Эксклюзив

30 080 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    ЛУЧИ и РЕЛИГИИ Из "Эзотерическая психология", т.1, стр. 167 "Любая великая религия зарождается под влиянием того или ...Сету (сето) — кра...
  • Наталья Мирная Бэкеи
    Ндаа себе! Стоило 60 лет развивать цифру и компъютер, чтоб сделать мультик с таким же качеством и с тем же содержанием😃Русский царь Баты...
  • Юрий Ильинов
    https://www.youtube.com/watch?v=zjQIoOgz2P4Артефакты Ики: уд...

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Со всеми кочевым лихом, приходившим через области современной южной России, — более-менее понятно, хоть что-то. Самыми спорными, не исследованными остаются — легендарные авары. Народ — не пойми откуда взявшийся, до зубов вооруженный самыми передовыми военными тактиками. Жестокий, сильный, устроивший на пару-тройку веков знатный головняк всем своим соседям — Запада и Востока. Погрязший в непрерывных войнах, подлости, работорговле, золоте, роскоши… Рассеянный и уничтоженный с особой ненавистью…

Кто такие?

Никто точно не скажет, поэтому пользоваться буду симпатичной (лично) версией, не вызывающей взрыва эмоций у специалистов-этнографов. Аварами в Европе стали прозывать кочевые племена «yap» и «хуни» (вархониты), которые влились (в середине VI столетия) в некое кочевое объединение. Под властью алтайских тюрк-ютов. Эти парни сначала покорили множество родственных им народностей. Вобрали в себя откочевывающие от китайских границ — монголоидных скитальцев, некоторые иранские и не пойми еще какие племена. Довольно споро собрались в единое государство — Тюркский каганат, с правящей династией Ашина.

В 557–558 гг. вархониты, сбежав из-под власти тюркских каганов небольшими мобильными ордами, появились в степях предгорий Кавказа. Савиры, оногуры и прочие местные племена были введены в заблуждение сходством названия рода «yap» — с именем легендарных и грозных некогда азиатских кочевых завоевателей «абар».

Вероятнее всего, именно небывалой жестокостью — мнение поддерживалось. Вождь вархонитов Баян, до мокрых портов, запугал местных. Приняв даннические клятвы и дары — провозгласил себя Каганом. Так в составе новой Орды очутились остатки гуннских, сарматских, других кочевых племен.

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Есть и другая версия. Авары были урало-алтайским тюркским племенем. Китайцы знали их под именем «жужане», те доминировали на северных границах Поднебесной. Полностью владычили в монгольских степях и на Алтае, подчинили себе гуннские племена из Восточного Туркестана. Потом дошла очередь и до тюрок. Племя Ашина — в том числе. О как... Всё наоборот, но не суть.

Эти «псевдо-абары» (авары) заключили военно-политический союз с аланами. Нацелились на добрососедские (чтобы от тюрок помогали отбиваться) отношения с самым могущественным государством региона — Восточной Римской Империей. Аланы поспособствовали первому посольству в Константинополь и «цивилизованный мир» впервые их увидел.

Выход на сцену

международной политики состоялся в 558 году. Аварские послы поразили ромеев-римлян. Особенно их волнистые, заплетённые в косы волосы. Мода довольно скоро была подхвачена, прическа получила название «гуннской». А сами авары стали лучшими друзьями Константинополя, который спал и видел, как навести на своих границах хоть какое-то подобие порядка. Первое время, под началом новоявленного Кагана Баяна было не более 20 тыс. всадников. С каждым годом Орда росла, вбирая в себя воинов покорённых народов.

Служба римлянам спорилась. За немалое золото буквально за дюжину лет авары почти полностью истребили племя гепидов, не без труда разгромили антов, наведались в земли франков, отправили союзников-лангобардов в Италию — там удачи пытать. Стали полновластными хозяевами дунайских степей. Если верить преданиям: Каган Баян даже опустошил (чуть ли не весь) Северный Кавказ, вплоть до Дербента.

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

В 568 г. в Константинополь прибыли послы Тюркского каганата, которые рассказали императору Юстину II подробности об «аварах». Это повествование дошло до нас в «Истории» Феофилакта Симокатта. Выяснилось, что племена «уар и хунни», которые некогда входит в древний аварский союз, бежали от тюрок на запад. Правитель тюрок хвастал:

«Авары не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть им мечей тюрков; они не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины; они блуждают на поверхности земли. Когда покончу войну с эфталитами, нападу на аваров, и они не избегнут моих сил».

Но бахвальство осталось лишь пустыми словами. Разгромить дунайский Каганат стало непростым делом, он стремительно набрал силу. По следам первой Орды — подкочевало еще немало их родственников, они могли выставить дополнительно еще 10 тысяч всадников. Тогда-то и получили свой первый страшный удар славяне, уже хорошенько нацелившиеся на Грецию и прочие провинции Римских Империй.

Новое кочевое лихо громило их в Поднестровье и окрестностях Дуная. Отдельные отряды аваров доходили до самых отдалённых уголков славянской земли в Польском Поморье (Мазурия). И византийцы вскоре поняли, что пригрели у своих границ того еще гада…

Структура Каганата.

Археологические находки говорят: наиболее плотно авары обживают территории к северу от реки Дравы и долину Тисы. Именно эти области Средне-Дунайской низменности стали основным местом их пребывания. Из этих мест они совершают многочисленные набеги. На Восточную Римскую империю и владения западных соседей — франков.

Авары не меняют свой привычный кочевой образ жизни, очень чувствительны к недостатку пастбищ, никаким производительным трудом сами не занимаются. Нет данных об основании ими селений или городов, в источниках во всяком случае. Грабительские походы были для Каганата постоянным образом жизни, многое крутилось вокруг огромной дани, взимаемой с Византии. Особой статьей доходов был захват пленных, с последующим получением выкупа.

Совсем не исключено, авары на долгое время полностью взяли под контроль все торговые сношения Византии в своей зоне расселения. Либо лично ударились в бизнес. Летописи о таком молчат, зато несть числа многочисленным находкам византийских монет VI–VII вв. и кладов (особенно в Венгрии). Снабжать аваров необходимыми продуктами было вынуждено местное земледельческое население. А на протяжении двух с лишним веков источники не отмечают каких-либо изменений в экономике аваров.

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Сведений об общественном устройстве мало, становится понятно оно только по описанию военной организации Орды. У аваров четкое родовое деление, в бой они ходили компактными группами родственников. На стоянках селились поодаль от других. Археологи говорят: родовая структура общества прослеживается — и в аварских некрополях.

Не имея городов, владычество аваров над покорёнными землями держалось укреплёнными лагерями в Паннонии (Венгрии). Называются они хринги, самый главный — это обнесённая кольцом укреплений резиденция Кагана. В месте слияния Дуная и Тисы. Здесь же хранились сокровища всего народа — золото и драгоценности. Что подвозилось регулярно данниками и посыльными Императоров — «в дар» от Константинополя.

Каган.

Согласно древней тюркской иерархии — Каганом/Хаганом называют главу кочевой империи, большой федерации племен. В Подунавье авары появляются под предводительством Баяна. По тюркской этимологии — означает «богатый». Было это личное имя или прозвище-звание в структуре военной иерархии, никто не знает.

Маврикий пишет, что аварское племя:

«…управляется одним главой, но повинуется ему со страхом, а не с любовью…»

Феофилакт Симокатта сообщает, что аварский хаган:

«…говорил, что является владыкой всего племени и что, где бы ни сияли лучи солнца, нет никого, кто бы осмелился ему сопротивляться».

Есть сомнения в таком единоначалии, поскольку во время одного из конфликтов с византийцами:

«…авары в большом числе отпали и спешно, как перебежчики, перешли на сторону императора. Слухи об этом привели хагана в замешательство; его охватил страх, он и упрашивал их и придумывал много различных средств, чтобы вернуть себе назад отставшие силы».

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Скорее всего, роль верховного правителя заключалась в военном командовании, и только. Этот вождь (по гуннскому образцу) имел собственную сильную дружину, но находился в сильной зависимости от родовой организации всего народа. Это подтверждается тем, что среди аваров было сильно имущественное расслоение, археология и письменные источники указывают на наличие особой военной знати. Резко выделявшейся из общей толпы простых кочевников особым военным снаряжением.

Такие спесивые и очень богатые вожди племен или крупных родов — спуску Кагану не давали. Именно они (иногда — одни и те же лица) были послами и военачальниками отдельных корпусов, действовавших самостоятельно. За сотни верст от Венгрии.

Как подтверждение коллегиальности в принятии принципиальных решений — есть красноречивые эпизоды. Первый — когда аварская знать запретила Кагану казнить слишком заносчивого византийца-посла. Второй — уже сам знатный аварин, прибыв в Константинополь во главе посольства, свободно договаривался с Императором. И клялся: «да будет так, как нами постановлено, даже если на то воли Кагана не будет».

Авары и славяне.

За что авары снискали лютую ненависть, потом им аукнувшуюся, — так это за обращение со своими подданными. Как с рабами. Воспоминания об «аварском иге» ещё долго сохранялись в памяти славян. Даже «Повесть временных лет» оставила нам яркий эпизод, рассказав как «обры (авары) примучили» славян-дулебов (окрестности озера Балатон). Кочевники запрягали в телегу вместо лошадей или волов нескольких славянских женщин и разъезжали на них.

Франкский хронист VII в. Фредегар такое вот пишет: авары

«каждый год приходили зимовать к славянам, брали жён славян и дочерей их к себе на ложе…».

Ладно бы просто дань и бордели на аварский манер… Славяне обязаны были платить немалый «налог кровью», постоянно участвуя в войнах Каганата. Они становились в первую боевую линию, принимали на себя главный удар противника. А конные «господа» — кружили неподалеку, по флангам или в тылу. Вступали в дело лишь на завершающей стадии битвы. Авары сводили к минимуму свои потери даже при крупных поражениях. Когда ромеи разнесли на молекулы славяно-аварское войско в битве 601 года (р. Тиса) — первые потеряли 8 тыс. человек, авары — только 3 тысячи. Среди пленных почти все были славянами или другими подневольными народами.

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Благодаря аварам славяне постепенно формировали свои специфические воинские умения и навыки, обретая самостоятельность во время военных кампаний. Из них сложился своеобразный инженерный и морской корпус. Который обеспечивал быстрые (вгонявшие в ступор ромеев) переправы через реки. Поддерживающий сухопутные силы аваров со стороны моря — десантами. Да-да, это морское мастерство славяне получили благодаря наставникам — опытным лангобардским корабелам и мореходам. Их специально приглашал и нанимал аварский Каган.

Славянский морской флот осаждал Константинополь в 618 году. Вместе с аварами, в союзе с иранским шахом Хосровом II — была предпринята попытка взятия города, пока Басилевс Ираклий воевал в Малой Азии. Решающий штурм состоялся 7 августа. Атакующие стены воины ждали морской десант, который должен был пробиться через гавань Золотой Рог. Он заполнился славянскими ладьями, «везущими разноплемённые народы». Морское сражение закончилось полным разгромом флотилии, византийцы (еще не имея знаменитого «греческого огня») сожгли как-то все суда. Потом налетела буря и среди мёртвых, выброшенных волнами на берег, — ромеи с удивлением обнаружили женские тела воительниц, славянского облика.

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Борьба за свободу

славянами была драматична, дело почти выгорело. Но… почти. После константинопольского провала — уцелевших моряков Каган велел казнить. Это послужило сигналом к широкому восстанию при-альпийских и моравских славян. Возглавил борьбу торговец из Франкского королевства по имени Само. Поздний летописный источник называет его славянином (из хорутан). В 623 г. Само привел к восставшим большой караван с оружием и конской упряжью.

Видимо, решив поучаствовать в ярком мероприятии, — сам взял в руки меч. Как оказалось, мужчина показал себя блестящим полководцем и организатором, славяне в пух и прах размотали войско Кагана. Есть данные, его даже избрали «королём». Правление продолжалось почти четыре десятка лет, авары постоянно терпели поражения. И не только они.

На независимость новой славянской державы Само — покушались франки и лангобарды. Самое знаковое сражение произошло подле крепости Вогастисбург, в трехдневной битве войска франкского короля Дагоберта были стерты в прах. Ответ последовал незамедлительно — по приказу Само, славяне стали постоянно вторгаться в Тюрингию и Франкское королевство.

После его смерти в 658 году — первая славянская держава, состоящая из временной конфедерацией племён, распалась. Объединённая личной доблестью одного талантливого человека и общей военной угрозой — не выдержала испытание династической пустотой и разногласиями племенных советов старейшин. Этим немедля воспользовались авары, за несколько походов превратившие южные земли державы Само — в безлюдную пустыню.

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Рабство

для славян Центральной Европы было страшным испытанием. Потерпев поражение после смерти Само — они попали между молотом и наковальней. С запада и с юга, постоянно под ударами более сильных соседей, — славяне стали самым прибыльным товаром раннего Средневековья.

Если верить (а есть основания — что изрядно прибрёхивал) арабскому географу Ибн Хордадбеху (начало X в.), работорговля в то время была монополизирована странствующими еврейскими купцами (рахдонитами). Они держали под контролем торговые пути Европа-Восток. Везли купленных у аваров славян — на юг, в Марсель и Арль. Переправляя потом морем — в Кордовский халифат, Северную Африку. Организовали специальные госпитали, где юношей и мальчиков кастрировали поточным методом. Потом продавая в гаремы Магриба или мужеложцам.

Расплата

аварам пришла в лице Карла Великого. Поход франков и хорутанского князя 796 года закончился захватом укреплений главного хринга. Сам Каган сгинул в междоусобной резне, несметные сокровища аварского народа попали в руки Карла. Свое поражение авары объясняли так:

«Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами;

обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это… и стало источником нашего постыдного несчастья».

Ненависть к этим работорговцам была настолько сильной, что в течение последующей четверти века аварская Орда была полностью истреблена. Добивали ее все: франки, ромеи, славяне… Дворец кагана и другие аварские укрепленные городки-лагеря были стёрты с лица земли. Устраивались грандиозные облавы, загоняя отдельные кочевья-роды аваров в море или на кручи Кавказа.

О тех временах красноречиво говорят латинские летописи IX века, называя бывшие аварские земли — «solitudines Avarorum» (аварская пустыня). Воспоминание о гибели Каганата долго жило и на Руси. «Повесть временных лет» пишет:

«Были обры (авары) телом велики, а умом горды, и истребил их Бог, перемерли все, не осталось ни единого обрина, и есть поговорка на Руси до сего дня: погибли, как обры».

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Наследие

авар велико, если разобраться. В первую очередь оно касается военного ремесла. Превосходные наездники, именно они преобразили кавалерийское дело в Европе. Подняли его на небывалый уровень, став невольными виновниками зарождения рыцарской конницы. Господствовавшей на поле битвы вплоть до появления первого массового огнестрела.

Это произошло благодаря важному новшеству — железным удилам и стременам. Крепко держась в седле, аварские всадники начинали схватку ливнем стрел, пропуская на замешкавшегося врага ударные отряды знати, с их дружинами. Те страшным копейным ударом ставили точку в битвах, пробивая даже римский пехотный строй.

Воины попроще — ловко орудовали в рукопашной копьями и полу-саблями (еще слабо изогнутыми). Если противник оказывался стойким, копья закидывались за спину (на специальной ременной петле) — в дело опять вступал маневр и стрельба из лука. Железные, войлочные и кожаные панцири прикрывали грудь всадника и его лошади.

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

В отличие от других кочевников раннего средневековья, авары сражались строем. А не орущей толпой или лавой. Располагаясь отдельными отрядами (мерами или мойрами), как это называли ромеи. Группы формировались из отдельных родов, образуя сплоченный племенной отряд, потом стыкуясь с соседями.

Почти двухсотлетнее пребывание в составе Аварского каганата многому научило дунайские народы. Прокопий Кесарийский говорил: обычаи у славян «гуннские» (авары для двух римских Империй были «гуннами»). Но без подробностей — в чем они заключались. Последующие события показали — ранняя славянская воинская знать свой социальный статус закрепляла, заимствуя ритуалы и обычаи аваров.

 

Аварцы. Народ, который так себя не называет…

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Прежде чем сразу лупить «дизы», с кавказкой яростью обрушиваясь на заголовок, послушайте байку. Ваш покорный слуга ей — личный свидетель и непосредственный участник. Итак, получил как-то в кавказкой стране одной, в далеком году 93-ем — пополнение. В минометчики зачисли богатырского сложения, немного мрачноватого парня, на рожу — ей-богу, русак... и короткий волос на башке темно-русый. Диалог состоялся такой, по дороге на позицию бригадных самоваров в 120-мм…

— Звать как, сержант?
— Асадулла…
— Не подумал бы. Однако… Сопроводительные?
— В штабе какая-то крыса в свою нору уволокла.
— Откуда сам?
— Дагестан…
— Аварец, что ли?
— Сам ты аварец. Я — чамалинец.
— Ну все равно же — аварец? Или дагестанец… Тебя как в журнал личного состава писать? У нас графа «национальность» там еще жива.
— Сказал же — чамалинец. Так и пиши.
— А почему не аварец?
— ...

Вот про это будет статья. И о другом. Почему аварцы — не авары легендарные, с лица земли тщательно древним геноцидом выпиленные. Долго мне друг сердечный (впоследствии) Асадулла тонкости этнические растолковывал. Мало чего понял, но рекомендации уяснил: по куполу никто за «аварца» не треснет в горах тамошних. Но обязательно безнадежно выдохнут, скривятся и вежливо поправят. А вариантов «национальности» можно будет услышать — дюжины четыре. Если не больше.

Итак. Что известно обывателю российскому про этот храбрый горный народ Кавказа? Бают, он никогда не был покорен. На протяжении всей своей истории сохранял независимость или автономию. Что волк — тотемное животное аварцев, флаги помню, по картинкам из учебника. Что на остальные народы Кавказа аварцы — не похожи внешне. Что православными были долгое время. Самыми яростными сподвижниками Шамиля в Кавказских войнах Российской Империи — тоже… Вот и все познания, что на поверхности…

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Аварцы —

самый многочисленный народ современного Дагестана. Живет почти везде в его горной части, равнины предпочитает чуть меньше. Немало из них живут компактно в Чечне, Калмыкии, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Турции. Судить о численности зарубежных диаспор — почти невозможно. Во многих странах (по политическим или иным причинам) не проводятся переписи населения с указанием национальной принадлежности. Небольшие островки потомков аварских «мухаджиров» — до сих пор держатся своей идентичности в Сирии и Иордании. Общая численность на планете — порядка миллиона человек, 850 тыс. — живут в РФ.

Внешность аварцев не типична для народов Кавказа, их легко визуально выделить. Они белокожи, без признаков смуглости. Характерный «орлиный» или ровный высокий нос, волосы рыжие, темно-каштановые, темно-русые или черные. Рослые, крупны и атлетичны сложением, большеголовы и широколобы.

Научно говоря — аварцев относят к кавкасионскому антропологическому типу, относящемуся к балкано-кавказской расе. На них очень похожи хорваты и черногорцы, некоторые малые этносы албанского народа. Из-за этого внешнего облика — научный спор идет жаркий. Этнографы и археологи с умным видом бают, мол аварцы — осколок истинного Аварского Каганата. Когда франки, ромеи, славяне устроили зачистку Подунавья и окрестностей от проклятущих работорговцев, часть аварских родов заперлась среди круч Кавказа, в современном Дагестане. Отбилась и выжила. Антропологи горестно вздыхают и предлагают реконструкции «аваров» сравнить с современным фенотипом народа:

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...
Конечно, есть «наперсточный» заход в этой теме, исключительно научный. Мол, у легендарных аваров — вся верхушка знати была облика монголоидного. И эта мизерная прослойка правила огромным европеоидным населением Орды, тюрками и прочими сарматами да славянами. Ага,... три раза. Здесь прокол у учОных знатный образовался, но не суть…

Откуда такое название

получилось, от которого почти каждый взрослый аварец морщится? Увы, точное происхождение — неизвестно. По одной из версий: (само небо велело, ага) название как-то связано, опять же — с древними кочевыми аварами. Аргументация — археологические находки на территории современного Дагестана, с богатыми захоронениями людей азиатского типа. Скептики ехидно ухмыляются: так может быть, иудейский вариант тоже рассмотреть? В Дагестане немало захоронений таких есть, как бы не меньше азиатских. Не по нутру что ли? Ах… это хазарские, более поздние. Ну-ну… И как это по каменным надгробиям только узнали…

Другая версия названия народа — связана с правителем раннесредневекового государства Сарир. Звали первого основателя-государя — Авар. Историки продолжают настойчиво гнуть: таки-то — опять же авары. Но, не сбежавшие от мечей франков и византийцев. А прикочевавшие мирно, пока еще Каганат только-только нарождался. Мол, в Венгрии тесновато было, войны с гепидами и антами полыхали — вот и подались они на Кавказ.

Где и основали Сарир. Или влились в его состав, оказав значительное влияние на становление. Версия «не бьется» в одном аспекте. Куда аланы смотрели тогда, как пропустили через свои земли малочисленных переселенцев? С какого рожна степные кочевники … на горы высокие карабкаться стали? О тож…

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Есть и третья версия. Название народности дали тюркские племена, потом его донесли до русских, в начале XV века. Хорошо, проверяем. В тюркском языке есть слова «авар» и «аварала». Переводятся — как «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Этнографы башкой качают согласно: это соответствуют аварскому национальному характеру. Лингвисты уточняют: в тюркских языках эти слова — нарицательные, используются с негативной окраской. Понятно. Но ничего не объясняет.

Первое достоверное упоминание названия — 1404 год. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана. Вместе с аланами, черкесами и лезгинами.

Сами же аварцы назвали себя — маарулалами (на аварском языке магIарулал). Тут тоже тупик, происхождение слова неизвестно. После сотни лет споров — признано непереводимым этнонимом. Сами аварцы считают — это обобщенное понятие «горец» или «верховный».

Есть и другое, очень простое объяснение. «Авар/Аварец» — это какое-то древнее и грозное прозвище. Слово было, прежде всего, не названием определённого народа, а обозначением мифических существ со сверхчеловеческими способностями. Это зафиксировали, например, славяне. С летописным обозначением великанов «обров». Подразумевая под ними кочевых работорговцев-аваров. Корни абсолютно понятны такого конструкта — от Геродота пришло. Он в своей «Истории» говорит об одном аваре (греческая форма у Геродота звучит — Абарис), который со стрелой в руке промчался по странам мира…

А вот теперь возвращаемся к началу статьи. Ни в средневековье, ни в новое время — аварцы себя никогда не называли — «аварцами». Использовали общее для всех кавказских народов слово — «магIарулал». Но чаще всего и настойчиво представлялись по названию местности или общины, в которой родились. И здесь нужно быть крайне внимательным, если хочешь заслужить их признание и уважение. Есть немалый парадокс.

Аварцы считают себя единым народом, да. Но настойчиво дают сноску — внутри общности есть более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания: багулалы, хваршины, чамалинцы, ботлихцы, андийцы, ахвахцы, бежтинцы, гунзибцы и т.д. Хочешь, не хочешь, запоминать придется.

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

Происхождение народа,

как и его название — мгла времен и поляна жарких научных битв. Что не выглядит противоречивым: одними из предков аварцев античной эпохи — были племена сильвов и андаков. Проживали на территории современного Дагестана, во времена средневекового Сарира — тоже там были. Доказано по устойчивым этнонимам в названиях позднейших аварских родоплеменных групп и политических объединений.

Есть следы в легендах Кавказа, вообще уносящих происхождение народа в Прикаспий, к племенам легов, гелов и каспиев. Но в аварском языке никаких следов не найдено. Как и в топонимике нет лексем, которые можно увязать с этими древними этносами. Тем более, что у «Легов» есть прямые потомки — Лезгины. Согласно античным источникам, «каспии» жили на равнине, не в горах.

Самое интересное начинается в VI веке: через Северный Кавказ в Европу припожаловали авары («вархуны»). Это кочевой народ из Центральной Азии, якобы. Если попросить сову угнездиться на глобусе: их происхождение можно считать — как протомонгольское и восточно-иранское. Плюс аццкая солянка из втянутых туда предков угров и тюрок всех сортов. Короче, евразийские авары Кагана Баяна — народ неясного происхождения. Точка.

Дальше начинаются пляски с бубнами. Со словами «вероятно», «может быть», с «осторожностью нужно предположить» и т.д. … Камрады, сгрыз немало толстых томиков по этой теме. И… ничего вам не готов предложить, что посчитал бы правдоподобным или убедительным. Есть сторонники обычной «инфильтрации» кочевых авар в местные народы Дагестана. Есть политико-государственный вариант смешения: мол, аварские государи Сарира целенаправленно приглашали аваров в свои горы и долины, способствуя реорганизации и консолидации народа — не только силой оружия.

Все путает и раннесредневековая христианская пропаганда на этой территории. Ее успешно проводили бесчисленные миссионеры Каталикоса Грузии. Именно они формировали и проповедовали на «едином языке», который был бы понятен десяткам этносов и народностей. Местные наречия перепутались, завязались с сложнейшие узлы. Истоки их происхождения — банально потерялись.

Датунский храм в Дагестане (Хв.), самый древний и необычный (Иллюстрация из открытых источников)
Датунский храм в Дагестане (Хв.), самый древний и необычный 

Аварцы не изучены генетиками в той степени, чтобы судить о близости с евразийскими аварами (есть еще в Венгрии какие-то осколки, результат серьезной ассимиляции). Какие-либо специальные археологические исследования и поиски аварского (вархунского) наследия в Дагестане — не проведены. А богатые воинские захоронения представителей ираноязычного кочевого мира (с. Бежта), датированные VIII—X вв., — все же очень похожи на сарматские, с некоторыми местными особенностями.

Язык аварцев —

основной маркер единства народа, абсолютно непротиворечивый. Он относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях существую ярко выраженные диалектные различия. Но это совсем не мешает аварцам легко понимать друг друга. Национальным языком владеет почти сто процентов народа.

Аварская письменность, что дошла до нас в массовом порядке, — арабская, стала оформляться во времена исламизации региона. С 1927 года буквы поменяли на латинские. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.

Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса — образование на русском, аварский изучается факультативно.

Обычаи аварцев

весьма строгие, многослойные, и … очень сложные. Перед поездкой в гости к Асадулле ваш покорный слуга был инструктирован особо, лекциями многочасовыми. При общении между аварцами должна соблюдаться дистанция: мужчинам крайне не рекомендуется подходить к женщинам ближе, чем на два метра. Сами аварские девицы весьма вольны в выборе дистанции общения, окружены особым отношением. Такие же правила действуют во время общения молодёжи со стариками. Седые главы семейств — почти священны.

Очень внимательны аварцы не только к возрасту, но и к социальному статусу. Долго путался на свадьбе родственника Асадуллы, как правильно ходить. Группой. Стоило отправиться куда-то — вся местная молодежь (и взрослые мужичины ражие) выстраивались от тебя — по левую руку. Тоже по каким-то только им ведомым резонам. На полном автомате.

Как объяснили потом — был самым почетным гостем, это раз. Понравился старикам выправкой и мундиром — два. Кавалерист и потомок казаков, учтиво попросил на лошадок (местные ахалтекинцы — это что-то!) посмотреть, под седлом испробовать, как только прибыл и подарки поднес старшим. Офицер, командир геройский и чуть ли не кровный побратим Асадуллы. Вот так и ходили, ага. Тот, кто негласно признается «главным» — всегда идёт справа, хоть убейся. Перестроиться не получалось никогда.

Погибшие Авары: работорговля и первый копейный удар Европы...

На Кавказе много был где, но обычаи гостеприимства аварцев бьют все рекорды доброжелательности и хозяйского внимания. Сначала даже тяготился, уставал от многих тонкостей этикета, нутром подозревал какой-то подвох. Потом (после трех-четырех визитов) вник и понял: это не социальная игра или внешнее воспитание. На генетическом уровне рефлекс. Гость (в любом возрасте и статусе) возвышается над хозяином, может прийти в любое время суток без приглашения и предупреждения.

Владелец дома несет всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гости обязаны соблюсти некоторые правила и обычаи. Даже в соседнем селе — они могут быть другими, иной раз — взаимоисключающие. Поэтому советую всегда дотошно спрашивать даже о бытовых мелочах. Особое внимание обратите на аспект «подарок-отдарок» — там целая философия. Вопросы о тонкостях обычаев приветствуются, вызывают понимание и искреннее уважение.

В семейных отношениях почти ничего не понял. Муж всегда идет чуть впереди по улице, заметил. Власть главы дома — не деспотична (как принято считать), женщины весьма бойки, никого не спрашивая, самостоятельны в решении множества вопросов. Но бросается в глаза отчуждённость между мужем и женой. С чем связано — не догадался, спрашивать о таком не принято категорически.

Картина дня

наверх