Эксклюзив

30 071 подписчик

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Рудник «Мир» - это бывший алмазный рудник открытого типа, расположенный в Мирном, Восточная Сибирь. На момент закрыти...Посланница дьявол...
  • Юрий Ильинов
    Почему Сталин сменил фамилию? (еще одна версия) Многие считают, что псевдоним «Сталин» Иосиф Виссарионович Джугашвил...Ловец снов: как н...
  • Юрий Ильинов
    Охота призрака на души молодых. https://www.facebook.com/1000245...Фрэнсис Скотт Фиц...

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

www.popmech

 

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

История пишется победителями, а проигравшим не позавидуешь. Поэтому мир так много знает о промышленных подвигах например «Кадиллака», «Бьюика», ГАЗа или «Роллс-Ройса», создававших оружие победы Второй мировой. Наоборот на «творчество» немецких брендов все смотрят крайне неодобрительно. Хотя они всего лишь трудились на благо своей страны...
Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

Volkswagen

Из всех немецких брендов у этого, пожалуй, самая сложная история взаимоотношений с «Третьим Рейхом». Чего уж юлить – Volkswagen даже основан по инициативе сами знаете кого. Изначально продукция фирмы из Вольфсбурга задумывалась чисто гражданской. Ведь VW Type 1 он же Kafer, он же Beetle, он же «жук» должен был стать массовым автомобилем для трудового немецкого народа. Но Вторая мировая резко поменяла все планы.

Гитлер обсуждал с Фердинандом Порше планы создания военного автомобиля еще в 1934-м. Формально же герр доктор получил заказ на разработку внедорожника четыре года спустя. Машину эту мы знаем под индексом Type 82 или Kubelwagen, хотя изначальный прототип назывался Type 62 – легкий разведывательный автомобиль с открытым кузовом на базе гражданского «жука».

С усиленной хребтовой рамой и заметно облегченный, он оснащался всего лишь 1-литровым бензиновым мотором и только задним приводом.

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

Когда союзники захватили первые Type 82 в качестве боевых трофеев, «фольксвагены» отправили на сравнительные испытания с Willys MB. «По большинству характеристик немецкий аналог "Джипа" уступает американскому внедорожнику, за исключением плавности хода» – вердикт был безжалостен к детищу Порше. Не будем строги к американцам – они и «Шерман» считали гораздо более удачным танком, чем Т-34. Полноприводный Willys с 2,2-литровым мотором действительно явно мощней немца, но свои плюсы были и у «Фольксвагена». 

Низкая масса, совершенно плоское днище, дорожный просвет в 28 см и самоблокирующийся дифференциал помогали Type 82 бороться с бездорожьем и не жаловаться на монопривод. Кроме того, VW оказался дешевле и экономичнее «Джипа».

Завод в Вольфсбурге был рассчитан на выпуск 150 тысяч автомобилей в год, но общий тираж Type 82 не превысил 50 тысяч за все пять военных лет. Это при том, что выпуском «фольксвагена» по лицензии занимался также Mercedes-Benz и Opel.

Почему же столь скромные цифры? Ну кроме «лоханки» в Вольфсбурге выпускали и другую технику. Например, гораздо более изощренный в инженерном плане вездеход-амфибию Type 166 – также конструкции профессора Порше.

Еще здесь собирали компоненты для самолетов люфтваффе и даже стратегические ракеты «Фау-1». Неудивительно, что при таком ассортименте продукции Вольфсбург  стал одной из главных целей бомбардировок союзников. К 1945-му 75% завода лежало в руинах.

Кстати: мы привыкли называть «кюбельвагеном» именно военные модели VW, но это не совсем верно. Ведь «кюбельваген» – дословно автомобиль-лохань или, если угодно, автомобиль-тазик. Можно подумать, что название произошло от формы кузова внедорожника – он действительно напоминает ванну на колесах. Но это не совсем так. Просто «кюбельваген» это сокращение от «кюбельзитцеваген», то есть автомобиль с ковшеобразными сиденьями. Такие ставили в военные автомобили без дверей, чтобы водитель и пассажир часом не вылетели на дорогу в быстром повороте. Название прижилось и со времени его начали использовать для обозначения всех полевых машин. Даже с дверьми и с обычными сиденьями.

BMW

Главным вкладом Баварской фабрики моторов в военные «подвиги» «Третьего Рейха» считаются авиационные двигатели. И это действительно так. Радиальный 9-цилиндровый мотор BMW R132 баварцы начали выпускать еще в 1933-м. Им оснащали и вполне невинный транспортный «Юнкерс-52», и грозный бомбардировщик «Дорнье-017», и морской разведчик «Арадо-AR 186». 

В 1939-м BMW поставила на конвейер 14-цилиндровый R801. Он станет самым массовым радиальным двигателем Германии во Второй мировой – тираж превысит 60 тысяч экземпляров. Именно этот мотор стал пламенным сердцем тяжелых истребителей «Фокке Вульф-190». Кстати, мюнхенцы среди первых освоили и производство реактивных двигателей. До конца войны баварцы собрали свыше трех тысяч реактивных моторов BMW 003. Правда лишь немногие из них успели поставить на знаменитые джет-файтеры Henkel 162.

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

Не авиамоторами едиными, как говорится. Другой значительной статьей производства BMW в годы войны были мотоциклы. От среднеразмерных R35 c 340-кубовым четырехтактным мотором мощностью 14 л.с. и собственной массой в 165 кг до настоящих монстров серии R75. Этот тяжелый мотоцикл выдавал 26 лошадей, а его масса с учетом так называемой активной коляски (то есть с дополнительным ведущим колесом) приближалась к полутоне! Неприхотливые, мощные «эрки» высоко ценились солдатами вермахта, но стоили очень дорого. Только представьте, такой трехколесный слон обходился рейхс-казначейству дороже «Кюбельвагена» Type 82!

Кстати:  давайте не забудем, что свой «кюбельваген» в военное время был и у BMW. Модель BMW 325 – не путать со современными «трешками» – выпускалась с 1937-го по 1940-й и могла похвастать не только полным приводом, но и версией с полноуправляемым шасси. Диаметр разворота военного «биммера» составлял 6,5 м вместо 12,7 м на стандартной версии. Шестицилиндровый 2-литровый мотор с двумя карбюраторами Solex развивал 50 л.с.

Mercedes-Benz

Флагман довоенного немецкого автопрома и во время Второй мировой ворочал огромным количеством заказов. Все происходило в точности с трехлучевой доктриной фирменной эмблемы. Интересы Mercedes-Benz простирались в небесах, на земле и на море. Дизельные моторы Daimler-Benz MB501 ставили, например, на торпедные «шнелльботы» кригсмарине. Три двигателя суммарной мощностью почти в 4000 л.с. обеспечивали этим грозным катерам максимальную скорость под 90 км/ч. Да-да, под девяносто!

Свои рекорды скорости, но уже в воздухе ставили пилоты Messerschmitt Bf 109. Во многом благодаря технологии впрыска топлива, разработанного инженерами Mercedes-Benz и фирмы Bosch для 12-цилиндровых двигателей DB601 и DB605.

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

Но все же больше всего заказов Daimler-Benz получал непосредственно от вермахта. Начать с того, что Mercedes-Benz выпускал стрелковое оружие – знаменитые немецкие винтовки Mauser 98K. Не забудем и про не менее знаменитые танки Pz.V «Пантера». Из общего тиража в шесть тысяч диких кошек на заводы «Мерседес» пришлось 30% продукции. Это, к слову, было уже после окончания выпуска легких Pz.I и Pz.II и средних Pz.III, которые также собирали на предприятиях Daimler-Benz.

Главный же вклад компании в военную машину – грузовики серии L3000. Надежные и выносливые машины принятые на вооружение еще в 1938-м, прошли все войну. Несмотря только на задний привод «эльки» отлично зарекомендовали себя как в русской распутице так и в африканской пустыне. Тираж L3000 превысил 30 тысяч экземпляров. Гораздо в меньших количествах выпускались тяжелые грузовики L6500 и L4500. Не будем забывать и про тяжелые 12-тонные полугусеничные тягачи DB7 и DB10, шасси для бронеавтомобилей, тяжелые полевые машины серии G5 и, конечно, знаменитый шестиколесный фаэтон G4 – топовый штабной автомобиль высшего командования. Для многих образ Mercedes-Benz 40-х годов связан прежде всего с этой уникальной машиной.

Кстати: технология непосредственного впрыска топлива, успешно опробованная на истребителях «Мессершмитт» уже после войны окажется на гоночных «Мерседесах» серии W194 и W198. Победы в Ле-Мане, «Милле-Милья» и «Каррера Панамерикана» были бы невозможны без революционного по временам 50-х «айншпритцунга».

Opel

Начнем с того, что именно «Опель» оказался чуть ли не единственной немецкой фирмой, которая во времена Второй мировой не использовала на заводах труд военнопленных и заключенных концлагерей. За это респект молниеносным.

Кто-то и саму военную продукцию Opel назовет менее кровожадной, чем у других германских брендов. Всего лишь грузовики и легковые автомобили. 

Зато грузовиков Opel делал реально много. Семейство грузовых автомобилей Blitz стало самым массовым «траком» вермахта за весь военный период – свыше 130 тысяч единиц. Кстати, молния на эмблеме Opel дань уважения именно фирменной грузовой линейке – Blitz по-немецки и есть молния.

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

Кроме того, Opel отгрузил фронту несколько тысяч полноприводных типовых внедорожников среднего класса (полезная нагрузка от 600 кг), а обычные легковушки бренда – от старенькой модели P4 до вполне современных «кадетов» и «олимпий»  – повсеместно использовались в тыловых соединениях и на оккупированных территориях. 

Кстати: любителям отечественных детективов, наверное, будет интересно узнать, что знаменитый автобус «Фердинанд» из популярного телефильма «Место встречи изменить нельзя» вообще должен был быть не ЗиСом, как показано на экране, а именно «Опелем». Так автобус, который возил Жеглова и Шарапова, описывали братья Вайнеры в повести «Эра милосердия», по которой и снята картина. Конечно, найти настоящий автобус на базе Opel Blitz для съемок было невероятно сложно, поэтому «Фердинанд» и прикинулся ЗиС-8.

Audi 

К моменту начала войны Audi была частью альянса Auto Union, куда входили также бренды DKW, Wanderer и Horch. Вклад «Четырех колец» в военную машину Германии был также широк и разносторонен. Каждый филиал занимался любимым делом – DKW в основном мотоциклами, Wanderer и Horch – штабными и разведывательными автомобиля. На различных предприятиях Auto Union в частности на заводе Audi в Цвиккау наладили производство зенитных пушек, боевых торпед, авиационных и танковых двигателей, стационарных и передвижных генераторов, шасси для бронетранспортеров и даже стрелкового оружия. Кроме того, командирские фаэтоны, кабриолеты и лимузины марки Horch наряду с Mercedes-Benz считались главными автомобилями среднего и высшего руководящего состава немецкой армии.

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт


 

Кстати: послевоенный раздел Германии больнее всего ударил именно по Auto Union. Понимая, что ценные промышленные объекты попадают в зону советского влияния, союзники приняли меры заранее. Еще в начале 1945-го завод Wanderer в Хемнице был практически стерт с лица земли стратегическими бомбардировщиками. Немногое осталось и от предприятий в Цвиккау. Впрочем, здесь со временем удастся возобновить выпуск автомобилей. Только не Audi и Horch, а «Трабантов» и «Вартбургов».

-ö-ö-

Возрожденная из пепла: как восстанавливали легендарную СУ-100 1945 года выпуска

К реставраторам историко-культурного комплекса «Линия Сталина» легендарная СУ-100 времен конца Второй мировой войны попала в плачевном состоянии. На корпусе не хватало крышки моторного отсека, поэтому внутри машины скопилось два ковша мусора и земли. Двигатель и коробка передач отсутствовали, а ходовая представляла собой набор из разных катков.
Возрожденная из пепла: как восстанавливали легендарную СУ-100 1945 года выпуска

До бокса технику тянули на буксире. Можно сказать, разработка траков прошла без участия реставраторов. Несмотря на это, уже после первого осмотра стало понятно — большинство деталей пойдут под замену.

На восстановление самоходки ушло более полугода. Ходовую часть и орудие перебрали и привели в рабочее состояние. Двигатель с консервации взяли у военных. Нашли коробку передач, два радиатора, рычаги управления с приводом бортового фрикциона и даже такие мелочи, как перископы, пистолетные порты и стакан вывода антенны. Все поверхности СУ-100 зачистили и покрасили в штатные цвета: масляные баки — красным, топливные — голубым, внутреннюю часть — белым, а внешнюю — зеленым. Фактически специалисты вдохнули новую жизнь в груду металла и запчастей.

Съемочная группа инициативы «Помним все» ни на шаг не отходила от реставраторов и запечатлела каждое мгновение возрождения машины. Как это было, смотрите в ролике разработчиков World of Tanks.

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

Атака мертвецов: как русские защищали легендарную Осовецкую крепость в Первую мировую войну

11 ноября 2018 года компания Wargaming, разработавшая популярную игру World of Tanks, выпустила фильм «Атака мертвецов: Осовец» в честь 100-летнего юбилея окончания Первой мировой войны. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает историю обороны крепости Осовец — одного из знаковых эпизодов Первой мировой.
Атака мертвецов: как русские защищали легендарную Осовецкую крепость в Первую мировую войну

Команда Wargaming использовала весь свой опыт в работе с историческими источниками и создании видеоматериалов, чтобы в мельчайших деталях воссоздать трагические события тех дней и показать современному зрителю все ужасы войны. Только на официальном канале World of Tanks фильм собрал миллионы просмотров (9,35 млн на сегодняшний день), получил высокую оценку зрителей (7,4 на сайте Internet Movie Database) и СМИ.

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

Событие, которое легло в основу фильма, произошло 24 июля (по новому стилю – 6 августа) 1915 года и вошло в историю как «атака мертвецов». К началу Первой мировой войны все западные губернии Российской империи защищал ряд крепостей, одной из которых была Осовецкая крепость, расположенная среди болот и прикрывавшая Белосток. Осовец подвергался нескольким безуспешным попыткам штурма с самого начала войны.

В конце июля (начале августа по новому стилю) 1915 года немцы применили атаку отравляющим газом. Благодаря западному ветру газ быстро двигался вперед и проник в глубину русских войск на 20 км. Ни времени, ни возможности защитить своих людей от химического оружия у командования не было. Отравления получил почти весь гарнизон крепости, включая командование. Всё, что оставалось командирам, — настроить роту на бой до последнего.

После выпуска газов в атаку направились немецкая пехота. Одновременно по окопам и траншеям русских войск ударила немецкая артиллерия. Немногие выжившие после отравления газом русские солдаты не могли оказать значительного сопротивления. Как «атака мертвецов» в историю вошла контратака 13-й роты.

Встречаются истории о том, что из окопов поднимались бойцы, пережившие атаку хлором. Однако на деле роты, находившиеся в траншеях, были полностью разбиты, а в атаку направился резерв, оставшийся в стороне от облака газа. Немцы были уверены, что хлор сделает всё дело, и заметного сопротивления они не встретят. Но когда из поредевших клубов газа на них пошли в атаку люди с кожей, позеленевшей от газов, немецкие солдаты бросились в отступление. Русским солдатам удалось ворваться во вторую линию траншей и отбить невредимыми орудия и пулемёты, захваченные немцами несколько часов назад.

К сожалению, героизм защитников крепости оказался напрасным. Решение об отступлении из Польши и Галиции было принято командованием русских войск еще в мае 1915, и после первой газовой атаки Осовецкую крепость было решено сдать.

World of Tanks

Реальный военный проект или выдумка фантастов: проверь свои знания

Существует известное высказывание, которое гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». От себя мы хотим добавить: особенно это актуально для военных технологий, которые подчас опережают гражданские на много лет. Для того чтобы выяснить, насколько хорошо вы разбираетесь в военных разработках, совместно с ПСБ мы подготовили тест: попробуйте отличить реально существующие технологии от выдумок фантастов!

Южные силы: что представляет из себя турецкая армия

Русско-турецкие войны, а их было двенадцать, оставили заметный след в истории обоих государств. В давней истории. В постсоветское же время Турция в сознании жителей нашей страны была связана в основном с курортами и шопингом. Все изменилось после того, как российско-турецкие интересы столкнулись в Сирии. Именно тогда военная мощь южного соседа оказалась предметом большого интереса и широкого обсуждения.
Южные силы: что представляет из себя турецкая армия

Чтобы понять, что представляет собой нынешняя турецкая армия, над чем работает ВПК и как выглядит военная доктрина Турции, стоит вернуться немного назад во времени. 18 февраля 1952 года Турецкая Республика вступила в НАТО, став, таким образом, одним из самых ранних членов альянса и опередив Германию и Испанию. С тех пор республика готовилась к столкновению со странами Варшавского договора: именно на такую войну были ориентированы все системы вооружений, военная доктрина и структура армии.

Вокруг враги

В рамках сотрудничества с НАТО республика получала западные, преимущественно американские, образцы техники и военные технологии, что позволяло не так сильно тратиться на развитие собственных оборонки и научного потенциала. Практически все, чем оснащалась тогда турецкая армия, имело западное происхождение и было импортировано или «собрано отверткой» на местных предприятиях.

Профессия военного в те годы имела высочайший престиж. Вооруженные силы большой численности комплектовались в том числе по призыву. Необходимость в содержании многочисленной хорошо оснащенной призывной армии обосновывалась в сознании общества достаточно развитой национальной идеей. Важным элементом этой идеи в те годы было ощущение, что страна находится в окружении враждебных или недружественных стран. Главным врагом считался Советский Союз – вплоть до того, что турецкие регионы, примыкавшие к советской территории, развивались по остаточному принципу: дескать, в глобальной войне они все равно будут разрушены. Традиционно сложные отношения складывались с Ираном, а также с бывшими владениями Османской империи – Грецией (из-за трений с Турцией эта страна даже на несколько лет вышла из военных структур НАТО), Болгарией, Сирией и Ираком.

Турецкая армия

Из пехотинцев в коммандос

Процессы, встряхнувшие мир на рубеже 1980–1990-х, не могли не сказаться на турецкой внешней политике и всех ее военных и военно-технических производных. Варшавского договора не стало, СССР распался и больше не имел с Турецкой Республикой общих сухопутных границ. Иран был обременен западными санкциями. Остальные страны окружения поодиночке выглядели явно слабее хорошо вооруженной и амбициозной Турции.

С этого времени акцент в развитии турецких вооруженных сил начинает смещаться на противодиверсионные и противоповстанческие операции. Целые моторизованные бригады или дивизии мотострелков трансформируются в бригады специального назначения, которые больше всего ориентированы на действия против повстанцев (прежде всего курдских) в сельской или горной местности. И эти силы уже не предназначены для боев на передовой глобальной войны.

Исходя из нового анализа угроз, турки меняют структуру развития ВПК: от производства крупногабаритных систем в кооперации с НАТО они переходят к созданию своей легкой бронетехники, легких морских платформ (катеров, корветов), военных беспилотников. Разрабатываются также собственные боеприпасы, системы стрелкового и артиллерийского вооружения. 

Арсенал турецкой армии в Сирии
Арсенал турецкой армии в Сирии

Время амбиций

Имели значение и экономические соображения. Военно-техническое сотрудничество с НАТО порой обходилось в немалые суммы. Можно вспомнить высказывание одного из руководителей турецкого оборонпрома Исмаила Демира: «Мы возмущены поведением США, которые за флешку с обновлением ПО для истребителя F-16 требуют от нас миллионов долларов. Нас эта ситуация не удовлетворяет». Однако естественное, казалось бы, стремление к разумной достаточности сменилось вскоре иным вектором. Начиная с середины 2000-х годов, когда к власти пришла Партия справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом, турецкое руководство принялось проводить линию на утверждение Турции не только в качестве мощного регионального игрока, но и как страны с глобальными амбициями. Имеется в виду повышение ее роли в международных организациях, и не только таких, как ООН, но и в самом НАТО, где Турция имеет вторую по численности армию. Такие амбиции требовали материальной основы в виде разработки масштабных и сложных национальных систем вооружения. Насколько Турция была готова к такому повороту? 

Безусловно, республика является достаточно развитым в промышленно-техническом отношении государством: десятки компаний участвуют в создании продукции военного назначения, но все же делать большой военный хай-тек в одиночку стране, очевидно, не под силу. Сотрудничество с Западом было бы оптимальным, но для современной Турции (все еще члена НАТО) в этом отношении существует ряд ограничений. Страны ЕС уже давно бичуют внутреннюю политику руководства Турции за нарушение прав человека, что выражается в отказе от военно-технического сотрудничества в тех или иных проектах. Непросто складываются отношения с США: если администрация Обамы шла Эрдогану навстречу в его стремлении усилить военно-политический вес Турции в мире, то нынешнее руководство Америки склонно видеть в турецком президенте слишком ненадежного и своевольного союзника, поощрять амбиции которого не стоит. На восточном направлении тоже не все гладко... Но перейдем к примерам.

Танк Altay
Танк Altay
На фото не совсем обычная модификация танка – Altay Urban Operations Tank. Это специальная версия в особом камуфляже и с отвалом, которая разработана для ведения боев в городской застройке. Модификация оснащена системой подавления сигналов для радиоуправляемых фугасов.

Моторы и политика

Одним из главных пунктов программы национальных систем вооружения стало создание основного боевого танка на замену традиционно используемым в турецкой армии M48 и M60 (США) и немецким Leopard (1, 2). Танк получил название Altay (это не горы, а фамилия турецкого генерала Фахреттина Алтая, командовавшего кавалерией во время Кемалистской революции), а началась разработка машины в 2008 году. Назвать танк вполне турецким нельзя – хотя бы потому, что основной подрядчик, турецкая Otokar, проектировал его в техническом сотрудничестве с южнокорейской Hyundai Rotem и получившаяся машина много позаимствовала у одного из самых дорогих и высокотехнологичных танков мира K2 Black Panther (Южная Корея).

Турецкий вклад тоже значителен: в особенности это связано с работой компании Aselsan, поставившей всю бортовую электронику, включая систему управления огнем, а также дистанционно управляемую турель STAMP/II c 12,7-мм пулеметом. Но в первую серию (250 штук) танк пойдет с импортным многотопливным дизелем мощностью 1500 л. с. от компании MTU (Германия). Создать местный образец на 1800 л. с. пыталась компания Tümosan в партнерстве с австрийской фирмой AVL List. Однако в 2016 году австрийцы отозвали свое участие в знак протеста против нарушений прав человека во время подавления Эрдоганом неудавшегося военного переворота. Турецкий двигатель для Altay обещан, но лишь в будущем. На сегодняшний день Altay существует в виде десяти опытных экземпляров. Серийное производство и постановка на вооружение запланированы на будущий год, а пока турецкая армия воюет на M60 и Leopard 2.

Вертолет Т-129 ATAK
Вертолет Т-129 ATAK
Вертолет оснащен американской «гатлингообразной» трехствольной автоматической пушкой М197, а также имеет четыре точки подвески, в частности для таких боеприпасов, как американские AGM-114 Hellfire и BGM-71 TOW. На вертолете размещаются также турецкие ракеты UMTAS и Cirit.

В чем-то схожая ситуация с «национальным» легким истребителем. Американцы исключили Турцию из программы F-35 (после покупки российского ЗРК С-400), хотя у республики в проекте было значительное технологическое участие. На замену устаревающему F-16 турки разрабатывают и собственный истребитель TF-X – машину как минимум с элементами 5-го поколения. Макет этого перспективного самолета (его фюзеляж выполнен по технологии «стелс»), можно было видеть на прошлогоднем авиасалоне в Париже. В 2017 году турецкий авиаконцерн TAI и британская компания BAE Systems подписали соглашение на 120 млн фунтов, предусматривающее участие инженеров из Соединенного Королевства в первой фазе проектирования, но фаза может затянуться. Проблема в том, что машине нужен двигатель, который во многом определяет конструкцию будущего самолета и над которым должен работать TEAC – еще один турецко-британский альянс с участием Kale Group и Rolls-Royce. Однако на Rolls-Royce давят американцы, да и сама английская компания не хочет пойти навстречу требованиям турок и полностью передать им все технологии, которые могут быть использованы в перспективном двигателе. В итоге срок выкатки TF-X уже перенесен с 2023 на 2025 год, и дальнейшие перспективы проекта крайне неясны.

Полетел недалеко

Турецкий многоцелевой ударный вертолет TAI/AgustaWestland T129 ATAK, на первый взгляд, вышел вполне удачным. Он является результатом доработки турецкими инженерами классической машины Agusta A129 Mangusta – первого созданного в Западной Европе ударного вертолета. Цель доработок – улучшить эксплуатационные характеристики исходной модели, особенно при работе на больших высотах и в жарком климате, приспособить под используемую турецкой армией номенклатуру вооружений. Всю авионику поставил турецкий концерн Aselsan – крупный местный производитель электронных систем и компонентов. Турецкий вариант задумывался и как модель с хорошим экспортным потенциалом: продавать машину концерн TAI намеревался в сотрудничестве с AgustaWestland (ныне Leonardo S.p.A). Турецкие доработки оказались неоднозначными: модель вышла перетяжеленной и не очень хорошо сбалансированной. Были выявлены и другие недостатки. Но главный удар по экспортным перспективам нанесла политика. Производитель турбовальных двигателей для вертолета – американо-британский альянс LHTEC – запретил продавать машину за пределы Турции. Во всяком случае, со своими силовыми установками.

Фрегат Ada
Фрегат Ada
Проект создания национального корвета в рамках программы MILGEM (тип Ada) реализуется с 1996 года, однако первоначально шла речь о локализации немецкого корабля производства Blohm + Voss. Сотрудничество не состоялось, и на свет появилась турецкая разработка.

Высокотехнологичный фрегат TF2000 – еще один разрекламированный администрацией Эрдогана «национальный» проект, который ждут проблемы, так как немецкий производитель судовых двигателей, на которые изначально рассчитывали турки, отказался от участия в создании корабля. Впрочем в меньшей размерности у турецкого военного судостроения успехи есть: в рамках той же программы разработки отечественных боевых кораблей MILGEM построено четыре корвета типа Ada.

Как уже говорилось, Турция весьма продвинулась в создании и производстве БПЛА военного назначения, имея на вооружении линейку разведывательных и ударных беспилотников. «Ударная» модель носит название Anka и представлена в трех модификациях – A, B и S. Два S, кстати, были потеряны турецкой армией в боях в Идлибе. Долгое время в разработке БПЛА Турции помогал Израиль, который является одним из мировых лидеров в отрасли. Но после того, как израильские коммандос взяли в 2011 году на абордаж лайнер Mavi Marmara, отношения стран разладились, и больше туркам на израильскую помощь рассчитывать не приходится. Еще одним важным турецким достижением здесь является разработка целой гаммы облегченных боеприпасов, которые можно применять с БПЛА.

В чем-то лучше России

Очевидно, что турецкий ВПК испытывает определенные проблемы, связанные, прежде всего, с завышенными амбициями руководства страны, которым не соответствуют ни технологические возможности местных компаний, ни готовность иностранных государств к сотрудничеству с турецкой оборонкой. Вместе с тем говорить о турецком ВПК лишь в негативных тонах было бы неправильно. Компании республики создают широкий ассортимент оружия и боевой техники для нужд национальной армии и на экспорт. Можно привести в пример линейки легкой бронетехники от компаний Otokar или FNSS (к примеру, семейство БТР PARS) или вспомнить самую дальнобойную в турецкой армии «самоходку» – САУ T-155 Fırtına, производимую, правда, по южнокорейской лицензии. В некоторых областях турецкий ВПК даже превосходит российский – например, в создании ударных БПЛА: в России пока сконструированы лишь опытные образцы. Не такая драматичная ситуация у турок с электронной элементной базой. Известно, что на российские подводные лодки, которые строились для Индии, устанавливалась электроника Aselsan.

БПЛА Anka
БПЛА Anka
Ударный беспилотник Anka-S имеет максимальный взлетный вес 1,6 т и полезную нагрузку 200 кг. Оснащается поршневым двигателем Thielert Centurion 2.0 мощностью 155 л. с. Может управляться дистанционно через спутник. Вооружен ракетами Cirit и специальным боеприпасом на основе ракеты UMTAS.

Армия под ударом

Но если турецкий ВПК серьезно продвинулся по сравнению с временами холодной войны и зависимости от западных технологий, то процессы, происходившие в армии, нельзя назвать прогрессом. Все эти годы турецкое общество менялось, уходя от традиционной модели (с культом воина, готового сразиться с врагом и, если надо, с честью погибнуть) и приближаясь к европейской модели с другим набором ценностей (ценность человеческой жизни, права человека, личный успех). Престиж военной службы сейчас уже не так высок, как прежде, и многие офицеры предпочитают уйти на гражданку, где их профессиональные навыки востребованы и хорошо оплачиваются. Особенно это касается пилотов ВВС.

К объективным факторам добавляются субъективно-политические. Стремясь покончить с традиционно активной политической ролью военных в Турции (армия не раз в истории брала власть в свои руки), правительство Эрдогана проводило кампании по дискредитации офицерского корпуса, которые переросли в настоящие гонения после неудачного переворота 2016 года. Тогда многие опытные турецкие военные, работавшие за границей (например, в структурах НАТО), предпочли просто не возвращаться в страну. Однако сбрасывать со счетов турецкую армию не стоит. В недавних событиях в провинции Идлиб турецкие подразделения (представленные в основном силами специального назначения) показали себя эффективной военной силой, продемонстрировали стойкость, несмотря на ощутимые потери. Они хорошо вооружены и их боевой дух по-прежнему силен.

Картина дня

наверх