Эксклюзив

30 079 подписчиков

Свежие комментарии

Про готов и германцев с Андреасом Чуриловым

Про готов и германцев с Андреасом Чуриловым

Про готов и германцев с Андреасом Чуриловым

Памяти Андреаса Чурилова!

от Андреаса Чурилова (+) цитаты про готов и германцев:


Pretorius (17в.): „guddae nomen“, „Gothus sive Guddus idem“.

Codex Epistolaris Vitoldi (15в.): „Pretera licet terra Sudorum sive Gettarum que mediat inter terram Lythuaniam et Prussiam“.

Boleslaus Crispus (c. 1161 an.) id deppopulandas terrarum Prussorum (Getarum у Kadlubka около 1220 г., Getarum id est prussorum Dzierdzwa около 1296 г.) provincias animum suum bellicose convertit Sc I 753 (Boguchwal, умерший 1253 г.); Gethe seu Prussi I. c. 754; Pollexiani Getharum seu Prussorum genus (Kadl. sub anno 1191); Primo, quomodo Cazimirus Gethas vicinos Poloniae superavit, quibus superatis contra pollexianos processit (l.c., ed. Lipsiae, 1702, t. II, 800); Gethas id est Letwanos (Chronicon polonosilesiacum, около 1278 г., Monum. Germ. Hist XVIII 558).

Adamus Bremenensis: (1073 г.): „Getas id est Litwanos“ .

Kadlubka (13 в.): „Gete dicuntur Lithuani, Prutheni et alias ibidem gentes“, „Sunt autem polleziani Gethorum seu Prussorum genus“.

Cronicon Polono: „Gethos id est Letwanos“.

Boguchwald, Script. Res. Pruss. I. 7553, 7544: „Gethos seu Prussi“.

М. Pretorius, Orbis Gothicus, раздел „Guddae“: „Unde nominis Guddae contemptus bodie in Prussia?

– (...) Guddae nomen ab antiquo Guota ortum, manet huc usque in Prussia, sed infame nomen...“.

ГВ

ещё раз спасибо за цитаты подумал-осмыслил:

1. получается, идея Венелина лати-няне=латы-ши имеет основания исторические.

Вместе с этой идеей геты=латыши, а геты-готы (по Морозову) основали Рим в Италии, это даёт основания посмотреть деяния Республики - Речи Посполитой на Западе более внимательно.

вместе со славянскими-чешскими-богемскими императорами германской империи всё становится ещё любопытнее.

готы были ариане, германские славяне в 12-13 веке тоже были ариане.

3. если в Риме сидел понтифик максимус, то находим Верховного жреца Криве в жреческом центре - г.Ромов.
В латышском языке и по сей день русских называют «криеви» (латыш. krievi, латг. krīvi), а Россию — «Криевия» (латыш. Krievija).

3. в теме германцы-готы я много насобирал других "совпадений" между римлянами с одной стороны и славянами: чехами и латышами: например, курии находим у чехов, название курий тоже понимаются по-славянски.

4. язык этрусков по Черткову, Чудинову, Воланскому - есть язык русскославянский.

 

Андреас Чурилов (+) Но, вот, что интересно!

Как пишет Исидор Севильский, в четвертый год императоров Гонория и Аркадия, готы поделили королевство на две части между Аларихом и Радагайсом, т.е. фактически разделили Римскую империю на сферы влияния для планомерного грабежа. При этом Радагайсу досталась западная часть Римской империи, а Алариху, методом исключения, восточная. Поэтому в десятый год императоров Аркадия и Гонория, именно Радагайс, а не Аларих, вторгся в Италию с 200 000 войском но потерпел поражение.
Только через пять лет! до Алариха дошло, что его компаньона пленили и убили и он отправился мстить римлянам. 

...в пятнадцатый год императора Аркадия, узнав о смерти Радагайса, Аларих, его соправитель – будучи Христианином по имени, но еретиком по делам – сильно огорчился, что так много Готов убито Римлянами. Он вышел на битву против Рима, желая отомстить за кровь своих соплеменников. Осадив Рим, он ворвался внутрь после разрушительного штурма. Так Город, победитель всех народов, подчинился победоносным Готам; униженный и плененный, он стал служить им...

Только вот итальянский ли Рим брал Аларих, "крышевавший по-понятиям" Рим босфорский?


Кроме того согласно Исидору Радагайс (Радегаст?)- король Готов, Скиф по происхождению, носящий славянское имя.

Radogost - imię męskie o konstrukcji typowej dla imion słowiańskich, niepoświadczone w dawnych źródłach polskich. Znaczenie imienia: "rad gościom". Jest odwróceniem imienia Gościrad.

Jest to prawdopodobnie jedno z najwcześniej zapisanych imion słowiańskich (w formie Ardagast w VI wieku n.e. - jeśli nie chodziło o inne imię).

Radogost imieniny obchodzi 14 stycznia.

И какие-такие готы германцы, в смысле немцы?

Г.Воля

Радегаст и Ардагаст есть одно и то же, только с той разницей, что Радегаст действует у них в Италии, а Ардегаст в "Византии".
очень удобно переводить с греческого на латинский с дублированием персонажей и разным географическим положением!

вот тебе, бабушка, и два Рима!

Ардагаст (греч. Αρδαγαστος — вождь одного из объединений дунайских славян в VI веке, земли которых находились на левом берегу реки Дунай в районе современной Румынии.

В 584 году Ардагаст, подстрекаемый каганом авар Баяном I, с большим войском славян напал на балканские провинции Византии. Он разорил все земли вплоть до Длинных стен, окружавших Константинополь, но был разбит византийским полководцем Коментиолом и отступил к Дунаю. В 585 году опять разорил придунайские земли Византии, захватил большую добычу, однако около Адрианополя (совр. Эдирне в Турции) вновь был разбит Коментиолом. Славяне, бросив добычу, отступили за Дунай<1>.

В 593 году<2> подвластные Ардагасту славяне напали на византийскую Фракию. В ответ византийский стратиг Приск с большим войском переправился через Дунай и неожиданно атаковал владения Ардагаста. Ардагасту удалось бежать, но его земли были разорены, множество славян попало в плен и было отправлено в Византию<3>. После этих событий сведения об Ардагасте исчезают.

Ardagast (gr. Αρδάγαστος, VI w.) – wódz słowiańskiego plemienia Sklawinów, podwładny króla Musokiosa za panowania cesarza bizantyńskiego Maurycjusza, znany z relacji Teofilakta Symokatty.

W roku 585 poprowadził Sklawinów z zamieszkanych przez nich terenów nad dolnym Dunajem (tereny dzisiejszej Rumunii) z wyprawą łupieżczą na Bizancjum, został jednak pokonany przez wodza Komentiolusa pod Adrianopolem<1>. W 591 (lub 593<2>;) roku został rozgromiony przez innego bizantyńskiego dowódcę Priskosa, który najechał terytoria Sklawinów. Ardagast ocalił wówczas życie, uciekając z pola bitwy.

Jego imię, zapisane w wymowie germańskiej<3>, próbuje się odczytywać jako Radogost<2>.

Radogost - imię męskie o konstrukcji typowej dla imion słowiańskich, niepoświadczone w dawnych źródłach polskich. Znaczenie imienia: "rad gościom". Jest odwróceniem imienia Gościrad.

Jest to prawdopodobnie jedno z najwcześniej zapisanych imion słowiańskich (w formie Ardagast w VI wieku n.e. - jeśli nie chodziło o inne imię.

Radogost imieniny obchodzi 14 stycznia.

чешское пиво Радегаст

и Бог войны

Хотя и почитался Радегаст («ратный гость») у северных славян как бог войны и славы бранной, но всем мирным иноплеменникам, заскочившим «на огонек» и отдавшимся под защиту местных богов, он покровительствовал. Да и сам в гости к бедному и богатому люду любил захаживать. Нередко за компанию с ним отправлялись Доля и Недоля – девы судьбы. И, если хозяева гостей от души привечали, угощали, и вообще вели себя достойно, следовало вознаграждение: наделяли Радегаст и Доля эту семью счастьем и благоденствием. В противном случае за работу принималась Недоля. Так что (на всякий случай) славяне почитали и ублажали всех гостей – мало ли в каком обличии Радегаст заявится? С тех пор и повелось: «Гость в дом – бог в дом».

 

Из истории блаженного Феофана Сигрианского


В то время готы и иные многочисленные народы обитали в наиболее северных областях, вплоть до Дуная. Особенно заслуживающими внимания из них являются готы, визиготы, гепиды и вандалы, кроме как по имени ничем другим не различающиеся и говорящие на одном языке. Все они исповедуют зловерие Ария. При Аркадии и Гонории, перейдя Дунай, они поселились в земле ромеев. Гепиды же, из которых впоследствии выделились лонгиварды и авары, заселили места в округе Сингидона и Сермия. Визиготы, опустошившие с Аларихом Рим, ушли в Галлию и овладели ее населением[14]. Готы же, обладавшие сначала Паннонией, через 19 лет царствования Феодосия Юного после его разрешения населили земли Фракии и, пробыв во Фракии 58 лет, под водительством Февдериха, их патрикия и консула, с позволения Зинона захватили западное царство. Что же касается вандалов, то они, соединившись с аланами и германцами, ныне называемыми франками, и, перейдя реку Рейн под предводительством Годигискла, поселились в Испании, являющейся первой страной Европы начиная с Западного Океана.

На этих условиях вандалы, переправясь через пролив , заселили Ливию от Океана до Триполи, что у Кирены. Визиготы же, снявшись из Галлии, овладели и Испанией.
Когда умер Готфарий, самодержцем вандалов стал Гизерих, Бонифаций же, получив послание, выступил против вандалов, после того как к нему прибыло большое войско из Рима и Византия во главе с Аспаром. В состоявшемся сражении с Гизерихом войско римлян было разбито. Так, прибыв с Аспаром в Рим, Бонифаций был избавлен от подозрений, доказав истину. Африка, однако, оказалась в руках вандалов. Тогда и Маркиан, бывший воином на службе у Аспара, а впоследствии василевсом, был живым взят в плен Гизерихом.

=0=0=

Pius Pater IV - IVPPITER - Юппитер!

Pius Pater IV - IVPPITER - Юппитер!


Попалась картинка с монетой или жетоном

И задался вопросом, а зачем и почему две буквы РР в имени Юпитер!?

Действительно, звали Юпитера в Риме согласно легендам из древности IOVIS и Храм его так назывался на Холме Капитолийском, но попадаются далее надписи как с одной Р, так и с двумя РР, что странно!?

De etymologia Recensere
Iuppiter initio deductum est a constructione vocativa PIE *dyeu pH2ter, unde Gr. Ζεῦ πάτερ et Lat. *Diū pater > Iū-piter.[3], qui "deus pater" significans; ex forma q.e. Iūpiter evasit Iŭppiter non aliter quam e lītera lĭttera.[4] Templum Iovis erat in Albano monte et in Capitolino Colle. Sacerdos nomen est flamen dialis.

НО ведь это как минимум странно, а как максимум напоминает скорее сокращение!?

и сокращение РР для Рима и его истории, это скорее всего Пий Патер - Pius Pater - набожный, благочестивый или добродетельный Папа, что и сказано выше в латинской этимологии
PIE *dyeu pH2ter,
Gr. Ζεῦ πάτερ et *Diū pater > Iū-piter.[3], qui "deus pater"

Itaque, поскольку в случае сокращения сначала написана латинская буква -цифра 4, то ищем Папу Пия 4 и находим действительно такого:

Пий IV (лат. Pius PP. IV; в миру Джованни Анджело Медичи, итал. Giovanni Angelo de Medici; 31 марта 1499 — 9 декабря 1565) — Папа Римский с 25 декабря 1559 года по 9 декабря 1565 года.

И сокращённо он похоже писался, только наоборот: порядковый номер в конце, а буквы в начале

Pius PP. IV а на монете написано IVPPITER - IV Pius Pater!!!

Теперь буду знать: папа Иван Ангелович Медичи - звался Юппитер!

Контрольный выстрел:
Справа написано ещё одно слово CUSTOS - смотрим викисловарь:

https://en.wiktionary.org/wiki/custos

Etymology

Borrowed from Latin cū̆stōs.

Noun

custos

(plural custodes)

(obsolete) A warden. quotations ▼
(Roman Catholicism) A monastic superior, who, under the general of his order, has the direction of all the religious houses of the same fraternity in a given district, called a custody of the order.

и имеем подходящий вариант именно из римского католицизма - хранитель, страж-ник, охранник. Действительно к Богу Иовису - Зевсу, как-то не очень подходит, а вот к папе римскому - вполне!
Noun
cū̆stōs m (genitive cū̆stōdis); third declension
A guard, protector, watchman
A guardian, tutor
A jailer
A keeper, custodian

  1. PS Что касается названия Планеты Юпитер Солнечной системы, так её Галилей только в 1610 году в телескоп разглядел

    Anno 1610, Galilaeus Galilaei planetae praecipuos quattuor satellites invenit, recentius ad repertoris honorem Galilaeanos appellatos, gratia telescopii; individuata in orbita circum alium planetam prima caelestia corpora Telluris dissimilia. Quod elementum ad Copernicanae theoriae partes transibat.

    Anno 1672, Roemer Iovianos satellites observans tempus inter eclipsem (imprimis Ius) brevius se facere, Tellure Iovi appronpinquante, et longius, Tellure discedente, percepit. Hic rarus effectus ad velocitatem lucis ligatus est, determinato sic primum exacto valore.

=0=0=

Русские князья сельджуков

В нескольких источниках исторических восточных мелькнули первые правители сельчуков (сельджуков) в Туране и Иране :

ШИХАБ АД-ДИН АЛЬ-КАЛШАКАНДИ
СВЕТОЧ ДЛЯ ПОДСЛЕПОВАТОГО В ИСКУССТВЕ ПИСЦА
СУБХ АЛ-АША ФИ СИНААТ АЛ-ИНША
/451/ О ЧАСТИ ВТОРОЙ ГОСУДАРСТВА ТУРАН — ХОРЕЗМ (ХУВАРЕЗМ) И КЫПЧАК (АЛ-КАБДЖАК)


Свод седьмой —
относительно известий о владыках этого государства

Выше говорилось, что оно — часть государства Туран, а государство Туран в древности было в руках Афрасийаба, царя тюрок. После него цари тюрок следовали один за другим до исламских завоеваний. Часть этих царей приняла ислам.

А того затем одолел Тогрылбек ибн Мика’ил ибн Сельджук. Так оказался Хорезм в руках сельджукидов, о которых говорилось выше государства Иран. Наконец им овладел Баркйарук ибн Малик-шах ибн Арслан ибн Дауд ибн Мика’ил ибн Сельджук, который назначил в нем своим наместником ‘Ала’ ад-дина Мухаммада Ануш-тегина. в дни сельджукида Баркйарука ибн Малик-шаха ибн Мика’ила ибн Сельджука получил он в 490 году хиджры титул хорезмшаха.

И у волжских - татар - булгар - кыпчак поминается правитель Михаил

ДЖАГФАР ТАРИХЫ
ЛЕТОПИСИ ДЖАГФАРА

Еще при Бел-Кермеке в Саклан ворвались сабары, которых булгары звали по-саклански сабанами. От них пошел наш язык, который персы ошибочно называют кыпчакским, ибо сами кыпчаки восприняли его у кыргызов и при этом еще изрядно испортили. Тех же сабанов, которые остались в Туране, стали чаще всего называть баджанаками. Их язык, как я уже писал, постепенно стал похож на язык узов или тюркмен, и Всевышний внушил Микаилю сделать именно этот язык нашим письменным языком, наряду с арабским. Кашанцы называли его булгарским тюрки, а тюркмены - “туран теле”...

Итак, ищем сначала на Востоке Михаила
Баркйарука ибн Малик-шаха ибн Мика’ила ибн Сельджука

Чагры бек (Дауд Чагры бек, полное имя Дауд Чагры бек бин Микаил Сельджук) — один из двух

(наряду с Тогрул-беком) основателей Сельджукской державы, полководец, сын главы огузо-туркменского племени кынык, Микаила, внук Сельджука, младший брат и сподвижник султана Сельджукской державы Тогрул бека. Отец султана Алп-Арслана, Чагры-бек наряду со своим старшим братом Тогрул-беком, возглавил объединение огузо-туркменских племён, положив начало сельджукской эпохе, путём завоеваний, создав Государство Сельджукидов.

Рождение 989
Смерть 1060

Отцом которого как раз и был
Отец Микаил-бек ибн Сельджук
и тут же узнаём, что имя его значит

Чагры бек (его имя в переводе со средневекового туркменского языка означает «сокол»)
а поскольку имя руское Сокол было Рюрик, то имеем Рюрика Махайловича, ищем в руской истории 11 века и легко находим

Рюрик Ростиславич:

Рюрик Ростиславич (ум. 1092) — князь перемышльский, изгой.
Рюрик Ростиславич (ум. 1212) — князь киевский, внук Мстислава Великого.
Подходит первый из 11 века:

Рюрик Ростиславич (ум. 1092) — князь перемышльский с 1084 года, сын Ростислава Владимировича, старший из правнуков Ярослава Мудрого, до 1084 года — князь-изгой.


Отцом Рюрика того как раз и был князь Михаил в крещении

Ростисла́в Влади́мирович (в крещении Михаи́л; ок. 1038[1] — 3 февраля 1067) — князь ростовский (до 1057), владимиро-волынский (1057—1064) и тмутараканский (1064—1067). Единственный известный сын князя Владимира Ярославича Новгородского, старшего сына и наследника Ярослава Мудрого. Первый князь-изгой на Руси.

 


И вот что примечательно, в руской истории оба князя названы изгоями! то есть они не правили долго в руских землях!
Но оба названы и правили в Тьмутаракани по нашей истории, и в Туране и Иране, Хорасане и Руме по истории восточной!

Упоминание о князе в Тмуторокане есть и в «Слове о полку Игореве»:

"Были века Трояна, минули годы Ярослава, были и войны Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом раздоры ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в городе Тмуторокани, звон же тот слышал давний великий Ярославов сын Всеволод, а Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове[17]."

Значит, если первый Сульчук-Сельджук был отцом Михаила, то по руской истории это получается
Влади́мир Яросла́вич (в крещении предположительно Василий[1]; 1020 — 4 октября 1052) — князь новгородский, сын великого князя Ярослава Мудрого

Скончался в возрасте 32 лет 4 октября 1052 года, оставив сына Ростислава, князя Тмутараканского,
По восточной истории у Рюрика - Чагры-бека был брат Тогрул-бек

один из двух (наряду с Тогрул-беком) основателей Сельджукской державы, полководец, сын главы огузо-туркменского племени кынык, Микаила, внук Сельджука, младший брат и сподвижник султана Сельджукской державы Тогрул бека.

Тогрул-бек (букв. Князь-сокол, туркм. Togrul beg, перс. رکن‌الدین طغرل‌بک بن سلجوق‎ Rukn-e-Dīn Togrul-bek ben Seljūq, полное имя — Рукн ад-Даула ва-д-Дин Абу Талиб Мухаммад Тогрул-бек ибн Микаил) (ок. 990 — 4 сентября 1063) — средневековый государственный деятель, создавший Государство Сельджукидов, контролировавшее в XI—XIV веках территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии.

 

Русские князья сельджуков

Поскольку и Тогрул и Чагры - оба названы Сокол, то вероятно имеется в виду также родовое имя Рюриковичей

Просветила Berna Ülker, что это разные названия Сокола на разных языках

I saw Ethymological dictionary, Ça-, Ça-KIr-ı comes from Çaa (onomatopeia - the voice of the bird) Chagatai lang. Doğan, Togan, togan(g) tog-a-n (Chagatai lang) togrıl (Eastern Turkish) and also tuygun, tuykar (Chagatai lang)

And Toğrul, Tuğrul, ton(g)rıl, Togrıl (Middl. Turkish) Togrul (Kıpçak) Domrul, Dumrul (Dede Korkut) turul (Hungarian) and Er+t(o/u)n(g)rul : Ertuğrul

Dictionary of Tuncer Gülensoy, TDK

 

По руской истории у Михаила было три сына
Дети Рюрик, Володарь, Василько

Волода́рь Ростисла́вич (умер 19 марта 1124) — князь звенигородский с 1085 по 1092, князь перемышльский с 1092. Правнук Ярослава Мудрого, сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича, дед Ярослава Осмомысла.

По смерти отца в 1067 году вместе с братьями Рюриком и Васильком был изгнан из Тмутаракани.

Васи́лько Ростисла́вич (около 1066 — 1124)[1] — князь теребовльский с 1085. Младший, третий сын Ростислава Владимировича Тмутараканского

По смерти отца в 1067 году вместе со старшими братьями Рюриком и Володарем был изгнан из Тмутаракани.
Поскольку у Рюрика Михайловича детей не было, то его можно определить как Тогрула,

Тогрул-бек ушёл из жизни на территории современного Ирана, оставив в качестве наследника своего племянника Сулеймана (сын Чагры-бека), так как был бездетным. Другой племянник, Алп-Арслан (также сын Чагры-бека), начал борьбу за трон, которую он выиграл в 1063 году[2].

Русские князья сельджуков

Сулейман ибн Кутулмыш, также известный как Сулейман I

(тур. Kutalmışoğlu Süleyman Şah) — основатель султаната Рума, правивший им с 1077 по 1086 годы со столицей в Никее.

 


Алп-Арслан (тюрк.: смелый лев[1]) также Мухаммед ибн Дауд или Мохамед бен Дауд (араб. ألب أرسلان‎, полное имя — Зийа ад-Дин ва Адуд ад-Даула ва Тадж ал-Милла Абу Шуджа Мухаммад Алп-Арслан ибн Дауд, около 1030 — ноябрь 1072/январь 1073[1]) — второй султан государства Сельджукидов с 1063 по 1072 годы[1], основатель Сельджукского могущества, унаследовав территории сельджукского Хорасана и западного Ирана, завоевал Грузию, Армению и большую часть Малой Азии

Русские князья сельджуков

а Чагры был Володарь, либо Василька
У Володаря Михайловича были

Дети Владимир Володаревич Рождение 1104 Смерть 1153,
Ростислав Володаревич Смерть 1128

У Василька тоже были
Дети Иван Смерть 1141

и Ростислав Василькович Смерть до 1141

Общая История

С 1038 по 1055 год сельджуки овладели Хорасаном, Хорезмом, Западным Ираном, Азербайджаном[19] и Ираком. Аббасидский халиф аль-Каим вынужден был признать Тогрул-бека (1038—1063) султаном и «царем Востока и Запада». Сельджукский султан считался наместником халифа, а сам халиф сохранял за собой только номинальный суверенитет и духовный авторитет. Столицей государства Тогрул-бека был город Рей.

При Алп-Арслане (1063—1072) и Мелик-шахе I (1072—1092) сельджуки завоевали Армению, почти всю Малую Азию, а затем — Сирию и Палестину. После овладения Грузии, Ширвана и Мавераннахра их правители стали вассалами сельджукских султанов. Наибольшего военно-политического могущества Великая Сельджукская империя достигла при Мелик-шахе[20].

С конца XI века Сельджукская империя стала клониться к упадку.

 

Смотрим подробно первоисточник:
САДР АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ

СООБЩЕНИЯ О СЕЛЬДЖУКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, СЛИВКИ ЛЕТОПИСЕЙ, СООБЩАЮЩИХ О СЕЛЬДЖУКСКИХ ЭМИРАХ И ГОСУДАРЯХ

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Selguk/s1.phtml
ГЛАВА 1.]

Рассказ [о начале выступления сельджуков]

Первый из них, кто принял ислам, был эмир Токак 

Однако существует версия, что Токак находился в подчинении у хазарского кагана. Бар Эбрей (1,292) пишет, что он обнаружил в одной персидской книге, под названием Малик-наме, сообщение о том, что у хазарского кагана на службе находился воин по имени Тукак. То же самое говорит н Ибн Хассул (Тафдил ал-атрак, 265. См.: Cahen. Le «Melik-Nameh», 32,33; Dunlop, 259—260). Скорее всего, Токак служил хазарам до момента упадка каганата (разгром хазаров в 965 и 969 гг. см.: Kurat. Pecenek tarihi, 90 и сл.)

- Как всегда самое интересное в Комментариях:
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Selguk/prims1.phtml#1

2. по поводу принятия ислама - это сомнительно, поскольу Рашид-ад-Дин называет Газанхана первым мусульманским правителем! а вот то что он из казар-казаков, это интересно!


6. Селджук покинул йабгу с сотней всадников, см.: Мирхонд, 451). Бар Эбрей (1,292) пишет, что «Селджук тайно собрал людей своего племени и, прихватив с собой большое число лошадей, верблюдов, овец и коров, переселился под предлогом нехватки пастбищ из Турана, т. е. страны тюрок, в Иран» (ср.: Нишапури, 11; Ta'pux-и 'Али Селджук, л. 17). По Хамдаллаху Казвини (431), переселение Селджука произошло и 375 г. х. (24.V.985—12.V.986). М. Keuмeн полагает, что переселение произошло в 935 г. (ТТКВ, XVII, № 68, 1953, 569).

 

Хотя кажется всеобщее научное мнение называет сельджуков , мусульманами, тюрками и огузами, но следующий комментарий явно противопоставляет их друг другу!

8. После принятия ислама Селджук и его сподвижники стали преследовать администрацию «неверного» йибгу в области Дженда и препятствовать его сборщикам податей взимать харадж с населения. Селджук превращается в гази — борца за веру—против огузов. Он вскоре получает прозвище Малик ал-Гази (см.: Ибн ал-Асир, VIII,22; Мирхонд, IV, 72; Ибн Фундук, 71; ср.: Koymen, I, 113—116). Вступив в борьбу с «неверными» (куффар), Селджук приобрел сторонников среди мусульманского тюркского населения и вскоре добился освобождения областей Дженда из-под власти йабгу 'Али (см.: Мирхонд, IV,72); Koymen, I,114—115).

Вот и Рашид-ад-Дин называет библейские имена сыновей Сельчука

10. По Рашид ад-Дину (II/5, 5), Селджук имел пять сыновей: Исра'ил, Микаил, Муса-Йабгу, Йусуф и Йунус; у Бар Эбрея (I, 293)- Мика'ил, Муса-Йабгу п Арслан; у Раванди (87) — Исра'ил, Микаил, Йунус и Муса-Йабгу: Абу-л-'Ала' Ахвал (Ta'pиx, см.: Раверти, I, 116-117, прим. 3) отмечает четырех сыновей: Исра'ил, Мика'ил, Муса-Йабгу и Йунус (подробности о потомках Селджука см.: Kalesoglu. Selcuk ogutlari. 117—130). Высказываются предположения, что библейские имена сыновей Селджука — Исра'ил (Израиль), Мика'ил (Михаил), Муса (Моисей), Йусуф (Иосиф) и Йунус (Иона) — христианского происхождения (см., например, статью «Сельджуки» в EI).

Эмир Селджук умер в Дженде и оставил после себя сыновей—эмира Мика'ила, эмира Мусу, эмира Йабгу-Арслана, которого звали Исра'илом Местом поселения этих эмиров были Мавераннахр и местность иод названием (л. 2б) Нур-и Бухара 

11. К началу 1005 г. государство Саманидов пало и их владения были поделены между Караханидами и Газневидами. В это время сельджуки жили на границе с мусульманским миром и служили тем правителям, которые привлекали их к союзу. Они вступали в родственные союзы с местными правящими фамилиями. Так, Арслан Исра'ил женился на дочери караханидского правителя Бухары 'Али Тегина ибн Богра-хана, а два сына MiiKa'nna—Абу Талиб Тогрул-бек Мухаммад и Абу Сулайман Чагры-бок Да'уд были направлены Арсланом Исра'илом на службу к 'Али Teгину и поселились в Нур-и Бухаре (ал-Бундари, 5: Ибн ал-Асир, VIII. 22; Ибн'ал-Джаузи, VIII, 233: Джузджани, I, 118; Мирхонд, IV, 97).

Эмир Мика'ил ибн Селджук находился на службе у султана-гази Йамин ад-Даула Абу-л-Касима Махмуда ибн Себюк-Тегина 

13. По сообщению Ибн ал-Асира (VIII, 22), Мика'ил ибн Селджук погиб во время сражения с «неверными» тюрками.

Когда умер султан Махмуд, властителем стал его сын Абу Са'ид Мас'уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин. Он послал против них (тюрок) войска из Газны, которые напали на них. Тюрки были разбиты: часть их была захвачена в плен, многие убиты. Был схвачен их главный предводитель, которого называли эмиром Йабгу-Арсланом, а его [родовое] ими [было] Исра'ил ибн Селджук. Его отправили в Газну и заточили в одной из крепостей, где он и умер. После него осталось два сына — одним из них был Куталмыш 

 

После этого умер эмир Мика'ил ибн Селджук, оставив сыновей — эмиров [Эрташ]-Йабгу, Чагры-бека Да'уда и Тогрул-бека Мухаммада. И [их] племена, [и другие] тюрки сплотились вокруг Тогрул-бека, который был старшим из сыновей своего отца 

20. Эрташ-йабгу был сыном Йусуфа Йинала. Чакыр (Сероглазый) -бек—такое имя возможно, но все исследователи читают имя как Чагры (Сокол)-бек (990—1060).

Из этого письма можно сделать вывод, что князья руские - сельчуки были воинами наёмными, как и гулямы и мамелюки:


38. После разгрома Газневидов в июле 1035 г. сельджуки стали вести себя по отношению к ним более независимо и их требования в отношении земель возросли. 19 мухаррама 428 г. х. (12.XI.1036) сельджуки направили к султану Мас'уду послов со следующим письмом: «Нами до сих пор никакого насилия не совершено, однако не тайна, что в Хорасане имеются другие туркмены да придут еще, ибо пути через Джейхун и Балханские горы открыты. Область, которую нам отдали, тесна и не вмещает имеющийся у нас народ. Великий ходжа [Ахмад ибн 'Абд ас-Самад] да станет посредником в деле и попросит у государя султана, чтобы нам отдали городки, расположенные на краю пустыни, как-то Мерв, Сарахс и Абнвард, так, чтобы [в них] пребывали почтовые начальники, казна и сахиб-диваны государя, взимали налоги и передавали нам в виде жалованья, дабы мы были государевым войском и очистили Хорасан от крамольников. Если понадобится какая-нибудь услуга в Ираке или в другом месте, то мы ее окажем и будем готовы на самое трудное дело. А хаджиб Сю-баши и войско пусть стоят в Нишапуре и Герате. Если они посягнут на нас, то нам поневоле придется прибегнуть к защите от них и уважение исчезнет. Вот наше прошение, а высочайшее усмотрение превыше [всего]» (см.: Байхаки, 617—618; Коуmеn, 11,74 и сл.).

Затем эмир Чагры-бек неожиданно совершил набег на Мерв и остался там. Сю-баши с огромным войском за три дня добрался до Мерва. Эмир Чагры-бек потерпел поражение и отступил к Андхуду н Шабуркану. Па пего напал эмир Гузганана, но Чагры-бек разбил его и рассеял его войска. После поражения эмир Гузганана был найден убитым Когда весть об этом дошла до слуха Сю-баши, он потерял покой и сон н страна для него стала тесной.

Войска сельджуков распространились во все стороны Хорасана.

Сю-баши написал султану: «А затем. Эти сельджукские эмиры такие люди, что лезвия их мечей так же [остры], как их языки. Острые мечи открывают для них укрытия в земле и [недоступные] чащи. А тебя отвлекли от того, чтобы подстричь им когти в начале их дела, твоя любовь к вину, музыке и пению. Государство стало дряхлым, и нет средств, чтобы лечить того, кого постигла старость. Вред твоих советчиков — их слово, и для тебя [было бы] похвальнее оглохнуть, [чем слушать их]. Зло при появлении—невелико, а скакуна [сразу] видно по его бегу. Недостоин быть государем тот, кто увлечен прозрачностью вина в кувшине и тем, что подпевает певцам. Сельджуки — это люди, сердца которых укрепились и воспитались в сражениях. Они издавна были в числе наших немощных мамлюков, но Карун был из народа Мусы — благословение Аллаха над ним!—а затем покушался на него Они—бродяги, хотя их имущество [29] обильно. Они не обращают внимания на смерть и гибель, которые грозят им. От копий и стрел [в их руках] пути к ним [стали] тесны. У них есть герои, которые приветствуют смерть, как будто они не из рода людского».

48. Как видно из материала источников, вожди сельджуков к этому времени избрали Тогрул-бека старшим в роде, и поэтому султаном в Нишапуре был провозглашен именно он. Тогрул-бек въехал в Нишапур во главе 3 тыс. всадников. На Другой День он воссел на трон газневидских султанов, и к нему с изъявлением покорности прибыли главный кади города и глава (накиб) потомков 'Али ибн Аби Талиба — Саййид Зайд ибн Мухаммад ибн ал-Музаффар Байхаки (ум. в 1048/49 г.). См.: ал-Фариси, л. 65а; Байхаки, 676—677.

Нишапур был взят сельджуками в рамадане 429 г. х. (7.VI — 6.VII.1038).

Малик Чагры-бек Да'уд устремился в округ Балха и осадил султана в Балхе. Он бросился на войска Газны словно хищный орел. Воспользовавшись оплошностью жителей, однажды ворвался в Балх с [небольшим] отрядом своих гулямов и всадников и увел самого большого слона, стоявшего у дверей султанского шатра вместе с его погонщиками.

Султана одолела забота, отнявшая у него покой: как только он выйдет из города, малик Чагры-бек и Йабгу ждут его с войсками неподалеку, а если султан останется в городе, то Чагры-бек и его войска окружат его там. И султан пребывал в таком положении в течение полных двух лет.

Наконец в начале рамадана 429 года султан отошел от Балха. С ним было 100 тысяч всадников

Когда малик Чагры-бек увидел такое положение [войск султана], он бросился на них в то время, как они боролись и соперничали друг с другом, и копыта [его коней] ступали только по разбитым кольчугам и расколотым черепам.

Султан и его войска были разгромлены и бежали Султан ускакал по дороге на Рудбар С ним была только сотня всадников, и погоня преследовала его: один из всадников. малика Чагры-бека чуть не настиг его, но султан ударил его мечом, рассек на две части, и тот остался на дороге. Другие всадники Чагры-бека, видевшие это, отстали, прекратив преследование султана.

55. В июне 1039 г. в долине Серахса отряды сельджуков были разбиты войсками Мас'уда (Бар Эбрей, 1,206: «Сельджуки во главе с Тогрул-беком и Чагры-беком бежали раздетые в пустыню»). Однако сельджуки перестроились и вдобавок перекрыли воду, поступающую к войскам Газневидов, и в конечном итоге Мас'уд вновь потерпел поражение. Детали: Байхаки, 697—717; Ибн ал-Асир, VIII, 25—26.

56. «Данданакан — городок из округов Мерва. Расположен в 10 фарсахах от него в песках. В настоящее время разрушен и от него, кроме рабатов и минарета, ничего не осталось. Это находится между Сарахсом и Мервом. Я видел все это»,—пишет Йакут (IV, 92—93).

Сражение произошло в безводной степи севернее Серахса. Сельджуки разрушили все колодцы на пути 100-тысячной армии Газневидов. В итоге трехдневного сражения Газневиды были разбиты наголову и все их имущество и оружие было захвачено сельджуками. Сам Мас'уд бежал с поля боя с сотней гулямов. Подробности см.: Байхаки, 659—660, 721, 741, 757 и сл.; Гардизи, 85 и сл.; ал-Бундари, 8; Ибн ал-Асир, VIII, 25—26; Джузджани, 94—95; Раванди, 99 и сл., а также: Koymen, 43—63.

Сообщение об этой битве мы находим и у Вардана (120): «Раздраженный народ (сельджуки) всем лагерем перешел Джахан (Джейхун) и, обрекши себя на смерть, начал сражаться, одержал победу, взял Нишапур, истребив войско султана в Дадахане (Данданакане), близ Мерва».

Малик Чагры-бек с его войсками в течение трех дней не сходил с коней и выжидал на месте [боя]. А когда [ему] перестали грозить бедствия перемен, он вошел в шатер султана Мас'уда ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина и сел на его трон. Он разделил добычу между своими войсками, даровал своей стране [освобождение] от хараджа за один год, восстановил [разрушенные] селения и отпустил пленных А султан [Мас'уд] перебрался в Газну.[32]

Сражение у ворот Данданакана произошло в четвер 8 рамадана (л. 8а431 года 

58. После одержанной победы Тогрул-бек, теперь уже султан, направил со своим послом' Абу Исхаком ал-Фукка'и письмо халифу ал-Ка'иму би-амри-ллаху, в котором сообщал о победе над Газневидами и о «восстановлении справедливости в Хорасане» (Байхаки, 673—674; ал-Бундари, 7—8; Раванди, 102). Разгромив Мас'уда, Тогрул-бек в честь победы освободил жителей Мерва и других городов Хорасана от уплаты хараджа (Ибн ал-Асир, VIII, 26). Он распорядился, чтобы «в течение трех лет с жителей городов ничего не брали. Вали [Исфахана] следовал этому указанию, и все переселенцы снова возвратились на родину» (Насир-и Хусрау, 206).

[ГЛАВА 4.]

Когда Хорасан стал свободен от войск потомков Себюк-Тегина и здесь утвердились сельджукские малики, малик Чагры-бек водворился в Мерве и весь Хорасан стал подвластен [только] ему.

А султан Тогрул-бек отправился из Хорасана в Ирак, его призвал [туда] имам ал-Ка'им би-амри-ллах. Позже он овладел многими странами.

Затем они разделили земли между собой: Чагры-беку Да'уду ибн Мика'илу ибн Селджуку [достались земли] от Нишапура до Джейхуна и дальше — все, что ему удастся завоевать в Мавераннахре. Он завоевал Хорезм (л. 11а), Бухару и Балх. Ибрахиму ибн Йиналу, брату по матери султана Тогрула, стали принадлежать Кухистан и Джурджан, а Абу 'Али ал-Хасану ибн Мусе ибн Селджуку достались Герат, Бушандж, Сиджистан и страна Гур. Все это произошло в 430 году В этом году султан Тогрул-бек овладел Ираком 

71. Абу-л-Музаффар Захир ад-Даула Ибрахим (1059—1099). Его правление началось с заключения мирного договора с Сельджукидами. Ибн ал-Асир (VIII, 88) пишет: «В этом 451 году между маликом Ибрахимом ибн Мас'удом и Да'удом ибн Мика'илом, владетелем Хорасана, было заключено мирное соглашение, по которому за Сельджукидами закреплялись те земли, которые к этому времени были под их властью, и все спорные вопросы были улажены». Договор был размножен и разослан во все концы обоих государств (ас-Суйути, 419).

В этом же году, в раджабе, умер Чагры-бек Да'уд (13.VIII.— 11.IX.1059). По Ибн ал-Асиру (VIII, 88), он умер в сафаре 452 г. х. (7.III.—4.IV.1060). После него правителем Хорасана стал его сын Алп-Арслан. Кроме него у Чагры-бека были еще сыновья — Йакути, Сулайман и Кавурд-бек. Мать Сулаймана вышла замуж за Тогрул-бека.

78. После победы у Данданакана в июне 1040 г. предводители сельджуков собрались на свой первый съезд (Нишапури, 17). В нем участвовали Чагры-бек Да'уд, Тогрул-бек, Эрташ-Йабгу, другие двоюродные братья, старшие родственники и эмиры войск (Раванди, 101—103; Нишапури, 17). Главную роль на съезде играл Тогрул-бек, после выступления которого было решено, что за создаваемое государство несет ответственность весь род Селджука, который во имя общих интересов будет единым. Цель у всех одна — «завоевание мира», и личные интересы отдельных представителей рода должны быть отброшены ради общего дела.

Первым общим решением на съезде было послание халифу ал-Ка'иму би-амри-ллаху: «Мы — сельджуки — всегда были племенем, покорным государству Аббасидов, поддерживали его и исполняли предписания и заветы. Мы всегда были усердны на пути газавата и джихада. У нас был Дядя по имени Исра'ил, который был нашим главой и предводителем. Йамин ад-Даула Махмуд схватил его без всякой вины, отправил в Индию, в крепость Калинджар и держал его там в цепях семь лет до самой смерти. Он заточил в крепости большое число наших родственников. Когда умер Махмуд, то вместо него на престол воссел его сын Мас'уд. Он не занимался делами государства и пребывал в утехах и играх. В конце концов знатные и вельможи Хорасана просили нас помочь и выступить ради покровительства им. Эмиры и войска Мас'уда несколько раз нападали на нас. Много раз между нами и ими происходили нападения и отступления, победы и поражения. Однако победы, которые являются знаками успеха, большей частью были на нашей стороне. Последний раз Мас'уд сам пошел против нас с большой армией. С помощью Всевышнего и с благословения господина нашего Пророка — мы победили! Разбитый и жалкий, с поверженным знаменем, Мас'уд бежал, оставив нам удачу и государство. Благословение этой божественной милости! Восхваляя эту победу, мы распространили среди народа справедливость и правосудие и отошли от несправедливости и притеснений. Для того чтобы возвести это [наше] дело в закон во славу религии ислама, мы хотели бы утвердить его халифским указом» (Нишапури, 17—18; ал-Бундари, 7—8; Раванди, 101—102; Рашид ад-Дин, 11/5, 18—19).

Это послание было первым актом возникшего государства Сельджукидов.

Раздел бывших газневидских владений между Сельджукидами произошел после этого послания (Вардан, 120—121; Раванди, 101; Бар Эбрей, I, 299).

Примерно через год после победы у Данданакана в Нишапуре была чеканена первая монета с именем Тогрула (433 г. х.). В следующем году монета с его именем была чеканена и в Рее. Это было свидетельством признания Тогрула главой государства (см.: Koymen, III, 54—65; о монетах см.: Lane-Poole, 28; Miles, 194; Sourdel, 28).

Джурджан (Гурган) — область Горган к ю.-в. от Каспийского моря. Бушандж — город в области Герата (Иякут, II, 304—305). Гур — область в центральной части Афганистана, между Гератом и Газной, в верховьях рек Гери-руд и Хильменд.

Султан направил Шихаб ад-Даула Куталмыша ибн Исра'ила ибн Селджука в горные [области] Армении и Азербайджана , и он овладел ими 

79. Захват областей Армении и Азербайджана Куталмышем подтверждается сообщениями 'Азими (1090—1161) и Ибн Дукмака (1349—1406), в которых сохранилось сообщение об осаде Куталмышем Гянджи в 438 г. х. (8.VII.1046—27.V.1047). Под годом 439 (1047) 'Азими сообщает:

«Йинал, брат Тогрул-бека, вторгся в страну румов. Румы встретили его вместе с Липаритом абхазским. Румы были разбиты, и абхазы приведены были к Тогрул-беку как пленные. Тюрки захватили Арзан и Каликалу. Куталмыш в это же время в течение полутора лет осаждал Гянджу, но был отбит от нее» (см.: Minorsky, 48, 62; Yinanc, 46).

Маттеос Урфаеци (85—86) об этих событиях пишет следующее: «По приказу Тогрула со стороны Ирана на нас обрушилась кара господня. Два командующих — Апреем (Ибрахим Йинал) и Кытылмыш (Куталмыш), выступив из султанского дивана во главе огромного войска, двинулись на Армению. Они знали, что вся Армения из-за византийцев оставалась обезглавленной и беззащитной. Они подступили к городу Арзану. В окрестностях города произошла жаркая битва, и обороняющиеся были разбиты. Мусульмане перебили мечами около 150 тысяч человек. Арзан был первым городом, взятым силой меча. Это было в 498 году армянского Летосчисления (9.III.1049—8.III.1050)». См. также: Аристакэс Ластивертци, 86—94).

Армения и Азербайджан были завоеваны Тогрул-беком в 446 г. х. (12.IV.1054—1.IV.1055), см.: Ибн ал-Асир, VIII, 67; Бар Эбрей, 1,308; Раванди, 109.

В 448 году Эмир верующих ал-Ка'им би-амри-ллах женился на дочери малика Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука м с уговором выплаты [выкупа] в сумме 100 тысяч динаров  Халиф одарил султана Тогрула семью почетными одеждами, надел на него ожерелье и браслеты и написал грамоту (катаба 'ахдан) для пего на владение тем, что [находилось] под его властью и в хутбе назвал его «султаном Востока и Запада» (султан ал-Машрик. ва-л-Магриб). Достоинство Тогрула возросло, его могущество увеличилось, его государство стало обширным 

82. Султан Тогрул-бек вступил в Багдад в рамадане 447 г. х. (24.XI— 23.XII.1055). Там была прочитана хутба и отчеканены монеты с его именем. Тогрул получил почетное имя Рукн ад-Даула ва-д-Дин ас-Султан ал-Му'аззам Абу Талиб Тогрул-бек Йамин Амир ал-Му'минин (Ибн ал-Асир, VIII, 70—71; Раванди, 103—104; Вардан, 121 и другие источники).

[ГЛАВА 5.]

Султан Тогрул-бек прибыл в Багдад 25 сафара 450 года  Он схватил ал-Малика ар-Рахима, отправил его в Рей и заточил [его] в крепости Табарак, где он и умер. [Так] закончилось [37] владычество рода Бувайхидов, продолжавшееся 127 лет

Султан Тогрул-бек отправился вслед за ал-Басасири, покинув Багдад 25 раджаба 450 года  Когда султан Тогрул-бек достиг Нисибина, его брат. по матери Ибрахим ибн Йинал отделился от него и возвратился в Ирак. С ним из войска ушли (л. 12а) храбрецы, [подобные] львам из логова. Из Нисибина султан бросился вслед за ним. Пока султан Тогрул-бек достиг Хамадана, силы Ибрахима увеличились и дело его окрепло. Султан Тогрул-бек в Хамадане оказался [в положении] осажденного, а к Ибрахиму собирались войска.

Султан Алп-Арслан находился в Сиджистане, когда к нему прибыло письмо от его дяди султана Тогрул-бека. Тот писал: «Мой брат оспаривает мое право и старается посеять вражду в моем государстве. Я вынужден прибегнуть к твоей помощи и [просить] поддержки». Султан Алп-Арслан через пустыню за десять дней перебрался из Сиджистана в пределы Ирака и прибыл в ставку султана Тогрула. Утром 19 джумада II 451 года  они подготовили войска к битве. А когда наступил полдень, султан Алп-Арслан схватил Ибрахима ибн Йинала и доставил пленного к трону своего дяди султана Тогрула. [После этого] султан Алп-Арслан с полным успехом, живой и здоровый отправился в Хорасан. Ибрахим ибн Йинал был казнен в среду [того же] 19 джумада II 451 года.

Великий султан Рукн ад-Дунйа ва-д-Дин Абу Талиб Тогрул ибн Мика'ил ибн Селджук, да смилостивится над ним Аллах, умер в пятницу 18 рамадана 455 года

Он был погребен в Мерве, рядом с могилой своего брата ал-Малика Чагры-бека Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука

92. Султан Тогрул-бек не имел детей и оставил завещание, что в случае его смерти наследником престола будет его племянник Сулайман,. на матери которого после смерти Да'уда был женат Тогрул-бек. Выполнить завещание султан поручил своему везиру "Амид ал-Мулку ал-Кундури. Вся казна Тогрул-бека была распределена среди войск, чтобы заручиться их поддержкой. Другому племяннику Тогрул-бека, Алп-Арслану,. было отправлено письмо о том, что он утверждается наместником в Хорасане. Однако, когда дело дошло до присяги, эмиры разделились в мнениях о наследнике. Большинство их оказалось на стороне Алп-Арслана, и тогда 'Амид ал-Мулк приказал провозгласить хутбу с именем Алп-Арслана, а потом уже упоминать имя Сулаймана. См.: Ибн ал-Асир, VIII, 95; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 97, 100—101, 108—110; ал-Бундари, 28г Бар Эбрей, 1,316.

94. Чагры-бек Да'уд умер в сафаре 451 г. х. (19.III.—16.IV.1059) или в раджабе этого же года (13.VIII.—11.IX.1059). См.: Ибн ал-Асир, VIII,. 88; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 44—45; Джузджани, I, 132—137,

[ГЛАВА 8.]

Рассказ о малике Чагры-беке Да'уде ибн Мика'иле ибн Селджуке. Битва султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана ибн Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука с султаном Маудудом ибн Мас'удом ибн Махмудом ибн Себюк-Тегином, поражение Маудуда и заключение мира

Картина дня

наверх