Рудник «Мир» - это бывший алмазный рудник открытого типа, расположенный в Мирном, Восточная Сибирь. На момент закрыти...Посланница дьявол...
    Почему Сталин сменил фамилию? (еще одна версия) Многие считают, что псевдоним «Сталин» Иосиф Виссарионович Джугашвил...Ловец снов: как н...
    Охота призрака на души молодых. https://www.facebook.com/1000245...Фрэнсис Скотт Фиц...

Астрономы: Земля - это концентрированная пыль, но мы не знаем, как она образовалась

Трехлетняя программа Университета штата Нью-Мексико, финансируемая Национальным научным фондом и НАСА, позволит создать дорожную карту формирования планет с помощью суперкомпьютеров.

Планеты, скорее всего, образовались из одного диска

"Это исследование будет использовать мощные компьютеры для создания симуляций формирования планет и сравнить результаты с современными наблюдениями", - говорит доктор Владимр Лира, занятый в программе. - Это исследование позволит решить, какие модели описывают формирование планет с большей вероятностью".

Лира пояснил, что проект станет крупнейшим совместным исследованием за последние десятилетия. Подключены Университет Аризоны, Университет Невады в Лас-Вегасе, Университет штата Айова и Институтом SETI.

"Земля, по сути, представляет собой шар из пыли", - говорит Лира. - Мы хотим знать, как формировались планеты вокруг Солнца. Одна из подсказок заключается в том, что, хотя пространство трехмерно, Солнечная система в основном плоская, как блин: все планеты вращаются вокруг одной плоскости. Проще всего добиться такой конфигурации, если допустить, что планеты формировались из диска вокруг Солнца. А тот факт, что Юпитер и Сатурн состоят в основном из газа, подразумевает, что этот диск был диском из газа.

Если мы хотим объяснить процесс планетообразования, нам нужно пояснить поведение этих газовых дисков вокруг молодых звезд".

Юная Солнечная система в представлении астрономов

Два основных фактора, позволяющих лучше разобраться в планетообразовании:

• Во-первых, компьютеры стали достаточно мощными для моделирования этих систем;
  • Во-вторых, современные телескопы позволяют почти беспроблемно наблюдать формирование планет вокруг молодых звезд. Есть надежда, что наблюдения подтвердят компьютерные модели.

Звучит просто? Это не так. Есть одна проблема, которую классическая физика не решила.

"Вездесущий процесс в газе - это турбулентность. Однако турбулентность - это последняя нерешенная проблема классической физики, - поясняет Владимир Лира. -Мы не можем точно предсказать, как турбулентность поведет себя в будущем. Это связано с тем, что турбулентные системы являются хаотичными, это означает, что система очень чувствительна к начальным условиям. Отсюда возникает представление о том, что бабочка, хлопающая крыльями, способна вызвать ураган".

Именно такое непредсказуемое движение газа и пыли при формировании планет Лира и его коллеги пытаются воссоздать с помощью компьютерной модели.

«Когда солнце светит в вашей комнате, иногда вы можете видеть частицы в воздухе, и их движение беспорядочно и турбулентно", - объясняет Лира. - То же самое происходит в космосе. Мы вы оцениваем вычислительно. Именно в пыли происходит формирование планет. Как и пыль в вашей комнате, диски вокруг молодых звезд также содержат пыль. Сначала пыль концентрируется в пылевые крошки, а затем они становятся все больше и больше, пока не образуются камешки и камни. Проблема в том, что нужно найти способ собрать эти камни».

"Это не произойдет само собой, потому что одни камни слишком малы, чтобы притягивать другие камешки. У них недостаточно массы, чтобы сколлапсировать, однако турбулентность позволяет им собраться вместе и сформировать планету".

За последние 10 лет исследователи наблюдали за пылевыми дисками, которые вращаются вокруг молодых звезд. Общий вывод — мы наблюдаем космические ураганы, не более того.

"Эти вихри очень хорошо концентрируют пыль, - утверждает ученый. - Прямо сейчас мы запускаем на компьютере модель, которая показывает, что концентрация камешков в одном из таких ураганов способна достичь плотности, необходимой для их коллапса в планеты".

Исследования Лиры сосредоточены на поиске путей создания турбулентности в газовых дисках вокруг молодых звезд. Он говорит, что существует множество возможных путей возникновения турбулентности. На самом деле, их слишком много, чтобы они собрались в одну точку, поэтому и существует сотрудничество между различными университетами. Каждый узел сетевого сотрудничества будет изучать один из аспектов планетообразования. В конечном итоге они объединят свои исследования, чтобы прийти к единой теории.

=0=0=

‎Сделано путь для возвращения сербского народа с его корнями и практемами ‎

recnik4‎ЭТО ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ДОКАЗАЛА, ЧТО СЕРБСКИЙ ЯВЛЯЕТСЯ СТАРЕЙШИМ ЯЗЫКОМ В МИРЕ (ВИДЕО)‎

‎Бранислава Бозинович – грандиозная и великолепная женщина, истинный сербский преданный, который, изучая санскритский язык, узнал, что наш сербский язык больше всего связан с древним санскритский язык‎
‎"Если вы хотите уничтожить некоторых людей - уничтожить его историю!"‎
‎Официальная "научная" общественность Сербии на протяжении более века кажется "небрежной", без воли или способа борьбы с сфабрикованной историей сербов, целью которых является сокрытие и уничтожение сербской идентичности и чтобы сербы навсегда остались безкорысненными тыквами, согласно ложной и кованой истории, в которой сербы являются ордой дикарей, которые переехали на Балканы откуда-то в 7 веке (662 г. н.э.) и начали убивать и похищать людей, которые жили там. Кульминация этого культурно-духовного геноцида путем создания сербской истории была достигнута сегодня.‎
На 35-м этаже. На заседании Комитета Оон в Париже Франция, дерзко и с ужасающим давлением, попыталась переименовать сербские монастыри, церкви, все сербское культурное и другое наследие в Косово и Метохии в «косовское наследие».‎
‎Это потрясло сербов...‎
‎Шокировать это могут только наивные сербы, а не отрезвленные, потому что, ради Бога, «французы – наши проверенные союзники», «друзья».‎
‎Души-опекуны "теории заговора", которые бдение над "глобальной деревне", чтобы сорвать любые попытки сербов, чтобы обнаружить их истинное происхождение, что влечет за собой глубокое прошлое, прямо механически сказать: "люди нечего есть, и вы пишете о некоторых нерелевантных великой истории там".‎
‎Если эта более глубокая история не имеет значения, почему эта последняя выкована? И это делается в вульгарно! По "наши друзья". Конечно, история имеет значение, потому что она показывает преемственность существования одной нации на всех уровнях: экзистенциальной, экономической, культурной, научной, духовной, идентичности... И если вы подделать его через официальную «истинную» историю, вы можете полностью изменить образ одной нации, так что вы можете превратить культурную, либертарианскую и цивилизованное нацию в орду дикарей, неграмотных первобытных дворецких и истинных полчиок дикарей, чтобы превратиться в «цивилизованные культурные» нации, так как политика основана на истории (так называемая «война с террором»). "Официальная история"), используемые политиками, чтобы "доказать и изобразить" что-то.‎
‎Это лишь один пример, до сих пор, попытки выковать историю, от наших "проверенных друзей", "союзников", и Есть много, как они, которые вошли в настоящее книги по истории!‎
‎Бранислава Бозинович - грандиозная и великолепная женщина, настоящий сербский преданный, изучавший санскритский язык, узнал, что наш сербский язык больше всего связан с древним санскритском языком, и эта родственность находит свое отражение в чрезвычайно большом количестве слов, как на 19-м, так и на грамматических уровнях, которые все проникают на самый ранний уровень Веды, на уровне РГ-Веды, который является периодом от 4000 лет назад!‎
‎Бранислава была настоящей эмерикой, по образованию была лингвистом и инженером-механиком, направлением аэродинамики. Она была аэрокосмическим инженером, не обычным, а одаренным, творческим и экспертным инженером, потому что если бы она этого не сделала, крупные компании, такие как Mercedes Benz, не были бы вырваны у нее. Бранислава всегда отвергала эти предложения, оставаясь верной Институту дорожного движения в Белграде до своей отставки.‎
‎После выхода на пенсию, до своей смерти, она жила в деревне Заджекар Вражорнац.‎
‎Биография Браниславы показывает, что ее любовь к Санскрито была оплодотворена ее отцом, Светиславом Бозиновичем, родившимся в 1906 году. В Врбике близ Заекара автор сборников рассказов «Отвергнутые люди» и «На лесных тропах», профессор средней школы Заекар, а затем и ее любовь к санскриту воспламеняются, читая книги известного хорватского санскритолога Седомира Велиачича, после чего она отправилась в Индию изучать санскрит в священном индийском городе Бенарес. Вернувшись в Белград, она продолжила свои санскритские исследования с профессором Радмилем К. Стояновичем.‎

‎Кульминацией ее исследования является "Словарь родственных сербских и санскритских слов", в трех томасов, опубликованных в издательстве "Pesic и сыновья" в 2000 году. год.‎
‎С этой стороны Бранислава неопровержимо доказала не сходство, а почти идентичное сербскому и санскриту языкам. А так как санскрит считается языком, из которого возникли все языки мира, то более чем ясно, какое значение имеет работа Браниславы Божович для сербской культурной самобытности, культуры, науки, духовности! Прежде всего, она проложила путь к возвращению сербского народа к себе, с его корнями, с его корнями, к источнику нашего бытия, к консолидации в полном самосознании в нем, к укорениться в его ядре и никогда больше не сбиться с пути, потому что, как это губительно для нас, это показывает как раз сегодняшний момент, когда мы разбиваемся и разрушаемся гораздо яростнее, чем в предыдущие десятилетия.‎
6754
‎Бранислава Бозинович;
‎Вот что говорил Бранислава:‎
‎"В каждом экзистенциальном кризисе и особенно в том, как сербский народ находится, по ряду причин и особенно для поддержки идентичности, поиск корней активен. По моей информации и оценке, они выполняются двумя неуместными способами. Во-первых, по авантюрным корням, по мнению тех, кто вспыхнул после сербского народа были переведены в христианство и получил алфавит, что делает историю; глубже, чем это, его дерево катушки на византийских и даже семитских корней. Другой путь является непростительным романтическим, признавая фонетическое сходство между названиями некоторых географических мест, начиная с Ганга и далее, с сербскими словами, делать произвольные выводы о возрасте и движении сербов.‎
Сербство имеет сербский язык, и если быть языком, как говорят поэты и лингвисты, и если он является самым близким родственником Санскрту, то глубина сербских корней должна измеряться языком. Только санскрт может быть эталоном, и цель Rg-veda – поиск глубочайших сербских корней. Мои исследования показывают, что родство этих двух языков читается в этом самом глубоком, доступном слое».‎
‎"Это драма нашего интеллекта! Она знает других людей лучше, чем она знает свой народ! Вы не можете катушки этих людей к христианству ... Затем, grafm его с национализмом, национализм Западной Европы в 19 веке, и теперь мы оказались националистами. Так что у него есть катушки коммунизма, и эта гранулы не очень хорошо это угомились. Гораздо лучше в городах, а тем более в сельской местности. Потому что есть настоящие сербы.‎
‎Так что теперь мы собираемся привить его либеральной демократии, и все эти катушки глубоко убеждены, что все, что имеет значение только для того, чтобы принести гранулы. И где он, что это за гранулы? Он собирается родить плоды такой большой (его руки показывают, что он думает большие фрукты) или некоторые шишки?‎
‎Итак, мы заметим, что через 50 лет мы что-то упустили. Это корни. Мы не можем говорить о наших корнях до святой Савы и примитив христианства. Интересно... где мы были до этого?‎
‎"Слово два о тюркизме. Это варварское племя упало в Индию почти за три столетия до битвы при Косово, где оно столкнулось с цивилизацией на пике своего развития и обогатить язык займами санскрта и его формирующихся живых языков. Большинство слов Вук Караджич и лингвисты тогда называют тюркизмом на самом деле турецкие кредиты из Индии. Для этого введения, пусть в качестве аргументов служить: kabadahia, замечательно, на.‎
‎Большинство сербских слов, связанных с религией, таких как: церковь, кандило, алтарь, пост, бог, вишня и многие другие, находятся в санскрите вместе с национальными достопримечательностями: шелковый олень, антерия, опанак. Я думаю, пришло время нам это знать!‎
‎Не зная этого и осмелитесь бесхистия сербского бытия легко сделать выводы, по которым он тот, кто он есть и не тот, кто он есть, я имею в виду безрассудно и безрассудно относиться как к своему народу, так и к себе».‎

‎Что Вы будете делать?‎
‎Суть изучения сербского языка, параллельно с санскритом и его родственным с сербским, заключается в перечислении забытых слов сербского языка, которые все еще живут в людях, проживающих в стране, но не на сербском языке.‎
‎К сожалению, у нас есть команды людей, которые постоянно работают в течение многих лет, чтобы стереть все истинные исторические понятия идентичности о сербах, об их языке. К счастью, сербы были Бранислава защищать славу сербского языка. Хотя она умерла в 2004 году, она все еще была женщиной. Бранислава Божинович своим великолепным трудом присутствует в сердце сербского народа, бессмертного и вечного!‎
‎Ее работа будет соединительной тканью для нынешних и будущих исследователей на пути возвращения сербского народа к себе, их истинным корням и идентичности!‎
‎Нам, как народу, нелегко вернуться к своим древним корням и самобытности, но это должно быть начато, возродить идентичность через разоблачение нашей ложной истории, освещая реальную, изучая наш язык, сравнивая его с санскритом, как наша Бранислава наметила таким образом! И когда кто-то начинает делать это так, как она делает, со всем ее существо и знания, вы получите представление, что это сербский (с большим количеством забытых слов и терминов, не иностранцев, со словами, которые не в словах, но они живут в народе) и санскритский язык, тот же язык, который в какой-то момент Бранислава сама сказала объяснить родство сербских и санскритских слов. :‎
‎"Нет, нет... Сербский и санскрит, то же самое... "‎

МАЧЕЙ СТРЫЙКОВСКИЙ ХРОНИКА

ПОЛЬСКАЯ, ЛИТОВСКАЯ, ЖМУДСКАЯ И ВСЕЙ РУСИ

МАЧЕЯ СТРЫЙКОВСКОГО

По изданию 1582 года

ТОМ I

Варшава, 1846

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

Глава 1. Истинное и достоверное происхождение всех славянских народов.

Глава 2. О происхождении славного народа русского, славянского, сарматского и почему называются Словаками (Slowakami).

Глава 3. О Белой и Черной Руси, древних народах, восточных, северных и южных, и их князьях: Велико-Новгородских, Изборских, Псковских, Белозерских, Киевских, Луцких, Владимирских, Волынских, Галицких, Подгорских, Подольских.

Волгари или Булгары. И все же Руссаки, Москва и Булгары (Bulgarowie) или Волгари (Wolgarowie), названные от реки Волги (над которой широко жили с давних лет), а также другие Славяне (Slawacy), писать начали раньше, чем мои Поляки.

В любом случае вернейшим и основательнейшим фундаментом [является то, что] как от других сыновей Ноя и их потомков другие [племена] размножились в разные народы, так и от нашего патриарха Мосоха (Мешеха), шестого сына Иафета и его потомков: Русса, Леха и Чеха достоверно выводят происхождение и имеют начало [своего] народа все Руссаки, Поляки, Москва, Болгары, Чехи и все славянские языки, какие только есть под небесами. О этом будет рассказано более пространно, но по определенным причинам отложим это на другое время, здесь же уделим немного места только для краткого [рассказа] о славянском патриархе Мосохе, чье имя издавна упоминают важнейшие историки: Mosoch, Moscus, Mosca, Mosci, Moscorum, Moschovitarum, Modocarum и т.п.

Прежде всего Моисей, пророк и огласитель Закона Божьего (Бытие, гл. 10) и Бероэс, халдейский жрец и древнейший историк (кн. 4 и 5), под 131 годом после потопа и далее пишет так: Moschus vero Moschos simul et in Asia et in Aeuropa fundavit, будто бы Мосх (Мешех) основал народ Московитов сразу и в Азии, и в Европе,

Потом Ксенофонт в Греческой истории, Аполлоний в песни Аргонавтика, Геродот и Гай Юлий Солин в Энциклопедисте (гл. 20 и гл. 40), Птолемей (кн. 5, гл. 6, 9 и 13), Плиний в Естественной истории (кн. 5, гл. 27 и кн. 6, гл. 9 и 10), Помпей Трог и Юстин, Помпоний Мелла в Истории о положении мира (гл. 2), Иосиф Флавий в Иудейских древностях (кн. 1), Филон Иудей (Александрийский) в Толкованиях Библии, Корнелий Тацит, Страбон и все прочие стародавние еврейские, халдейские, греческие и латинские историки, а из недавних и другие хронисты нашего времени, [такие] как Миареций (Miarecius) 12, Винцентий Кадлубек, Галл Аноним, Длугош, Меховский, Йост Деций в Происхождении поляков и Фамилии Ягеллонов, Ваповский, Кромер (кн. 1, гл. 5, 8 и 12), Бельский и другие польские [историки]; Тилеманн Стелла, Цезариус (Cesareus) 13, Карион, Филипп Меланхтон, Куреус и другие немецкие [историки]; Эней Сильвий, Волатеран, Дубравий (Datravius) 14 и другие итальянские и чешские [историки] во многих местах определенно (dowodnie) упоминают о патриархе Мосохе, о Москве (Moskwy) и местах с таким названием. А Теодор Библиандер 15 в de optimo genere explicandi Hebraica (о избранном народе евреев) говорит так: Mosoch vel Mesoch partem Asiae ad pontum accepit, ubi Moschitae, vel Moschovitae et Moschici montes et finitima loca Capadociae etc. (Мосох или Месох принял часть Азии от Понта, где [находятся] Мосхиты или горы Московитов и Москов и близлежащие районы Каппадокии)

Герберштейн о Москве. Однако сам Сигизмунд Герберштейн при описании города Москвы выше говорит так: А что город Москва другим местам давал от себя названия, это не точно, но правдоподобно, что город получил название от реки. Nam esti urbis ipsa olim caput gentis non fuerit, Moscorum tamen nomen veteribus non ignotum fuisse constant, ибо хотя сам город Москва перед этим не был столицей и не был главным у этого народа, однако верно и то, что древним историкам было известно имя московитского народа от Мосоха 20Бытие. 10; Иосиф [Флавий], кн. 1, гл. 14; Филон, Библейские древности; Бероэс, кн. 4 и 5. Moscus vero Moschos simul et in Asia et in Europa fundavit. (Моски, а на самом деле Мосхи, одновременно обосновались и в Европе и в Азии). То же о Москве после долгого изучения происхождения славянских народов утверждает и Кромер в Польской хронике (кн. 1, гл. 8). И заканчивает так: Nec est incredibile eos (scilicet Moschovitas) cum Moschi, Modocae sive Amaxobitae antiquitus dicerentur, aliquando in vicinorum et cognatorum Russorum sive Roxolanorum nomen transisse, postea vero pristinum (id est nomen Moschorum) resumpsisse, etc. (кн. 1, гл. 8). (В древности их (то есть Московитов) называли также Москами, Модоками или Амаксобитами, иногда у их соседей и родственников появляется имя Русских или Роксоланов, а потом было восстановлено прежнее (то есть Москорум) название).

Итак, Мосох, шестой сын Иафета, внук Ноя, после того смешения языков со всем своим народом двинулся из Вавилона за своим родичем Сарматом или Сарматой, сыном Истры или Иоктана, внуком Сима 21 и правнуком Ноя, о чем есть свидетельства у Моисея (Бытие, 10) и Иосифа (Иудейские древности, кн. 1, гл. 1422Об этом тоже читай Кромера (кн. 1, гл. 21) о СарматахИ вместе с сыновьями Истры, то есть со Славянами, которые к ним присоединились, как пишет Бероэс, они двинулись через Армянские горы и Скифские или Татарские поля, из восточных стран к северным частям света. Когда сарматы поселились у Черного моря. И сначала осели над берегами Понта или Черного моря в 131 году после потопа и на 25 году царствования Нимрода в Вавилоне, а согласно другим историкам и географам, в 175 году от потопа и в 1830 году от Адама. Эти русские народы славянского языка, которых Святое Писание в Библии и все старшие историки издавна называли не Руссаки и не Русины, а Мосохи, Мосхи, Месхи, Модоки, Моссены, Мосхоикоики, и т. п. (Mosochos, Moschos, Mesech, Modocas, Mossenos, Moschoicoicos), пошли от патриарха Мосоха Иафетовича, а не от этой нынешней новой Москвы.

Тот же Мосох, сын Иафетов, живя над Понтом Эвксинским [или] Черным морем, размножил свое [племя] в великий народ, а потом, заложив там в полях королевство Колхов (Colchorum), славное золотым руном и плаванием Ясона, размножил и широко расселил там славянский народ. Когда славяне (Slawacy) поселились над Волгой и Доном. Его потомки двинулись дальше, в северные края за Понтийским или Черным морем, где широко расселились в полях над реками Танаисом или Доном и Волгой и над Меотийским озером или морским заливом, в который впадает Танаис, и за короткое время размножились в великие народы. Иафет [значит] расширение. Так в потомстве Иафета и Мосоха исполнилось значение их собственных имен, ибо Иафет на халдейском и еврейском языках означает расширение или расширяющий, а Мосох означает растягивающий, вытягивающий и далекий; так же и их потомки по счастливому поздравлению и благословлению патриарха Ноя и предназначению имен своих предков далеко расширили и протянули свои поселения и наполнили народами слявянского языка все северные страны и части света Среднего Востока (miedzywschodnie). Начиная от Каппадокийского и Колхидского царств и вышедши около Боспора Киммерийского к Черному морю или Понту Эвксинскому, заселили они все берега Танаиса, Оки, Волги, Камы (Chamy), Днепра, Буга 23, Десны, Днестра, Дуная и в своем долгом движении вплоть до истоков Двины и Немана и в конце концов до самого Ледовитого [океана] и Балтийского или Венедского, а по-московскому Варяжского моря, омывающего нынешнюю Лифляндию, Швецию, Финляндию и достигающего Норвегии, распространили имя, силу и власть славянского языка.

Асармот же, или Сармата, сын Иоктана, внук Сима 24 и правнук патриарха Ноя, согласно Иосифу (Иудейские древности, кн. 1, гл. 14) и Моисею (Бытие, 10), который тоже поселился было в тех северных странах [вместе] с Мосохом, своим двоюродным (stryjecznym) дедом, дал свое имя и прозвище сарматам, и от него всех нас зовут сарматами, то есть людьми высокими и высокомерными (wynioslymi) 25. Ибо Тилеманн Стелла в выводе генеалогии Иисуса Христа (deductione Genealogiae Jesu Cristi) так объясняет название сарматов (Sarmatae vocabulum)Igitur a Riphat Filio Gomeri Riphaei qui sunt Sarmatae et Heneti. Nomen autem Heneti Hebreis significat Vagabundi, Graeci dixerunt Nomades, id est, subinde alia pascua et alia loca quaerentes, sarmata autem interpretatur Dux altitudinis, vel Dux superioris regionis. (Итак, Рифат — сын Гомера, Рифеи — это Сарматы и Генеты. Название Генеты на еврейском означает бродяги, греки же зовут их Номады, то есть время от времени бродящие в поисках других пастбищ и других мест. Сармата же означает князь высоты или князь вышележащих районов). Sarmata Dux altitudinis. (Сармата — князь высоты).

Сарматы называются так от Ассармота или Сармата, сына Иоктана, внука Сима и правнука Ноя, а не от Твискона или Аскены, сына Гомера, как некоторые наши [авторы], а сначала и Длугош, писали из немецких хронистов. И не от Явана и Элиccы (Jawan i Helissa), как мимо брода (chibiwszy brodu) указал старина Меховский в первом рассуждении о происхождении поляков, кн. 1, гл. 1, стр. 1 (in deductione primae origines Polonorum), ибо Яван и его сын Элисса 26 размножили греческие и латинские народы, а не сарматов, которые и языком и старинными обычаями очень отличаются от греков и латинян, а также от немцев.

Вармийский епископ Кромер в своей хронике, которая высветила польскую историю из темноты и выгребла ее из глубокой и замкнутой пропасти, свое мнение и мудрое рассуждение о названии и происхождении сарматов пишет в начале первой книги в главе 12 под названием: ubi asserit Sarmatas esse Slavos et Venedos ipsosque esse priskos Sarmatas, vel it Graeci dicunt Sauromatas: dispersique a turris Babilonicae edificatione post diluvium universae terrae hominibus, has oras occupasse opinentur: Non a Twiskone sed ab Assarmote seu Sarmate, quem Moses et Josephus Hebraei scriptores Istri, vel Jectani filium, Semi nepotem 27, Nohae pronepotem fuisse memorant, nomen originemque ducentes, etc. (где он утверждает, что сарматы или савроматы, как их называют греки, это славяне и венеды, которые разбрелись после всемирного потопа и строительства Вавилонской башни и заселили эти края. Они произошли и были названы не от Твискона, а от Ассармота или Сармата, которого летописи Моисея и еврея Иосифа именуют сыном Истры или Иоктана, внуком Сима и правнуком Ноя). Sarmatae et Slavi non a Tviscone ut vult Crantius, sed ab Asarmote in Aeuropa. (Сарматы и славяне [появились] в Европе не от Твискона, как хочет Кранций, а от Асармота).

А халдей Бероэс в кн. 4 пишет, что Твискон 28 был королем Сарматским от Танаиса до самой реки Рейн (Renu), а также в кн. 8 упоминает, что в 131 году от потопа Твискон основал великий народ Сарматов, и наряду с этим там же сообщает, что Моск (Moscus), Мосох (Mosoch) или Москва (Moskwa) заложил и размножил Московские королевства в Азии, а заодно и в Европе. Бероэс, кн. 4 и кн. 8.

Там же в той же книге (eodem libro) также пишет: Anno hujus Nini quarto etc. На четвертом году правления Нина, третьего вавилонского короля, гигант или великан (obrzym) Твискон учил Сарматов праву или закону на Рейне (u Rhenu), и т. д.

Наконец, Кромер asserens pulcherrimis argumentis, Slavos et Sarmatas Germanos non esse cap. 6, lib. 1 (с помощью красивых аргументов (кн.1, гл.6) утверждает, что славяне и сарматы не немцы), с помощью красивых аргументов делает вывод, что Бероэса при полном доверии к его истории надо отбросить (zostawil), а Сарматов или Славян (Slowaki) считать размножившимися не от Твискона, а от Асармота или Сармата. Кранция, Иордана, французские хроники (Franciska Ironica) и немецких историков vi veritatis victos ac manus (как сам пишет) dantes, силой истины победил, добровольно поданые руки связал, суждения их своими ясными доводами порушил и в ничто обратил. Ясно свидетельствует об этом и честный Плиний, ученый географ и большого дарования историк, говоря: Sarmatae quidem serte Germani non sunt, etc. Воистину сарматы это не немцы, ибо отделены от них рекой Вислой, изгибающейся к восходу солнца.

Плиниево мнение и суждение о Сарматах, подкрепленное исчерпывающими доводами, [разделяют] также Корнелий Тацит, Страбон, Птолемей и другие славные историки и географы.

Глава вторая

О происхождении славного народа русского славянского, сарматского

и отчего [они] называются Славаками

О Славаках и Славянских землях народа русского: откуда пошло (uroslo) их прозвище? На это, милый читатель, у разных историков есть различные мнения. Однако очевидно, что наши предки Славяне или Славаки славились рыцарской отвагой еще со времен Троянской войны. Пафлагония. А их поселения были в Пафлагонии, области Малой Азии у Понта Эвксинского или Черного моря, где теперь живут турки и греки, а среди них Славаки, Сербы и Болгары, вернее, их остатки, которые считают себя не пришельцами, как турки, а собственными наследниками Пафлагонской земли со стародавних веков, о чем я и сам имел с ними частые беседы в 1574 году, когда бывал в тех краях.

Прокопий. Готская война (de bello Gotico). Славный и стародавний историк Прокопий тысячу шестьдесят лет тому назад во времена константинопольского императора Юстиниана в году Господа Христа 528 и при 49 папе Гиларии 29 тоже упоминал Славаков 30, когда писал о Готской войне.

А не менее древний хронист алан (Alanus) Иорнанд в 492 году от Христа пишет, что имя или название Славаков 31 в его времена было новым, однако свидетельствует, что славянский язык (movie Slowienska), которым пользуются теперь все Славаки, существовал издавна. Этому известию тысяча и 88 лет.

Древнейшие языки после потопа. Должно быть, так оно и было, ибо после смешения языков у Вавилонской башни самым первым был язык халдейский и еврейский (hebrejski) или жидовский (zydowski), потом скифский или татарский; египетский, эфиопский и индийский; потом греческий и латинский. Шестым был наш, славянский, от Мосоха, шестого сына Иафета; за ним немецкий от Твискона.

Древность славянского языка. Вот так и Иорнанд, который писал свою хронику тысячу с лишним лет назад, свидетельствует, что славянский язык существовал издавна, и в этом не ошибается, ибо, согласно Бероэсу, он возник вместе [с другими] в 131 году после потопа.

Иорнанд в другом месте пишет о славаках. Тот же Иорнанд, который [жил] при 55 императоре Маврикии 32, в 584 году от Господа Христа пишет, что славаки жили в странах к северу от Истра или Дуная. Славянские войны. А потом, переправившись через Дунай, разорили и повоевали обе Мезии (Missia), Паннонию, Венгрию, Австрию, Македонию, Фракию, Истрию. Почему и откуда названы поселения древних славаков. И, мечом обеспечив себе безопасное проживание в этих краях, одни осели в тамошних землях, другие между реками Дравой и Савой в Иллирике и в Далмации, и все единодушно сами от себя эти земли назвали Славянскими в честь своих славных подвигов. Славаки грозят (silni) римлянам и грекам. А расширяя свои границы и постоянными войнами закладывая основы мира для себя и своих потомков, Римскую и Константинопольскую империи пригнули почти до земли, ослабив их ряды. О чем подробнее найдешь у упомянутых историков: Иорнанда, Прокопия и других.

Славаки славны войнами, год 298. А Блондус 33, который сто двадцать лет [назад] писал историю об упадке Римского царства, в правление Аркадия и Гонория, которые были императорами в 298 году 34 от Господа Христа, делает древнейшее упоминание о славянском народе, который был славен уже в то время.

Помпей Трог и Юстин (кн. 32) о славянских предках. Помпей Трог, древнейший среди всех этих историков римский историк, который еще до рождения Господа писал историю различных народов, а из него Юстин в книге 32 так пишет о народе славян, которых также называют Истрами. Истрами Славаков зовут от Дуная. Ээт или Аэта, король Колхиды, земли, лежащей над Черным морем недалеко от реки Танаис или Дон, текущей из Московии, когда Ясон с аргонавтами увез у него дочь Медею с великим сокровищем (которое поэты зовут Aureum vellus (Золотым руном)), послал за ним в погоню двадцать тысяч человек на кораблях по Черному морю. Мореплавание рыцарства короля Ээта, гонящегося за Ясоном. Когда они приплыли к устью Дуная, то поднялись по нему на своих кораблях, пока не приплыли к устьям рек Савы и Дравы, а потом по реке Саве пришли под горы Итальянские Альпы. И на плечах перетащили свои корабли через горы по волокам или на плечах перенесли до берегов Адриатического моря, гонясь за аргонавтами и Ясоном и разыскивая злодеев и изменников, ограбивших их короля Ээта. В году 4010 от сотворения мира. Но когда их там не нашли, как надеялись, то, порушив свои корабли, пришли на итальянские поля, где ныне славный город Аквилея. И там осели, полюбив положение этой щедрой земли и не желая возвращаться обратно домой в Колхидское царство — либо из страха перед своим королем Ээтом, что не догнали его злодеев, либо им опостылело тоскливое мореплавание и волокита.

И вот так, когда наши Славаки поселились в итальянских полях на берегах Адриатического моря, которое ныне омывает Венецию и ее окрестности, их прозвали Истрами от реки Истры или Дуная, по которому приплыли из моря и из своей страны Колхиды. Их можно называть Истрийцы (Istrijczykowie) или Дунайцы (Dunajczykowie), ибо Славаки Дунай называют Wister а латиняне Ister, как у Овидия в Элегии с Понта к Максиму (ad Maximum):

Quaeque aliae gentes ubi frigore constitit Ister, etc.

Где покрывается льдом на зиму варварский Истр, и т.д. 35

И из Элегии к Весталису (ad Vestalem) 7, кн. 4:

Jam vides onerata ferox ut ducat Jasis
Per medias Istri plaustra bubulcus aquas.

Видел, как груженый воз с воловьей упряжкой по Истру
Посуху стрежнем реки гонит отважный язиг.

Овидий удивлялся, что Ятвяги (Jatwiezowie) 36 ездили через Дунай по льду на возах.

Idem: Binominis (имеющий два имени) Istri, etc. Дунай называют Истром и другие историки и географы, а Славаки, широко расселившиеся над ним и над Адриатическим морем, звались Истрийцами или Истрами. Отсюда каждый очевидно и убедительно может видеть, что Славаки издавна распространились в Азии и в Европе, многие из них поселились в Итальянских и Греческих краях, и все они происходят из потомства Иафета и его сына Мосоха. За 1800 лет [до нас]. Откуда выходили славянские народы. Из зимних стран, а особенно из тех краев, которыми ныне владеет Москва, и от озера Меотис и Черного моря или Понта Эвксинского, ища спокойного неба и наиболее пригодных для жизни (zyzniejszych) мест, [они] приходили в те европейские страны, в которых повсюду живут и ныне. Сарматы, Роксоланы. Сначала [это были] Сарматы и Роксоланы, либо руссаки, которые вели долгие войны с Митридатом, этим славным понтийским королем. Об этом читай Волатерана. После них [были] Готы, Кимвры и Вандалиты, часть которых поселилась в тех странах, где ныне Литва, Жмудь и Латвия, как свидетельствуют шведские и датские историки и урожденные немцы Сицилиус Кимбер (Cilicius Cimber) 37 в прологе к Дитмаршской войне (in proemio belli Ditmarsici), Карион во второй книге третьей монархии второго века и Иоахим Куреус Фрайштадский (Joachimus Cureus Freistadiensis) в Истории Силезии 38Сицилиус Кимбер (Cymber) и Карион в книге 2.

А другая часть тех же вандалитов, готов и кимвров, объединив свои силы со Славянскими и Немецкими, а также с Литовскими народами, повоевали всю Европу, Венгерскую, Греческую, Итальянскую и Французскую земли.

Рим разорен вандалитами в 429 году от Христа. Эти вандалиты не обошли и Африку, третью часть света, и Рим, который жестоко разорили, а в в Африке жили лет двести, о чем везде имеем уже и явную историю, [однако] отвлекаться на это не хочется.

Волгары и булгары. После Вандалитов, Сарматов, Готов и Роксоланов из тех же полей и Московских краев, северных и восточных, вышли другие народы того же славянского языка, которые от реки Волги именовали себя Волгарами (Wolgarami) или Булгарами. Булгария или Волгария — большая страна по обоим берегам реки Волги между Европой и Азией. Эта река начинается в Ржовской (Rsowskiej) московской земле из озера Волго 39Ржова (Rsowa) — землица, в которой начинается Волга. Вобрав в себя много других больших рек, [Волга] течет далеко через Московские края, а потом, проходя через Казанскую, Заволжскую, Ногайскую, Астраханскую и другие татарские орды, за Астраханью семьюдесятью двумя устьями впадает в Каспийское или Гирканское и Персидское (Porskie) море, которое Москва зовет Хвалынским морем. Волга — река Эдель (Edel) или Ра (Rha). По-московски Волга, а по-татарски Эдель (Edelsu); Птолемей и греки дали ей имя Ро (Rho) 40, а наш Бельский, не разбиравшийся в Московских краях, считал ее тем же самым, что и Танаис или Дон.

Движение волгаров от Волги. Вот от этой реки Волги и из тех полей (от которых Князь Московский и ныне пишется Господарем Булгарским), наши славянские предки Булгары или Волгары, ища лучших мест, двинулись великой ордой со многими людьми и сначала пришли к Черному морю и озеру Меотис. А некоторые пишут, что из отчих полей их вытеснили татары, что вряд ли, как убедительно покажем ниже. И там немалое время спокойно жили над Черным морем, между реками Доном и Днепром, где ныне Киркельские (Kirkielscy) 41, Крымские и Мангупские татары.

Волгары в Таврике. А когда размножились в тех полях, то со временем осели в Таврике, которую перекопский царь ныне подчинил своему престолу. Потом услышали о несогласии римских императоров и что их повоевал Аттила, [который] в то время с гуннами или уграми от реки Угры в тех же Московских краях, пройдя большую часть Европы, завладел Венгерской землей. Волгары Славаки вторглись в римские земли в 420 году от Христа и поселились в Валахии и Мултении. И наши Булгары со своим князем Дербалом (Derbalem) 42 по воде и по земле двинулись в Дакию, тогдашнюю римскую провинцию между Дунаем и Днестром, где ныне живут Валахи и Мултяне. И, выгнав даков, сами силой завладели той страной в 420 году от Господа Христа. Потом, в 454 году, узнав о смерти императора Феодосия 43, переправились через Дунай в Мёзию 44 и легко завладели обоими Мёзиями, Большой и Малой, [отняв их] у греческих императоров, видя их внутренние несогласия. И от своего имени назвали эту страну Болгарией, и так она называется и поныне. Сами нынешние болгары открыто признают, что их предки вышли из Московских стран.

Славяне болгары поразили императора Зенона. Эти болгарcкие славяне (Bulgarowie Slawacy) жили за Дунаем между высокими и скалистыми горами Балканами, выйдя из земли Мултянской от придунайских замков Браилова, Джурджиева и Рущука (Urusciuka), где и я дважды переправлялся и туда и сюда. Потом эти славяне болгары заселили большую часть Фракии (Traciej), в 476 году от Господа Христа поразили константинопольского императора Зенона и, воспользовавшись победой, захватили и сожгли Константинополь 45Император Анастасий. Поэтому в 492 году от Христа пятидесятый император Анастасий, видя набеги болгар и их великие насилия, построил длинную стену от Силиврии (Silibriej), которая лежит над Геллеспонтом, до самого Понта Эвксинского или Черного моря, желая за этой стеной 46 жить со своими константинопольцами в покое от болгар. Стены от болгар. Но оставил без обороны и бросил Фракию с Адрианополем, которые болгары полностью заселили и, развалив эти стены, снова наезжали на константинопольские волости. О чем пишет и Кромер в главе 8 titulo deductionis Sarmatiae populorum (вывод названия сарматского народа), в свидетельство приводя Помпония Лета, ну и я, побывав там, этому полный и очевидный свидетель. Помпоний Лет и Кромер, глава 8. Ибо я и сам дважды был в турецком местечке Силиврии, где на скале над морем Геллеспонт висит замок, где-то в восьми наших милях от Константинополя. И ныне там явные признаки [укреплений] с перекопами и валами. Эти стены в полях за Силиврией тянутся на несколько миль, может быть. более чем на дюжину (kilkanascie). И каждый, кто туда поедет, [это] легко сможет увидеть, особенно у Черного моря, едучи от Константинополя к Белгороду Валашскому (Днестровскому). Анастасия, пятидесятого императора, убила молния, о чем читай Кариона. Ибо Анастасий, пятидесятый по счету император, строил эту стену целых двадцать шесть лет, в течение почти всего времени своего царствования, а когда 26 лет процарствовал, его убила молния 47Болгарский князь Крум. После его смерти болгары со своим третьим князем Крумом (Chrunem) 48 разоряли и беспрепятственно занимали греческие владения.

Лев Икономах. Потом, в 713 году от Господа Христа упомянутые болгары помогли императору Льву Третьему, прозванному Икономах (Ikonomachus), то есть иконоборец, которого восемь лет осаждали в Константинополе сарацины 49. Когда их уже сильно донимали болезни и голод, славяне болгары поразили их наголову. Болгары, объединившись с греками, поразили сарацин. Кроме того, те же болгары, подложив огонь под водой, тайным умыслом (misternym wymyslem) подожгли сарацинские суда и галеры в Геллеспонте и Пропонтиде [50]. О чем упоминает и немец Карион в своей Хронике, кн. 3, Monarchiae 4, Aetatis 3Карион, кн. 3.

Болгары убили императора Никифора. Потом, в 796 году, от сотворения мира по римскому счету 4074, а от основания Рима в 1551, эти же болгары константинопольского цезаря Никифора поразили со всем греческим и римским войском и убили его самого 51. А потом у Адрианополя наголову поразили Михаила Куропалата, как об этом прежде уже рассказывалось подробнее, да так жестоко, что сам он едва утек и, не пробыв на царстве и двух лет, с горя ушел в монастырь. Михаил Куропалат поражен болгарами. Там же и римские войска полегли, которые пришли было на помощь грекам, а взятый [в плен] римский гетман Асбальд (Asbaldus) был заживо сожжен болгарами как жертва. Римский гетман Асбальдус сожжен 52. От этого Михаила Куропалата упомянутые болгары получили в подарок глаголические буквы, которыми ныне пользуются все руссаки 53. После этой победы [болгары] завладели Боснией, Далмацией, Иллириком и всеми римскими землями, лежащими над Эгейским морем до Адриатического моря, и наполнили их славянскими народами, [которые там живут] вплоть до нашего времени. Болгары взяли Истринополь. Силой [они] взяли Истринополь (Istrinopolim) 54, город на итальянской границе, которым сейчас владеют венеты, где захватили в неволю пятнадцать тысяч лучших людей. Король лангобардов Альгимунд поражен. А когда король лангобардов Альгимунд (Algimundus) 55 собрался на них с войском, желая их оттуда выгнать, его поразили наголову, так что Славаки и доныне широко распространены в тех краях.

Славяне болгары в результате обретения веры поразили сарацин. Итак, когда все болгары единодушно приняли святой крест, они узнали, что сарацины жестоко повоевали Испанию, итальянские земли и Францию, заселили часть Испании и уже завладели Гаргано (Garganum), знаменитой горой в Апулии, ибо христианские государи не могли дать им отпор. Собрались тогда добровольно на них болгары и славаки и землей и морем двинулись в Апулию, где поразили тридцать тысяч сарацинов. А потом и с другими сарацинскими войсками заводя битвы в Анконском и Неаполитанском портах, дивной хитростью сожгли им корабли и галеры, и всех магометан разгромили. Случилось это в 859 году от Христа, при императоре Людовике Втором, сыне Лотаря 60, а от сарацинского пророка Магомета в 43 году, по расчетам Кариона 61О чем читай Кариона. А болгарский князь после после этой услуги христианам вступил в монашеский орден, уступив власть своему сыну, А тот правил несправедливо, к тому же был заражен [учением] секты константинопольских фортуниан. И отец, вышедши из монастыря, приказал выколоть ему глаза, в князья болгарам дал младшего сына, а сам вернулся в монастырь, где и окончил свои дни 62. Но потом болгары и едва ли не все славяне из-за соседства [с Византией] перешли в греческий закон, в котором пребывают и ныне.

Вот так от того русского колена болгар или волгар, вышедших из Московских краев от реки Волги, эти славянские народы [с помощью] своей рыцарской отваги широко распространились от Фракийского моря до Венецианского (Weneckiego). Сербы завладели землями, где до этого была Малая Мёзия, а ныне зовется Сербия или Сервия. Несчастливое это название Сервия, ибо все они служат (servitute) Турции. Болгары [осели там], где до этого была Большая Мёзия; боснийцы — где прежде была Либурния, а ныне Боснийская земля. А где до этого были Иллирик и Далмация, ныне среди гор и у Адриатического моря живут Рагузы, Карвы (Karwie), Хорваты (Karwatowie), Раши или Рачовцы (Rasciowie albo Raczowie) 63, Карниоланы (Словенцы) 64, Албанцы 65, Истрийцы и другие, и все они взаправду потомки тех же булгар или московских волгаров с реки Волги. До нынешнего времени эти народы говорят на славянском языке и называют себя славянами (Slawakami), особенно те, которые осели в Иллирике, в Далмации и Либурнии.

Откуда [пошло] название Славаки. Свида (Suidas) в своих книгах 69 считает славянский народ славным и помещает его за Истром или Дунаем, где ныне болгары и сербы. За знатность и славные рыцарские подвиги они названы Славонами и Славаками, а не Склавонами, как говорят итальянцы, желая этим прозвищем отличать их от скифов и татар. Ведь греки не видели (nie czynili) никакой разницы между Татарами и славянскими народами Энетами (Henetami) или Сарматами. О чем также упоминает и урожденный немец Иоахим Куреус в Истории Силезии. Он пишет, что Энеты (Henety) и Вандалиты были собственно Славаками, произошедшими от Мосоха (Мешеха), которые выгнали готов из тех полей, где ныне Литва и Белая Русь. А другие [вместе] с теми готами, а также с кимврами, двинулись в западные края, ибо наши предки Славаки издавна имели обширные поселения в немецких землях вплоть до года Господнего 1149, когда при императоре Конраде против них поднялись (oburzyly) все имперские князья и вытеснили их из Мейсена (Misniej) и из прилегающих пределов Датского королевства, ибо в течение целых пятисот лет те пребывали в идолопоклонстве 70. Тот же немец Куреус пишет, что вскоре после смерти жестокого венгерского короля Аттилы сарматские народы славянского языка, с великими силами подступив от Ледовитого океана и озера Меотис из русских Московских краев, выгнали Немцев (Niemcow), Семнонов (Senonow), Гермундуров и Боев из тех полей, которые ныне включает в себя Польша. Слова Ваповского. О чем пишет и поляк Ваповский, краковский кантор, в своей хронике, которую, умерев, так и не закончил и не увидел [изданной]. По его словам, наши предки Славаки или славяне названы от озера Словион (Slowionego) 71, которое есть в московской стороне. Поэтому поляки, чехи, болгары и другие Славаки и Русаки, которые все ведут свое происхождение от Мосоха или Москвы (Moskwi), сына Иафета, вышли из московских краев. Так говорит Ваповский.

Ошибочное (nikczemne) мнение Кранция. Альберт же Кранций, немецкий историк, имя названных Словаков выводит от многоречивости (wielamownosci) слов, но это его необдуманное мнение явно негодное. Ибо Славаки, по мнению мудрых людей, истинно и правдиво зовутся Славаками от славы. Отчего названы Славаками. Ибо сами славаки и болгары единодушно дали себе это имя из родного русского языка от славы и своих славных рыцарских подвигов. И так как они сами себя называли Славными и Славаками, то и латиняне, с которыми они долго воевали за греческие и итальянские страны, начали звать их Славины и Славы, а не Словины и Словы, а край их Славония, а не Словония — не от слов, а от славы. Древние славянские имена. Поэтому древние Русаки, Поляки и Чехи, наши предки, всегда более всех сокровищ достойно любившие славу, и князьям, и своим сыновьям, и другим людям из своего народа давали простонародные имена, связанные со [словом] слава: Святослав, Пржемыслав, Стослав, Борислав, Преслав, Выробослав (Wyroboslaw), то есть тот, кто заработал себе славу собственной отвагой; Имислав, который считает себя (sie ima) славным; Дивислав (Dziwislaw); Станислав, установивший себе славу; Мечислав (Mieczlaw), славный от меча; Залислав, Владислав, Ярослав, Бржетислав (Bretislaw), Мирослав, Доброслав, Прибислав, Заслав, Болеслав, Венцеслав и т.п.

Ошибка итальянских хронистов, что зовут нас и пишут Склавонами и Склавами. И в этом сильно ошибаются итальянцы и их хронисты, которые и нас и Болгар русского народа вместо Славаков или Славонов (Slawakow albo Slawonow) на латинском языке пишут и называют Склавонами и Склавами (Sclawonami i Sclavami), а на итальянском Скьявонами и Скьявами (Sciavonami i Sciavami). Эта глупость (obledliwosc) и ошибка из-за незнания нашего языка вкралась и попала в истории Прокопия, Иорнанда и Блондиуса, вероятно, от итальянских переписчиков, которые, ребячески желая сказать получше, якобы для смягчения (pieszczoty) многократно ставили букву I вместо L, а G ради мягкости при разговоре частенько выпихивали как из итальянских, так и из латинских слов. Так что когда надо было говорить digna, говорили dina или diniaignis — inisinsigne — isinieplacet — piacet, или по-итальянски piace или piaze, flatus — fiatus, etc. Так же и когда надо было сказать Slavo, Slavonia или Slavones, говорили SiavoSiavonia и Siavi и Siavoni вместо Slavoni, так что у них не было никакой разницы, если бы кто сказал siavo или sciavo и Slavo, вставив букву или l между и i. Может быть, именно из-за этой необразованности их писарей, когда что-то хотели сказать или написать о наших предках Славаках, не писали нас Славами или Славонами, а Склавонами и Склавами. Ныне все итальянцы, а особенно жители венецианских земель, этим именем, Склавами и Скьявами, называют каждого проданного в рабство невольника и слугу. И это потому, что когда эти итальянцы, жившие у Адриатического моря, как Венеты и Лангобарды, вели непрестанные пограничные войны с Болгарами и с другими Славаками, нашими предками, тогда Славаков, захваченных на войне или при вторжении и [проданных] в рабство, звали их невольничьим именем Склавоны и Скьяваны или Скьявы. И до этого у греков и римлян было в обычае называть своих невольников попросту Сирами и Гетами, так как захвачены они были в Сирии и Гетии, где ныне Валашская земля и Перекопская орда. Syri, Getae. А ныне турки, не помня давних дел, пленных Итальянцев (Wlochow), Калабрийцев (Kalawrazow), Рагузов и Кандийцев (Kandicikow) 72, а также наших Русаков и Москву, рабов, которых там полно на галерах, называют Френг Гяур (Frenggaur) и Урус Гяур (Urussgaur).

Другой способ назвать (denominatio) Славаков от слова. Итак, милые читатели, Славаки прозваны и наречены от славы и своих славных дел, ибо и все латинские историки пишут их Славонами и Славами; либо потому, что те, кто ныне зовутся Словаками, могли и сами себе дать [это] имя, как бы говоря: правдивые, надежные, верные, непогрешимые в слове, [не нарушающие] свое честное слово, надежные обеты и правдивые обещания. Потому что еще и по нынешнее время у Чехов, Хорватов и у нас, Поляков, сохраняется [обычай], что поощрить, вознаградить и отплатить следует [прежде всего] добрым и учтивым словом. Поэтому слово следует считать важнейшей вещью, как и заранее данное обещание, не выполнить которое для людей истинно благородных (slacheckich), ценящих честь и добрую славу, было бы великим бесчестьем. Иной считал, что лучше получить рану, чем не быть хозяином своему слову. Ныне же некоторые привыкли говорить: я не Чех, чтобы слово держать. Из этого видно, что наши предки всегда любили славу и учтивые и правдивые слова, отчего и такое славное имя получили — от славы и от святой правды. И ныне одни зовут их славными Славаками, Славонами, а другие Словаками.

И если тогда от славы или от учтивых и правдивых слов назвались Славаки и Словаки, то все это нормально и одно и то же, хотя и есть небольшая разница в первом слоге Sla или Slo, ибо и Болгары вместо Slowo говорят Slawo, также и Cербы, когда кому-либо что-то обещают, [клянутся] Богом, верой и словом витязя (slawo witeskie).

Иорнанд [о том,] где жили Славаки в его времена. Также и Иорнанд около тысячи и ста лет [тому назад], упоминая наши народы в своей истории, зовет их Словаками, Славинами и Славаками. По его словам, Словаки в его время жили с левого бока Сарматских гор, которые зовутся Татрами или Бескидами, а другие широко расселились над рекой Вислой. Речь идет о Галицких, Острожских, Подольских, Бельских, Хелмских, Львовских, Перемышльских и других Руссаках, а края эти мы и ныне зовем Подгорскими, потому что они начинаются от Венгерских гор. А что тот же Иорнанд пишет, что при нем в 492 году другие Славаки осели над Вислой, то он подразумевает наших Поляков (которые прозваны от широких полей и от лова [зверей], которое в народе зовут полованием), Поморян, Кашубов, Мазур, Чехов и т. п. Они тоже имеют свое начало и происхождение от Славянских народов и стран, русских и болгарских, которые тысячу и несколько сотен лет назад с различными вождями и князьями порознь выбили немцев и осели в этих землях.

Волгинь (Wolhyn) и Волыняне (Wolynianie). Из тех же Волгаров или Булгаров, [которые прозваны] от московской реки Волги, отделился (odlaczyl) другой русский народ, который поселился в тех краях, которые теперь мы зовем Волгинь (Wolhyniem), а от Волги реки и от Волгаров [они] назвались Волгинцами со своей землей Волгинь (Волынь).

Известно, что этот народ и поныне в рыцарских делах славен не менее, чем его предки. Это Лучане (Luczanie), Владимирцы (Wlodimierzanie), Кременчане (Krzemienczanie), Городляне (Hrodlanie), Овручане (Howruczanie), Житомирчане (Zitomirzanie), Корсунцы (Кorzcanie), Збаражане и другие. Потом своим народом они наполнили Киевские, Подляшские, Подольские и другие соседние русские края. А другие остались в тех полях (где ныне пребывают Низовые казаки), а также над реками Доном и Днепром и в Таврике, где ныне Перекопские татары, и с теми Готами, Ятвягами, Половцами, Печенегами и другими Сарматами были товарищами, как с побратимами, вышедшими из одного народа. Ныне остатки их, которые зовутся Бессарабами, говорящими на славянском языке 73, есть над Черным морем, между Перекопской ордой и Валахами.

О них писал особенно ценимый Римлянами знаменитый поэт Овидий Назон, когда был изгнанником в Таврике, где ныне Кафа, Крым и Белгород Валашский, и где Очаков, Канев, Черкассы и Киев.

Геродот в книге 4 тоже свидетельствует о том, что Сарматы народу русского, который над Мезией, то есть Болгары, и над Скифией, [то есть] Татары, в то время имели более красивое произношение, ранее [отличавшееся] грубостью речи pro Barbarismo (из-за варваризмов), то есть sollecismos (облагородили его) и обрели красоту слов 78.

Это показывает, что наши Сарматы обычаями, происхождением и языком отличались от скифов или татар, хотя старые греческие и латинские историки все народы севера и северо-востока (miedzywschodnie) заодно звали скифами и сарматами и ошибочно считали одним народом поляков, руссаков, литовцев, московитов и даже татар. К этому заблуждению их приводила и жестокость в военных забавах, в которых [все эти народы] постоянно упражнялись как в природном рыцарском ремесле.

Поэтому Прокопий ошибался, когда писал о Славаках: Sclavoni gens Scytia Justiniani tempore in Illiricum irruere, multasque strages ediderunt. (Во времена Юстининана скифский народ Склавины вторгся в Иллирик, многие убийства сотворив). Это было в 528 году от Христа 79. О чем пространнее найдешь у Волатерана, книга 8, Иллирик. Позднее греческие историки не скоро заметили свою ошибку, как упоминает тот же Волатеран в кн. 7 СарматияВолатеран, кн. 7. Только потом сарматами стали называть славянские народы, жившие между Вислой, Танаисом или Доном, и между немецким морем и Венгерскими горами, как поляки, мазуры, древние пруссы, литовцы, жмудины, руссаки и москва. Римские войска поражены. Их мало заботило все могущество Рима, хотя Светоний и Евтропий пишут, о чем упоминают и Меховский (кн. 1, гл. 16), и Волатеран (кн. 7), что Домициан сначала начал против них войну, но победу одержал (zwyciestwo odniosl) кровавую, ибо наши Сарматы убили у него двух гетманов, Аврелия Фуска и Оппия Сабина [вместе] с легатами и со множеством войска 80. Императоры Антонин Пий и Антоний Вер с другими Сарматами, Руссаками над Танаисом, тоже вели частые битвы, но с малым успехом. С теми же Сарматами долго, но безуспешно воевали императоры Валентиниан, Гален, Максимиан, Галиен, Диоклетиан, Проб, Кар, Друз и прочие 81, а также много других римских гетманов.

Обширность славянских земель. Ради краткости и щадя заскучавшего читателя [известия] о других греческих и римских императорах я опускаю, как и тысячу доводов [в пользу] рыцарской доблести Сарматов, ибо и так совершенно понятно, что не леностью и не вялым прозябанием они достигли столь великого и обширного господства: от Ледовитого моря далеко за Московскими краями и потом от Балтийского моря, которое омывает Пруссию, Лифляндию и Швецию, вплоть до Адриатического и Венецианского моря и до самого Геллеспонта и Понта Эвксинского, в окрестностях которого Сарматский Славянский народ и ныне всюду имеет свои поселения. Славаки с Александром Великим. Иосиф [Флавий] в Иудейских древностях пишет, что некоторые привилеи Александра Великого подтверждают их участие в завоевании мира вместе с ним и его отцом Филиппом в 310 году до Рождества Христова 95. Чехи в старинной хронике, написанной на славянском языке, утверждают, что это истинная правда, что их предки прославились еще при Александре Великом и названы Славаками от славы и величайшей отваги, как и сказано в привилее Александра. Хорваты же и Болгары твердят, что этот привилей, данный Александром Славакам, писаный в Александрии золотыми буквами на пергаменте, существует и ныне среди тех сокровищ, которые император Мехмет (Machomet) захватил вместе с Константинополем. Ибо и турки так много стран на свете заселили никаким иным народом, как одними только Славянами, из которых делают янычар, аджеми-огланов (Adziamaglany) 96 и прочее.

А те народы, которые расплодились от Мосоха, сына Иафета: Сарматские, Болгарские, Русские, Готские, Польские, Волынские, Вандальские и Чешские были столь воинственными, что воевали чуть ли не по всей Европе, в обеих Азиях и в Африке. Тогда же и свой природный славянский язык из-за различия границ и частого общения с другими народами перемешали так, что ныне из-за смешения языков, начавшегося у Вавилонской башни, один народ едва может вполне понимать другой, хотя оба они из одного Сарматского народа и одного и того же Славянского языка и имеют общее происхождение от того же патриарха Иафета и его сына Мосоха. Поэтому сдается, что свой древний язык у славян был русский, московский, ибо те руссаки, которых мы зовем Москвой, издавна поселившись в тех северных и восточных краях, где и теперь [живут], далее не пошли. Так же думает и Кромер (Idem Cromerus sentit). Из-за этого же они не могли изменить древний язык и обычаи, как это случилось с другими народами, вышедшими из тех же Московских краев, ибо они воевали по разные стороны света. Поэтому Сербы, Хорваты, Рашки (Raczowie) 97 и Болгары с Греками, c Венграми и c Турками; Далматинцы, Карниоланы 98, Штирийцы, Истрийцы, Иллирийцы с Итальянцами; Силезцы, Мораване, Чехи, Мейсенцы (Misnacy), Поморяне, Кашубы с Немцами; Белые Руссаки (Russacy Biali) с Москвой и с Татарами; Подгорчане, Мазуры, Подляшане, Черные Руссаки (Russacy Czarny) 99, Волынцы и часть Литовцев с Поляками, а Поляки со всеми народами обычаи, одежду и отчасти отчий язык перемешали так, что каждый может назвать нас настоящими обезьянами, протеями 100 и хамелеонами (simias, protheos et chamaleones).

Глава третья

О Белой и Черной Руси, восточных, северных и южных древних народах и их князьях:

Великоновгородских, Изборских, Псковских, Белозерских, Киевских, Луцких, Владимирских, Волынских, Галицких, Подгорских, Подольских и прочих

[Каковы] древние истоки всех славянских народов и матери Русской земли и откуда их славные поколения? По какой причине либо из-за какого свойства Русь (Rusia) была названа Русью? Об этом у людей ученых различные мнения и выводы. Ибо Русаки были неизвестны ни греческим, ни латинским историкам, как и другие северные народы, которых всех заодно звали либо Скифами либо Сарматами. И хотя имя Роксоланов и Роксанов (Roxanow), которое cоотносится с Русанами (Russany) или Росанами и Русью, для древних географов не было тайной, ибо и Птолемей, описывая весь свет, а также историки Страбон и Плиний поселения и государство Роксоланов помещают в Сарматии, недалеко от моря или озера Меотис, в которое впадает Танаис или Дон, где ныне также живут Московские и Белорусские (Bieloruskie) 101 народы, Каневцы, Белоцерковцы, Путивляне, Рязанцы, Черниговцы и прочие. Птолемей (кн. 3, гл. 5), Юлиан Солин и Плиний (кн. 4, гл. 12), который писал Историю в 68 году от Христа. Как упоминает Волатеран, по [сообщению] Страбона, эти Роксоланы или Роксаны со своим гетманом Тасием (Tasse) за 180 лет до Христа вели великие войны с тем могущественным королем Митридатом Евпатором 102Об этом читай Волатерана, кн. 7 ГеографииА сам Страбон в седьмой книге своей Географии так пишет о древних русских поселениях: Roxani autem etc. Роксаны или Русины живут на северо-востоке и севере, в полях между реками Танаисом или Доном и между Днепром 103Страбон о Руси.

И вскоре после этого пишет: Num qui vero supra Roxanos habitent, ignotum est nobis, Roxani guidem adversus Mitridatis Eupatoris ductores belli gera runt. А ныне, говорит, неизвестно, чтобы какие-то народы жили далее роксолан, однако верно то, что роксоланы (Roxani) воевали против гетманов Митридата Евпатора, и это собственные слова Страбона. Потом также и древний историк Корнелий Тацит в книге 17 своей хроники, когда описывает правление Сальвия Отона, который был восьмым после Юлия Цезаря, пишет о роксоланах в таких словах: Conversis ad civile belium animis etc. Eo audentius Roxolani Sarmatica gens caesis duabus cohortibus magna spe ad Missiam irruperunt. А когда, говорит, римские князья Гальба, Отто Сильвий (Otto Sylvius) и Вителлий после смерти Нерона обратили свои мысли к гражданской войне, а Отто, став цезарем, Гальбу убил, а Вителлия три раза поразил, тогда сарматское племя роксоланов, поразившее два римских войска, окрыленное успехом, вторглось в Мёзию, где ныне Болгария, и т.д. О чем подробнее читай того же Корнелия Тацита, Анналы, кн. 17 104. Это было в году от сотворения мира 4010 по счету Кариона (lib. 3, Monarchiae 4, aetatis 3), а от основания Рима 825, а от господа Христа 72. Но имя Роксоланов или Роксанов (Roxanow), согласно Птолемею и другим древнейшим историкам, было известно еще за несколько сотен лет до Рождества Христова. А от того последнего вторжения роксоланов в Мёзию или в Болгарию и от 72 года до нынешнего 1580 прошло уже полторы тысячи и восемь лет.

Росс. Но почему Роксоланы были названы Россанами, Руссаками и Русью, догадаться трудно. Впервые упоминание князя Росса (Rossa), Мосоха, Табалла (Taballa) и Тогормы (Togormy) находим у пророка Иезекииля в главах 38 и 39, с чем согласны Евсевий (Eusebius) Кесарийский, Феодосий (Teodocion), Симмах (Symmachus) 105 и семьдесят толкователей Библии. Иезекииль, 38, 39. Евсевий, кн. 9. Иероним. По этому поводу и святой Иероним рассуждает, означало ли у Иезекииля это слово Росс собственное название какого-то народа или же нет. Но из тех же [упомянутых выше] Мосох у Моисея был патриахом Московских народов, так же и у Иосифа (Древности, кн. 1, гл. 11) Асармот или Сармата был [патриархом] Сарматов, Асканес или Твискон — немцев, Гомер же кимвров, Тогорма — готов, Иаван — греков и итальянцев и т.п., как о том я уже достаточно рассказывал выше. О Мосохе читай: Бытие, 10; Иосиф, кн. 1, гл. 11 и 14; Бероэс, кн. 4 и 5; Птолемей, кн, 7, гл. 9 и 13; Плиний, кн. 5, гл. 27 и кн. 6, гл. 9 и 10; Страбон, кн. 11 и Волатеран, кн. 7. Так же тогда и имя Росс у пророка Иезекииля близко соотносится с названием Руси и Россов или Руссов. Хотя это имя Росс в Библии больше нигде не встречается, только у Иезекииля, и его нет ни у Бероэса, ни у Иосифа. Также и Евсевий в этом слове Росс хочет видеть Рим и Римлян; но святой Иероним не высказывается [по поводу того], что означает это [слово]. Римляне же были названы от Ромула, и стали именоваться от своих основателей. О чем подробнее читай у Волатерана в кн. 6. Волатеран, кн. 6, Мирсил с Лесбоса 106, Помпоний Лет 107, Гай Семпроний 108 и т.д. Также и Мирсил, Порций (Portium) Катон 109 и другие никогда не упоминают о выводе (deductionis) Romae от Ross, хотя [и делают] тысячи противоречивых (swarzy) заключений, выводя [слово] Рим от разных основателей и по-разному определяя причины его названия. Однако очевидно, что и древние и нынешние греки Русь называют и пишут не Руссия (Russia), а Россия (Rossia), вероятно, потому, что считают, что Русь названа от того слова Росс у Иезекииля. В этом я и поручаю разобраться как положено знающим (bacznych) людям.

Лех. Чех. Русс. А наши польские хронисты Длугош и Меховский (кн. 1, гл. 2, стр. 2) пишут, что русские земли были названы и размножены от Русса, внука, либо как некоторые говорят, родного брата Леха и Чеха, так же как Лех (Lech), Лешек или Лях (Lach) 110 заселил и размножил землю, которую ныне зовем Польшей (от широких полей и полования либо от сарматского племени Полян (Poleniow)). Чех же, другой брат, Чешские края, выгнав немцев Бойев (Boemy) 111, заселил славянским народом, который мы от того Чеха и ныне зовем Чехами. О том же читай Кариона de WandalisПотом Русс или Русса (в чьем имени только одна буква u не согласуется с изекиилевым Ross), третий брат Леха и Чеха, прямой потомок Мосоха от Иафета, размножил огромные и обширные русские народы в северных и северо-восточных странах и на юге, заселил эту землю и от своего имени назвал Русия (Rusia), как другие его братья [назвали] Лехию и Чехию.

А другие считают, что Русаки, Роксоланы и Руссаны названы от Роксоланов, сарматских народов Московских, которые когда-то воевали с понтийским царем Митридатом. Некоторые же хотят их именовать от природного окраса (plci) и цвета [волос], а именно от румяно-черного, особенно у народа в Подолии и на Волыни, отчего и ныне наши зовут их Русками (Ruskami) 112, которые тоже русоволосые, то есть румяно-черные (rumiano-czarne) 113.

А есть еще и другие, которые считают, что Руская земля и Русаки названы были от очень древнего городка Руссы (Rusi), лежащего в двенадцати милях к северу от Новгорода Великого; но это их мнение очень мало правдопопобно, не к месту, да и сам пример выглядит неубедительно, ибо не владелец (gospodarz) [называется] от собственного дома, построенного своими руками, а дом бывает назван от имени владельца. Вот так и не местечко Русса (Russa), хотя и древнее, дало имя русскому народу, а сами Руссаки городок, построенный своими руками, назвали своим именем. Так же и [народ] Москва не от реки и не от города Москвы, но река и город названы от народа Московского, как и Краков от Крака (Kroka), Рома или Рим от Ромула, Антиохия от Антиоха, Ниневия от Нина (Ninussa) и тому подобные названия от своих основателей, а не основатели от того (rzecy), что сами заложили. Некоторые также выводят Руссаков из той славной страны Колхов, в которую Ясон плыл за золотым руном или шерстью, о чем уже выше рассказывалось в истории Трога и Юстина. Латинники (Lacinnicy) же зовут их RussosRutenos и RoxolanosЛатинники чаще называют их не Рутенами, а Руссами и Роксоланами, ибо Рутены — это отличающийся от них древний французский народ в Аквитании, которых мы ныне зовем Гвастонами (Gwastonami) 114.

Однако Москва и все Белоруссы (Bielorussacy) 115 все вышеупомянутые выводы названия своего Русского или Российского народа не принимают как ничемные и не соответствующие правде. А утверждают, что Руссия (Russia) или Русские народы издавна называют себя Россея (Rossieja), то есть рассеянным и разбросанным по всем частям света народом. И в этом выводе Москва согласна с дренегреческими историками, которые тоже всех Сарматов зовут Номадами, то есть переходящими с места на место, и Спорами, то есть разбросанными и рассеянными. И каждый, внимательно (pilnie) читающий святое писание, то же самое найдет и у пророков, которые, рассказывая о рассеянии народов, просто используют слово Rossiania.

А Русские или Российские (Rossiejskie) народы со своими носителями (obywatelmy) славянского языка заселили и заполнили большую часть Европы и некоторые уголки Азии, начиная от Ледовитого и до самого Средиземного и Адриатического моря, где Венецианские державы, а также от Лифляндского, Прусского или Балтийского и Венедского (Wenedickiego) моря до Каспийского, Понтского (Pontskiego), Эзейского (Ezejskogo) 116, Геллеспонтского и других морей. Хотя они и смешивались с разными другими народами, такими как Литовцы, Латыши, Татары, Греки, Итальянцы и Немцы — в соответствии с их соседством со Славаками.

Но откуда Руссаки другие Русские народы не получили бы свое имя и прозвище, все они говорят (uzywaja) на славянском языке, и все они христиане, одни по [православным] обрядам (большая часть которых Греческие), такие как Москва, Белорусы, Литовцы 117, Болгары, Боснийцы, Сербы и другие; а другие по учению святой Римской церкви, как Поляки, Мазуры, Чехи, Моравы, Хорваты, Далматинцы, Поморяне, Силезцы, Каринтийцы, Штирийцы, Рагузы и многие другие народы, пользующиеся русским славянским языком.

Русский к[нязь] Одонакер Рим взял, по Длугошу. Пишет также Длугош в первых книгах своей хроники на карте (karcie) 25 118, что русский (Ruskie) князь Одонакер (Odonacer) 119 захватил Рим и владел им. То же я нашел у Волатерана, кн. 2; но этого князя он зовет чуть измененным именем Одоакер (Odoacer), и как он с помощью готов Рим взял и владел им 14 лет, однако зовет его не русином, а итальянцем. Волатеран, кн. 2 Odoacer vir Italicus. В этом пусть Длугош с Волатераном разбираются, я же в их дела не встреваю, дело прошлое (mieli lata).

Часть этих Руссаков сначала поселилась над Черным морем [или] Понтом Эвксинским и над реками Танаисом или Доном и Волгой. Другие, в чем русские хроники единодушны, завладели странами над Дунайскими берегами, где ныне земли Венгерская и Болгарская, которые в то время назывались Норки (Norci) или Норики 120. Потом другие русские славянские народы распространились и рассеялись по разным странам, которые по-разному и назвали от рек, краев и своих князей, как Волгары или Болгары и Волынцы от Волги; Моравцы от реки Моравы или от князя Мората; Полочане от реки Полоты и т. п. Чехи от Чеха, а Поляки от полей или от Полян, другого русского народа, поселения которого были в тех краях, где ныне Киев, а потом, когда осели над Дунаем, их оттуда выгнали итальянцы 121. А другие из того же племени со своим князем Лехом силой завладели землями над Вислой, [отняв их] у немцев, и над Одером, [отняв их] у Саксов. И от того [Леха] нас вплоть до нынешнего времени называют Лехами (Lechami), а турки Лехтами (Lechtami), венгры Ленгебами (Lengiebami), литовцы и жмудь Линками (Lynkami), латыши Лейссами (Leissami). Других же, которые обитали среди густых лесов, в зарослях и пущах, назвали Древлянами 122 от древа.

Дреговичи же жили над Двиной, другие над Северскими реками Десной и Сулой; другие же, [которые жили там], где начинаются Днепр и Волга, названы были Кривичами (Krzywiczany), их главным городом был Смоленск. Также и Сербы, Хорваты Беляне 123, Поморяне и другие русские народы славянского языка были названы разными прозвищами от разных местностей (krain) и князей, но достоверной истории мы не можем иметь вплоть до князей Кия, Щека (Scieka) и Хорива (Korewa).

Есть еще Вагрия (Wagria) 133, город издавна весьма славный, построенный Вандалитами на Гользатских (Holsackich) 134 границах недалеко от Любека, и от этого города, по мнению некоторых, Балтийское море и называлось Варяжским.

В те времена вандалиты, по известиям некоторых историков, говорили на славянском языке и в своих странах были очень сильны рыцарской отвагой. Так что похоже на правду, что Руссаки в то время выбрали себе князей из своего славянского народа — из тех же Вагров или Варягов и Вандалитов — и вручили им верховную власть над русскими панствами. Ибо пока в южной Руси в Киевском княжестве правили потомки Кия Аскольд и Дир, в северных и восточных краях русские народы широко размножились. И долго будучи без верховной власти, распаленные взаимной ненавистью, затевали между собой бедственные раздоры и гражданские войны за первенство и власть в княжестве. Совет Гостомысла. Видя это, Гостомысл, муж честный (zacny), расторопный и весьма популярный в Новгороде, дал им совет, чтобы, поскольку различные партии (stany) не могут договориться об избрании князя из своей среды, послали за Варягами и трех братьев, варяжских князей, которые в то время славны были рыцарской отвагой, чтобы избрали и возвели на русское княжение.

Руссаки похвалили этот мудрый совет и тут же отправили послов к варягам и к их князьям. Речь русских послов к варяжским князьям.