Восточного Тюркского Каганата. Потом — Уйгурского. Сейчас это развалины, известные как Кара-балгасун (Черное городище).

Это к вопросу: «кочевники не строят города», ага. Самые древние артефакты здесь — погребальные памятники Кошо-Цайдама. Их оставили орхонские тюрки в 689-745 гг. Они покрыты письменами, там неоднократно упоминается основа мощи тюрок — «Отюкэнская чернь». В Большой надписи Бильге-кагана (правил с 716 г.) тюрки называются «народом священной Отюкэнской черни». В надписи Тоньюкука, советника Бильге-кагана, рассказывается, как именно тюркский народ поселился в этих местах. По приказу кагана этот визирь привел «к лесу Отюкэн войско, и здесь были разбиты огузы (уйгуры), пришедшие по реке Тогла». Так появилась постоянная резиденцией Кагана, построенная из камня.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

В 744-745 гг. Восточно-тюркский каганат был сокрушен коалицией уйгуров, карлуков и басмылов, основавшими Уйгурский Каганат. Центром опять же стала долина Орхона, была окончательно достроена столица империи, Орду-Балык. Тем не менее, в летнее время Каган покидал город, вел кочевой образ жизни, объезжая владения. Есть Терхинская надпись (найдена у реки Терхин-гол в 1959 году), датирующаяся 756 годом. Она, кстати, первая в эпохе Уйгурского Каганата. Там прямо написано об основании города и организации жизни двора Кагана:

«Я… повелел поставить ставку на западной окраине Отюкэна, в верховьях Тез…. и возвести здесь стены. Свои вечные письмена и знаки здесь на плоском камне я повелел вырезать. Среди восьми (рек) мой скот и мои пашни. Восемь (рек), Селенга, Орхон, Тола радуют меня».
До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

После века бурной и славной истории Уйгурский каганат пал под ударами енисейских киргизов в 840 году, народ покинул долину Орхона. Бегство остановилось в Турфане, на юго-западном рубеже былой империи. Уйгуры стали обживаться на границах Китая. Столица Орда-балык была сожжена и обезлюдела. По сообщению Джувейни, к монгольскому времени ее развалины пользовались у местных жителей дурной славой, называлось «Мa’у-Балык» (Плохой город). Но это не помешало суеверным монголам построить поблизости свой Каракорум.

Что же найдено?

В юго-западной части Каракорума открыты остатки дворца Угедея. Его размеры 55 на 45 метров. Сооружен на земляной платформе с гранитным цоколем, кровля из поливной черепицы опиралась на 72 деревянные колонны, стоявшие на гранитных базах. Под дворцом найдены остатки кумирни начала XIII века с фресковой росписью. На центральных улицах четко локализованы торгово-ремесленные кварталы, гончарные печи и остатки мастерских по металлообработке. Найдены плужные лемеха и мельничные жернова, чугунные котлы и втулки тележных колес, местные и привозные изделия, монеты… От города простирались пашни, орошавшиеся каналами.

Если «ниспровергателям» интересно: сразу после ВОВ в современной Монголии велись очень широкие изыскания. Только в 1946 году описаны более двух дюжин «балгас» (развалин городов, сохранивших ясно выраженные остатки каменных или глинобитных стен). Описано около 20 «херем». Это фортификационные валы, иногда опоясывающие городища до 30 гектаров. Не строили кочевники города, ага.

В 1618 году в отчете первого русского посла-путешественника в Китай Ивана Петлина можно прочитать об устройстве «мунгальских городов»:

«...деланы на четыре угла, по углам башни великие с роскаты, а с исподе у городов кладен камень сырой, а к верьху кирпич.., а на дворах палаты невысоки кирпичные, а у палат подволоки выписаны травами разными красками зело урядно, не хочется из палат и выйти».
До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

С развитием науки, применением аэрофотосъемки и космических снимков — на сегодняшний день обнаружено около 300 древних городков. Развалин и городищ. В степях Монголии это легко делать. Малолюдные огромные территории не испытали воздействие миграционных волн, старые города не исчезли под постройками новых. Как у нас или Еуропах… Так что, строили тут. Начиная с VIII века. По XVI — включительно.

Локация Каракорума очерчена точно. Он был именно таким, как его описывал Гильом де Рубрук. Был очень компактным, небольшим. Даже по европским меркам:

«О городе Каракаруме да будет вашему величеству известно, что, за исключением дворца, он уступает даже пригороду святого Дионисия, а монастырь святого Дионисия стоит вдесятеро больше, чем этот дворец. Там имеются два квартала: один Саррацинов, в котором бывает базар, и многие купцы стекаются туда из-за двора, который постоянно находится вблизи него, и из-за обилия послов; другой квартал Катайев, которые все ремесленники.
Вне этих кварталов находятся большие дворцы, принадлежащие придворным секретарям. Там находятся двенадцать кумирен различных народов, две мечети, в которых провозглашают закон Магомета, и одна христианская церковь на краю города. Город окружен глиняной стеною и имеет 4 ворот. У восточных продается пшено и другое зерно, которое, однако, редко ввозится; у западных продают баранов и коз; у южных продают быков и повозки; у северных продают коней».
До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Все, что писано монахом, — найдено. Кварталы ремесленников, дворец, огромное количество металлических, глиняных, деревянных, костяных и стеклянных изделий. Следы производства… А стоящий рядом монгольский современный город Харахорин — отношения к топониму «Каракорум» не имеет вообще. Только созвучие с тюркским, не более. Получил свое название от реки Хар-Хорин (Орхон).

Происхождение названия Каракорум.

Ох, наперстки мои тяжкие. Тема спорная до сих пор, академический мир разделился минимум на три лагеря. Но никаких «Кара-Кырымов», «Красных Кремлей»… там не обсуждается. Прошу не постить в комментариях бредовые переводы, пожалуйста. Пойдем по порядку…

Впервые это название появляется у Плано Карпини: латинское «Caracoro». Гильом де Рубрук, проведший там немало времени из-за болезни своего спутника, пишет «Carachorum» или «Caracorum». Джувейни и Рашид ад-Дин — «Qarā-Qǒrǔm» и «Qarā-Qōrūm». В китайской Хронике «Юань Ши» город называется Хэ-линь. Именно в привычном звучании «Каракорум» — встречается лишь однажды, обозначает некую реку Халахэлинь-хэ. Она протекала якобы западнее города. А вот тут вопросы сыпаться начинают…

На самом деле к западу от Каракорума протекает река Орхон. Известна давно, название прослеживается неизменно по источникам с VII-VIII веков. Никак не может быть, по любой лингвистике, — Хэлинь. Потом разобрались вроде с этим топонимом. На «Стеле о заслугах идикутов Гаочан-ванов», основном источнике по истории правящего дома уйгурского Турфанского княжества в монгольскую эпоху, — нашли текст. Уйгуры, похваляясь былой славой этих родных мест, высекли:

«В землях уйгуров есть горы Хэлинь из которых вытекают две реки, одна называется Ту-ху-ла (это река Тола), вторая называется Сюэ-лин-гэ (понятно — Селенга)».
До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Там часто упоминаются горы Хэлинь, называемые колыбелью уйгуров. Персидский историк Джувейни (1226-1283) рассказал: когда-то уйгуры жили на берегах реки Орхон, которая течёт с гор Каракорум, по которым названа столица Угэдэя. Первый их легендарный Каган родился в месте, находящемся между реками Тола и Селенга, которая тоже берет своё начало в горах Каракорум. О таких горах «Каракорум» в древних землях уйгуров говорит и Рашид ад-Дин. Уточняя — это название монгольские ханы взяли от уйгуров.

Если мыслить в этом направлении, то топоним имеет тюркское происхождение. По-тюркски qorum — «скалы, валун, сокровище». «Чёрные скалы» получаются. Хангайские горы сейчас… Именно к тюркскому слову «корум»и восходят китайские и монгольские транскрипции названия города. Попытки «найти оригинальное монгольское название» Каракорума …лишены смысла. Лингвистического.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Неожиданный поворот

сюжета происходит, когда начинаешь идти по уйгурскому, тюркскому следу. Название «Каракорум» — не просто географическое понятие. Оно — сакральное. Со времен Уйгурского Каганата. Придется почитать более внимательно надписи на стеле, посвященной заслугам рода Идикутов Турфанского княжества. Вникнуть в мистическую историю:

«Однажды ночью небесный свет снизошёл на дерево между двумя реками. Люди пошли туда и осмотрели его. Дерево породило нарост, подобный беременному человеческому телу, и оттуда был постоянно виден свет. По прошествии девяти месяцев и десяти дней нарост разодрался, были обретены пять младенцев, … самым младшим звался Удань Буку-каган. Так как он был силён, то сумел завладеть людьми, землями и полями своего народа и стал их правителем».

Дальше идет рассказ о том, что власть передавалась по наследству, на протяжении сорока правителей за 520 лет. Вождем государства был Идукт-Каган. Последний из них — Алиби Биликэ много сражался с Империей Тан, был очень успешен. Танцы не знали что делать с великим полководцем. Предложили заключить мир и породниться, чтобы дать отдохнуть народу и распустить войска. Император Тан отдал принцессу Золотой Лотос в жёны сыну кагана, Гэли-тегину.

Они поселились близ Хэлиня, священной для уйгуров «Небесной чудесной горы». Хитрые танцы догадались, что сила народа — именно в этих священных камнях. Попросили кагана:

«Поскольку был заключен брак, есть просьба к кагану, согласиться ли он? Камни Счастливой горы, в Вашем государстве негде применить с пользой, а в Тан — это вещь, которую редко видят».

Гору обложили многодневно горящими кострами, на раскаленные огромные валуны потом лили уксус и вино. Раскололи ее на мелкие кусочки, вынесли на носилках за пределы земель уйгуров. Птицы и звери в государстве горестно рыдали из-за этого, через семь дней идукт скончался. Начиная с этого времени в государстве было много бедствий и зловещих знамений, народу негде было спокойно жить, кто бы ни наследовал трон — погибал.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Причем тут монголы

и семья Чингисхана? Думается, красивая легенда, рассказывающая о прямой взаимосвязи волшебной горы с вечностью государства, была услышана Угэдеем от уйгурских учителей. Которыми оснастил своих детей Чингисхан. Принцы зубрили уйгурский, писали-читали на нем. Постигали принципы управления оседлым государством. Степные рыцари были в этом не особенно сильны. В качестве идеальной госмодели был выбран Уйгурский Каганат. Факт доказанный, эти советники были у первого Великого Хана… Перешли по наследству Угэдею. Подробности можете почитать у Джувейни. Насколько сильно они влияли на внутреннюю политику Йеке Монгол Улус.

Получается, правление Угэдэя и его ближайших преемников — прошло под диктовку уйгурских сановников. Учителей детства. Легенды о величии Уйгурского каганата (преувеличенные) постоянно будоражили помыслы новых владык мира, не знавших толком — что именно нужно построить. Но всё говорит прямо: Монгольская Империя стала наследником Каганата уйгуров. Приняла их титулование, организацию делопроизводства, государственный язык, огромное количество других административных мелочей.

Первые государи империи Чингисхана находились под влиянием сакрально-политических концепций турфанских уйгуров. Представлений об определяющей важности гор и других природных объектов в судьбе государства. Поэтому Каракорум стал строиться именно там, неподалеку от бывшей столицы Уйгурского каганата. Рядом с горами, которые чиновники двора Угэдея называли — Каракорумом.

Эти камни должны были принести его империи великую силу и удачу, как утверждали его советники. К тому же место идеально для кочевника тоже. Тучные пастбища, уникальный микроклимат, чистая горная вода… А священная гора «Бурхан-халдун» Чингисхана, думается, — под некрополь Борджигинов предназначалась. Там нога «не избранных» не должна ступать.

До «Русской правды»: по каким законам жили славяне…

Конец «уйгурского периода»

Каракорума связан с именем Хубилая (Великий хан с 1260 г.). В 1256 году он решил обзавестись собственной резиденцией поближе к Китаю. Исходя из принципов китайской геомантии, было найдено благоприятное место. Разработан план города. Он был назван Кайпином (Шанду, Верхняя столица), построен в степях к северу от современного Пекина, на удалении 350 км. Именно здесь Хубилай был провозглашён Великим Ханом.

Его младший брат Ариг-Буга, также провозглашённый Великим ханом при поддержке части монгольской знати, был крайне недоволен склонностью Хубилая к китайской культуре. Поддерживался многими ортодоксами-степняками старой формации. Занял Каракорум. Хубилай же приказал прекратить поставлять в прежнюю столицу зерно, начался голод. Ариг-Бога оставил Каракорум, вскоре был побежден.

В 1264 г. столица официально была перенесена из Каракорума уже в сам Китай, в бывшую столицу династии Цзинь, получившую название Даду (Великая столица), современный Пекин. Окончательный отказ от «уйгурской легенды» в пользу «китайской» был ознаменован принятием Хубилаем в 1271 году нового китайского названия династии и государства. Юань («праначало»). Все прежние Великие Ханы получили храмовые имена по китайскому образцу.

Началась быстрая ассимиляция в этой культуре. Имперская идеология с кочевыми традициями ослабевает, новые сановники полностью вытесняют уйгуров. Настала эра китайской администрации и делопроизводства. Каракорум захирел, потом был сожжен после падения династии Юань дотла…

Картина дня

наверх